Вы здесь

Историческая реконструкция восточных славян. Глава первая. Реконструкция Древней Руси. Варяги. Викинги (Ю. А. Белов, 2011)

Глава первая

Реконструкция Древней Руси. Варяги. Викинги

Восточные славяне

Есть особое очарование в поиске ответов на вопросы, о которых, как правило, не задумываешься. Явления, окружающие нас, принимаемые как данность, не всегда складываются в убедительные и правильные формулировки. Вот, например, маленький мальчик спрашивает: «Дяденька, а почему трава зеленая?». Человек, не будучи биологом, судорожно вспоминает что-то про хлорофилл и фотосинтез. Или вопрос о том, что такое солнечный свет? Или вопрос о том, кто же такие славяне?

Наверное, каждому русскому школьнику будет понятно, что славяне – это мы. Однако далее могут начаться трудности. Мы – это правильно, но расплывчато. А Кавказ тоже «мы» или нет? А Германия в русле Эльбы?

Славяне – это общность народностей, объединенная единым происхождением, с родственными языками, схожей культурой, традициями и верованиями. Славяне занимают значительные территории Южной Европы, всю Восточную Европу и далее на восток до существенной этнической границы с другими народами.

Историческая область расселения славян после VI века нашей эры протянулась от реки Эльба на западе, от Дуная на юге, Балтийского моря на севере и до Волги на востоке. С течением времени она постоянно изменялась. Нужно признать, что в жизни славян очень большую роль играли реки. Естественные природные преграды служили границами и гарантом выживания для племен, селившихся по их берегам. Огромное количество названий в славянских языках – гидронимы, то есть произошли от названий рек и озер.

В современной науке славян принято разделять на три большие группы: западные, южные и восточные. Естественно, славяне найдутся и в Америке, и в Австралии, но наибольшее их количество сконцентрировано в исторически сложившихся славянских державах.

• В западную группу входят поляки (Польша, Варшава), чехи (Чехия, Прага), словаки (Словакия, Братислава), лужичане (Восточная Германия, Лужица), кашубы (северо-восток Польши, Картузы). Племена: ободриты, висляне, вагры, глиняне, кашубы, зличане, друване, куявы, лужичане, лютичи, мазуры, полабы, мораване, поляне, поморяне, ратари, сердзяне, руяне, слезане, словинцы, украны, смолинцы.

Южная группа включает болгар (Болгария, София), македонцев (Македония, Скопье), сербов (Сербия, Белград), хорватов (Хорватия, Загреб), словенцев (Словения, Любляна), боснийцев (Босния и Герцеговина, Сараево), черногорцев (Черногория, Цетине). Племена: драговиты, верзиты, сагудаты, смоляне, захлумляне, струмяне, тимочане, милинги, эзериты.

Восточная группа состоит из русских (Россия, Москва), белорусов (Беларусь, Минск), украинцев (Украина, Киев), русин (расселены на территории Украины, Польши, Венгрии и Словакии). Племена: бужане, вятичи, древляне, волыняне, дулебы, дреговичи, кривичи, поляне, радимичи, полочане, северяне, словене, тиверцы, уличи, хорваты.


О реконструкции восточных славян в период с IX по XI век и пойдет речь в этой книге. Данный временной промежуток относится к раннему средневековью, хотя часто его называют древнеславянским или древнерусским периодом, видимо, из-за колоссального количества лет, разделяющих современников и предмет их интереса.

При изучении культуры и быта славян ученые опираются на археологические находки и записи в документах южных и восточных соседей наших предков. Так как письменность у славян появилась лишь около 863 года, приходится доверять этим имеющимся источникам. Упоминания о некоторых племенах, сходных со славянами или находящихся на их территории, можно найти у греческого историка Геродота (V век до нашей эры). Некоторые свидетельства о народе венедов, жившем между сарматами и германцами, принадлежат римским авторам I–II веков нашей эры – Гаю Плинию Секунду и Гаю Корнелию Тациту. Славяне хорошо известны византийским хронистам V–VI веков, в частности Прокопию Кесарийскому и Приску Панийскому, в записях которых фигурируют под именем антов и склавин. Хотя и эти описания, конечно, не так прозрачны и понятны, как хотелось бы. С течением времени славяне все чаще упоминаются в источниках соседей, постепенно выходя на мировую политическую арену. Константин Багрянородный, византийский император начала X века, более подробно описал в литературных трудах славян и Киевскую Русь. Благодаря подобным источникам историки могут судить о развитии славян.

Наш древнерусский помощник в изучении прошлого – летописный свод «Повесть временных лет». Это один из величайших памятников древнерусской литературы и ценнейший источник для изучения наследия предков, ведь писалась летопись не где-нибудь за морем, а на славянских землях. Она была составлена монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря в начале XII века. Повесть описывает происхождение славян, их расселение по Днепру, контакты с иными племенами, призвание варягов, образование восточнославянского государства – Киевской Руси и его князей. Несмотря на некоторую легендарность, Повесть остается единственным ранним сводом сказаний о древнерусской истории. По ней можно проследить основные политические и социальные изменения в жизни восточных славян в IX–XI веках.

Среди многих ценных летописных упоминаний особую роль играет повествование о призвании варягов во главе с Рюриком на княжение в Новгород. От этого и последующих событий ведет отсчет древнерусская государственность – явление огромной важности в нашей истории. В дальнейшем потомки и сподвижники Рюрика направились на юг. Итогом этих перемещений стало создание древнерусского государства – Киевской Руси. Термин «Киевская Русь» принят в научной литературе для удобства обозначения территорий, подвластных князю киевскому. Мы также будем пользоваться этим термином. С конца IX века Киевская Русь – это объединение восточнославянских племен под единой правящей рукой. Киевская Русь не была государством в привычном для нас понимании, в ней только-только начинали происходить общественные процессы, инициированные правящими верхами. Однако формирование политической системы, социальные и экономические преобразования однозначно вели к возникновению единой мощной державы. Современная реконструкция пристально рассматривает этот период, и именно он является основным направлением или нижним временным порогом большого количества клубов.

Соседский мир

Огромное значение в жизни и формировании культуры восточных славян имели их древние соседи. Это влияние отразилось в истории, языке, предметах быта, и, безусловно, его впитала реконструкция, примеры чего вы можете наблюдать на каждом фестивале. Конечно, наибольшему воздействию были подвержены племена, находящиеся в непосредственной близости от соседей, на пограничных землях. Следует отметить, что некоторые явления, так или иначе попавшие к нашим предкам через другие народы, прочно закрепились в мироощущении большинства восточнославянских племен.

