Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "каузальность"

Предложения в которых упоминается "каузальность"

Не только в действиях человека, но и в поведении ряда других животных применимо понятие каузальности, которая действует не только снизу вверх, но и сверху вниз.
Разумеется, система, в которой каузальность действует во всех направлениях, может быть столь же детерминированной, как и та, в которой действует только восходящая каузальность.
Ряд либертарианцев вводит понятие так называемой каузальности деятеля, которое подразумевает, что действующие лица сами могут быть причиной своих действий, так что их нельзя редуцировать до простого следствия суммы предшествующих причин и обстоятельств.
Многие критики теории каузальности деятеля указывают на то, что эта теория ничего не объясняет, так как в ней не содержится описания эмпирических предпосылок подобной каузальности.
Таким образом, можно утверждать, что теория «каузальности деятеля» является ошибочной попыткой приспособить объяснение рациональных действий к теории каузальности вообще.
Принцип каузальности неприменим к духу и его жизни.
Влияния окружающей среды не однозначно детерминируют поведение человека; причинность в сфере социальной жизни не сводится к механической каузальности.
Нельзя поэтому причинность в сфере социальной жизни сводить к механической каузальности, а также рассматривать личность лишь как объект воздействия среды, как инструмент, непосредственно передающий оказываемые на него воздействия.
Но это — установка на то, чтобы «отменить» ту историческую каузальность, которая действовала «до сих пор» и которая привела, в том числе, к появлению и существованию конкретного явления насилия, вызвавшего деятельное сопротивление носителей установки на ненасилие.
Вместе с тем действие, руководимое ненасилием — уже вследствие неопределённости, непредсказуемости его результатов — «размыкает» историю, устраняет детерминированность будущего прошлым, в котором воплотилась «отменяемая» историческая каузальность.
Но само «прерывание» исторической каузальности не может быть чем-либо иным, кроме насильственного акта, направленного против насилия, и в то же время выковывающего новую цепочку исторической каузальности, которая вновь скреплена насилием.
Вторая классификация направлений экономической теории может быть проведена по критерию «каузальности — функциональности».
Но со временем этот термин перекочевал из логики в схоластику, теологию и этику, отождествляясь с каузальностью и приобретая статус мировоззренческого принципа.
Отсюда понимание детерминизма как принудительной каузальности, предполагающей фактор внешней по отношению к исследуемому процессу причины, понятой в качестве его детерминанты.
Но и в рамках такого подхода невозможно серьёзно утверждать, что выбор и заблуждения отдельных людей представляют собой исключение из всеобщей естественной каузальности; а если бы это и было так, и действование массы в противоположность индивиду было бы строго определено природой, то всё-таки оставалось бы решить два вопроса: во-первых, не могут ли и в пределах чистой естественной каузальности иметь место выбор и колебание, а во-вторых, благодаря какой предустановленной гармонии именно в социальных стремлениях результат всегда совпадает с намерением.
Учения, которые с оглядкой, как психология, или без ограничений, как психоанализ, пользуются каузальностью, не могут определить онтологию поэзии: появление поэтического образа ничем не подготовлено, в литературном плане культура не играет здесь никакой роли, в плане психологическом наше восприятие тут ни при чём.
Тем самым отсекаются каузальность и финализм, пропитанные метафизической абстракцией.
Бердяеву, познание каузальности физического мира не даёт понимания внутренней связи между причиной и её следствием, не вводит человека во внутреннюю связь вещей, не раскрывает творческую энергию внутренней жизни мира.
Физическая каузальность остаётся исключительно внешней закономерностью, её постижение не доходит до постижения внутреннего ядра бытия, ограничивается поиском причин происходящего во внешней среде.
Что же касается психической каузальности, раскрывающейся в душевной жизни, то в ней внутренняя причинно-следственная связь приоткрывается больше, чем в физическом мире, но в силу её соединения с последним, то есть с телесной жизнью, в ней ещё продолжают активно действовать внешние причины, и вследствие этого повсюду встречается внеположность, инобытиё, действие необходимости.
Только в духовной каузальности раскрывается творящая, внутренняя, сокровенно-таинственная энергия, исчезает противоположность между свободой и причинностью, устраняется внеположность в определении жизненных событий и их порождений.
Пересекая порог каузальности и мира явлений, оно наконец получает освобождение от бремени того, что является лишь видимостью.
Таким образом, освоение каузальности и дифференциация в сознании причинных и целевых отношений могут быть рассмотрены в качестве важнейшей предпосылки формирования представлений о последовательности и направлении времени.
Главная «странность» предъявляется во втором параграфе главы «Проблема мировой истории», в которой вводится представление о двух формах космической необходимости: о причинности как судьбе органической формы (культуры) и причинности как физико-химической, причинно-следственной каузальности.
Прежде всего вульгарно интерпретировался сам принцип каузальности в историческом процессе.
Есть также множество общностей, создающихся на основе каузальности: профессии, союза, корпорации и нации.
Каузальность организует интригу. «Крепление» к профессии, религиозному ордену, студенческой корпорации задаёт расстановку сил.
Для мании преследования такой изменённой каузальностью, особой связностью или «рационализацией» явится идея заговора.
Наш интеллект ограничен законом основания, его каузальностью, которая не постигает тайны бытия.
Полагаем, что в подобных ситуациях должна применяться презумпция каузальности сделки, если иное прямо не вытекает из текста закона либо определения условий договора сторонами.
У науки ослабевает страсть к унификации мира как своего рода сверхавтомата, к описанию его на языке дедукции и тотальной каузальности.
Аналогичным образом, схватывание того, что имеет место последовательность многообразного, подчинённая правилу, мы называем каузальностью; или схватывание того, что предмет существует во всякое время, мы называем необходимостью предмета.
Во всяком случае, в минимальную дефиницию нарративности каузальность и другие виды мотивировки включать не обязательно.
Более того, именно вследствие той роли, которую они играют в процессе каузальности, говорят, что эти законы природы порождают контрфакту алы.