Вы здесь

Предложения со словосочетанием "экономический материализм"

Предложения в которых упоминается "экономический материализм"

Едва ли нужно говорить о всей жестокости такого совершенно своеобразного экономического материализма, согласно которому только деньгами покупается право на любовь и семейное счастье...
Иными словами, попытки объяснить современный мир исключительно в рамках экономического материализма — будь то исторический материализм левых или экономические теории правых — ошибочны.
Эта связь есть слишком элементарный и несомненный факт жизни, чтобы можно было надолго о нём забывать, и разные материалистические теории — философский материализм, экономический материализм, новейший «монизм» — представляют собою лишь попытки философски посчитаться с этой непосредственной данностью, её истолковать.
Экономический материализм наиболее совершенно это формулировал, он признал иллюзией и обманом всю духовную жизнь человечества.
Экономический материализм — учение ясное и никаких выдумок не допускает.
Сегодня, например, недовольство реформами 60-х годов и требование увенчать их здание, завтра — те же реформы — уже знамя для борьбы с национально-государственной работой 80-х годов; сегодня приветствие активной борьбы с правительством, чуть ли не одобрение деятельности социал-революционеров и анархистов, сношения с ними, поддержка и братание вплоть до цареубийства 1 марта, а вслед за этим — непротивление злу; ещё немного — возрождение идеализма; в следующей момент — экономический материализм; потом — обновлённое христианство; потом — ницшеанство и так далее, переход от одной крайности в другую в области мысли и общественного уклада.
Иная научная позиция была у сторонников социологического направления, подразделявшегося на левое, примыкавшее к легальному марксизму и экономическому материализму, и правое, приближающееся к взглядам либералов.
Формой её подготовки стал историко-краеведческий кружок, преобразованный в лабораторию с общей методологией исследований, опиравшейся на экономический материализм, и общим тематическим единством — изучением хозяйства отдельных территорий русских земель в средневековье.
Покровского с её, как вскоре стали говорить, «вульгарным социологизмом» и «экономическим материализмом».
Опираясь на теорию «экономического материализма», Марр в 1923 году провозгласил тезис о стадиальном развитии языков посредством «взрывов» из предшествующей структуры и зависимости всех без исключения изменений в них от социально-экономических условий.
Подобно тому, как до этого русскую цивилизацию разрушала не менее чуждая нам марксистская идеология экономического материализма.
Идеология экономического материализма, по сути, была богоборческим мировоззрением, но она рядилась в тогу «научных теорий» — экономических, социологических, философских.
Социальные и политические науки воспроизводят естественнонаучный подход, в объяснении общественной жизни господствует экономический материализм.
Надо отметить, что понятие «экономического материализма» являлось достаточно расплывчатым, поскольку к данному течению не без оснований можно отнести как сторонников позитивизма, так и, например, ранних марксистов.
Под марксизмом часто понимался именно «экономический материализм», методологические подходы которого в той или иной форме нашли применение в работах многих исследователей.
Искажён и к домашним условиям приспособлен был у нас и научный позитивизм, и экономический материализм, и эмпириокритицизм, и неокантианство, и ницшеанство.
Верность вышесказанного подтверждается всей историей наших интеллигентских идеологий: и материализмом 60-х годов, и субъективной социологией 70-х и экономическим материализмом на русской почве.
Экономический материализм был так же неверно воспринят и подвергся таким же искажениям на русской почве, как и научный позитивизм вообще.
Экономический материализм есть учение по преимуществу объективное, оно ставит в центре социальной жизни общества объективное начало производства, а не субъективное начало распределения.
Вообще же экономический материализм и марксизм был у нас понят превратно, был воспринят субъективно и приспособлен к традиционной психологии интеллигенции.
Экономический материализм утратил свой объективный характер на русской почве, производственно-созидательный момент был отодвинут на второй план, и на первый план выступила субъективно-классовая сторона социал-демократизма.
Марксизм подвергся у нас народническому перерождению, экономический материализм превратился в новую форму субъективной социологии.
