Глава 1. Религии первобытнообщинного строя и древнего мира
§ 1. Верования и культы эпохи первобытности
Исследования верований и культов наших древних предков ведутся учеными-историками, этнографами и археологами давно и плодотворно. Найденные захоронения, кости животных и человека перебрасывают из дня сегодняшнего на 100–35 тыс. лет до н. э. По обнаруженным человеческим и медвежьим останкам ученые предполагают, что первобытные люди охотились на этих грозных животных, изгоняли медведей из пещер, группировались и жили в этих пещерах. В этих же «медвежьих пещерах» обнаружены и первые погребения (кладбища) людей. Общины были небольшими, группировались в основном люди одного рода. Надо представить жизнь палеоантропов (греч. – древний человек), живущих в пещерах, одетых в куски необработанной шкуры животного, обросшего, скуластого, среднего роста и крепкого телосложения. Пещерный человек вынужден был выживать в жесточайших условиях борьбы за существование. Кругом бродили в поисках пищи медведи, саблезубые тигры, стаи волков и других хищников. Живя за счет собираемых в течение дня диких фруктов, овощей, корневищ и убивая животных, древний человек всё время думал о пропитании. Ученые предполагают, что, употребляя в пищу всё в сыром виде, ежесекундно борясь за свою жизнь, не имея элементарных удобств, древний человек жил в лучшем случае до 40 лет.
Три мировые религии – Иудаизм, Христианство и Ислам – единогласно подтверждают распространение рода человеческого от Адама и Евы. Изгнанные из Рая, где всё было в изобилии и под рукой, обитатели Рая занимались только богослужением и ничего другого не умели делать. Бог, наказав Адама и Еву, изгнал их из Рая и отпустил на самовыживание. На земле, совершенно им незнакомой, полной опасностей и неожиданностей, Адам и Ева произвели потомство. Ева всегда рожала двойняшек – мальчика и девочку. Повзрослевших детей женили на сестрах, рожденных в разных парах.
Каину предполагалось жениться на сестре, рожденной с Авелем (согласно исламским источникам), но тот любил свою единоутробную сестру. Чтобы она не досталась Авелю, каин убил своего брата и, не зная, что с ним делать, долгое время таскал его на спине по просторам земли, прячась от своих родителей. Потом увидел, как ворона закапывает своего погибшего собрата и, последовав ее примеру, закопал своего брата в землю. Так началось зло на земле. Согласно христианским источникам, каин был земледельцем, а Авель – скотоводом. Каин принес в жертву Богу плоды, а Авель – первородных животных. Бог принял дары Авеля, и каин из зависти убил родного брата.
Первобытнообщинный строй не оставил письменных источников, подтверждающих духовную жизнь, которая представлялась людям подобием земной жизни. Сохранились лишь некоторые свидетельства верований древних людей.
Кроманьонцы (люди современного типа, жившие 40–10 тыс. лет до н. э.), например, создавали для поклонения фигурки животных и людей. На их стоянках обнаружено множество женских фигурок (высотой 4–16 см), изготовленных из мягкого камня и костей. Для кроманьонцев женские фигурки с преувеличенно полными телами, видимо, означали женское начало всего живого на земле или плодовитость и размножение, а может, фигурки имели чисто магический характер и использовались как амулеты. Найденные плоские камушки с рисованными изображениями животных и людей тоже могли быть амулетами, и древние охотники могли носить их при себе.
Археологи открыли сотни пещер с наскальными изображениями животных, в основном травоядных – главной добычи кроманьонцев. Тела животных отмечены ударами копий и стрел, следами крови.
В знаменитых пещерах Франции обнаружены изображения фантастического «человека-оленя» и охотника-колдуна в маске зверя. Вполне вероятно, это отражает верования кроманьонцев. Подводя итог, можно предположить, что у людей в позднем палеолите уже сложилась вера в силу плодородия, в загробную жизнь, в магические охотничьи обряды и амулеты.