Византия и ее столица Константинополь, пожалуй, в большей степени повлияли на формирование восточнославянской культуры. Византией называли Восточную Римскую империю, образовавшуюся после падения Западной Римской империи в 457 году. В VI веке нашей эры Константин I Великий заложил на месте городка Византий большой город. Этому месту, которое назвали Константинополем, суждено было стать жемчужиной пролива Босфор и распространять влияние на север, восток и запад. Славянские источники метко называют столицу империи Царь градом. Соседями Византии были славяне, хазары, турки, болгары и другие народы. В самой империи этнический состав был весьма разнообразен, а основой стала древнегреческая культура и язык. Именно поэтому землю за Черным морем славяне именовали греческой.

Военные конфликты с византийцами (походы князя Игоря и Вещего Олега) несли войну и кровопролитие, но вместе с тем способствовали обогащению славянской культуры. После крещения киевского князя Владимира Святославича в конце X века отношения с Византией выровнялись и стали развиваться на обоюдовыгодных условиях в русле торговли и религии. Это, однако, не мешало двум государствам периодически проводить военные походы друг на друга.

Византия просуществовала до середины XV века и покорилась лишь османам.

Страна, которая лежала за Черным морем, дала славянам православие, греческие имена, бурное развитие торговли и, как уже говорилось, засвидетельствовала в своих источниках данные о наших предках.

Хазария – государство кочевого народа, расположившееся к востоку от восточнославянских земель. Это государство выделилось из Западно-Тюркского каганата в середине VII века. Во время своего расцвета Хазария занимала территории от Кавказа и до Днепра. Некоторое время Киев вместе с племенами восточных славян платил дань хазарам. В начале становления Хазарский каганат проявлял интерес к восточным и южным землям. Известны хазарские походы в Албанию, Армению и Иран. Отношения хазаров с арабами и византийцами всегда были сложными. Первых приходилось постоянно теснить с Кавказа, а соседство и влияние вторых доставляло массу хлопот кочевому народу. На протяжении всего существования Хазарский каганат служил своего рода барьером для народов, переселяющихся из Азии в Европу (рис. 1.1).

К IX веку Хазария направила значительную часть своих сил не на войны, а на торгово-экономическое развитие. Это, в свою очередь, ослабило власть над племенами восточных славян, чем и воспользовались прозорливые князья Руси. Усмотрев в сдвинутых русами границах прямую угрозу, Хазарский каганат выстроил ряд крепостей для защиты от экспансии славян. Это, впрочем, его не спасло. Князь Святослав провел серию походов на хазарские земли в период с 965 по 969 год. Он планомерно захватил важнейшие города-крепости Саркел, Итиль и Семендер, чем нанес непоправимый ущерб целостности каганата.


Рис. 1.1. Реконструкция славянского женского костюма


К XI веку хазары растворяются среди многочисленных соседних кочевых племен, а Хазарский каганат перестает существовать, уступая место более стойким и напористым внешним силам. В ходе взаимодействия с этим кочевым и беспокойным народом славяне переняли многие элементы их вооружения и доспехов, украшения и некоторые предметы быта.

Волжские булгары. К востоку от земель восточных славян расположились племена булгар и тюркоязычные племена. Они расселились по течению Волги в X веке и образовали собственное феодальное государство – Волжскую Булгарию. Существует мнение, что Волжская Булгария выделилась из Хазарского каганата, но до его падения продолжала выплачивать дань. В 922 году булгарский князь Алмыш принял ислам и объявил его государственной религией. Известно о направлении булгарского мусульманского посольства к князю Владимиру, когда тот выбирал, в какую веру креститься (рис. 1.2).

После падения Хазарского каганата булгары не успели насладиться независимостью, так как тоже попали под влияние Киева. Однако это не помешало им, наблюдая смуту на соседней Руси, начать захват русских городов и поселений в конце XI века.

В 1239 году монголы завоевали Волжскую Булгарию и включили ее в состав Золотой Орды.

Балтами называют народы и племена южного берега Балтийского моря. Взаимное проникновение восточнославянской и балтийской культур друг в друга настолько велико, что некоторые историки выделяют славяно-балтский период. Он приходился на время распространения славян на север и в некоторой степени имел мирный характер. Балтские князья правили в древнем Полоцке, а славянские племена радимичей и вятичей сильно сблизились с балтами, что нашло отражение в их культуре.

Финно-угры. Данная группа племен своеобразно расселилась от Сибири до Западной Европы. Это наши северные, восточные и западные соседи, чей след виден в истории быта славянских поселений, особенно в новгородской земле. Годы экспансии славян оттеснили и частично ассимилировали некоторые племена финно-угров.

Варяги. До сих пор учеными ведутся дискуссии о том, кто же такие варяги. Известно, что это северные племена, граничившие со славянами, некоторые из них были наемниками славянских дружин и византийских армий. Рюрик и несколько его родственников «из варяг» были призваны княжить над восточными славянами. Точное расселение варягов, выделение их культуры из мирового наследия и разбор множества этнонимов – вот лишь несколько из насущных задач истории, археологии, реконструкции и лингвистики. Некоторые источники связывают происхождение варягов со шведскими викингами. Нередко в литературе можно встретить отождествление варягов с полабскими славянами (лютичи, бодричи и др.), заселявшими часть нынешних территорий Германии и впоследствии уничтоженными или ассимилированными.


Рис. 1.2. Славянский ведун. Реконструкция костюма


Викинги – легендарный народ раннего средневековья (рис. 1.3). Это выходцы северного Скандинавского полуострова, преимущественно незнатного происхождения и языческих взглядов.

«Морские драконы», как их называли, наводили ужас на всю западную Европу опустошительными набегами. Эти искусные мореходы передвигались на парусно-весельных лодках группами и занимались пиратством, грабежом и разбоем. Жажда добычи привела их к северному берегу Африки и, по некоторым версиям, к берегам Америки. Это более тысячи лет назад! Проходили викинги и восточными путями, через славянские и хазарские земли до Каспийского моря. Их культура и мировоззрение схожи с раннеславянскими, может быть, поэтому серьезных и масштабных столкновений с северянами у наших предков не было. Многие из скандинавов были хорошими торговцами и «ходили» сбывать свой товар по рекам на юг и восток, а это, в свою очередь, благотворно влияло на развитие отношений между народами. В ходе передвижений многие представители этого отважного народа селились на славянских землях и обогащали нашу культуру своими традициями.

Реконструкция славян. Тенденции

Современная историческая реконструкция – это воссоздание материальной и духовной культуры населения определенных временных отрезков и географических мест, исторических событий и сражений. Этот вид хобби уже насчитывает 20 лет и активно взаимодействует с целым рядом дисциплин, таких как история, археология, этнолингвистика и многих других. Историческая реконструкция имеет множество подвидов и разветвлений, но неизменно оказывается увлекательным и всесторонне развивающим занятием. Так, наиболее частым и пристальным вниманием пользуется западноевропейское высокое средневековье, в период с XII по XIV век. В последние годы число практиков, интересующихся периодом Второй мировой войны и Наполеоновских войн, значительно выросло. К слову, о реконструкции войны 1812 года вы можете узнать из книги Павла Калинкова и Галины Баслык «Военно-историческая реконструкция. 1812 год». Популярным направлением среди наших соотечественников была и остается реконструкция славян в разные временные периоды.


