Вы здесь

История государственного управления в России. Глава II. Образование Русского государства. Становление государственного управления (В. И. Щепетев, 2004)

Глава II

Образование Русского государства. Становление государственного управления

Ученые не пришли к единому мнению по вопросам образования и развития Древнерусского государства.

Одни считают, что русское государство сформировалось в процессе эволюции славянского общества в результате распада первобытно-общинного хозяйства, появления имущественного неравенства и зарождения классовых отношений.

Другие придерживаются теории появления государственности на Руси извне, в результате призвания варягов.

Один из первых русских историков, монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор (конец XI – начало XII в.), в «Повести временных лет» рассказывает об образовании в VI в. крупного союза славянских племен в Среднем Приднепровье. Уже в VIII–IX вв. этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Киеве и занимал значительную территорию, не уступающую по размеру Византийской империи.

Объясняя появление древнерусского государства, летописец «Повести временных лет» пытался еще в XII в. совместить две версии о его происхождении: южную (идущую от Киева и князя Кия) и северную (идущую от Новгорода). Эти две версии, видоизменившись, остаются в исторической науке и по сей день.

Эти версии объясняются следующим образом.

Из восточных источников известны следующие племенные объединения восточных славян.

Куяба – на землях полян. «Повесть временных лет» содержит предание о княжении Кия со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднестровье и об основании города Киева.

Славил – территория в районе озера Ильмень, центром которой был Новгород. Новгородская летопись упоминает старейшину Гостомысла, правившего этим союзом в IX в.

Артания – племенное объединение, территориальное расположение которого не определено. Называются, в частности, Рязань и Чернигов.

Однако эти племенные объединения носили локальный характер и иногда находились в зависимости от других племен. В «Повести временных лет» отмечается, что северные племена славян (ильменские словене) платили дань варягам, а южные (поляне и их соседи) – хазарам.

В 859 г. новгородцы изгнали варягов «за море», однако это привело к междоусобице между племенами. В этой ситуации, собравшись на совет, новгородцы послали «к варягам, к Руси» сказать: «Земля наша велика и обильна, да наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами».

Княжить в Новгороде в 862 г. стал Рюрик, посадив своих братьев: Синеуса – на Белоозере, а Трувора – в Изборске.

Летописный рассказ послужил основанием для появления норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Эта теория была выдвинута в XVIII в. учеными-иностранцами Российской академии наук. В этот же период появляется антинорманнская теория, первым представителем которой был М. В. Ломоносов.

Норманнскую теорию образования Древнерусского государства в XVIII в. разрабатывали германские ученые А. Шлецер, Г. Байер, Г. Миллер. Сторонниками этой теории были также В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, М. М. Щербатов (XVIII–XIX вв.). Согласно их взглядам, русы, варяги являются норманнами, т. е. германским племенем из Скандинавии.

Сторонники антинорманнской теории М. В. Ломоносов, И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский (XVIII – начало XX в.) считали, что рассказ летописи – легенда. Русь – племя не норманнское, их предками являются роксаланы, жившие по берегу Черного моря. Варягов на Руси было мало, и они не могли создать государство.

Свой вклад в разрешение этой проблемы внесли и вспомогательные исторические дисциплины, в частности археология. Многочисленные раскопки на севере страны дали исследователям богатый материал – скандинавский инвентарь, оружие, могильники, схожие со скандинавскими. Присутствие варягов на Руси можно считать доказанным. Современные антинорманнисты стали склоняться к признанию историчности фигуры Рюрика, отождествляя его с Рюриком Ютландским, о котором повествуют скандинавские саги.

Источниковедческие исследования показывают, что с приглашенным князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов. Этот договор и лег, видимо, в основу дальнейших взаимоотношений Новгорода с князем, могущества и независимости новгородского боярства с его крупным корпоративным землевладением и торговлей. К тому же политическое преимущество новгородской аристократии подкреплялось институтом вечевого строя.

