Вы здесь

Обществознание. 1. Человек и общество (Н. А. Плавинский)

Макет подготовлен при содействии ООО «Айдиономикс»

© Плавинский Н.А., 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Общество – часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития находится человек – биологическое индивидуальное существо, имеющее сознание и волю. Природа существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.

Человеческое общество выступает в качестве творца и преобразователя культуры. Культура в широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, надстроенная над природой естественной.

Вместе с тем необходимо осознавать неразрывную связь природы и общества. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс. С другой стороны, и общество серьёзно влияет на естественную среду обитания человека.

Основой общественных связей является человеческая деятельность. В ходе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми организмами). Но только деятельность человека носит практический и преобразовательный смысл. Человек не только приспосабливается к существующим природным и социальным условиям, но и серьёзно преобразует их.

Для человеческой деятельности характерно стремление к определённой цели. Человеческая деятельность – основа, исходный пункт взаимосвязей и отношений, которые возникают в обществе. Вместе с тем жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентирами людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Его жизнь определяется взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается в не меньшей степени, чем в продуктах питания, жилище или в орудиях труда.

Человек в ходе своей жизнедеятельности становится частью более крупных общностей людей, таких как социальная группа, класс, нация. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

Важнейшей составной частью общества как системы взаимоотношений являются социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей.

Макроструктура общества состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности, – материально-производственной, социальной, политической, духовной.

Для человеческой природы характерна двойственность. Человек стал самим собой не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество серьёзно влияет и во многом определяет поведение человека.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение – это целостное представление об обществе, природе, человеке, которое находит выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Отличие мировоззрения от других элементов духовного мира человека заключается в том, что оно представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Кроме того, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему миру.

Типы мировоззрения:

обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его собственной практической деятельности;

религиозное мировоззрение основывается на религиозных учениях;

научное мировоззрение является очевидным наследником того направления философской мысли, которое в своём развитии постоянно опиралось на новейшие достижения науки. Данный тип мировоззрения включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

1.3. Виды знаний

Знание – это основной результат познания.

Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, которые были получены в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Формы чувственного познания:

ощущения, отражающие отдельные свойства, признаки предметов и процессов;

восприятие, дающее целостное отражение предметов во всём многообразии их свойств;

представление, когда не существует конкретного предмета, который отражается, остаётся конкретный образ объекта – с той лишь разницей, что этот образ усреднён, поскольку утратил свои уникальные и случайные черты из-за действия аналогичных образов прошлого;

понятие – мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.

Суждения – мысли, утверждающие или отрицающие нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями окружающей действительности или между их признаками и свойствами.

На основании суждений и понятий формируются умозаключения. Они представляют собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Сенсуализм в процессе познания ставит на первое место чувственную познавательную способность в противовес разуму. Сенсуалисты считают, что нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах.

Рационализм отрицает чувства как источник достоверной первичной информации, мотивирует неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых с помощью органов чувств.

1.4. Понятие истины

Истина – соответствие получаемого знания действительности. Отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится, как существует сам по себе, вне сознания. Другими словами, истина – это соответствие утверждений или представлений реальному состоянию дел.

Знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, согласовано с имеющейся системой взглядов. Ещё одним критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.

Ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объёме и его познания всегда ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Относительная истина – ограниченное верное знание о чём-то. Относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

Абсолютная истина – максимально полное, исчерпывающее знание об определённом объекте. Содержание истины имеет свойство постоянно расширяться, уточняться. Именно поэтому процесс познания бесконечен.

Утверждение, которое не соответствует действительности, является либо заблуждением, либо ложью.

Заблуждение – содержание знания, которое не соответствует реальности, но ошибочно принимается за истинное.

Ложь – искажение действительного состояния дел, которое имеет целью ввести кого-либо в обман.

1.5. Мышление и деятельность

Мышлением называют присущую только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах. Сознание формируется деятельностью и в то же время влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.

Деятельность – форма взаимодействия с окружающим миром, которая присуща только человеку.

В процессе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Деятельности человека присущи следующие черты: сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер.

Деятельность человека носит сознательный характер. Человек осмысленно выдвигает цели своей деятельности и предвидит её возможный результат.

Деятельность человека носит продуктивный характер и направлена на получение определённого результата, продукта.

Деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя, свои основные способности, привычки, характерные личностные качества.