Неолит. Около 10 тыс. лет назад охотники-собиратели Ближнего Востока первыми начали заниматься скотоводством и земледелием. Это было большим открытием для всего человечества. Племена и родовые скопления становились всё больше и больше. Прокормиться же охотой и собирательством – всё тяжелее. Убивая крупных животных, первобытному человеку волей-неволей приходилось сталкиваться с детенышами этих животных. Видимо, подспудно жалея маленьких зверей, первобытный человек приводил их на стойбище и там, подкармливая, приручал их к себе. А потом пришло понимание выгодности такого разведения, чтобы круглый год обеспечивать себя мясом. Так же и с земледелием. Убеждаясь, что травы и корневища произрастают из семян, путем проб и ошибок человек научился сеять, пахать на прирученных животных, и родовая община стала жить оседло (т. е. на одном месте), что изменило не только социальный уклад жизни людей, но и привело к глубоким изменениям в их верованиях и культах.
При раскопках в эпоху неолита по всей Евразии обнаружено множество каменных и глиняных фигурок подчеркнуто полных женщин, иногда рожающих или с младенцем в руках. На глиняных фигурках сохранились примеси муки или отпечатки зерен. Скорее всего, фигурки использовались в культовых целях, в магических ритуалах как амулеты или символы плодородия, как знак зарождения жизни, размножения и воспроизводства людей, злаков и животных.
Некоторые ученые предполагают, что фигурки с изображениями женщин являлись предметом поклонения богине-матери (богине плодородия).
Керамика. Громадную роль сыграла изобретенная в неолите керамическая посуда. Роспись на керамике дала огромный толчок при изучении жизни наших предков. Нарисованные на стенках керамических сосудов черточки, треугольники, круги и другие изображения являлись символами дождя, ветра, солнца и плодородия. А большие сосуды, предназначенные для хранения зерна или воды, были разрисованы сложными знаками, фигурами людей и животных, магическими изображениями, предназначенными для поклонения богам земледелия.
Уже в VI тысячелетии до н. э. в Средней Азии и Месопотамии обнаружены культовые сооружения, свидетельствующие о верованиях. Святилищами и алтарями служили камни, деревья и т. п., где и происходило жертвоприношение. В жертву приносили зерно, животных, растения, корнеплоды и проч.
В более позднее время алтари и святилища стали возводить на холмах, насыпных курганах, они становились все величественнее и больше и обозначали собой «священную» часть поселения. Такое поселение обнаружено и прекрасно сохранилось на территории Турции (Чатал-Гуюк).
Среди свидетельств о верованиях наших предков наиболее интересными являются захоронения, найденные в Палестине. Тело хоронили отдельно от головы, а черепа предков, обмазанные глиной или гипсом, со вставленными глазами из ракушек сохраняли в поселениях. Видимо, древние считали, что души умерших продолжают жить вместе с живыми. Эти обмазанные глиной черепа поселенцы подкармливали, советовались с ними, просили защиты от тех или иных напастей.
Появление культа вождей. В неолите сложились первые зачатки культа вождей. Поселения первобытных людей увеличивались, наиболее удачливые в делах и охоте люди приобретали статус руководителя – вождя племени. Об этом свидетельствуют огромные курганы с погребениями вождей. Они содержат большое количество погребального «имущества» – одежда, домашняя утварь, оружие, драгоценности, животные и даже слуги. Вожди пользовались большим авторитетом, им приписывались могущество и магические силы. Но могущество их было очень зыбким, при засухе, неудачной охоте или болезнях община могла не только сместить вождя, но даже убить его.
Верования, воплощенные в камне. В мире есть места, вызывающие удивление нынешнего поколения людей. Это и египетские пирамиды, и гиганты на острове Пасхи, и мегалиты в Южной Англии и Франции, и многое, многое другое. Все эти каменные сооружения, по мнению ученых, появились в V–VI вв. до нашей эры, вплоть до II тысячелетия. В основном мегалиты распространены на морском берегу. Огромные камни весом до нескольких десятков тонн и полуобработанные плиты встречаются во всем мире, кроме Австралии. Только в Западной Европе их насчитывается около 50 000. Огромные камни высотой 4–8 метров, стоящие в одиночку или в ряд, такие же камни, перекрытые сверху каменными плитами или образующие целый комплекс круглых построений из семи кругов с алтарем в центре в Стоунхендже (Англия). Никто не знает, кто и для чего возводил эти памятники архитектуры. Быть может, это места захоронений, может, место культовых обрядов или это древние обсерватории? Главный вход в Стоунхендж расположен так, что во время летнего солнцестояния солнце оказывается точно напротив него, и некоторые секты используют это время для своих собраний.