В целом проблема происхождения государства на Руси с момента ее возникновения в историографии никогда не была чисто исторической. В разные времена ее использовали с различными политическими целями.

В XVIII в. немецкие ученые настаивали на неспособности славян самостоятельно создать государство и на превосходстве германских народов, способствовавших развитию славянской государственности. Этот миф был подхвачен германским милитаризмом в XIX и XX вв.

Накануне Великой Отечественной войны с германскими фашистами антинорманнизм был санкционирован государством как единственно научная концепция. Последние годы в исторической науке, более свободной от идеологического давления, существует большое разнообразие научных концепций происхождения Древнерусского государства, в том числе и малосвязанных с варяжской легендой.

Споры норманнистов и антинорманнистов в исторической науке затрагивают в конечном итоге более широкую проблему: может ли государство быть привнесено извне? Может ли государство образоваться путем завоевания или в процессе еще каких-то причин? Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть некоторые исторические аспекты образования Древнерусского государства.

О древних славянах

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к народам индоевропейской общности. Из этой общности постепенно выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности и культуре. Приблизительно во II тыс. до н. э. из индоевропейской общности выделились и славянские племена.

Ученые спорят о возможных прародинах славян:

– вислоодерская (XV–XII вв. до н. э.) в междуречье Вислы и Одера;

– бугоднепровская (XV–XII вв. до н. э.) в междуречье Буга и Днепра;

– в «Повести временных лет» говорится о дунайской прародине славян: «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так же пришли славяне на реку Днепр и назвались полянами. А другие древлянами, потому что жили в лесах, а иные дреговичами, иные полочанами. Славяне же, которые поселились у озера Ильмень, прозвались своим именем – словене. И построили они город, и назвали его Новгород. А другие славяне назвались северянами. И так разошелся по земле язык славянский».

Много споров возникает и об именовании славян русами.

Первые сведения о русах находят в византийских источниках в связи с их набегами на Константинополь. В 860 г. столица Византии подверглась внезапному нападению языческого народа, пришедшего из Скифии, т. е. с северных берегов Черного моря. Этот народ назывался русь, или рось.

Одни ученые считают, что русы – одно из славянских племен, название которого произошло от реки Рось – притока Днепра. Затем этот этноним перешел на всех восточных славян.

Другие высказывают мысль о том, что русы – не славянское племя. Некоторые древние авторы разделяют славян и русов. «Повесть временных лет» называет одно из племен варягов русью и новгородцев, призвавших варягов-русь, «суть от рода варяжского».

Историки относят обособление восточного славянства от единой славянской общности к VI в. н. э. Накануне образования Древнерусского государства в VIII в. восточнославянские племена занимали обширную территорию. Соседями восточных славян в VIII–IX вв. на западе были балтийские славяне, западные славяне (поляки, словаки, чехи), а также венгры; на юге – хазары, с конца IX в. – печенеги; на востоке – государство Волжская Болгария и угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома, меря).

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве, бортничестве (сбор меда диких пчел). Из зерновых культур выращивались рожь, пшеница, ячмень, просо, из огородных – репа, свекла, редька, капуста.

Системы земледелия были тесно связаны с природно-климатическими условиями. На севере существовала подсечная система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохший лес сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Через 2–3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок. На юге господствовала переложная система земледелия: свободные участки просто засевались. Когда через несколько лет земля истощалась, переходили на новые участки.

Разложение родового строя у восточных славян характеризовалось выделением внутри племен больших патриархальных семей, которые вели совместное хозяйство.

При этом леса, пастбища, охотничьи угодья оставались объектами общего пользования, а освоенные участки пахоты, орудия труда, рабочий скот постепенно приобретали хозяев в лице отдельных семей. Часто три-пять домохозяев селились в общих поселках, где за высокой деревянной оградой стояли бревенчатые жилища.

Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства.

К VI–VII вв. у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения переходного типа, и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями. Объединяющим фактором было и сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен.

Летопись называет полтора десятка племен, но правильнее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов.

