Предложения в которых упоминается "вайшья"
Брахманы, кшатрии и вайшьи считаются «дваждырожденными».
Четыре основные касты, или «варны», — брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, земледельцев, скотоводов) и шудр (рабочих и слуг).
Это — брахманы (жрецы), кшатрии (военные) и вайшьи (производители и торговцы).
Усмотрим вайшью и шудру, которые вознесли своё ремесло и труд для восхождения мира.
Вайшьи и шудры были поражены изумлением и спросили, что они должны делать.
Идеологи жречества видели назначение наказания в том, чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир».
Вайшьи и шудры считались непривилегированными кастами.
Пандиты были единодушны: шудры, вайшьи и кшатрии могут приносить фрукты к храму, но только брахманы могут варить пищу и приносить её богам.
Предписания и запреты, касающиеся вайшьев, занимали целые тома.
Однако заповеди эти касались лишь трёх высших каст — самих брахманов, кшатриев и вайшьев.
В самом деле, провести всю жизнь исключительно в заботах о вышестоящих, самому не имея никакой надежды улучшить своё положение хотя бы после смерти, и лишь смиренно надеяться, что в будущей жизни повезёт родится в касте вайшьев, а ещё пройдя через несколько жизней, полных страданий и терпения, может быть, удастся воплотится в брахмана, который только и может рассчитывать на духовное блаженство, — перспектива вовсе не их радостных.
Даже вайшьи, то есть торговцы, ремесленники, горожане превосходили количеством кшатриев и брахманов, вместе взятых.
Как-никак, он — потомок древнего знаменитого рода, он — кшатрий, и даже вайшьи не могли претендовать на равенство с ним.
Три высших сословия — брахманы, кшатрии и вайшьи — подчёркнуто отделялись от низшего сословия — шудр — при помощи церемонии посвящения, на которую имели право представители только трёх высших сословий.
Вайшья должен совершать жертвоприношения и учиться, однако главной его задачей является разведение домашнего скота, земледелие и торговля; он также должен выполнять функции заимодавца.
Хотя вайшьи, так же как брахманы и кшатрии, имели право изучать священные тексты и проходить церемонию посвящения, их общественный статус был намного ниже.
Первоначально вайшьи являлись земледельцами-общинниками, что, очевидно, и было причиной скромного общественного статуса этого сословия.
Многие вайшьи стали преуспевающими и богатыми купцами и организовали могущественные гильдии.
Именно от них получал финансовую поддержку буддизм и джайнизм во времена правления великих царей-буддистов; тогда вайшьи играли роль самой настоящей буржуазии.
Согласно сохранившимся источникам, вайшьи оказывали существенное влияние на государственную жизнь, многие из них оказывали поддержку наукам и искусствам.
Вайшьям приходилось платить больше налогов, чем остальным сословиям, что подтверждало их более низкую роль в общественной иерархии по сравнению с двумя высшими сословиями — брахманами и кшатриями.
Церемония посвящения, или «второго рождения» (упанаяна), являлась привилегией только высших трёх сословий — брахманов, кшатриев и вайшьев.
Для представителей высших сословий обряд посвящения проводился: в 8 лет для брахманов, в 11 для кшатриев, в 12 для вайшьев, хотя, конечно, эти правила не всегда строго соблюдались.
Вполне возможно, что в начале нашей эры многие кшатрии и вайшьи не проходили этого обряда полностью, а термин «дважды рождённый» стал применяться исключительно по отношению к брахманам.
Так, представители сословия кшатриев (воинов) больший упор делали на обучение военному делу и управлению государством, в то время как вайшьи уделяли больше внимания искусству ведения торговли.
Итак, варны (социальные группы: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) возникли на основе особенностей характера и видов деятельности людей.
В «Гите» не говорится конкретно о дхарме кшатриев, вайшьев или шудр.
Это был арийский (ведийский) период, для которого характерно наличие замкнутых социальных сословий — каст, а точнее, варн (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры).
Высшей кастой стали наследственные жрецы — брахманы; вторую касту представляли кшатрии — воины, из которых сформировалась индийская аристократия; третья каста — вайшьи, к которым относились торговцы, ремесленники и крестьяне; низшая каста — шудра (слуга и рабы).
Затем из рук его произошли кшатрии, или воины; из его груди, вместилища жизни, произошли вайшьи — пастухи, землевладельцы, торговцы; из его ног, в знак низшего происхождения, вышли шудры, или рабы, принуждённые работать на людей остальных каст, — служители, домашняя прислуга, земледельцы, ремесленники.
Брахманы опирались на мелких землевладельцев — вайшья.
Первыми стали брахманы, вторыми кшатрии, третьими — вайшья.
После них шла каста вайшья, к которой принадлежали торговцы, фермеры-землевладельцы, скотоводы, ремесленники и ростовщики.
Варн всего четыре — брахманы (высшая варна жрецов, обладающая духовной властью), кшатрии (воины, обладающие политической властью), вайшьи (ремесленники, земледельцы, скотоводы), шудры (занимающиеся низкой работой).
Средними кастами были вайшью — торговцы и кшатрии — воины.
Его уста стали брахманом, руки — кшатрием, бёдра — вайшьей, а из ног возник шудра.
Функции четырёх основных каст были чётко определёнными: брахманы-жрецы занимались духовной деятельностью, кшатрии — военным делом, вайшьи — ремеслом и земледелием, шудры выполняли обязанности прислуги.
Члены варны имеют свою традиционную профессию: брахманы — жрецы, люди умственного труда; кшатрии — воины; вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры — чернорабочие.
Общественный организм построен подобным же образом: брахманы — мыслители и учителя — это голова общества; кшатрии — правители и хранители порядка — руки; вайшьи — класс бизнесменов, производителей и торговцев — это живот; шудры — рабочие и слуги — ноги.
У брахмана есть свои обязанности, у кшатрия — свои обязанности, у вайшьи — свои обязанности и у шудры — свои обязанности.
Хитрый и расчётливый ум вайшьев предназначен для выгодных сделок и обогащения.
Священной обязанностью брахманов считалось постижение вед, подношение и получение даров, совершение жертвоприношений, обучение других; кшатриев — сражение и защита народа; вайшьев — возделывание земли и разведение скота; шудры же должны были быть слугами высших варн.
В индийской традиции существует система деления общества на четыре варны: брахманы (священники и учёные), кшатрии (воины и правители), вайшьи (торговцы и владельцы), шудры (рабочие и крестьяне).
В основе системы — четыре «цвета»: брахманы (священнослужители и философы); кшатрии (воины и властители); вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры, служащие представителям трёх высших каст и не являющиеся дваждырожденными, то есть не прошедшие обряд посвящения, символизировавший второе рождение.
В третью эпоху аскетизм стали практиковать вайшьи, а в четвёртую аскетическим самоистязанием занялись и шудры.
Вайшья — купцы и ремесленники высоких профессий — это тело нации.
На худой конец они будут из варны вайшья — купцов и высших ремесленников, а «у ремесленника руки чисты».
Мирские касты — это касты брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров.