Вы здесь

Русь до Рюрика. «Повесть временных лет» (Владимир Федоровский)

«Повесть временных лет»

Вот что написано у Нестора в этой летописи (в переводе на современный язык):

Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти прозывались.

Сказали руси, чудь, славяне, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдёте княжить и владеть нами.

Так говорили посланцы новгородских племён, когда они пришли к Рюрику.

Слово наряд означает не порядок, а власть, управление, приказ. Даже сейчас бытует выражение наряд на дрова, наряд на квартиру, то есть распоряжение.

В некоторых летописях вместо слов: а наряда в ней нет, написано: а нарядника в ней нет. То есть, нет власти, нет начальника.

С другой стороны, нельзя же считать новгородцев совсем уж глупыми. Кто же будет говорить, что, мол, у нас в земле кавардак и хаос, и приглашать править чужеземца, чтобы он навёл порядок?

А слова: и пошли за море к варягам, к руси вовсе не говорит о том, что русь – это какое-то заморское, варяжское племя.

Варяги – это не нация, а профессия. Варягами в то время называли воинов и торговцев, которые приходили из других земель с мечом или торговать. Воинские отряды варягов набирались из наёмников разных национальностей, в том числе и славян.

Норманнская теория зарождения Русского государства утвердилась у нас потому, что нашу историю начали писать немцы, приглашённые в только что образованную Российскую Академию Наук.

Они плохо знали русский язык, не имели многих древних летописных источников, и которым было выгодно унизить русский народ, показать, что до иностранного князя у славян не было никакой культуры, и они жили как звери. Но об этом чуть позже.

Далее. «Повесть временных лет», то есть Лаврентьевская летопись, которая стала наиболее известной летописью среди историков, описывает, в основном, историю Киевской Руси, а о северных племенах славян в ней написано очень мало.

А о Руси до Рюрика вообще ничего не написано. Или у Нестора такой цели не было, и он не использовал новгородские летописи; или было какое-то соперничество в «старшинстве» южных и северных народов, и информация об истории северных народов в летопись специально не включалась.

А такая информация была в виде 14 разных Новгородских (Воскресенской, Никоновской, Иоакимовской и др.) летописей.