Стоунхендж (Англия)
Все вышеперечисленные свидетельства дают нам возможность предполагать, что древние земледельцы-скотоводы в период неолита частично потеряли ощущение единства с природой, но стали еще больше зависеть от нее. Зависимость появилась также от вождей племени, которые стремились создать для себя ореол культовых руководителей. Между людьми и сверхъестественным миром появилось недопонимание. Доселе понятная природа и жизнь вокруг усложнялась вследствие появления культов вождей и различных верований.
Вопросы и задания
1. Какие верования появились у людей в период палеолита и неолита?
2. Каким образом зародившееся в неолите искусство повлияло на мировоззрение людей, чем оно помогло археологам, этнографам и историкам?
3. Что такое культ предков?
4. Древние культовые сооружения, что вы знаете о них?
5. Расскажите, чем питались древние люди, как приручали животных и занимались земледелием.
§ 2. Появление ранних форм религиозного поклонения
Очень интересные и насыщенные сведения о древних верованиях и культах дает изучение малочисленных народов. Обитатели тропических лесов Азии, Африки и Южной Америки, островов Океании, побережья Северного Ледовитого океана, пустынь Австралии, индейцы Северной Америки и др. сохранили до сегодняшних дней свой первобытный уклад жизни и верований. Живя вдали от цивилизации, в изолированном собственном кругу, они сохранили первобытные зачатки религиозных верований своих предков.
Тотем. Самой распространенной в Северной Америке у индейцев является форма верований – тотемизм. Он основан на принципе родства между людьми (род, племя). Тотем – это живший в древние времена мифический предок. Он представлен в облике животного, птицы, растения. Род носил имя определенного тотема (например, род Ворона, Змеи и т. д.), про него слагали мифы и обряды, верили в превращение человека из племени в тотемное животное. Сам тотем не обожествлялся, но считался защитником племени и каждого члена в отдельности.
В культурном наследии индейцев Африки, Океании получили распространение «тотемные столбы», у народов Сибири, Монголии – камни или деревянные дощечки.
Обычно существовал запрет на убийство или насилие над тотемным животным. У каждого племени вокруг своего тотемного животного складывались предания и ритуалы. Сам по себе тотемизм, укрепляя единство одного племени или общины в целом, способствовал изоляции племени от другой такой же общины с другим тотемом.
Впервые тотемизм предположительно возник еще в палеолите. Найденные в пещерах амулеты с животными или нарисованные на стенах картины человека – животных (таких как человек – олень) подтверждают это. Причиной возникновения тотемизма, зарождения такого верования считают ощущения тогдашнего предка неразрывной связи с природой и остальным животным миром. Человек уже тогда считал себя связанным неразрывными узами со всем живым миром и природой.
Магия (от греч. – колдовство) – воздействие на природные силы с помощью определенных действий и слов, которым приписывается сверхъестественная сила. Магия – одно из самых старых верований, зародившееся на заре человеческой истории.
Со времен палеолита и до сегодняшних дней сохранилось бесконечное разнообразие магии и магических обрядов. Саму магию можно классифицировать на защитную (от злых сил), лечебную (изгнание болезней) и вредоносную (наведение «порчи» на человека, скот и имущество), привораживающую (увеличивающую плодородие, приносящую прибыль или отвечающую желаниям). Воздействие магии передается при соприкосновении с человеком, частями его тела (волосами, ногтями) и его вещами (одеждой, посудой), а также на расстоянии. Австралийские аборигены, желая нанести вред врагу, просто нацеливают в его сторону копье. В той же Австралии существует магия подражательная. Колдун, чтобы вызвать дождь, разбрызгивает воду и встряхивает пучки перьев, подражая его шуму. Этот вид магии используется в охотничьих ритуалах. Колдуны в первобытном строе играли огромную роль. Считалось, что они способны защитить от злых сил, обеспечить удачную охоту.