В деятельности человека проявляется её общественный характер, поскольку в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Любая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Цель – осознанный образ ожидаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Добиться необходимого результата можно, используя определённые средства деятельности. В ходе деятельности возникают определённые её продукты (результаты).

Мотив – это побудительная причина деятельности.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и разнообразие определённых видов деятельности людей.

Исходя из разных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность разделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

1.6. Потребности и интересы

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Естественные потребности – потребности людей во всём том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, воздух, вода и т. д.).

Социальные потребности – потребности человека во всём том, что является продуктом общественной жизни (потребности в общении, признании и др.).

Идеальные потребности – заинтересованность людей во всём том, что необходимо для их духовного развития (потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей и т. д.).

1.7. Свобода в деятельности человека

Для описания поведения человека в обществе используется такой термин, как социальное действие. Так же как и социальное поведение, социальное действие проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Социализация – процесс социального обучения, для которого необходимо одобрение группы. В основе типов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, называемые нравами и обычаями.

Нравы – установки поведения в обществе, складывающиеся внутри очерченного круга людей под влиянием привычек, социально предписанные стереотипы поведения.

Обычаи – обязательное следование предписаниям, которые были восприняты из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплочённости.

Реализация человеком своего социального предназначения во многом зависит от возможности выбирать по своему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием свобода. Свобода связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния.

Очевидно, что проблема свободы пересекается с проблемой ответственности. Ответственность присуща зрелой личности и выражается в понимании себя как причины поступков, которые совершаются, во внутреннем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества

Общество определяется как динамическая система, способная к саморазвитию, то есть такая система, которая может, серьёзно изменяясь, вместе с тем сохранять свою сущность и качественную определённость.

Система – комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.

Таким образом, общество – сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, которая включает в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами само регуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа таких сложноорганизованных систем, как общество, было выработано понятие подсистема. Подсистема – промежуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система. Определённые группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.

Основные сферы общественной жизни:

экономическая, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения;

социальная, которая подразумевает отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, а также деятельность государства по обеспечению социальных гарантий;

политическая, охватывающая сферу отношений между гражданским обществом и государством, а также между государством и политическими партиями;

духовная, включающая отношения, которые возникают в ходе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Деление на четыре сферы общественной жизни является условным. Основанием для их разграничения служат базовые потребности человека.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

• определяется большим разнообразием различных социальных подсистем и структур. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер;

• общество не сводится к конкретным людям, которые его составляют. Общество – это система вне– и надындивидуальных форм, отношений и связей, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов;

• обществу присуща самодостаточность, а именно способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется как целостный единый организм, в котором тесно переплетены разнообразные социальные группы, различные виды деятельности, которые обеспечивают жизненно необходимые условия существования;

• общество отличает исключительная динамичность, незавершённость и альтернативность развития;

• общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включённым в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным фактом для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба;

• для общества характерна непредсказуемость и нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, столкновение интересов и целей разных людей создаёт предпосылки для реализации различных вариантов и моделей возможного развития общества. Вместе с тем это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. В свою очередь учёные создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в её самых различных областях.

1.9. Основные институты общества

Общество состоит из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность.

Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Социальные институты – своеобразные ценностно-нормативные комплексы, которые включают ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определённых ситуациях, а также органы и организации, которые обеспечивают их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны друг с другом общественными отношениями – связями, которые возникают между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи отмирают, некоторые – появляются. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальные институты – элементы общества, которые представляют стабильные формы регулирования и организации общественной жизни. Институты общества – государство, образование, семья и т. д. – упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в процессе развития общества.

Функции институтов:

• удовлетворение потребностей общества;

• регуляция социальных процессов, в ходе которых эти потребности обычно удовлетворяются.

Потребности, удовлетворяемые социальными институтами, крайне многообразны. Каждый институт может удовлетворять сразу несколько потребностей.

Процесс удовлетворения потребностей может регулироваться. К примеру, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Институционализация – процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального сосуществования, которое основано на чётких правилах, законах, образцах и ритуалах. Так, процесс институционализации науки – это превращение науки из деятельности одиночек в чёткую систему отношений, включающую в себя систему учёных степеней, званий, научных институтов, академий и т. д.

К числу основных социальных институтов относятся культура, наука, образование, религия, семья, государство, право.

