Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "княжить"

Предложения в которых упоминается "княжить"

Во всех крупных городах княжили сыновья великого князя.
До этого здесь княжил его отец, которому новгородцы, кстати, не раз «показывали путь чист».
Послы сказали варягам: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами».
Сказали руси, чудь, славяне, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдёте княжить и владеть нами.
Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».
Наследование княжеской власти ещё тесно переплетается с избранием: без поддержки дружины и признания княжеского рода ни один князь княжить не сможет.
Си слышав, повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питьё и яденье, и от скотьниць кунами.
Статьи, запрещающие без княжа слова оумоучить (наказать) смерда, огнищанина, тиуна, мечника, по всей вероятности направляются к той же цели.
Над чем княжить придётся, над грудами головешек?
Новгородцы позвали его к себе княжить, а он захотел утвердить над ними свою власть навсегда.
Князь был призван для того, чтобы княжить и владеть, по словам летописи; он заботился об утверждении порядка в земле, о деле военном, о законах.
Но для новгородцев здесь выступал новый вопрос, неизвестный им из прежних их отношений к князьям; то был вопрос об исповедании: можно ли было им призвать к себе княжить князя католика?
Ждала не для того, чтобы княжить вместе с супругом, нет, просто ей хотелось иметь свою семью.
Самые известные в древности и сильные племена приходили «княжить и володеть» к неизвестным и мирным славянам, и всех славных завоевателей и культуртрегеров тихие и дикие славянские племена каким-то чудеснейшим образом ассимилировали, да так, что ни в языке, ни во внешнем облике от этих многочисленных племён у славян ничего не сохранилось.
Великое слово народного самосознания и самоотречения: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, придите владеть и княжить нами» — было творческим словом, впервые проявившим историческую силу русского народа и создавшим русское государство.
Он решил вывести с удельных наследственных земель их владельцев княжат и поселить их в отдалённых от прежней оседлости местах, там, где не было удельных воспоминаний и удобных для оппозиции условий; на место же выселенной знати он сажал служебную мелкоту, детей боярских — на мелкопоместных участках, образованных на пространстве старых больших вотчин.
Он всех недовольных объединил в одно целое с «Избранной радой», а так как «раде» он приписывал желание снять с него всю власть, то это же желание он заподозрил и у боярства вообще, а в особенности, разумеется, у княжат.
Этим основанием было наследственное льготное землевладение в тех уделах, где предки княжат когда-то были государями.
Землевладение княжат было сокрушено; их среда была сорвана со старых гнёзд и развеяна по всему государству; виднейшие из них были истреблены; их правительственное первенство было уничтожено.
Только с течением времени постепенно возник обычай жаловать наиболее родовитых княжат в бояре, а тех, кто «похуже», и в окольничие, и таким способом княжата понемногу вошли в боярскую среду старых «исконовечных» московских слуг.
Но это было только официальное, внешнее уравнение княжат с простыми боярами.
Власть чувствовала неудобство, во-первых, от постоянных местнических притязаний княжат, а во-вторых, от княженецких вотчин, которые оставались в руках у князей.
Можно только догадываться, что крупные вотчины лежали в основе экономической силы княжат, и правительство могло опасаться этой силы ввиду явной оппозиции княжат-владельцев.
Мне кажется, эти слова не допускают двух толкований, особенно, если к ним применить то специальное, строго определённое значение, какое всегда имеют у летописца выражения князь и княжить; здесь перед нами уже, конечно, не ненаследственные старшины, а князья, княжеские роды в полном смысле этих выражений во всех местах летописи, у всех славянских народов.
Ведь вот он уже восьмое лето княжит?
Каков бы ни был исход подобной борьбы, новый государь допускался к осуществлению верховной власти лишь после подписания своего рода договора или «ряда»; им он обязывался сохранить права тех, кем призван был княжить.
Послы им сказали: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет, ступайте княжить и владеть нами».
Что любопытно, по традиции (которая формально не была запрещена) такое право у княжат было (иное дело, что с этим государи московские жестоко боролись).
У княжат были «свои» дворяне, «свои» боевые холопы, «свои» крестьяне — короче говоря, «свои», из поколения в поколение, подданные, служившие прежде всего своим природным господам, а уж кому там подчиняется или не подчиняется господин — это его дело.
Был он сведущ во всём и искусен, и княжил он мудро на отцовском и дедовском столе; а скончался он так, как вы слышали.
Они сказали руси: «земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите княжить и владеть нами».
Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их владельцев — княжат и поселить их в отдельных от их прежней оседлости мест, там, где не было удельных воспоминаний и удобных для оппозиции условий; на место же выселенной знати он селил служебную мелкоту на мелкопоместных участках, образованных из старых больших вотчин.
Опричнина подавила, принизила княжат, но, конечно, не способствовала выработке в них нежных чувств к царю и его новым родным.
Вот тогда-то и возникает ситуация, когда психология для решения своих проблем приглашает варягов и взывает к ним: «Придите и княжите нами».
Другие же, по мнению исследователей, стали княжить несколько позднее.
Власть над землёй и право княжить давала уже не сама земля, как было прежде, а монгольский хан.
Порешивши так, пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».
Царь в 1562 году издаёт указ, которым ограничиваются права княжат на распоряжение своими вотчинами.
Увидев возвращавшегося великого князя, они подступили к нему с жалобами и говорили ему, по свидетельству летописи: «Когда ты, государь, княжишь над нами в мирное время, тогда нас много понапрасну обременяешь поборами, а теперь сам, рассердив хана, не заплатив ему выхода, нас же выдаёшь татарам».
Словенами ильменскими были приглашены княжить русы-ободриты.
Однако, сознание об общественных задачах власти проявляется с первых моментов истории: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да пойдёте княжить и володети нами», — говорили послы новгородские варяжским князьям.
Князю вручается вся полнота верховной власти: «Приидите володеть и княжить нами», — говорили славянские послы варяжским князьям.
Выходит, что и этот род после своего родоначальника княжил в целом племени полян, был как бы племенной полянской династией и что подобные династии существовали и у других племён.
Первые лично служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное и военно-правительственное сословие, посредством которого князья правили своими княжествами, обороняли их от врагов; жизнь княжа мужа оберегалась двойною вирою.
Бродячая статья значит: человек, потерпевший оскорбление словом с непочтительным упоминанием его родителей, взыскивает с оскорбителя за бесчестье гривну золота, если его бабушка и мать были замужем за людьми из княжеской дружины; если же его мать по мужу простая горожанка, он имеет право искать на обидчике только одну гривну серебра, хотя бы бабушка была за княжим дружинником.
Рюрик и несколько его родственников «из варяг» были призваны княжить над восточными славянами.
Но, кроме родословца государева, который давал опору притязаниям бояр-князей на общественное и служебное первенство, у них был и ещё один устой, поддерживающий княжат наверху общественного порядка, — это их землевладение.
Если мы будем помнить, что в опричное управление были введены, за немногими и незначительными исключениями, все те места, в которых ранее существовали старые удельные княжества, то поймём, что опричнина подвергла систематической ломке вотчинное землевладение служивых княжат вообще на всём его пространстве.
Того же числа выдано на конюшню монастырьским лошадям 5 чети овса чистаго, 13 — 4 чети невейнаго да княжим лошадем осмину.