Анимизм (лат. анима – душа, дыхание). Это одно из наиболее древних верований. Первобытнообщинный человек, живший в больших опасностях для жизни и особенной близости к природе, воспринимал все происходящие вокруг него непонятные явления как действие сверхъестественных сил – душ или духов. По свидетельствам этнографов, души или духи по представлению первобытных людей находились внутри всего живого в виде крошечных человечков. Также души людей отождествлялись с птицей, тенью, отражением в воде или зеркале. Отсюда берет начало множество ритуалов. Широко распространено, что душа может покидать человека на определенное время (во сне, при болезни). Если душа не возвращается – наступает смерть. У некоторых племен Африки и Океании существуют ритуальные обряды для возвращения души, покинувшей тело на определенное время. Самым выраженным проявлением анимизма является почитание душ умерших предков, оно сохранилось до наших дней. Души предков почитались более всех, они должны были принести благо и изобилие всему племени. Распространено было повсеместно и поклонение разным духам природы.
Фетишизм основан на том, что некоторые окружающие нас предметы обладают сверхъестественными свойствами. «Фейтишо» (амулет – по-португальски) – странные предметы, которым поклонялись местные коренные жители.
Любой предмет, который выделялся среди других какой-нибудь особенностью, становился фетишем. Камень необычной формы, клык зверя, лапа животного, высокая гора или дерево становились амулетом. Фетиши носили с собой или поклонялись им со стороны и верили, что он приносит удачу, бережет здоровье, дает богатство. К ним относились как к живому существу, благодарили и берегли, а иногда и «наказывали». Например, в Африке в фетиш – палочку вбивали гвозди, чтобы тот, испытав боль, как живое существо, лучше запомнил просьбу и обязательно выполнил ее.
Традиции фетишизма встречаются и в наши дни у многих народов Австралии, Африки, Океании и у жителей многих цивилизованных стран. От фетишей появилась мода носить амулеты, которым приписывается способность спасать от беды.
Шаманизм. Это особое мировоззрение, которое получило широкое распространение. Оно основано на вере в духов через посредника – шамана. Считается, что духи сами выбирают шамана. Духи уводили избранника в другой мир, где его разбирали якобы на части и заново собирали. Только после этих и многих других процедур он превращался в особого человека – шамана.
Шаманизму характерно деление мира на три уровня и умение ходить между этими мирами. Верхний (небо) населен добрыми духами, средний (земля) – людьми и низшими духами, нижний (подземный) – злыми духами.
Шаманы отличались большими знаниями в народной медицине и исцеляли больных обрядами и разными травами, обеспечивали удачную охоту и хорошую погоду. Ритуалы – камлания – требовали особых атрибутов: маски, плащи, подвески, бубен, обтянутый кожей животного, и колотушка. Это было целое зрелищное представление, где зрители угадывали предсказания духов. Шаман в состоянии экстаза совершал путешествие по иному миру, встречался с духами и обращался к ним с просьбами.
И в наши дни шаманизм продолжает существовать у народов Сибири, Северной Европы, у американских индейцев.
Все вышеперечисленные формы верований: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и шаманизм – в той или иной степени вошли во все религии мира.
Вопросы и задания
1. Что вы знаете о ранних религиозных верованиях?
2. Тотемизм, что он собой представлял и какие тотемы вам известны? Объясните их происхождение.
3. Анимизм, распространение и сущность?
4. Что такое магия? Назовите формы или методы воздействия магии.
5. Что такое фетиш? Сохранились ли фетиши в наши дни?
6. Кто такие шаманы? Почему их называют людьми, умеющими «ходить между мирами»?
7. Расскажите об одеянии шамана и процедуре шаманства.
§ 3. Религия Древнего Египта
Древний Египет образовался из нескольких царств, расположенных вдоль Нила. Это государство образовалось к концу IV тысячелетия до н. э. И просуществовало более 3500 лет. Религия Древнего Египта и само государство являются лидерами по долголетию. Целых 35 веков передавались из поколения в поколение религиозные верования и трон фараона.
Египет является уникальной исторической кладовой, где сохранилось огромное количество свидетельств доисторического существования. Тысячи ученых-археологов, этнографов и историков работают над египетскими археологическими находками, изучают древние рисунки и письмена.
Египетские мифы упоминают почти 1500 богов. Это огромное количество образовалось в результате объединения страны из нескольких десятков крошечных царств, в каждом из которых был свой пантеон богов. Превратившись в империю (к середине II тысячелетия до н. э.), Египет сохранил лишь несколько чужеземных (нубийских, азиатских) богов, оставив в неизменном виде всех своих объединенных богов.