Рис. 1.3. Так мог выглядеть представитель северных соседей – викингов. Реконструкция костюма


Рис. 1.4. Реконструктор в костюме знатного славянина


Особым уважением пользуется раннесредневековая реконструкция, думается, из-за возможности углубленного изучения истории и занятий археологией.

Именно реконструкторы раннесредневековых клубов активно возрождают ремесла и уделяют пристальное внимание воссозданию нематериальной составляющей древности. Раннесредневековые фестивали порой напоминают настоящие ярмарки мастеровых работников.

Реконструкторы – это молодые люди, парни и девушки, в возрасте от 16 лет. Конечно, в среде реконструкторов встречаются и умудренные опытом взрослые люди, но в своей массе это хобби объединяет молодых и упорных людей, небезразличных к истории и традициям предков. В среде приверженцев явление реконструкции принято называть движением реконструкторов (рис. 1.4).

Историческая реконструкция в своих изысканиях опирается на находки археологов, исторические и летописные упоминания, древние изображения и иные источники, которые могут служить подтверждением выстраиваемой гипотезы. Предположения обычно касаются видов, материала, предназначения того или иного элемента костюма или быта, и каждая деталь, до самой маленькой медной подвески, требует исторического соответствия. Таким образом, основной метод реконструкции – научный эксперимент, подтверждаемый источниками и обоснованный здравым смыслом.

Второй метод этого направления – ролевая игра. При выборе периода, географических и политических рамок реконструктор неизбежно сталкивается с вопросом, представителя какого сословия ему воссоздавать. Если это будет гончар, то кроме создания соответствующего костюма необходимо научиться делать посуду из глины. Старшему дружиннику князя нужна хорошая броня – доспехи и владение оружием. Даже если выбор остановится на простом крестьянине, то необходимо учесть массу индивидуальных качеств персонажа, которые могут отразиться в расшивке рубахи и пояса родовыми и религиозными символами. Метод ролевой игры – это неизбежное соответствие внешнего, а нередко и внутреннего вида воссоздаваемому типу.

Для большей эффективности, а также поиска единомышленников реконструкторы объединяются в клубы и общества. Обычно клуб имеет четкую направленность, единую цель и возможности ее достичь. Временные рамки могут быть как узкими, так и охватывать несколько веков. Зачастую в клубах присутствуют элементы иерархии, если его члены занимаются воссозданием военизированных структур. Этот момент благотворно влияет на стремления бойцов клуба к новым высотам, ведь поощрением за заслуги может быть повышение в звании и дарование какого-либо титула. Это тоже элемент ролевой игры, но польза от такой условности очевидна (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Клуб исторической реконструкции «Ойра» на выезде


Зачастую базовый вклад новичка в общее дело ограничивается пошивом костюма для себя. Дальше возможны варианты. Если это мужчина, то нередко он начинает делать различные доспехи и оружие, тренировать тело и дух, заниматься древними ремеслами. Женщинам доступен еще больший спектр прикладного искусства, среди которых вышивка и ткачество как наиболее востребованные, пошив более сложного костюма, проведение семинаров и лекций, поиск и применение старинных кулинарных рецептов и многое другое (рис. 1.6).

Современную историческую реконструкцию можно разделить на два основных направления: живая история и фестивальные шоу.


Рис. 1.6. Для реконструкции важно желание и стремление, а не возраст

Живая история

Направление, пришедшее к нам с запада, подразумевает полную реконструкцию повседневной жизни людей разных эпох и регионов. Да-да, абсолютно полную. Возможно, нынешнему человеку сложно представить себе жизнь без электричества, мобильной связи и бетонных стен, но приверженцы этого направления отвергают на мероприятиях любое проявление современности. Полевые условия жизни проводимого мероприятия, только исторически обоснованные материалы в одежде, соответствующие предметы быта и даже еда, приготовленная из исторически существовавших продуктов, – вот черты качественного праздника живой истории. Подобные мероприятия имеют как закрытый характер – сугубо для одноклубников и лучших друзей, так и открытый – для зрителей, которые могут в буквальном смысле прикоснуться к быту и культуре своих предков. Особенно популярно это направление на Западе, где под открытым небом существуют средневековые музеи-поселения. В них живут и трудятся реконструкторы, наглядно показывая экскурсионным группам жизнь древности. Данное направление колоссально повышает качество изделий, способствует обмену опытом и является прекрасным практическим применением исторических наработок (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Живая история

Фестивальные шоу, или просто фестивали

Это массовые зрелищные представления, которые организуют и проводят клубы совместно с государственными организациями, например администрацией области. Фестивали различаются по временным рамкам. Так, крылатый гусар не поедет на фестиваль древнеславянской и скандинавской культуры, и наоборот. Напротив, если в фестивале не указаны исторические рамки либо они превышают разбежку в полтора-два века, его называют мультифестивалем, подразумевая широкий спектр допущенных эпох. Последние собирают наибольшее количество народа. Фестивали проводятся для зрителей – отсюда и шоу. Кроме знакомства с бытом и костюмами для гостей готовят различные мероприятия, показы, лекции, концерты и, конечно, средневековые бои.

Выделяют два основных типа боев: массовые бугуртные и турнирные поединки. И первые и вторые могут быть показательными или основываться на спортивных началах и предполагать победу одной из партий путем применения физической силы, ловкости, хитрости и навыков обращения со средневековым оружием. Обычно они становятся самым захватывающим зрелищем, а заодно привносят элемент спортивного соперничества между клубами и фракциями, заставляя подниматься на новый уровень подготовки и слаженности. Бугуртные бои часто не имеют ограничений по численности сражающихся сторон, но баланс сил обычно соблюдается. На особо крупных фестивалях насчитывается до 500 воинов с каждой стороны, а то и больше. Правила бугуртов разнятся в деталях, но основываются на технике безопасности.

Турнирные поединки проходят один на один. На сегодняшний день самыми распространенными номинациями являются поединки с мечом либо со щитом и мечом. В этом соревновании наиболее полно раскрывается искусство фехтования и общая подготовка бойца. Нередко турниры длятся несколько часов, и победитель, прошедший не пару десятков поединков, несомненно, заслуживает уважения. Судейство осуществляют маршалы-распорядители турнира. Они внимательно следят за бойцами и считают нанесенные удары, после чего по разным схемам преобразуют их в очки. Боец с большим количеством проходит в следующий тур.

Вечером, после напряженного, но очень приятного фестивального дня устраиваются пиры для участников, где и мед рекой и хлеба горой. Фестивальный сезон обычно проходит в теплое время года – с середины весны и до середины осени, но случаются и зимние выезды (рис. 1.8).