Семья – важнейший социальный институт родства, который связывает индивидов совместным бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд основных функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т. д.

Государство – главный политический институт, который осуществляет управление обществом и обеспечивает его безопасность. Государство выполняет внутренние функции – хозяйственную (регулирование экономики), стабилизационную (поддержание стабильности в обществе), координационную (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и др. Кроме того, существуют и внешние функции: обороны (в случае войны), интеграции и сотрудничества (с целью защиты интересов страны на международной арене).

Право – социальный институт, или система общеобязательных норм и отношений, которые охраняются государством. Государство с помощью права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляет определённые отношения в качестве обязательных. Основные функции права: обеспечивает нормы поведения в обществе и охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом.

Культура – социальный институт культуры, который обеспечивает воспроизводство и развитие общества путём организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относятся адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. д.

Наука – область человеческой деятельности, которая направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ, а впоследствии синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.

Образование – процесс усвоения знаний, обучение, процесс, с помощью которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Все представленные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья не только институт, но и малая социальная группа.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству конкретных особо важных для общества социальных отношений, а кроме того устойчивости системы во всех основных сферах её жизнедеятельности – экономической, политической, духовной и социальной.

Суть социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. В процессе своей деятельности социальные институты выполняют ряд функций:

функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт закрепляет и стандартизирует поведение членов общества путём своих правил и норм поведения;

регулятивная функция обеспечивает регулирование отношений между отдельными членами общества путём выработки схем поведения и регламентации их действий;

интегративная функция заключается в процессе взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;

транслирующая функция отвечает за передачу социального опыта от одного поколения другому и приобщение к нормам, ценностям, ролям каждого конкретного общества.

Социальные институты можно назвать главными составляющими структуры общества, которые интегрируют и координируют всю массу индивидуальных действий людей. Структура социальных институтов и отношения между ними представляют каркас, служащий основой формирования общества со всеми вытекающими из этого последствиями. Насколько надёжны конструкция, фундамент, несущие составляющие общества, настолько велики его прочность, монолитность, стабильность, фундаментальность.

1.10. Формы и разновидности культуры

В самом широком смысле термин культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на его внутреннюю сущность.

Культура характеризуется историчностью и практически безграничным многообразием форм. В современной науке общепринятым является деление культуры на материальную (предметы быта, здания, транспортные средства, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (язык, символы, ценности, знания, правила и нормы и др.). Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, охватывающая богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяющая как процесс усвоения накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Всем культурам присущ ряд общих форм или черт – так называемые культурные универсалии. К их числу относятся наличие языка с определённым грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные обряды и ритуалы.

Изучением культуры занимается специальная наука – культурология.

Функции культуры:

функция приспособления к окружающей среде. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и поставило их себе на службу;

функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей, позволяющая человеку определить своё место в мире и, используя накопленные знания о нём, развиваться от более низкого уровня к более высокому. Данную функцию обеспечивают механизмы культурных традиций;

функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках данной функции культура создаёт ценности и ориентиры общества, закрепляет полученные достижения и становится основой для дальнейшего развития;

функция социализации даёт каждому конкретному человеку возможность усваивать определённую систему знаний, норм и ценностей. Люди, исключённые из культурных процессов, в большинстве своём не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе;

коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие между людьми и человеческими общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры.

В современном обществе постоянно происходит диалог культур, что отчётливо видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Это в свою очередь влечёт за собой интернационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего усваиваются достижения точных наук, техники и естествознания. Сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества.

Глобализация – процесс постепенного формирования условий всемирной культурной, экономической, политической и религиозной интеграции и унификации.

Народная культура – самая стабильная часть национальной культуры, основной источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности.

Современную культуру принято разделять на массовую и элитарную.

Массовая культура сложилась в ХХ в. Главной предпосылкой для этого стало размывание территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Для появления массовой культуры потребовалось несколько основных условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг, а кроме того средств коммуникации, которые способны копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до широких масс.

Массовой культуре обычно противопоставляется культура элитарная, которая рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Элита, являющаяся потребителем такой культуры, – наиболее способная к духовной деятельности, одарённая творческими задатками часть общества. Вместе с тем элитарная культура – источник идей, приёмов, шаблонов и образов для массовой культуры.

1.11. Наука

Наука – сфера человеческой деятельности, которая направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.