Было несколько попыток иерархически упорядочить всю эту массу богов. Жрецы пытались сводить их в подобие «семей», главами которых становились местные боги. Таким образом, в каждой египетской области образовалось определенное «семейство» богов, главный из которых считался и творцом мира. Со временем сложились соперничавшие между собой системы религий. Главой гелиопольской системы был древний солнечный бог Атум (позднее слившийся с другим солнечным богом – Ра). Атум-Ра создал себя сам, а также первую землю и остальных богов (Шу – воздух; Тефнут – влажность; Нут – небо; Геба – земля; Осирис – плодородие и загробный мир; Сет – бог пустынь и хаоса; Исида – богиня – мать и символ трона; Нефтида – помощница Исиды).
Главой мемфисской – древнейшей столицы объединенного Египта – был бог – ремесленник Птах. Согласно мифам, он измыслил мир в своем сердце (вместилище ума, по египетским представлениям), а потом сотворил его, назвав все задуманное вслух. Кроме основных главных богов, было еще множество других, которые могли проявить себя в разных формах – облике животного, человека или человека и животного одновременно. Любой из божеств мог иметь множество имен или прозвищ. Солнечное божество Ра днем имело форму сокологолового человека, на рассвете – жука-скарабея, а на закате обретало человеческий облик бога Атума.
Согласно одному египетскому мифу, людей «наплакал» Ра, другой миф гласит, что людей вылепил из глины Хнум.
Боги и люди. Согласно египетским мифам, боги отличались от людей: их кожа была из золота, кости – из серебра, волосы – из лазурита. Боги были невидимы, но, как люди, болели, старели, ели и пили, плакали и шутили, испытывали жалость, гнев, зависть. Они нуждались в людях, потому что им нужны были слуги и жертвы, нужны были одежда и еда. В целом отношения богов и людей складывались вполне дружелюбные. Волю главных богов исполняли младшие боги – добрые и злые, которые окружали людей. Злые боги несли людям болезни, пожары, смерть, засуху и неурожай, и древние египтяне спасались от них амулетами, писали жалобы на тот свет своим умершим родственникам, прося о защите.
Со временем сформировались две основные религиозные ветви – «солнечная» вокруг Атум-Ра и «осирическая» вокруг его же потомка Осириса. Ра, согласно мифу, был первым царем египтян, но, состарившись и рассорившись с людьми, улетел (вознесся) на небо на спине коровы – Нут. Там, в небесах, он правит миром. В течение дня он плывет по небу в солнечной ладье вместе с девятью богами, а ночью пересаживается в ночную ладью и плывет по подземному царству, освещая его и противоборствуя силам зла.
Осирис, являясь правнуком и наследником Ра, тоже справедливо правил Египтом, но был убит своим завистливым братом Сетом, захватившим престол. Богиня Исида – жена Осириса похоронила истерзанное тело мужа, после чего он воскрес, став царем и главным судьей загробного мира. Осирис для египтян стал символом возрождения, надеждой на счастливую загробную жизнь. Позднее сын Осириса и Исиды – Хор 80 лет оспаривал с Сетом право на отцовский трон и вернул его. Оба этих мифа легли в основу представлений египтян о миропорядке, жизни и посмертной участи человека, а также культа правящего и умершего царя.
Культ царя. Царь (фараон) играл огромную роль в египетской религии. Фараон считался живым воплощением бога – сокола Хора, сына и наследника Ра, «младшим солнцем». Власть фараона была безгранична, тело его считалось золотым, как у солнца, и испускало невидимое сияние. Согласно мифам, его главной задачей было поддерживать земной «порядок», установленный богами. После смерти он соединялся с богами и пребывал в ладье.
Культ мертвых. В представлении египтян подземное царство Осириса было мрачной страной без воздуха, воды и пищи, которую охраняли разные чудища. В верованиях египтян центральное место в посмертной жизни занимали цари и его вельможи. Им же были уготованы и пышные похороны, и лучшая жизнь после смерти. В загробной жизни фараон оставался фараоном, раб – рабом. Необходимым условием считалось сохранение тела умершего. Поэтому в Египте получило развитие искусство мумификации. Однако мумификация была доступна только очень богатым людям, а со временем она стала исключительным правом фараона. Для всех остальных заместителем тела считалась скульптурная фигурка – более или менее удачное подобие умершего. Традиция обязательного сохранения тела была связана с представлениями египтян о душе. Они считали, что у человека несколько душ: душа тела, душа сердца, душа тени, душа имени и др.