Реконструкция опирается прежде всего на энтузиазм и альтруизм участников. Однако сфера ее применения настолько обширна, что сегодня некоторые видные представители движения сделали любимое хобби доходным делом. Одни из них разрабатывают исторические проекты, на которые государство выделяет средства, другие заняты проведением мероприятий на коммерческой основе, третьи наладили производство предметов войны и быта для нужд соратников. В реконструкции обязательно найдется дело, которое придется по душе любому человеку. Развивающее и познавательное начала в занятии реконструкцией очевидны и полезны для молодых и деятельных людей.


Рис. 1.8. Фестивальное шоу

Кем быть? Сколько стоит погружение в эпоху?

Как и любое серьезное увлечение, реконструкция потребует некоторых финансовых вложений. Их интенсивность и количество обычно напрямую зависит от достатка и степени увлеченности самого реконструктора, однако можно попытаться хотя бы приблизительно оценить стоимость комплексов и костюмов. Начну с того, что условно разделю облачения на недорогие, средние и богатые.

Недорогой костюм представляет собой одежду человека, как правило, не занимающего высокого положения в раннесредневековом обществе. Это может быть крестьянин, горожанин, ремесленник, дочь рыбака. Речь идет о начальной комплектации костюма, так что его в любом случае придется делать первым. В разных регионах и эпохах костюмы различались, но неизменными оставались льняные рубаха и порты, для девушек – длинная рубаха до щиколоток, ремешок с пряжкой и обувь. Причем если обуви бывает достаточно одной пары, а в ряде случаев можно обойтись и без нее, то запасные рубаху и порты следует непременно иметь. Кожаный пояс украшался различными бляшками и накладками, непременно был с пряжкой. Есть более простой вариант – подпоясаться витым шнуром или плетеной веревкой, для девушек – тканым поясом.

Подобный набор одежды несколько ограничивает владельца в возможностях применения – в прохладную погоду или дождь он будет не самым лучшим костюмом. Однако для солнечных фестивалей и теплых выездов вполне сгодится. Исходя из невысокой стоимости льна и цены повыше на кожу можно оценить подобный костюм примерно в $50. Затраты непременно возрастут, если пояс будет украшен множеством литых бляшек, а рубаха расшита. Также стоимость увеличится, если не шить комплект своими руками, а заказать у мастериц, которые в избытке предлагают свои услуги в среде реконструкторов. К их чести следует сказать, что плату за работу они требуют небольшую, а изделия делают качественными (рис. 1.9).


Рис. 1.9. Славянский ведун проводит обряд у воды


Средний костюм – это дополнение к базовому набору одежды. По соотношению с восстанавливаемым прототипом можно двигаться вверх по лестнице социального статуса. Так, бывший крестьянин станет продавать свои товары на столичной ярмарке, горожанин поступит посыльным на службу к кому-нибудь из приближенных князя, ремесленник откроет собственную мастерскую, а дочку рыбака позовут взбивать перину для советника князя. Теперь поверх рубахи потребуется один из множества вариантов верхней одежды. Обычно материал для таких изделий плотнее, например шерстяное сукно. Необходим плащ на плечи, непременно застегивающийся красивой литой фибулой или подвязывающийся витым шнуром с кистями. Множество мелких, но очень важных деталей, таких как пуговицы, вышивка, кожаные кошели и нож на поясе, подчеркнут улучшившееся состояние воссоздаваемого образа. Для девушек будут характерны изысканные украшения из латуни и меди. Преимущества такого костюма очевидны: можно не бояться осенней прохлады и даже некоторое время гулять под дождем. К стоимости базового комплекта прибавьте $ 100–150. Естественно, цена увеличится при заказе вещей у третьих лиц (рис. 1.10).


Рис. 1.10. Обычные костюмы горожан


Дорогой костюм – это, в свою очередь, хорошо доработанный средний. Наш крестьянин превратился в обеспеченного купца, горожанина приняли воеводой в княжескую дружину, а ремесленник неожиданно для себя самого оказался князем и взял в жены дочь рыбака, которая взбивала перину в опочивальне у советника. К элементам костюма добавляются меха, шелк, серебро, различные украшения и вставки. Расшитые орнаментом рукава закрепляются позолоченными браслетами, а цвет добротных кожаных сапог неизменно становится красным. В этом варианте не существует каких-либо границ: тонкая и красивая работа всегда стоила немало, и в наши дни искусные мастера пользуются большим спросом. Ситуация усугубляется необходимостью наличия доспехов и оружия, ведь только на меч цена начинается от $100, не говоря обо всем остальном (рис. 1.11).

Понятно, что подобные капиталовложения не происходят за один раз. На изготовление костюма горожанина средней руки иногда может уйти несколько лет, поэтому возможность расстаться единовременно с круглой суммой в этом деле не грозит.


Рис. 1.11. Кроме нательной рубахи и нижнего платья, на женщине верхняя шелковая статусная одежда. Цветовая гамма и дорогие материалы говорят о ее богатом происхождении

Собираемся в поход. Адекватный антураж

Что может быть лучше, чем выехать с друзьями на природу? Рыбалка, шашлык, рассказы у костра… Если дождь, то его с легкостью можно переждать в палатке, развлекая себя партией в шахматы.

Удовольствие увеличивается в разы, когда подобный выезд в лес происходит в воссозданных костюмах и с различными видами бытовой утвари. Атмосфера живого исторического процесса не оставит равнодушным никого из участников мероприятия, поэтому небольшие, часто клубные выезды продолжают набирать популярность.

Бывалым людям, участвовавшим во многих подобных поездках, не придется долго думать, собираясь в поход. Как быть, если поехать очень хочется, но не дает покоя отсутствие опыта? Итак, что же взять с собой.

Предметы быта

Кроме оговоренного костюма, обязательного на подобных мероприятиях, с собой просто необходимо взять нож (рис. 1.12).


Рис. 1.12. Железный нож с деревянной рукояткой. Обязательная вещь для любого реконструктора. К ножу должны прилагаться ножны из крепкой кожи. Реконструкция


Форма и внешний вид ножа должны соответствовать выбранному времени и региону. Так что перочинный швейцарский ножик с пилкой для ногтей хоть и хорош, но не подойдет. Вообще рекомендуется иметь два ножа: один для готовых продуктов, другой – для сырых.

Пригодится деревянная или глиняная миска, лучше глубокая, чтобы можно было без опаски налить в нее похлебку или положить порцию ароматного жаркого (рис. 1.13).


Рис. 1.13. Чем глубже миска – тем больше поместится еды. Реконструкция


Рис. 1.14. Деревянные ложки и миски. Реконструкция


Деревянные ложки, которые делают и продают в больших количествах до сих пор, значительно облегчат процесс питания (рис. 1.14).

