Краткая грамматика албанского языка
Албанский язык (gjuha shqipe) принято относить к особой группе языков индоевропейской системы, вследствие того, что он имеет ряд черт, сильно отличающих его от других индоевропейских языков. С 1908 года у всех албанцев – общий национальный алфавит (на латинской основе). Академик Н. Я. Марр, посвятивший происхождению албанскому языку специальное исследование, доказывал путём сравнения албанский язык с современными яфетическими языками Кавказа, что албанский язык содержит яфетические элементы, которые в нём значительнее, нежели в других языках индоевропейской системы. Исследования акад. Н. Я. Марра были продолжены акад. Н. С. Державиным. Яфетические языки – термин, введенный Н. Я. Марром первоначально для обозначение родства языков Закавказья (грузинского, мегрельского, сванского, чанского) с семитическими и хамитическими, затем распространенный Марром (яфетическая теория) на все древние мертвые языки Средиземноморского бассейна и Передней Азии и на сохранившиеся до наших дней живые, это иберийско-кавказские языки, баскский язык (в Пиренеях) и вершикский язык (на Памире). И, наконец, термин был использован Марром для обозначения особой яфетической стадии (согласно его теории о единстве глоттогонического процесса), которую уже прошли или на которой находятся (или должны пройти) в своем развитии все языки мира. Термин «яфетические» введен по аналогии с семитическими и хамитическими языками по имени Яфета (Иафета), одного из трех сыновей библейского Ноя. После дискуссии по вопросам языкознания в июне 1950 года в Советском Союзе термин «яфетические языки» был прочно забыт, как и «новое учение» о языке. «Новое учение» о языке – лингвистическая теория академика Н. Я. Марра и его последователей. Первоначально основой «Научного учения» о языке явились «яфетические штудии» Марра, где он пытался установить генетические связи языков Кавказа с языками Передней Азии и Средиземноморья. В результате этих исследований появилась теория языка древних яфетидов, некогда, по его мнению, населявших огромные пространства Европы и Передней Азии. В работе Марра «Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры» (1920 г.) уже имеются в зачаточном состоянии основы будущей теории стадии, идеи о диффузном характере первобытного мышления и основы элементного анализа. Опираясь на теорию «экономического материализма», Марр в 1923 году провозгласил тезис о стадиальном развитии языков посредством «взрывов» из предшествующей структуры и зависимости всех без исключения изменений в них от социально-экономических условий. Теория единства глоттогонического процесса и стадиального развития языков становится основой учения Марра. С 1923 по 1934 гг. были созданы основные теоретические положения «нового учения» о языке, которое было главенствующим в советском языкознании вплоть до 1950 года, когда оно подверглось критике самого Сталина в труде «Марксизм и вопросы языкознания» (1950 г.). В учении Марра можно различить три составные части: 1) Концепция немецкого ученого В. Вундта о теории происхождения и сущности языка: ручная или кинетическую речь объявляется особой стадией развития языка, предшествующей звуковой речи; вместе с тем, по Марру, все многообразие человеческих языков восходит к первоначальным четырем звуковым элементам; речь возникла в процессе труда и магических действий, которым сопровождался каждый трудовой процесс в первобытном обществе, здесь прослеживается влияние теорий А. Н. Веселовского о «первобытном синкретизме»; однако у Марра язык, рассматриваемый как надстройка над базисом, объявляется по своей природе классовым. 2) Признание стадиального развития всех языков мира и зависимости стадий их развития от смен форм производства, обусловливающих единство глоттогонического процесса; при этом развитие языков от одной стадии к другой рассматривается как развитие, совершающееся путем резких переходов из одного состояния в другое, имеющих характер взрывов и коренной ломки прежнего состояния. Скрещивание объявляется основным процессом возникновения и развития языков. Закон функциональной семантики и поляризация значений рассматриваются как основные законы развития словарного состава языка. 3) Применение четырехэлементного анализа, выражающееся в стремлении отыскать в составе слов различных языков мира первоначальные четыре звуковых элемента или их более поздние разновидности, Четырехэлементный анализ в соединении с семантической теорией Марра, исходящий из возможного перенесения названий различных тотемов на все предметы и явления окружающего мира. На формирование взглядов Марра сильное влияние последовательно оказывали идеи английского ученого Г. Спенсера, русского ученого А. Н. Веселовского, французского ученого Леви-Брюля, немецких ученых Л. Пуаре, Э. Кассирера, а также русских ученых А. А. Богданова и М. Н. Покровского.