В VIII–IX вв. у славян преобладала в основном уже соседская община. Низкая производительность хозяйства требовала коллективного труда, а трудности освоения новых земель – контроля над их справедливым распределением. Поэтому община – мир, вервь – приобрела важную роль в хозяйственной жизни древних славян. Соседская община просуществовала в России вплоть до XX в. и оказала влияние на многие исторические процессы.

Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовывать все виды жизнедеятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на основе прямой демократии – выборности, коллективном принятии решений и т. д. Община перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

Появление излишков повлекло за собой имущественное расслоение внутри общины. Из общины выделилась родовая знать («лучшие мужи», «нарочитые люди»), имеющая преимущества перед остальными при распределении земель, военной добычи или замещении важных постов жрецов и вождей. Во главе племен и племенных союзов стояли еще избираемые князья. Общинная демократия была достаточно сильна, так как община состояла из свободных общинников. Важнейшие вопросы решались на общинных сходах – вече.

Существовало общеплеменное ополчение – полк, тысяча. Возникла также особая военная организация – дружина. Она делилась на старшую и младшую. Дружинники и князь собирали дань с покоренных иноплеменников. Соплеменники данью еще не облагались. Однако, обогащаясь в результате дележа военной добычи, родовая знать все больше отрывалась от общины.

На рубеже VIII–IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов – военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

Государство – продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества, не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых.

Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX–X вв.)

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре власть перешла в руки князя Олега, прозванного Вещим. Предпринятый им поход на юг обеспечил освобождение земель северян и радимичей от хазарской дани, объединение двух главных центров восточных славян – Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского, моря до Черного, или Русского) и его ответвлений. Сформировалось Древнерусское государство – Киевская Русь (882) со столицей в Киеве.

На ранних этапах становления Древнерусского государства общественные отношения характеризовались участием всех членов племенного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов, всеобщим вооружением населения (народное ополчение), а также народным вече как высшим органом власти.

Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожесточенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в X в. К середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

К этому времени в состав Киевского государства вошли все восточнославянские земли. Древнерусское государство было признано в качестве равного Византийской империи. Предание повествует, что князь Олег, совершивший поход на Константинополь, в знак победы повесил свой щит на воротах Царьграда. Византийский император уплатил Олегу значительную дань и заключил с ним договор (911), предоставлявший русским купцам право беспошлинной торговли и другие привилегии.

После смерти Олега княжил Игорь (912–945). Его правление было долгим и деятельным. В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева племенной союз древлян, которые отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 г. он с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и убили самого князя. Жена Игоря Ольга (945–957) сурово отомстила за мужа: собрав большое войско, вместе с малолетним сыном Святославом она начала войну против древлян.

Едва ли княгиня, взявшая в свои руки верховную княжескую власть в Киеве, руководствовалась только чувством мести за мужа. Безнаказанность древлян пошатнула бы саму княжескую власть. Победив, Ольга вновь обложила данью древлян, но вынуждена была установить ее фиксированный размер. С деятельностью княгини связано становление Древнерусского государства: была введена система сбора податей, зафиксирован размер «уроков» (дани), построена сеть становищ и «погостов» (опорных пунктов для сборщиков дани), которые в дальнейшем послужили основой для развития городов и крепостей. Рассказывая о внутренней политике княгини, летописец ставил Ольге в особую заслугу установление «уроков и погостов».

При княгине Ольге существенно изменились отношения русских князей с Византийской империей. Посетив с официальным посольством константинопольского императора, Ольга приняла христианство, став первой христианской правительницей на Руси. Уровень оказанного княгине Ольге приема (она была принята лично императором Константином Багрянородным, причем принята как равная) ставил Киевскую Русь в один ряд с крупнейшими державами Европы. Н. М. Карамзин писал об Ольге: «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством».

В IX–X вв. дофеодальный период общественного строя у восточных славян закончился, сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе.