Для напитков понадобится кубок из рога, дерева или керамики, а если вы знатный боярин, то из металла (рис. 1.15, 1.16).

Обязательно возьмите с собой флягу или глиняный кувшин для воды (рис. 1.17).

Узкий туристический топорик для колки дров заменяется историческим аналогом, который прекрасно подходит для тех же целей.

Пригодится также кованая металлическая тренога для костра, на которую можно повесить котел с кипящей водой или поместить решетку для запекания пищи (рис. 1.18).

Перчатки из плотной кожи предохранят руки от жара и царапин во время оборудования кострища. Для освещения в темное время суток можно взять с собой свечи из воска, но будьте очень осторожными при обращении с ними.

Для комфортного ночлега в условиях исторического выезда следует иметь несколько одеял из однотонного шерстяного сукна либо пару теплых плащей. В качестве подстилки часто используют солому или сено, которыми набивают холщовые мешки по росту владельца. Получается очень мягкий тюфяк, спать на нем – одно удовольствие.

Шатер или средневековая палатка, бочка для воды, столы и скамьи, навесы, котлы и другие громоздкие вещи обычно распределяются среди участников похода или завозятся централизованно. Питание также идет на общий стол, но килограмм гречки взять с собой не помешает (рис. 1.19).


Рис. 1.15. Полый рог для напитков. По краю – серебряная оковка с насечкой


Рис. 1.16. Фигурная ручка рога


Рис. 1.17. Обычно взрослому человеку хватает двух литров воды в день. В такой кувшин поместится литра три-четыре, и не придется лишний раз бегать к роднику. Реконструкция


Рис. 1.18. Треноги бывают разных размеров – от длины в локоть и до пояса взрослому человеку. Реконструкция


Рис. 1.19. Деревянный сундук, в котором можно хранить вещи дома и на выезде


Естественно, даже несмотря на высокий уровень реконструкции на предстоящем выезде, не забывайте о здравом смысле и обязательно возьмите с собой спички, фонарик, средство связи, предметы личной гигиены и медикаменты.

Палатка. Шьем сами

Любой выезд, пусть даже и раннесредневековый, может закончиться к вечеру, если его участники не позаботятся о ночлеге. Спать у костра, завернувшись в плащ, конечно, здорово, но не для всех и не всегда. Особенно под дождем. Кроме того, нашим предкам, так же как и нам, было необходимо четко выраженное жизненное пространство. Стены дома дают ощущение защиты и уюта, но ведь дом с собой не возьмешь.

Палатка легко станет переносным домом. Это стены, крыша и даже пол, при желании. Прекрасная защита от дождя и ветра. Многообразие используемых в реконструкции палаток представлено несколькими типами, но я остановлюсь на самом простом и функциональном из них – двускатной саксонке (рис. 1.20).

Это достаточно высокий тканевый треугольный домик, который держится на деревянном каркасе. В ряде случаев он может быть усилен дополнительными планками либо, что значительно проще, зафиксирован растяжками.


Рис. 1.20. Раннесредневековая палатка без труда вмещает троих человек с вещами. Реконструкция


При выборе материала нужно помнить, что историческая реконструкция не терпит синтетики. Поэтому используйте только натуральные плотные ткани. Прекрасно подойдет так называемая «парусина». Эта льняная или конопляная ткань с плотным переплетением волокон влагоустойчива и обладает повышенной прочностью. Часто на производстве ее пропитывают каким-либо химическим раствором, предохраняющим от огня или воды. Химикаты, конечно, не имеют отношения к реконструкции, но смириться с ними можно: огнеупорная ткань будет к месту.

Базовый каркас, на который будет надеваться полог палатки, имеет форму буквы П – две вертикальные перекладины и одна горизонтальная. Понятно, что горизонтальная – это длина палатки, а вертикальные – ее высота. Удобно, когда на верхних концах вертикальных перекладин есть рогатка-разветвление или крепко прилаженная планка. Тогда горизонтальная перекладина удобно ложится в образовавшийся паз. Для надежности место соединения перекладин стягивают кожаными ремешками. В целях повышения устойчивости конструкции вертикальные перекладины вкапывают в землю. В этом случае их длину нужно увеличить примерно на 30 см. Перекладины можно отыскать на месте, если выезд планируется в лес, но лучше заготовить заранее. На любом строительном рынке имеются в продаже недорогие длинные круглые палки. Рекомендую пропитать их морилкой или другими неброскими предохраняющими от влаги материалами.

Сшивать материал следует натуральными двойными суровыми нитками. Для большей надежности их можно провощить. Шов также должен быть двойным. При сшивании внахлест от края оставляют 2 см. Когда один шов положен, эти два сантиметра загибают назад и, закрывая первый шов, пришивают вторым. Все это позволит избежать протекания палатки на соединениях выкройки.

Полог палатки выкраивается очень просто. Это 4 длинных прямоугольника и 12 треугольников с прямым углом (рис. 1.21).


Рис. 1.21. Двойная линия от основания центрального треугольника к его вершине – это высота будущей палатки. Возьмем ее равной 2 м. Значит, длина сшитого полога должна составлять 4 м. Центральная вертикальная линия в прямоугольнике – длина палатки, пусть она также будет равна 2 м. Этот же вертикальный шов на схеме приходится на поперечную перекладину при установке палатки


На одну сторону понадобится 6 клиньев и столько же на другую. Их высота должна соответствовать выбранным нами 2 м. Треугольные клинья нужно сшивать одинаковыми сторонами друг с другом: прямую с прямой, наклонную с наклонной и т. д. Из клиньев получается большой треугольник, который растягивается полукругом. Вершину этого треугольника плотно пришивают к вертикальному шву и от этого места сшивают стороны большого треугольника и прямоугольного полога. С противоположной стороны действия повторяются, только при соединении треугольника и полога сшивают лишь одну сторону, а вторую оставляют для входа. К несшитым сторонам прикрепляют завязки через каждые 15–20 см. Когда палатка поставлена, завязки закрывают и открывают вход.

Треугольники пришиты, вход обработан, палатка практически готова. Теперь нужно пришить по нижнему краю небольшие петли через каждые 30–40 см под деревянные колышки-растяжки. Они позволят растянуть полог палатки и предохранить внутреннее пространство от дождя (рис. 1.22).


Рис. 1.22. Некоторые палатки могут быть пониже и иметь вход не сбоку, а со стороны полога

И я там был, мед-пиво пил. Древнерусская кухня

Одним из самых увлекательных направлений в современной реконструкции является воссоздание средневековых блюд и напитков. Малочисленность сведений, дошедших до нас, только подогревает интерес увлеченных людей и оставляет больше пространства для экспериментов. Порой очень трудно отыскать настоящий, исконный рецепт приготовления того или иного блюда, но, углубляясь в область предположений, можно в итоге подготовить прекрасный пир, результаты кулинарной реконструкции на котором будут непременно съедены и по достоинству оценены всеми приглашенными. Чем же питались наши далекие предки и на что следует обратить внимание при воспроизведении княжеского стола (рис. 1.23)?


