Предложения в которых упоминается "духовная грамота"
Эти духовные грамоты сохранялись как документ государственной важности и впоследствии былиопубликованы исследователями.
О нём великие князья говорят особо в своих духовных грамотах, отмечая тем самым его немалое экономическое значение.
Особой специальностью было производство дорогих поясов, которые так часто упоминаются в духовных грамотах московских князей.
Для этой цели служили повара, садовники, портные, сокольники и прочие «люди», перечисляемые в духовных грамотах.
Он сам в духовной грамоте признавал за собой и «блуд» просто, и «чрезъестественные блужения» в частности.
Князья, например, писали в духовных грамотах, что оставляют своим наследникам такие-то земли, столько-то меховых шуб, такое-то столовое серебро и т.
До нас дошли три его духовные грамоты.
Даже по своей форме духовные грамоты московских князей совершенно походили на завещания частных лиц того времени.
Уважение к отцовскому завету в их холодных духовных грамотах порой согревается до степени тёплого набожного чувства.
Практика подобных записей-дополнений к духовной грамоте существовала в XV — начале XVI в. 105 Можно предложить и другой вариант объяснения.
Но о его приглашении в государеву «думу» о наследнике и о духовной грамоте в тексте не сказано ни слова.
Но мы можем попытаться представить себе, в каком качестве участники тех совещаний у постели умирающего государя могли быть упомянуты в его духовной грамоте.
Что же касается ещё троих участников той «думы» о духовной грамоте — кн.
Дело, однако, в том, что в духовных грамотах первой трети XVI в.
Начиная с глубокой древности, наши правители оставляли завещания — духовные грамоты, которые составляли при жизни, определяя, кто из наследников сможет претендовать на большие права, кто на меньшие.
Снегиревым, автор приводит ряд новых, почерпнутых из духовных грамот русских митрополитов, «Домостроя», Травников, записок иностранцев и некоторых неназванных источников.
Под влиянием, должно быть, обстоятельств он в своей духовной грамоте точно распорядился о своей движимости, о поминовении своей души, но ничего не сказал определённого о своём уделе.
Завершил он свою духовную грамоту необычными словами: «А записывается вам слово сие для того, чтобы не престала память родителей наших и свеча бы не угасла».
Самая форма духовных грамот князей была та же, что и форма духовных завещаний частных лиц, точно так же они совершались при свидетелях и по благословению духовных отцов.
Кажется, ничего не могло быть формальнее и бездушнее духовной грамоты древнего московского великого князя с её мелочным распорядком движимого и недвижимого имущества между наследниками.
Наследниками, по московским духовным грамотам, являются прежде всего сыновья завещателя, за отсутствием сыновей — его братья, наконец — жена, одна или с дочерьми, даже при сыновьях и братьях.
Как завещания частных лиц совершались при свидетелях и скреплялись церковной властью, так и духовные грамоты московских великих князей писались при «послухах», которыми обыкновенно были их бояре, и подписывались московским митрополитом.
Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии и диктуя дьяку духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нём!
Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить — вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах.
А который князь напишет в своей духовной грамоте вотчину своей дочери или родной сестре и душу свою напишет с той вотчины строить (поминать), тех вотчин дочерям и сёстрам в приданое не давать, давать приданое и душу поминать из животов (движимого имения); а у которого князя не будет столько животов, чтоб можно было за дочерью или сестрою в приданое дать и душу поминать, то государь, рассудя по вотчине, велит дать из своей казны, а вотчины велит государь взять на себя.
По его мнению, удельные князья, завещая по духовным грамотам волости и рядом села, в сущности, передают своим наследникам разные предметы владения в волостях (т.
Самая форма духовных грамот князей была та же, что и форма духовных завещаний лиц; точно так же грамоты совершались при свидетелях и по благословению духовных отцов.
Учёный предположил, что в духовную грамоту «было внесено и постановление о правительстве», причём участники совещания подписались на документе в качестве свидетелей.
Мне известна пока только одна духовная грамота изучаемого периода, где количество душеприказчиков превышает четырёх человек, но зато этот документ представляет исключительный интерес для изучения нашей темы.
Статья 60 определяет порядок наследования в случае отсутствия духовной грамоты — завещания, сохраняя характерное для русской феодальной собственности положение: сестра при братьях не наследница.
В своей духовной грамоте матушка-игуменья отмечает, что грамота пишется по святительскому благословению.
По его мнению, удельные князья, завещая по духовным грамотам волости и рядом села, в сущности, передают своим наследникам разные предметы владения в волостях (т.
Ему молятся «о просвещении разума к учению духовной грамоты, о помощи в отчаянии».
Наследование могло быть по закону и по завещанию (духовной грамоте).
Духовная грамота главы феодального княжества — важнейший политический документ.
В удельное время таможенная деятельность осуществлялась на основе грамот (ярлыков) монголо-татарских ханов, духовных грамот великих и удельных князей и т.
Во время погребения, по сообщению церковных источников, произошло чудо с духовной грамотой: усопший князь взял её в руки -LSB- Голубинский 1894, с.
При составлении духовных грамот, видимо, использовалась традиция устных завещаний, следы которых и сохранились в русских летописях.
Причём преобладает сделочная форма актов (договорные, жалованные, духовные грамоты).
Зато именно в нём происходит юридическое оформление великокняжеской собственности в виде княжеских духовных грамот.
Но пора ему писать духовную грамоту.
Первые упоминания о полном холопстве находятся в духовной грамоте 1358 г.
Наследство могло быть по закону (без завещания) и по завещанию (духовной грамоте).
Юридически отношения между князьями стали регулироваться договорами, а наследование княжеского престола оформлялось в духовных грамотах.
Росли монастырские владения и за счёт земель, которые дарили бояре, упоминавшие монастыри в своих духовных грамотах.
Дефтери как разновидность актов фигурируют в духовных грамотах великих князей среди других важнейших документов их казны (архива) — ярлыков и договоров.
Ещё во время погребения святого князя хотели разжать мёртвую руку, чтобы вложить в неё духовную грамоту.
В безымянной духовной грамоте XV века описан ларец «с костьми, а в нём каймы и кружево...».