Предложения в которых упоминается "монизм"
Путь к решению этой проблемы в первом её аспекте открывает теория отражения, реализующая в теории познания материалистический монизм.
Отношения теории и реальности — старая проблема позитивизма, которую все его виды в конечном счёте решают в пользу идеалистического монизма.
И я же исповедую почти пантеистический монизм.
Далее, числа могут служить и философскими символами монизма, дуализма, всеединства или единства во множестве.
Тенденция практики к комплексности становится понятной, если учесть, что последовательная реализация здесь методологического принципа монизма затруднена.
Правовые системы разных стран придерживаются разных мнений в спектре между чистым монизмом и всеобщим дуализмом.
Но помните, что в основе каждой имеющей значение философской системы лежит та или иная форма монизма, т.
Материалистический монизм диалектического материализма сразу же исходит из внешнего объективного мира.
Отметим только, что и здесь, несмотря на строгий монизм, отводится место дуализму: огонь есть и целое, как единая общая стихия, и нецелое, т.
Между тем идея монизма в целом обычно в западной литературе преподносится именно как концепция «единственного» (а не определяющего) фактора.
То же можно сказать и о теории монизма, о борьбе за существование, о праве наказания и даже, если хотите, о всеобщем избирательном праве и референдуме.
Возможно, что эта фикция в интересах монизма экономического мышления и должна быть сохранена, как указывал, например, проф.
Как можно, начав спиритуализмом, прийти к психофизическому монизму, так к нему же можно прийти, исходя из объективного материализма.
Это одно уже, отметим мимоходом, даёт наиболее убедительное выражение монизму исторического развития.
Данное требование — это конституционная реакция на советский опыт идеологического монизма.
Принцип материалистического монизма требует рассматривать общество как материальную систему.
Теософическое сознание принимает самый вульгарный монизм, разрушенный работой более утончённой философской мысли.
Представление о человеке как о точке пересечения двух детерминационных рядов мешало осуществлению принципа психофизического монизма, за который прогрессивные французские философы боролись в своей философской теории.
Меня обвинят в противоречивом совмещении крайнего религиозного дуализма с крайним религиозным монизмом.
Эта антиномия дуализма и монизма у меня до конца сознательна, и я принимаю её как непреодолимую в сознании и неизбежную в религиозной жизни.
В сознании нет выхода из вечной антиномичности трансцендентного и имманентного, дуализма и монизма.
Мистический гнозис всегда давал антиномические решения проблемы зла, всегда в нём дуализм таинственно сочетался с монизмом.
Такой радикальный, революционный, непримиримый дуализм ведёт к последнему монизму божественной жизни, к божественности человека.
Через героический дуализм, через противопоставление божественного и «мирского» входит человек в монизм божественной жизни.
Рисуя жизнь и человека как продукт естественных процессов и отношений, устраняя во имя материалистического монизма иной мир, идею бессмертия, свободы и т.
Эбзеева, — окажется в выигрыше, если она откажется от весьма удобного, но искусственного монизма, неизбежно ведущего к односторонности, и примирится с более соответствующим многообразию социальной действительности плюрализмом.
Индуизм представляет собой семейство самых разнообразных философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме, монизме и, даже, атеизме.
Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч.
Древний и средневековый исторический опыт дуализма или монизма политических и религиозных центров или столиц также оказывал заметное влияние на последующую структуру власти уже современных государств и устройство их урбанистической иерархии.
Кантовский дуализм остаётся более вечной истиной, чем этот монизм, порождённый усилиями гениальной мысли, но всё же мысли себя объективирующей и гипостазирующей.
Монизм подразумевает, что всё в окружающем мире: и в макрокосме, и в микрокосме — строится по одному и тому же эталону.
Из монизма выводится логичное предположение, что и человеческое общество формируется по некоему образцу, одинаковому и для высших цивилизаций (если он вправду существуют), и для низших, вроде нашей.
Что касается космизма на базе монизма, то советские идеологи его изрядно обкорнали и выпотрошили — в таком лишённом души виде эта философия стала обслуживать идею космической экспансии, превратившуюся со временем в одну из центральных коммунистических доктрин...
Примером доминанты гражданского общества может служить демократическая система либерализма, где государство является всего лишь средством, а не самоценностью, где на первом месте стоят социально-экономические отношения, где идеологический монизм уступает место мировоззренческому плюрализму.
Если взять методологический аспект проблемы, то в настоящее время наблюдается отход от монизма в исследованиях ответственности.
Механический монизм философии естествознания опирается на одну общую и априорную предпосылку, которая не может быть доказана в науке, ибо сама её обосновывает; это именно предположение непрерывной закономерности, проникающей собою всю вселенную, или единого космического механизма.
Поскольку наши восприятия ограничены чувственно-зримым, мы полагаем вместо конкретного монизма дуализм и рассматриваем мысль не как объективное свойство самих растений, а только как субъективное свойство головы.
Надо установить принцип единства духовного и материального начал, принцип психофизического монизма.
Выдвигая нравственное значение психофизического монизма, я воздерживаюсь от сознательного подчёркивания метафизического и гносеологического смысла этой проблемы.
Напротив, психологический и моральный смысл проблемы психофизического монизма открывается мне с полной ясностью вне той или иной метафизической, гносеологической его оценки, которую я отбрасываю прежде всего потому, что оценка эта не может иметь в моих глазах непреложного, положительного значения, значения безусловной истины.
Одни — мучают себя расхождениями между духовными требованиями и телесными инстинктами, а другие живут полным и радостным круговоротом духовно-материальных существ — в духе психофизического монизма.
Это — постановка проблемы о дуализме или монизме человеческой природы.
Метафизический спор между материалистами и идеалистами пока что не может быть разрешён ни в ту, ни в другую сторону, если только не принять за разрешение теорию психофизического монизма.
Особенно характерны в развитии современных научных взглядов тенденции, ведущие к монизму, совместимому с множественностью, что обнаруживает их связь с ведантистской идеей о единой сущности, имеющей множество форм становления.
Никто не согласится с таким монизмом, хотя многие соглашаются с выведением всего, в том числе и религиозной идеологии, из организации производства и хотя наша дедукция, несомненно, будет выполнена с большею тонкостью и богатством.
Можно смело сказать, что судьба этих более поздних разновидностей «нейтрального» монизма — неореализма и прагматизма — так же тесно связана с судьбами психологии, как первоначальная разновидность «нейтрального» монизма — махизм, был связан с развитием физики.
Основной «пафос» своей философии представители «нейтрального» монизма видят в борьбе против картезианской «бифуркации» природы.
Борьба с дуалистической «бифуркацией» природы (пользуясь их выражением) ведётся ими с позиций всё того же «нейтрального» монизма, который является монизмом эпистемологическим.
Здесь от «нейтральности» расселовского монизма не остаётся даже и видимости.
Вслед за неореализмом свою разновидность «нейтрального», по существу идеалистического монизма, выдвинул прагматизм, тоже блокирующийся с бихевиоризмом, но уже не «радикальным» уотсоновским, а изощрённым «социальным» (Мэд).