Рис. 1.23. Современные представления о раннесредневековой кухне основываются на исторически подтвержденных продуктах

Хлеб всему голова

Эта незатейливая поговорка отражает настоящее отношение к хлебу, идущее заветами из глубины веков. Присутствие хлеба в доме было обязательным, его роль на столе – неоспоримой. С хлебом ели все: каши, похлебки, вареные овощи. Хлеб был неизменным спутником для работников вдали от дома или путешественников: сорвал луковую головку, заел хлебушком, вот и позавтракал. Готовили хлеб из ржаной, пшеничной муки, с разным количеством примесей. Небольшие буханки выпекались в печи регулярно. Некоторые хлеба выпекали в виде лепешек, которые превосходно умещались в дорожной суме (рис. 1.24).

Каравай – особый, праздничный хлеб. Готовился он с великим тщанием и любовью, вбирая в себя только хорошее и являясь в итоге воплощенным домашним благом (рис. 1.25).


Рис. 1.24. Хлеб пекли часто, практически каждый день


Рис. 1.25. Символ благополучия и добрых чаяний

Пироги и пирожки

Сейчас мы привыкли, что пирожок – с повидлом, а пирог – с яблоками или другой сладкой начинкой. Древние славяне тоже любили полакомиться сладким, но в большинстве случаев начиняли пироги и пирожки мясом, овощами, кашами, грибами, ягодами и всем, что попадется под руку хозяйке. Пирог – это целый обед: и хлеб, и основное блюдо. Небольшие пирожки прекрасны вприкуску с какой-нибудь похлебкой (рис. 1.26).

Изделия могли иметь разную форму, готовиться из кислого или постного теста. Для придания особых привкусов добавлялись пряные травы, мед, ягоды и фрукты. Молоко и яйца активно использовались для замешивания теста для разных нужд – от блинов до караваев.


Рис. 1.26. У этого, казалось бы, обычного блюда почти тысячелетняя история

Похлебки

Это огромное разнообразие жидких блюд на основе всех доступных продуктов. Похлебки варили из мяса, птицы, рыбы, овощей, грибов, часто комбинируя продукты. Весьма полюбились нашим предкам кислые щи из капусты, мясной бульон с луком и, конечно же, уха. Простота и незатейливость в приготовлении делали похлебку доступной всегда и всем. Достаточно поставить у огня горшок с водой и закидывать в него приглянувшиеся продукты. Для придания пряного вкуса часто использовали чеснок, хрен, укроп и другие травы. Не обходили стороной и завозимые из Византии приправы: гвоздику, шафран, имбирь, черный перец, лавр (рис. 1.27).


Рис. 1.27. Вода и немного овощей вот и готова похлебка

Каши

Каши у славян не только были самой частой едой, но и использовались при проведении обрядов. Это и немудрено: если в доме есть каша, значит, урожай добротный собрали и зиму перезимуют. Каши варили гречневые, перловые, ячневые, пшенные, толокняные и др. Хотя слово «варили» в отношении славянских каш не годится. Их скорее томили – держали в горячем месте на печи, но не допускали, чтобы вода на жару выкипала. Если хотели подсластить – использовали мед. Иногда в кашу добавляли яблоки, груши, виноград, чернику, малину, ежевику, лесные и грецкие орехи (рис. 1.28).


Рис. 1.28. Гречневая каша с маслом. Классика кулинарного наследия Руси

Овощи и мясные блюда

Известные овощи – репу, капусту, горох, редьку – предпочитали отваривать или тушить, обычно отдельно друг от друга. После добавления мяса к овощам получалось прекрасное жаркое или рагу, подававшееся на стол обязательно с наваром.

Непосредственно мясные блюда были скорее исключением, чем правилом для наших предков. Употребляли в пищу говядину, козлятину, баранину, свинину, мясо диких животных. Однако этот непростой в добыче и хранении продукт старались добавлять к овощам или варить. С другой стороны, конечно, такое древнее кушанье, как мясо, жаренное на углях, присутствовало у наших предков. Мясо домашних кур, гусей, диких уток, куропаток, тетеревов обмазывали глиной и запекали в углях на привале. Пресноводную и морскую рыбу варили или, уже потрошеную, нанизывали на прутья, чтобы обжарить над костром.

Напитки

Ну а коль поели, то и запить нужно чем-нибудь. Славянские умелицы ставили бродить квас, брагу, варили медовуху, сбитни и пиво, заваривали мукой кисели на лесных ягодах, не говоря о разного рода травяных отварах, которые были вкусны и полезны (рис. 1.29).

Приготовление исконных кушаний в значительной степени усложняется условиями, в которых оно происходит.


Рис. 1.29. Процесс пивоварения в рамках блока мастер-классов на фестивале «Городецкое Гульбище». Показывает клуб «Ворга»


Ведь не каждая современная хозяйка умеет обращаться с русской печью или организовать хорошую полевую кухню. Намеренное отсутствие современных вспомогательных приспособлений также затрудняет процесс. Некоторым приходится приноравливаться к непривычному весу древних ножей и шершавой поверхности глиняных мисок. Однако, поверьте, добротно приготовленная каша из печи настолько поднимет настроение и ваш уровень в глазах голодных соратников, что разгоревшийся спор об историчности кожаной подкладки на кольчуге будет незамедлительно разрешен самым благоприятным образом.

Куда пойти новичку? Клубы и объединения

Настоящее время клубы исторической реконструкции имеются практически во всех крупных городах, а в мегаполисах их может быть несколько. Часто они регистрируются под патронажем местных молодежных объединений, при исторических факультетах, музеях и архитектурных комплексах. У каждого из них есть собственный устав, впрочем, не сильно различающийся по сути и не противоречащий здравому смыслу и современным законам. Набирает популярность тенденция иметь в клубе в качестве консультантов выпускников с историческим образованием или по смежным дисциплинам. Человеку, решившему вступить в клуб, не составит труда найти подобное формирование в своем регионе. Новичку обязательно расскажут о направлении и занятиях в клубе, помогут преодолеть испытательный срок и поддержат в исторических изысканиях (рис. 1.30).

Вот что говорят о себе некоторые клубы России, Украины и Беларуси.


Рис. 1.30. Клубов по реконструкции славян различных периодов великое множество

«Центр Древней Руси»

Общественная организация «Киевский центр поклонников истории и традиций Киевской Руси», или сокращенно «Центр Древней Руси», образован в 2006 году. Организация создавалась с целью сделать занятия реконструкцией официальными в Украине и вывести их на новый качественный уровень. Популярность Центра в первое время была настолько высокой, что пришлось ужесточать требования к кандидатам на зачисление. Организация активно сотрудничает со специалистами в области истории, археологии, этнографии и включает в программу собственного развития лекции, семинары, дискуссии и съезды по особо интересным для реконструкции вопросам (рис. 1.31).