Отличие научного познания от остальных форм познания:

• принцип объективности;

• рационалистическая обоснованность;

• системность знания;

• проверяемость.

Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.

В научном знании выделяют два уровня:

эмпирическое знание, отражающее изучаемый объект со стороны, что доступна наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов;

теоретическое знание, имеющее дело с логической моделью изучаемого объекта, которая выражена специальным научным языком.

Главные черты современной науки:

универсальность – общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию;

безграничность – поскольку наука не ограничивается в своей деятельности ни временем, ни пространством. Она неизмерима по своему объёму и бесконечна по своей задаче;

наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, так как она насчитывает примерно 15 тыс. дисциплин.

Это объясняется многообразием явлений реального мира, которые изучает наука, ростом информации, специализацией учёных по сужающимся исследовательским областям, требованиями научно-технического прогресса о дифференцированных исследованиях в значительно отличающихся друг от друга отраслях производства;

теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества.

Науки подразделяются на:

естественные – комплекс знаний о природных объектах, явлениях и процессах;

социально-гуманитарные – те дисциплины, которые изучают человека в сфере его духовной, культурной, умственной, нравственной и общественной деятельности.

1.12. Образование

Образование – процесс усвоения знаний, обучение, процесс, посредством которого общество через специальные учреждения: школы, колледжи, университеты и другие институты – целенаправленно передаёт своё культурное наследие (накопленное знание, ценности и навыки) от одного поколения другому.

Образование и наука тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без наличия хорошо образованных людей; в свою очередь качественное образование без науки попросту невозможно.

В начале ХХ! в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, отражая общенациональные интересы, учитывает и общие тенденции мирового развития:

• ускорение темпов развития общества, его демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации;

• в период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

• возможность решения глобальных проблем лишь сотрудничеством в рамках международного сообщества требует формирования у молодого поколения современного мышления;

• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

• в постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;

• в подготовке не только образованных, но и нравственных людей;

• в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;

• в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.

Основные функции непрерывного образования:

компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);

адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации);

развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование – управляемая человеком целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни. В основе самообразования лежит постоянный и непосредственный личный интерес человека, который сочетается с самостоятельным изучением материала.

1.13. Религия

Религия – мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Религия – стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание – это уверенность в том, что источником всех ориентиров и ценностей человечества является бог – высшая сила в мире. Таким образом, нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран и др.), которые основаны на тех или иных контактах со сверхъестественными силами.

Религия относится ко всем проявлениям жизни людей и даёт им свои оценки. Благодаря универсальному характеру, обязательности требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, а также психологической проницательности и огромному историческому опыту она является составной частью культуры.

На протяжении человеческой истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а во многих случаях и противостояла им.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно видит в изменениях в обществе. А именно в накоплении культурных навыков в прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике и других усилиях совместной сознательной деятельности объединения людей. Светское сознание считает религию личным делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций естественно-научных и исторических знаний в оценках места и роли религии в обществе.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает отдельная наука – религиоведение.

В основе любой религии лежит вера в бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности. Развитие представлений о боге имеет длительную и многоплановую историю. В её основе – усилия людей восполнять недостатки и проблемы земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом.

Религия имеет ряд представлений и идей, которые сосредоточены вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа. Именно так выглядят рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, римлян, индийцев, китайцев и других народов. В них отчётливо представлен многобожный характер этих религиозных систем. В свою очередь в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный принцип. Во многих религиях существуют представления о человекообразных богах. Боги часто могут вести себя, как люди: они гневаются, радуются, мстят, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они способны ссориться между собой, враждовать либо объединяться для исполнения общих замыслов.

Важной особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культов, развёртывающихся на основе идей и представлений о боге (божествах). К их числу относятся жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковными календарями. Центр отправления религиозного культа – храм, молитвенный дом с набором разных культовых принадлежностей, к числу которых относятся иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и т. д.

1.14. Искусство

Искусство – форма человеческой деятельности, художественное творчество, которое проявляется в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, театре, кино, декоративно-прикладном творчестве и др. Искусство является своеобразным способом отражения и познания жизни со своими собственными законами и средствами. С ero помощью, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий мир.

Искусство возникло достаточно рано – ещё тогда, когда у человека начали формироваться первые представления о себе и об окружающем мире, когда он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией.