Из фонетических особенностей албанского языка характерны межзубные спиранты – звонкий dh и глухой th, наличие гласного «ё», аналогичного болгарскому «ъ» и др. В структуре албанского языка. много общего с языками болгарским и румынским. Так, во всех этих языках наблюдается аналитический тип склонения, двойная передача приглагольного дополнения, постпозитивные членные формы, развитые формы конъюнктива, имеется большое количество заимствованных слов (латинских, греческих, славянских и др.).
Албанский язык делится на два больших диалекта: северный и южный. Северный – гегский – граничит главным образом со славянскими языками. Южный – тоскский – граничит также и с новогреческим языком. В районе соприкосновения двух албанских диалектов сформировался переходный диалект (эльбасанский). Между гегским и тоскским диалектами наблюдаются значительные фонетические, грамматические и лексические различия. Так, в области вокализма эти различия выражаются в том, что в северном диалекте все гласные могут быть носовыми, в тоскском диалекте этого нет.
В условиях турецкого рабства письменность на албанском языке не могла получить значительного развития. Лишь в конце 19 в. начинает оформляться албанский литературный язык. В албанском языке по-прежнему сильны диалектные различия. Существенные расхождения двух диалектных форм литературного языка проявляются также в морфологии глагола.
Памятники албанского языка сохранились только с 15 в., однако формирование языка и культуры восходит к глубокой древности. Албанцы происходят от протоиллиро-фракийских племён (пеласгов), населявших с древнейшего времени Балканский полуостров. Иллирийцы – с албанского языка (свободные «люди» – i lirë), общее название обширной группы родственных индоевропейских народов, населявших в древности северо-запад Балканского полуострова и частично юго-восток Апеннинского полуострова.
Можно утверждать, что истоки албанского этноса относятся к территории Ilirisë и Эпира в западной части Балканского полуострова. Их мифическим прародителем считался Иллирий. Иллирий (Иллирик, др.-греч. Ἰλλύριος) – персонаж древнегреческой мифологии. Сын Кадма и Гармонии. Филистимляне – одно из племен «народов моря», более раннее название – пеласги, древнейшее население Греции, жившее там еще до прихода ахейцев, с греческого («аисты» πελαργοί), Троянская 10-летняя война, согласно «Илиаде» и «Одиссеи», проходила между коалицией ахейских царей во главе с Агамемноном – царем Микен против Трои проходила около 1260 г. до н.э., современные археологические раскопки показывают, что это время соответствует слою Троя-VII (1300—1200 гг. до н.э.), все эти процессы шли в рамках «ностратической теории переселений». Датский лингвист X. Педерсен выдвинул гипотезу о генетической связи языков нескольких крупнейших семей, которые считались неродственными. Он назвал эти языки «ностратическими» (от лат. noster – наш). Исследования советского лингвиста В. М. Иллич-Свитыча показали научную обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых языков в большую ностратическую макросемью языков. Эта макросемья сложилась в верхнем палеолите на территории Юго-Западной Азии и примыкающих к ней областей. При отступлении последнего вюрмского оледенения и климатического потепления в мезолите ностратические племена расселялись по обширной территории Азии и Европы; они оттеснили, а частично ассимилировали племена, которые обитали там ранее. В этом историческом процессе ностратические племена образовали ряд обособленных ареалов, где началось формирование особых языковых семей. Самая крупная из них индоевропейская языковая общность начала формироваться на территории Южного Урала, а далее в «Большой степи» – от Алтая до Причерноморья), поселившееся в XIII в. до н. э. в Ханаане. Палестина получила свое название от имени этого народа. Сохранились записи XIII – XII вв. до н. э. о том, как египетские фараоны отражали вторжение «народов моря»: Рамсес III в двух упорных сражениях на суше и на море одержал трудную победу над ними и тем спас египетскую цивилизацию. В Египет и Палестину «народы моря» пришли с берегов Греции, о. Крит и западного побережья современной Турции (о происхождении этих народов свидетельствует керамика филистимлян, относящаяся к микенскому типу; Микены – город Древней Греции, «народы моря» – народы ностратической макросмеьи языков, в том числе и индоевропейской, это племена ликийцев, ахеян, тирренцев, сицилийцев, сардинян, то есть народов гомеровского эпоса). В Палестине филистимляне владели пятью городами – Газа, Азот (или Ашдот), Екрон (Аккарон), Геф (Гат), Аскалон (Ашкелон). Первоначально они одержали верх над израильтянами и правили ими около двух веков, пока царю Давиду не удалось покончить с нападениями филистимлян.
Конец ознакомительного фрагмента.