Центр занимается реконструкцией одежды, доспехов, вооружения и предметов быта времен Киевской Руси. Воссоздает древнерусскую тактику боя, активно изучает историческое фехтование и приемы владения средневековым оружием. Содействует проведению фестивалей исторической реконструкции разных периодов, организует театрализованные представления и шоу, каскадерские выступления, открытые семинары и исторические лекции, способствует популяризации древних ремесел.


Рис. 1.31. Клуб «Центр Древней Руси». Киев, Украина


В настоящее время численность клуба колеблется в пределах десяти человек активного состава. Регулярные наборы позволяют привлекать к интересным занятиям новых молодых людей.

На ближайшие годы Центр ставит целью создание сильной организации с качественной материальной базой, способной впечатлить не только соотечественников, но и зарубежных коллег. Клуб постоянно совершенствуется и пытается осуществить синтез древнеславянского общества и европейского рыцарства.

Vitland

Клуб исторической реконструкции (КИР) Vitland образован в городе Минске в начале 2005 года в результате слияния трех более мелких клубов. Впрочем, минская локализация достаточно условна: в коллективе есть представители разных городов Беларуси. Основатели Vitland к тому времени были уже далеко не новичками в реконструкции. Пути некоторых из них начались еще в конце 1990-х годов в минских клубах исторической реконструкции. Эти люди и составили костяк Vitland (рис. 1.32).

Клуб Vitland – это, прежде всего, компания друзей, поэтому кадровой проблемы нет: люди приходят и уходят нечасто. Название клуба образовано от двух шведских слов vit – белый и land – земля. Основными целями Vitland являются:

• сбор информации и реконструкция костюмов, предметов быта и оружия эпохи викингов (IX–XI века);

• изучение взаимоотношений и взаимной интеграции культур свеев (регион Бирка-Уппсала) и славян (раннесредневековые государственные образования);

• изучение археологии поселений свеев на территории современной Беларуси.


Рис. 1.32. Клуб Vitland. Минск, Беларусь


Большое внимание уделяется реконструкции быта, условий жизни и даже характеров людей эпохи викингов, богатому фольклорному и литературному наследию древних славян и скандинавов. В клубе регулярно организуются и по реконструированным сценариям проводятся древние обряды и праздники.

В настоящее время членами клуба принято участие в более чем 50 мероприятиях – от крупных международных до небольших локальных, а также организованных самостоятельно (рис. 1.33).

С 2005 года клуб ежегодно выезжает на фестивали: «Jomsborg-Vinieta», Волин, Польша; «Najazd Barbarzyncow», Огроденец, Польша; «Wikingi I Wenedzi» Рыня, Варшава, Польша; «Русборг», Липецкая область, Россия; «Городецкое Гульбище», Московская область, Россия; «Парк Киевская Русь», Украина; «Белтинг», Беларусь, а также на другие мероприятия в Литве, России, Польше и Украине. Члены клуба принимают активное участие в конкурсах костюмов, военных сражениях и турнирах и имеют индивидуальные и командные достижения. Кроме того, налажены связи и дружеские отношения с клубами единомышленников из Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья.

Устав Vitland во многом схож с уставами других клубов, однако отличается тем, что имеющаяся иерархия не жесткая, все отношения завязаны на взаимоуважении. Можно сказать, что члены клуба – друзья, почти семья, хотя, как и в любом коллективе, здесь есть место спорам и конфликтам. Стать членом клуба можно после испытательного срока.


Рис. 1.33. Клуб Vitland на выезде

«Ворга»

Шестое сентября 2008 года – знаменательная дата в истории города Кстова. Именно этот день кстовские реконструкторы считают датой создания первого за всю историю существования города клуба исторической реконструкции.

Кроме необычности звучания, в названии клуба заложен очень важный символ. Ворга – это лесная дорога вдоль ручья, ведущая к его истоку. Ведь цель многих реконструкторов – докопаться до истины, до своего истока (рис. 1.34). Выбор временного периода – IX–XI века – далеко не случаен. Для Древней Руси это переломное время: становление государственности, принятие христианства. Своими задачами клуб видит воссоздание костюма, быта, ремесел, военного дела территории Древней Руси и окрестных земель. Реконструкция обязательно имеет под собой научную основу. Клуб занимается изучением источников, на основе которых и воссоздает предметы быта выбранного периода. Главная и высокая цель деятельности организации – возврат интереса к истории своей Родины (рис. 1.35).


Рис. 1.34. Клуб «Ворга». Кстово, Россия


Рис. 1.35. Девушки из клуба «Ворга»


До наших дней дошло очень мало сведений тысячелетней давности. После анализа и сопоставления источников члены клуба реконструируют костюмы и быт, а затем на практике проверяют целесообразность предположительного покроя одежды и ее удобство. Клуб старается воссоздать старинные рецепты, применяя на древнерусской кухне только древнерусские инструменты. Интерес соклубников к музыке вылился в небольшой музыкальный этнографический коллектив, который периодически радует себя и друзей интересными мотивами «из глубины веков».

Одно из основных направлений деятельности клуба – ремесленничество. Члены «Ворги» занимаются шитьем, крашением, плетением, ткачеством, вязанием иглой, работой по дереву, кости, металлу, изготовлением стеклянных бус, выделкой шкур.

Клуб активно способствует популяризации истории, средневековой культуры. Вместе с молодежными организациями проводятся показательные выступления, семинары и лекции для детей разного возраста. Ведь увидеть вживую свою историю гораздо интереснее, чем читать об этом в учебнике.

Мероприятия, в которых участвовал клуб: «Городецкое Гульбище» (2006, 2009, 2010), Московская область; «Гарды» (2008, 2009), Московская область; «Русколань» (2008), Краснодарский край; «Воиново поле» (2008), Московская область; «Сечень» (2009, 2010), Пенза; «Приволжской штандарт» (2009, 2010), Нижний Новгород; «Аламнер» (2009, 2010), Марий-Эл; «Щуров Мост» (2009, 2010), Суздаль; «Дружественный турнир Поволжья», Нижний Новгород; «Последний Снег» (2010), Нижегородская область; «Виквик», Калужская область; «Русборг», Липецкая область.

True Varing

Клуб экспериментальной археологии True Varing создан в январе 2009 года в Минске из числа лиц, занимающихся исторической реконструкцией с 2001 года. Деятельность клуба состоит как в изучении, так и в воссоздании истории и материальной культуры Днепро-Двинского региона IX–XI веков. В этот период на указанной территории проживали кривичи, латгалы, литва и дайнова (рис. 1.36).