Складывались феодальные отношения: феодальная земельная собственность, подчинение мелких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т. д. Господствующее военно-руководящее меньшинство поначалу представляла старая родоплеменная аристократия – вожди, жрецы, старейшины и др. Большую часть населения составляли крестьяне-общинники, постепенно попадающие в зависимость с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Захваченные в плен обращались в рабов (холопов) и использовались на вспомогательных работах. Однако социальная дифференциация заметно тормозилась устойчивостью соседской общины.

Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом – вече (от старославянского «вет» – совет), выросшим из традиции племенных сходов. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная «повестка дня», предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин («старцев градских») и т. д.

Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое (мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порой и под руководством знати. На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые ресурсы волости, санкционировались денежные сборы, смещались представители администрации и т. д.

В Новгородской и Псковской республиках народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью. Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Обязательные атрибуты были представлены вечевым колоколом, созывавшим на народное собрание, и специальным возвышением над площадью – трибуной (степенью). Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает ослабевать, сохраняя свою силу лишь в Новгороде, Пскове и некоторых других городах.

Военное устройство

Важную особенность Киевской Руси, сложившуюся вследствие постоянной внешней опасности, прежде всего со стороны степных кочевников, составляло всеобщее вооружение народа – народное ополчение, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение, подчинявшееся не князю, а вече, зачастую решало исход сражений.

Оборонительные и наступательные войны, сплачивавшие славян в племенные союзы, выдвигавшие талантливых и смелых племенных вождей и князей, способствовали формированию княжеских дружин. Они составляли основу военной организации государства. Выделяясь из массы рядовых воинов, сравнительно небольшая в количественном отношении дружина представляла собой вооруженный конный отряд. Она разделяла с князем все житейские тяготы, всегда была готова к походам, стремилась своими ратными подвигами прославить князя, а себе – добыть честь и богатства. Дружинники жили на княжеском дворе или вокруг него. В IX–X вв. существовали компактные поселения дружинников.

Дружина, возглавляемая князем, состояла из опытных воинов (мужей) и составляла старшую, «большую», «переднюю» дружину, в значительной степени определявшую политику князя. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Известно, что боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а с 12 лет отцы брали своих сыновей в походы. Старшая и младшая дружины отличались возрастом ее членов, их знатностью, богатством, влиянием на князя. Из аристократической верхушки дружины выделялись категории бояр.

Взаимные обязательства, связывавшие князя и дружину, фактически составляли основу Древнерусского государства. Князь совещался («думал») с дружиной, принимая важнейшие решения о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей и т. д. Старшим дружинникам отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и т. д. Князь заботился о содержании – «кормлении» дружины, которая существовала за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и т. д.

Налоги

Военные походы, управление государством, личные потребности княжеского двора и его дружины требовали значительных средств. Существенный вклад в эти поступления вносила система дани, налогов. Ключом к пониманию социально-экономического и общественного строя Древнерусского государства может служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину X в., а на ряде территорий и до XII в.

Полюдье было наиболее яркой формой выражения господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. «Призванные» князья стали «володеть», т. е. управлять и собирать дань уже не в виде грабежа, а «по праву», по условию, не оставляя, однако, завоевания и грабежей других племен, расширяя тем самым арсенал своих владений.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины. Оно составляло довольно весомую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, проходившие в летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий. Русские сухопутные караваны по пути в Индию достигали Багдад.

В дальнейшем внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги собирались в основном мехами. А мех куницы или белки соответствовал определенной денежной единице. Интересно, что если мех терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем сохранялся, то платежеспособность его оставалась неизменной.

Как вид дани появляется феодальная рента – плата за проживание на земле князя. Она имела фиксированный размер и была регулярной.

Сложившееся таким образом государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоит князь, во многом зависимый от дружины (нет дружины – нет дани, нет власти). Наследование княжеской власти еще тесно переплетается с избранием: без поддержки дружины и признания княжеского рода ни один князь княжить не сможет. Аппарат управления не развит, его зачастую заменяет та же дружина князя и его родственники. Дружинники от имени князя творят суд, собирают дань. Им князь раздает земли в управление от своего имени.