Искусство как особую область человеческой деятельности изучает отдельная наука – эстетика. Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях, например поэзии, литературе, музыке, живописи. Для искусства характерно чувственное восприятие окружающего мира.

Искусство субъективно, ему свойственна образность.

Художественный образ – индивидуальное восприятие действительности, рождённое воображением художника.

Процессы в художественном творчестве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества. В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т. д. Их различают в зависимости от того, какими средствами и способами создаётся художественный образ.

1.15. Мораль

Мораль – система норм, правил, которые регулируют общение и поведение людей, обеспечивают единство общественных и личных интересов. Мораль и религия считаются наиболее древними регуляторами отношений между людьми.

Нормы и правила морали могут складываться естественно – историческим путём, кроме того, они извлекаются из обыденной житейской практики. На основе бытового опыта люди выработали основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде и т. д. Во все исторические эпохи общество осуждало жадность, обман, трусость, жестокость, лицемерие, зависть. Напротив, всегда одобрялись свобода, любовь, доброта, честность, великодушие, скромность, трудолюбие, верность, милосердие. Источником моральных норм могут быть и религиозные заповеди.

Кроме прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие и фундаментальные понятия).

Идеал – это высшая цель человеческого стремления, своеобразное представление о наивысших моральных требованиях, о самых возвышенных качествах.

Ценности – самое дорогое и святое в жизни конкретного человека и всего человечества в целом.

На базе ценностей, принимаемых и исповедуемых людьми, строятся отношения между ними, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации каждого человека, которая неразрывно связана с категориями морали. Моральные категории носят парно соотносительный (иными словами, биполярный) характер, например добро и зло.

Этика – специальная философская дисциплина, теория морали. Её основной темой являются рассуждения о природе морали.

Главная особенность морали, которая отличает её от других общественных явлений, таких как политика, наука, искусство, – это её всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, политике, науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. Структура морали включает нравственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории – понятия морали, носящие всеобщий характер. В числе таких понятий – добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье.

Принципы морали носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества (принципы счастья, любви, альтруизма, справедливости, гуманизма). Этим они отличаются от более специфичных (более конкретных) организационно-административных, технических, этикетных, бытовых и других норм. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием.

Нормы морали – формы нравственного требования, которые определяют поведение людей в различных ситуациях. Нормы морали фиксируются в предписаниях и заповедях, которые содержат указание на то, как следует поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумного, общечеловеческого.

1.16. Общественный прогресс

Общественный прогресс – переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, поступательное развитие человеческой истории.

Общественный прогресс не сводится только к количественным изменениям. Они подразумеваются, однако главной характеристикой для социального прогресса являются принципиальные качественные изменения. Переход от старого к новому чаще всего подготавливается всем предыдущим ходом истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого. Когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда и происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер. При этом революции являются исключением, тогда как эволюционный путь прогресса представляется естественной формой восходящей общественной эволюции.

Человечество постоянно развивается и идёт по пути социального прогресса. Это является универсальным законом развития общества. Но отсюда вовсе не следует, что в его развитии не бывает регресса, никаких отступлений, что все страны и регионы нашей планеты развиваются равномерно, одними и теми же темпами и, если можно так выразиться, спокойно плывут по течению истории.

Социальный прогресс носит не линейный, а многовариантный характер. Это означает, что прогрессивное развитие общества может протекать разнообразно. В различных странах и регионах в зависимости от конкретных социально-экономических условий по-разному осуществляется прогресс.

Элементы общественного прогресса:

объективный элемент – объективные условия жизни общества, включающие материальные отношения людей, производительные силы, производственные отношения, то есть все явления общественной жизни, не зависящие от воли людей. Развитие исторического процесса носит объективный и неизбежный характер, никто не в силах остановить движение общества по восходящей линии;

субъективный элемент – деятельность людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели.

От активности людей, их целенаправленности и желания изменять существующие порядки в лучшую сторону, создавать необходимые условия для проявления сущностных сил человека во многом зависит социальный прогресс. Субъективный фактор предопределяется объективными условиями, однако он, как и все другие социальные явления, обладает определённой самостоятельностью, которая выражается в наличии внутренней логики развития.

1.17. Типы обществ

В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат их различные характеристики. Наиболее распространёнными основаниями, которые используются для разделения обществ, считаются:

Конец ознакомительного фрагмента.