Рис. 1.36. Клуб True Varing. Минск, Беларусь


Основные цели клуба: реконструкция предметов материальной культуры, древних ремесел и технологий по данным археологии, иконографии, письменным источникам. На базе клуба предпринимаются попытки максимально достоверно и приближенно к историческим источникам воссоздать предметы одежды, обуви, вооружения, быта, различные музыкальные инструменты; восстановить древние технологии обработки дерева, кожи, кости, меха, металла, покраски тканей природными красителями и многое другое. Клуб активно взаимодействует с подобными организациями Беларуси, России, Польши, Литвы, Латвии, Украины.

Главная задача клуба – не воссоздание предметов, а воссоздание технологий их изготовления. В клубе присутствует музыкальное наполнение в составе волынки, флейты и барабана.

True Varing занимается организацией походов и маневров в стиле «живая история», то есть без применения современных средств, вплоть до отказа от использования спичек. Подобные мероприятия особенно интересны экспериментальной археологии, так как представляют собой настоящую картину жизни предков, помогают прочувствовать на себе эффективность воссоздаваемых предметов.

Клуб активно принимает участие в фестивалях и общественных мероприятиях: «Рубон», Полоцк, Беларусь; «Дни истории в Белостоке», Белосток, Польша; «Иссаборг», Изборск, Россия; «Дни живой археологии», Кернава, Литва;

«Городецкое Гульбище», Москва, Россия; «Наш Грюнвальд», Минский район, Беларусь; «Дни земгальцев», Тервете, Латвия; «Апуоле 854», Скуодас, Литва.

«Ойра»

Клуб начал развитие в 2000 году, когда на волне впечатлений от фестиваля «Новогрудский замок» инициативная группа друзей решила создать совместными усилиями в городе Бресте клуб исторической реконструкции «Ойра» (рис. 1.37).

Название клуба обозначает «Слава солнцу!». У наших предков-славян солнце было одним из самых почитаемых символов. Кроме этого, «ойра» – боевой клич славян, который позже преобразовался во всем известное «ура!».

Человек, живущий в каменных джунглях, не задумывается, откуда происходят его корни и кем были его предки. А когда люди не знают своего прошлого, они не могут творить будущее. Именно эта идея и стала ключевой в развитии объединения.

Клуб выбрал своим направлением изучение истории IX–XI веков, так как это время развития и становления славянской культуры. В ней есть место героям и подвигам, о которых сейчас так мало известно. Попытка углубиться в изучение быта наших предков – еще и возможность донести информацию до окружающих.

Воссоздавая историю и быт наших пращуров, члены клуба делают акцент на территории родной Беларуси и Брестского района в частности. Если говорить о конкретных племенных объединениях, то это дреговичи, волыняне. Однако в данный период уже хорошо чувствуется влияние на белорусские земли других народов – балтов, скандинавов и булгар. Отсюда и присутствие всех этих культур в клубе.


Рис. 1.37. Клуб «Ойра». Брест, Беларусь


Занимаясь реконструкцией, члены клуба пытаются охватить все сферы культуры и повседневной жизни предков. В первую очередь это изготовление одежды, предметов вооружения согласно материалам и технологиям того времени. Кроме того, предпринимаются попытки окружить себя предметами быта данного периода и научиться не только жить среди них, но и пользоваться ими. Изготовление всех предметов обихода подкрепляется долгим изучением археологических и литературных источников для достижения наилучшего сходства с оригиналами далекого времени.

Также клуб занимается воссозданием и сохранением фольклорных мотивов, которые являлись неотъемлемой частью жизни пращуров-славян.

Как и множество организаций, клуб имеет свой устав. В соответствии с определенным сводом законов разработана система «иерархической лестницы», которую проходят все новички. Новичок-селянин через знания, поступки и заслуги перед клубом постепенно переводится на верхние ступеньки лестницы. Таким образом, каждый член клуба, согласно его рангу, выполняет определенный вид работ. Все решения в клубе принимаются общим голосованием, а наиболее серьезные вопросы обсуждаются советом старейшин и непосредственным руководителем клуба. Подобная система управления имеет исторические обоснования и проверена опытом наших далеких предков.

За 10 лет существования клуб с помощью отлаженной внутренней системы управления, накопленных знаний и благодаря личному рвению участников посетил множество фестивалей в Беларуси и за ее пределами, был отмечен множеством почетных грамот и благодарственных писем. Это грамоты за первые места в турнирах, состязаниях и конкурсах костюмов, проходивших на таких фестивалях, как «Русборг», «Городецкое Гульбище» (Россия), «Коровель», «Былины Древнего Киева» (Украина) и др., а также локальных фестивалях в Беларуси. Клуб внес большой вклад в проведение мероприятий в Польше, Литве, Латвии.

Клуб «Ойра» неоднократно принимал участие в праздниках города, организации выставок костюмов и вооружений IX–X веков, съемках передач исторического цикла, был отмечен в книге об истории родного города и не единожды попадал на страницы газет. Занятие реконструкцией для многих участников клуба давно перестало быть простым хобби, а превратилось в стиль жизни и образ мышления, который помогает приобрести множество полезных знаний и навыков.

Видеокурс к данной книге создан при участии клуба «Ойра».

«Альрик»

Московский клуб исторической реконструкции и фехтования «Альрик» занимается реконструкцией норманнской дружины эпохи викингов. Основными направлениями работы являются воссоздание одежды, обуви, предметов быта и вооружения, воинского ремесла, нравов, традиций, верований и праздников, характерных для Скандинавии и смежных с ней регионов периода IX–XI веков (рис. 1.38).


Рис. 1.38. Клуб «Альрик». Москва, Россия


В клубе проводятся тренировки, позволяющие приобрести навыки владения аналогами средневекового оружия, развить силу и выносливость, достойно подготовиться к турнирам и показательным выступлениям.

Клуб имеет фестивальную направленность, то есть конечным итогом его деятельности является не только воссоздание определенного рода предметов, но и участие в разнообразных мероприятиях, таких как фестивали, съезды, выставки.

Клуб активно занимается историческим фехтованием и осваивает на практике применение средневекового оружия. В то же время в клубе ведется ремесленническая деятельность, изучение применения предметов быта исследуемого периода. На данный момент клуб насчитывает 18 человек.

За первый год существования клуб поучаствовал в следующих мероприятиях: «Новогодние маневры на Таганке (27.12.2009)», «Рязанские маневры» (13.03.2010), «Большие весенние пластиковые маневры» (02.05.2010), «Большие дружеские весенние маневры» (16.05.2010), «Тирольские маневры» (30.05.2010), турнир Red Nord (12.06.2010), показательное выступление в Люблино, «Фестиваль народностей» (19.06.2010), Маневры клуба Abendstern (04.07.2010), летний поход на выживание (24–25.07.2010), «Воиново поле» (20–22.08.2010).