Раннефеодальная монархия существует еще параллельно с институтами общинного самоуправления. Власть внутри общины принадлежит совету старейшин, и княжеская власть – власть государственная – носит по отношению к общине внешний характер, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь общины.

Государственная власть по отношению к общине выполняет ограниченное число функций: обороняет от внешних врагов, разбирает наиболее важные споры и конфликты, т. е. творит суд, и в качестве вознаграждения за это взимает дань.

Власть князя еще сильно зависит от общины: община призывает и изгоняет князя, община формирует ополчение для отпора внешним врагам (сами княжеские дружины были немногочисленны). К тому же многочисленная военная дружина требовала большой дани. Призывая князя, общинники прежде всего рассчитывали не на количество воинов, с ним приходящих, а на его полководческий талант. Князь постоянно нуждался в помощи общинного ополчения и при совершении походов на соседние земли или на богатую Византию. С малочисленной княжеской дружиной без общинного ополчения (воевавшего за часть военной добычи) добиться успеха было невозможно.

Вера на Руси

Верили славяне в добрых и злых духов, духов лесов, рек, жилищ. Позднее сложился языческий пантеон богов.

Главными богами были:

Перун – бог грома, покровитель воинов;

Сеарог – бог огня;

Велес – бог богатства, покровитель купцов;

Мокошь – женское божество-покровитель;

Симаргл – бог подземного мира;

Даждьбог, Ярило, Хорос – бог Солнца.

Князь Владимир Святославич предпринял попытку реформировать язычество и создать из множества языческих божеств в разных концах государства единый пантеон. В Киеве были поставлены статуи богов: верховного божества Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Состоялись жертвоприношения, в том числе и людей. Однако попытка объединить различные верования и божества и превратить язычество в государственную религию была неудачной. Язычество регулировало отношения человека с природой, но не человека с властью, и поэтому начало утрачивать свою привлекательность.

В целях укрепления своей власти Владимир в 988–989 гг. провел вторую религиозную реформу.

Перед этим русские посольства посетили разные государства и познакомились с различными вероисповеданиями: иудейством в Хазарин, мусульманством в Волжской Болгарии, католичеством у немцев и православием в Византии. Рассказ летописи о посольствах, видимо, легендарен, но, несомненно, русские были знакомы с основными религиозными культами своих соседей. В качестве новой государственной религии было избрано православие.

До сих пор нет единого мнения историков в вопросе о том, как, когда и откуда Русь приняла христианство. Христиане на Руси были и раньше, хотя годом крещения считается 988 г., когда Владимир в Киеве приказал убрать старых богов и заложить Десятинную церковь. В летописях содержится три версии о крещении самого Владимира. По одной из них, после осады греческого города Корсуни Владимир потребовал у византийских императоров их сестру Анну себе в жены. Однако христианка Анна не захотела идти за язычника,

Владимир согласился креститься, и был крещен в Корсуни. По другим версиям, местом крещения Владимира названы Киев и село Васильево. Само русское христианство сохранило в себе влияние не только византийское, но и некоторых других вариантов христианства.

Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идеологии, культуры. Княжеская власть обретала божественное происхождение. Христианская мораль семьи создавала условия для поддержания общественного мира, покорности народа. Феодальная собственность и подчиненность властям освещались церковью. Тесно связанная с государством церковь все более становилась важным элементом политической системы.

Во главе православной церкви стоял митрополит, первоначально назначавшийся из Византии. Князь Ярослав Мудрый способствовал избранию первого митрополита из русских. На соборе церковных деятелей митрополитом был избран Иларион. Все население страны было обязано платить в пользу церкви налог – десятину (десятую часть своих доходов).

Принятие христианства способствовало укреплению власти князя, созданию церковной организации, развитию церковного просвещения и культуры на Руси.

Законодательная система Древнерусского государства

Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.

Среди наиболее известных ранних памятников русского права:

– Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права);

– договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву, главным образом в дружинно-купеческой среде;

– церковные уставы X–XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, преступлений против нравственности и церкви и др.

Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко отразившим особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства, является Русская Правда. Поражающий высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из:

– отдельных норм Закона русского;

– Древнейшей Правды, или Правды Ярослава;

– Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.;

– Правды Ярославичей (Правды Русской земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого);

– Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.;

– Пространной Русской Правды.

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три основные редакции; Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получила наименование Сокращенной редакции.

Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т. п. За убийство представителя привилегированного слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность.

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди (термин появился позже) и смерды общинники, которые платили налоги и несли определенные повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать имущество своим детям, но землю – только сыновьям. При отсутствии наследников собственность поступала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим правом на защиту своей личности и имущества и нес определенную ответственность за совершенные преступления или проступки.

Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей – закупов, рядовичей и др., обладавших своим хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Закуп – человек, взявший у феодала какую-либо ценную «купу» (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на феодала лишь за проценты, а взятую в свое время «купу» следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен Владимиром Мономахом.

После восстания 1113 г. устанавливаются пределы допустимых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь ожидала его и в случаях неуплаты долга или побега. Так началось закабаление, постепенное закрепощение бывших свободных общинников.

Полный холоп, или «невольничья челядь», не обладал никакой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более высокими наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства. Среди них – самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого преступления, бегство закупа от господина и др.

И все же для Древнерусского государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и феодалу пока не было характерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавшего. 80 гривен (гривна – единица денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за «лучших людей», 40 – за простого свободного человека, 20 – за нанесение тяжких увечий и т. д. При этом вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что вирой не считалось.

При Ярославе Мудром в его «Церковный устав» был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княжеской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр. В начале XI в. им утверждается Русская Правда. Самого князя называют царем. Легенда повествует, что митрополит Неофит, вручая греческие дары Константина Мономаха, деда великого князя, венчал Ярослава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом, назвав царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили и изменили текст Русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.

В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях упоминаются клети, конюшни, хлева, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т. д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся также труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

«Ряд Ярославов» не прекратил княжеских усобиц. Одной из причин были городские общины, достаточно сильные, чтобы влиять на выбор князя. Так, в 1068 г., когда братья Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод – потерпели поражение от половцев, народное вече потребовало от князей выдать оружие для защиты города. Князья отказали, и вече избрало князем киевским их пленника – полоцкого князя Всеслава. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью поляков смог вернуть себе киевский стол.

В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая прекратить междоусобицы и принять меры к охране русской земли от набегов половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы продолжались.

Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью в политике, силой воли и энергичной деятельностью, провел серьезную переработку Русской Правды. Были внесены дополнения и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества. Ранее отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снижены проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель государства, все силы положивший на укрепление страны, сохранение ее единства. При нем возрос международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Легенда связала с его именем появление на Руси «шапки Мономаха» как символа царской власти. Владимиру Мономаху удавалось удерживать под своей властью всю Русскую землю. Последним князем, при котором единство Руси еще держалось, был его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на независимые княжества, и начался период раздробленности Русского государства.

Государственное управление Киевской Руси

Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем.

Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Поначалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования. Освободившийся престол передавался не старшему сыну, а старшему в роде, т. е. следующему брату отца, а если его не имелось – старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчитывать на наследство только после смерти старших родственников. При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья, в свою очередь, перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи и жестокие разборки между родственниками.

Так, Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы своих братьев – Ярополка (князя киевского) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Он вошел в Киев, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский стол. Именно при Владимире окончательно оформилась система наместничества: княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры Руси. Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь киевский, вначале носивший восточный титул «каган», а с XI в. – «великий князь».

Великий князь (конязь – предводитель войска, сидящий на коне), будучи военачальником, возглавлял войско и водил его в бой. Решалась насущная проблема защиты окраин государства от степных кочевников. Для этой цели по рекам Десне, Суле, Стугне, Осетру были построены крепости и создана система раннего предупреждения (сигнальные вышки, на которых разжигали костры).

Пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала верховная законодательная власть. В руках великого князя, являвшегося главой администрации, сосредоточивалась и исполнительная власть, им выполнялись также и судебные функции.

Исследователи отмечают: «Власть общественная первоначально образуется частным путем в кровных обществах. Первоначально в состав власти входят князь, Боярская дума и народное собрание – вече. Приобретение княжеской власти лицами совершается одновременно по наследованию и по избранию. Обычный порядок наследования столов следовал порядку старшинства членов рода; избрание князя происходило при прекращении или неимении княжеского рода. Князь избираем был не только всегда пожизненно, но и с детьми, то есть избрание нового князя каждый раз являлось как бы избранием новой династии.

Кроме наследования и избрания нет других правомерных способов приобретения княжеской власти. Добывание стола и договор между князьями не могут быть признаны таковым. Символами приобретения власти было посажение князя на стол народом. Первоначальное слияние воли князя и воли народа не могло оставаться везде и неизменно; возможны и противоречия между ними. Это привело к необходимости определить точнее власть князя, а в Новгороде – к ограничению этой власти. Средством для того был ряд (договор) с новым князем».

«Князь ведал сношения с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь назначал всех чиновников, посадников, тиунов, тысяцких, мытников и других. Эти чиновники ведали полицию, финансовое управление и суд. Князь судил лично и при помощи своих тиунов.

В то время управление не было строго отделено от законодательства, потому что закон служил не только средством управления. От того древнейшие законы издавались самими князьями. Но так как издание новых законов дело очень важное, то князья обыкновенно при издании законов советовались с княжеской думой – княжеским советом. Особые условия древнерусской жизни поставляли князя в необходимость совещаться в делах то с вечем, то с дружиной, то с одними боярами. Выбор советников принадлежал самому князю».

После смерти князя Владимира усобицы возобновились между его сыновьями. Отцовский стол в Киеве занял Святополк, остальные его братья княжили в других городах Руси, становясь все более независимыми от Киева. Стремясь вновь собрать Русь под единую власть киевского князя, Святополк убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, чтобы княжить в их землях.

Княживший в Новгороде сын Владимира – Ярослав еще при жизни отца отказался платить дань Киеву и готовился воевать с ним, собрав в городе варягов. Варяги творили в Новгороде много беззаконий, и новгородцы были недовольны. Однако с началом войны между братьями Ярослав помирился с новгородцами и только благодаря новгородскому войску сел на отцовский престол.

Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т. е. передачи престола от отца к сыну.

Это, в свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства. Эти тенденции усилились при Ярославе Мудром, который в целях единения страны, сохранения управления внутри одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира Красное Солнышко, разделил Русь на пять княжеств по числу сыновей.

Аппарат управления

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, исполнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством.

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Историки отмечают, что «со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка, и наместников с половины XII столетия.

Деятельность посадников и наместников опиралась на особый характер их службы, по которому они, считая себя обязывающими князя своего службою, смотрели на управляемый ими город или область как на законный, признаваемый и князем источник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение за эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах».

Посадник заменял в городе или в целой области князя. Только в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадников были свои отроки.

Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатники, таможенники, мытники и пр.

Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны – слуги для самых разнообразных поручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворецким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников – ловчие, стольники, окольничие.

Вече собиралось в городах для решения важных государственных дел и с усилением княжеской власти во второй половине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в чрезвычайных случаях вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя.

Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли – вотчинниками.

Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, младшая – из гридей, отроков и детских, милостников, пасынков и парубков.

Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя – князя племенного княжества. В X в. отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части – «бояр» и «гридей».

В XI–XII вв. усложняется структура государственного аппарата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов – дани, торговых и судейских пошлин:

– княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя);

– мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

– вирник (человек, собиравший «виру» – деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления);

– емец (собирал «продажи» – плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу), а также выполнял функции управления личным хозяйством князя;

– ключник;

– княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» – дом, управитель личным хозяйством князя);

– княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяйством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве боярском (например, боярский тиун). Социальная принадлежность всех этих людей могла быть разной: это и свободные люди на службе князя, и личнозависимые от него холопы, челядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины.

Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.

В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял совет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого совета иногда именовалось думой.

Название «бояре» происходит от древнерусского слова «боляр» – боец, дружинник. Большинство историков разделяют бояр X–XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Хотя Боярская дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал права и автономию вассалов и обладал правом вето.

Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь обычно советовался с дружиной в целом.

С появлением у дружинников вотчинных владений совершается решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII–XIV в. на место дружины становится княжеский «двор» – организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне», или «слуги».

Двор включил в себя часть бывшей «младшей» дружины – отроков и частично детских. Бояре и другая часть детских, ставших вотчинниками, превратились в поземельных вассалов князя; они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.

Исследователи отмечали: «Система местного управления в Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся в город и волости наместники и волостели вместе с их многочисленными административными и судебными агентами (тиунами, доводчиками, надельщиками, праветчиками и др.) имели в виду, главным образом, свои личные интересы, а не государственные дела.

Города и волости давались в „кормление“ боярам и вольным слугам. Права кормленщиков – наместников и волостелей – были очень широкими: они собирали поборы („корм“) с под властного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило, назначались на короткий срок (на один год)».

Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была должность тысяцкого, которому подчинялись сотские и десятские.

Земское боярство существовало в славянских племенах уже в VII–VIII вв., а возможно, и ранее. Звание боярина имели крупные землевладельцы и известные воины – «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов – черниговские, ростовские, суздальские.

В войне и военных походах участвовали княжеская дружи на, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшее из жителей городов и сел. Старшие дружинники – «передние, лепшие мужи» – назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли «отроки», или «детские» младшей дружины.

Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники – думцы князя. Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посадниками, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков. Некоторые должности передавались по наследству. Старшие дружинники имели собственные военные отряды «отроков», подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие «отроки», отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дружину.

В то время любой, даже иностранец мог стать княжеским воином, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в на граду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимость и обособленное положение, поступали на княжескую службу и, в свою очередь, сближались с княжеским двором. Бояре-землевладельцы в XIII–XIV вв. пользовались большими привилегия ми, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалованными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.

Бояре времен раздробленности были вольными слугами князей и в любое время могли отказаться от службы и перейти к другому князю. Такие условия постоянно обеспечивались особыми статьями княжеских договоров: «а боярам и слугам межи нас вольным воля».

В соответствии с правилом, действовавшим до XVI в., при переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины. В договоре московского князя Дмитрия Ивановича Донского и тверского князя Михаила Александровича было указано: «А кто бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в Великом княжении, или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступатися». При перемене службы боярские вотчины входили в состав земель нового князя. Однако с конца XIV в. ситуация изменилась. В княжеских договорах стало указываться, что вотчина отъехавшего боярина остается у старого князя при сохранении боярином своих прав частной собственности на землю. Боярин мог служить другому князю, но уже не вместе со своими землями.

В удельные времена появились особые княжеские слуги – слуги под дворским – подчиненные дворецкому и владевшие имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Имения-поместья давались не в собственность, а при условии княжеской службы и отбирались при уходе от князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков.

Во главе княжеской службы стоял тысяцкий – предводитель земских полков и городского и сельского ополчения.

Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом князя в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские, ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.

Судебные органы еще не сложились, их функции осуществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо – вирник и его помощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями обладали также церковные органы и феодалы-вотчинники.

* * *

Таким образом, основными признаками становления Древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство – Киевская Русь – государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.

Вопросы для повторения

1. Назовите этапы становления государственности в Древней Руси.

2. Раскройте механизм государственного управления Киевской Руси.

3. Дайте вашу оценку норманнской теории.

4. Каков вклад великих князей в становление государственности Руси?

5. Расскажите о содержании и значении Русской Правды.

6. Дайте характеристику налоговой системы в Древней Руси.