Его мы приняли как последнее слово западной цивилизации, сначала в форме вольтерьянства и материализма французских энциклопедистов, затем атеистического социализма (Белинский), позднее материализма 60-х годов, позитивизма, фейербаховского гуманизма, в новейшее время экономического материализма и — самые последние годы — критицизма.
Этой самооценке не препятствует и явно противоречащее ей механическое, иногда грубо материалистическое понимание исторического процесса, которое сводит его к деятельности стихийных сил (как в экономическом материализме); человек остаётся всё-таки единственным разумным, сознательным агентом, своим собственным провидением.
Та особая и неотразимая жизненная правда, что приоткрылась и интимно почувствовалась с такой серьёзной и горькой искренностью нашей современностью, делает экономический материализм в известном смысле неопровержимым.
Раз, на самом деле, подобная точка зрения верна, раз идеологическое творчество представляет собою самодовлеющую ценность, то становится вполне понятным, каким образом, нисколько не изменяя самому себе, своим враждебным чувствам к «феодализму», буржуазное общество может делать «культурные» заимствования у своего противника... Итак, идеологии возвращается ореол, который окружал её до того момента, как экономический материализм предпринял свою разрушительную критическую работу.
Ведь вот же сходил и сейчас сходит для многих — и очень неглупых людей — экономический материализм за философию истории!
Что и говорить — чудесного в экономическом материализме не было и следа.
Не думайте, однако, что я возражаю здесь против того вида философии, который именуется экономическим материализмом.
То, что мы называем экономическим материализмом, ведёт своё происхождение, в сущности, отсюда.
Теории экономического материализма предшествовала и соответствовала новая человеческая действительность — экономизм, разлившийся по всему полю человеческой жизни.
Политэкономам и специалистам по экономическим проблемам, «с молоком матери» впитавшим методологию экономического материализма, сама такая постановка казалась странной, с вывихом.
Основные сочинения: «Основные вопросы философии истории» в 3 томах (1883), «Историко-философские и социологические этюды» (1895), «Роль идей, учреждений и личности в истории» (1895), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Типологическая и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории» (1905), «Общие основы социологии» (1919), «Основы русской социологии» (1919) и др.
Можно признать, что речь идёт действительно о новой парадигме, дающей объяснение исторического опыта и раскрывающей причины провала традиционной нарративистской историографии в его изучении (одной из её разновидностей являлась концепция, опиравшаяся на примитивизированный экономический материализм).
Метод «Капитала», к большому сожалению, — это не диалектический метод исторического материализма, а метод экономического материализма (экономического детерминизма), то есть метафизический метод.
Грубопрямолинейная наука вешает ярлыки «экономического материализма», «экономического детерминизма».
Несколько менее элементарное понимание исторического закона (в причинно-следственном смысле) пытаются найти те учёные, которые придерживаются экономического материализма; но и предлагаемое ими учение не может дать нужной опоры для открытия «исторических» законов.
Экономический материализм, указывая на «экономическую основу» («Oekonomische Grundlage») социальной жизни или на «материальное производство» как на основу социальной жизни, исключительно ими обусловливаемой, в сущности, слишком мало различает в них физические (физиологические) процессы от экономических в узком смысле слова.
Итак, номотетическое построение исторического знания не может довольствоваться понятиями механики, энергетики или экономического материализма: оно устанавливается, собственно говоря, с психологической точки зрения.
Сторонники экономического материализма, по-видимому, ожидают, что явления духовной жизни русского народа мы будем объяснять при помощи материальных условий быта.
Упрямая методичность и «экономический материализм» императора-стоика оказались более действенными, нежели воля и фанатизм защитников последнего оплота зелотства.
Вывод...: «в науке экономический материализм не оправдал себя».
Отсюда получается или бессознательный уход в мелочи научного знания, или вольное, а чаще невольное увлечение ходячей теорией экономического материализма, с точки зрения которой рассматривается вся духовная культура.
Что касается контекста, то главным было то, что такой подход не мог не затрагивать канонические положения исторического материализма — об определяющей роли экономического способа производства и классовой борьбе как движущей силе истории.
Урок материализма преподнёс человечеству экономические проблемы.