Вы здесь

Предложения со словосочетанием "культурные универсалии"

Предложения в которых упоминается "культурные универсалии"

Иначе говоря, культурные универсалии — это социальные механизмы, или компоненты культуры, посредством сохранения которых осуществляется непрерывность и целостность культурно-исторического развития общества, невзирая на историческую изменчивость и динамику в культуре.
Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, определяет в них место и роль социальных институтов (в том числе — науки), как и отдельных людей, устанавливает правила общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение культурные универсалии.
Культурные универсалии — наиболее распространённые и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).
Культурные универсалии могли возникнуть различными путями.
Таким понятием являются культурные универсалии.
Культурные универсалии — понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших.
Всем культурам присущ ряд общих форм или чёрт — так называемые культурные универсалии.
Однако учёные выделяют и ряд элементов, характерных для всех культур — культурные универсалии (правила воспитания детей, грамматический строй языка, религиозные заповеди и др.).
Несмотря на существование культурных универсалий (например, язык, религия, юмор, совместный труд присутствуют во всех человеческих сообществах) на данном уровне большую роль играют культурные различия, которые обусловлены географической средой, ландшафтом, климатом.
Очевидно, что приведённое в качестве примера одно из множества возможных уточнений культурных универсалий, существенно трансформирует повторяемое как заклинание во всех учебниках культурологии определение культуры в абстрактно-этическом значении «культивирования», что при утрате нравственно-этических критериев легко может быть переосмыслено в значении технологических изменений без всякого следа не только сакральной составляющей, но, вообще говоря, любой системы ценностей.
Эти общие представления, правила и ценности получили название культурных универсалий.
Без взаимосвязи и взаимовлияния трудно было бы проследить путь зарождения культурных универсалий.
Второй путь развития культурных универсалий — диффузия культурных и других ценностей, внедрение достижений одной культуры в другие посредством её культурной экспансии или мирной коммуникации всех культур.
Количество культурных универсалий трудно определить.
Мердок сделал вывод, что только две из выделенных им культурных универсалий действительно присущи всем культурам: правило «не убий» и запрет на инцест (кровосмешение).
Формы поведения и другие культурные феномены, обнаруживаемые во всех или почти во всех культурах, называются культурными универсалиями.
Основными типами культурных универсалий являются язык, запрет инцеста, институты брака, семьи, религии и собственности, однако в рамках этих общих категорий способы поведения и ценности различных обществ существенно варьируются.
Отсюда объяснение лежит в меняющихся уровнях анализа между полюсами культурных универсалий и индивидуальной адаптацией.
Архаичные глагольные формы образуют огромные этимологические гнёзда, к которым принадлежат именования важнейших артефактов культуры, видов производительной деятельности, способов социальной солидарности, относимые к разряду культурных универсалий.
Прагматический разум перестал быть культурной универсалией и превратился в инструмент для удовлетворения насущных потребностей.
Главное противоречие европейской культуры — между единичностью экзистенции и всеобщностью культурных универсалий.
Да — если культурным универсалиям возвращена их религиозная основа.
Если этого нет, то и свобода, и разум, как культурные универсалии, парадоксальны, а в основаниях культуры — трещины.
Ещё один поворот «бегства» от культурных универсалий — поворот к «повседневности».
Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, получили название культурных универсалий.
Во-вторых, культурология обращена в первую очередь к культурным универсалиям — таким характеристикам разных культур, которые объединяют их в социально-функциональные типы по их сущностному содержанию и социальной значимости24.
Учёт вышеперечисленных обстоятельств вносит некоторые коррективы в проблему многоаспектных соотношений культурного разнообразия, с одной стороны, и культурных универсалий — с другой, и это становится особенно очевидным в последнее десятилетие уходящего века.
То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местоположения, исторического периода и других свойств общества.
Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок.
В отличие от философии культуры, направленной на поиск культурных универсалий, культурология изучает культурно-исторические явления, выявляет закономерности их возникновения, функционирования и изменчивости.
Повседневность принадлежит к наиболее значимым культурным универсалиям, являет собой базисную, фундаментальную структуру.
Эти «спецификации» указывают на сферы жизнедеятельности, в которых действие тех или иных культурных универсалий проявляется особым образом, или на фундаментальные духовные принципы, вокруг которых выстраиваются культурные системы.
Поэтому культурные ценности существуют, пока люди признают их таковыми, признают над собой власть культурных универсалий.
Когда система культурных универсалий теряет свои привычные для поколений людей очертания, расшатываются её ранее прочные и устойчивые основания, в неё входят новые принципы и образцы, становящиеся универсальными или широко распространёнными, а старые теряют своё значение, наступает кризис, со временем приводящий к тому, что одряхлевшая культура уступает место другой, более жизнеспособной, власть универсалий которой признаёт новое большинство людей.
Большую роль в этом развитии играет взаимодействие или «конкуренция» между системами культурных универсалий.
Это прекращение власти культурных универсалий не из-за того, что люди разочаровываются в каких-то из них или находят им замену.
Если говорить о современной европейской культуре, кризис уничтожает её самоидентичность: симулякры в роли инструментов не могут быть культурными универсалиями.
Но нельзя не признать силу предостережения: культура, в которой гуманизм трактуется как подчинение культурных универсалий индивидуалистическим притязаниям человека, становится антигуманной и обрекает себя на вырождение.
Это, впрочем, не мешает ссылаться на «научные данные» и авторитет научных дисциплин, якобы подтверждающие необходимость исхода человечества из «царства культурных универсалий» в «мир практической свободы».
При всей привлекательности данного положения, всё же не стоит целомудрие считать культурной универсалией древних славян.
— Да тут самое простое объяснение: культурные универсалии!
Иногда выделяют две группы концептов — культурные универсалии и культуроспецифические понятия.
Универсалии культуры выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры (огонь, вода, смех, слёзы, труд, верх-низ, мужское-женское и т.
Кризис культуры — это такое её состояние, когда её универсалии теряют власть над людьми, когда жизнедеятельность последних перестаёт следовать культурным нормам и образцам.