Попасть в загробный мир египтяне могли только после суда Осириса, где на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другой находилась богиня истины Маат. Покойный должен был отвечать на вопросы о том, как он провел жизнь. Если неблагочестиво и неправедно, то чаша с сердцем опускалась вниз. Неправедного пожирало чудовище Амт.
Обычная гробница состояла из двух частей: подземного (саркофаг с телом и загробное «имущество»), надземного (статуя хозяина, которой приносились жертвы). Стена гробницы покрывалась изображениями земной жизни, считалось, что, «ожив» с помощью магии, они создадут мир усопшего. Такую же цель преследовали статуэтки слуг – оживая, они должны были трудиться вместо своего хозяина. Разрушение гробницы, как и мумии, означало окончательную смерть для ее владельца.
Царей тоже вначале хоронили в таких же гробницах. В XXVIII в. до н. э. для царя Джосера впервые была построена пирамида из камня. В последующем всех царей (фараонов) погребали в пирамидах, самая огромная из них – пирамида Хеопса высотой 146,5 м.
Культ животных. Египтяне поклонялись также почти всем живым существам. Больше всего почитались птицы (особенно соколы), корова, быки, бараны, кошки, змеи, львы, скорпионы, жуки. Некоторые из этих животных жили в храмах, после смерти их также мумифицировали.
Во II тысячелетии до н. э. в Египте процветало строительство храмов и храмовых комплексов. Луксор и Карпак – храмовые комплексы – города, построенные из камня в столице Египта – Фиве, имели при себе библиотеки, хозяйственные постройки, жилье и т. д. Храмы превратились в центры передовых технологий того времени. Но молились египтяне не в храме, а перед статуями храма. Простые же люди в основном молились дома перед глиняными статуями домашних богов. Обслуживали храмы жрецы. Главным жрецом считался фараон. В древности жрецы служили богам помесячно, затем возвращаясь к обычным занятиям, но с середины II тысячелетия до н. э. жречество стало профессиональным, наследственным и замкнутым сословием. Жрецы и жрица носили белые одежды и соблюдали чистоту – личную и ритуальную. Верховные жрецы были образованными людьми и имели огромное уважение и влияние.
В I в. до н. э. Египет вошел в состав Римской империи. С IV в. в Риме официальной религией стало Христианство, все языческие (нехристианские) храмы были закрыты или разрушены. Последний храм богини Исиды продержался до 550 г.
В 639 г. Египет завоевали арабы, они нашли там только христиан и никаких следов религии фараонов.
Древнеегипетская религия сыграла огромную роль для самого Египта и оказывала влияние на весь Древний мир.
Вопросы и задания
1. Объясните, что такое язычество?
2. Религия египтян как символ укрепления власти фараонов?
3. Каковы представления египтян о загробной жизни?
4. Египетские мифы, что они собой представляют?
5. Кто такие жрецы и чем они занимались?
§ 4. Религия Древней Месопотамии
Одновременно с древнеегипетской на рубеже конца IV и начала III тысячелетия формировалась другая великая цивилизация – в Месопотамии, располагавшейся в междуречье Тигра и Евфрата (современный Ирак).
Ее основателями были шумеры и поселившиеся позднее аккадцы. На этой территории в разные времена процветали Шумеро-Аккадское, Старо– и Нововавилонское и Ассирийское государства.
Богов в Месопотамии было около 3000. Каждая община, род, город имели своего главного бога, но 4 из них считались также великими богами. Самыми могущественными, носившими титул «царей богов и людей», были Ан – бог неба и его сын Энлиль – повелитель воздуха.
Позднее титул «царей богов» носили боги столиц новых месопотамских держав: Мардук (бог Вавилона), Акшиур (бог Ассирии и ее столиц). Самым добрым богом был бог океана и пресных вод Энки. Четвертой великой была Нинхурсаг, богиня – мать.
Великие боги Месопотамии, в отличие от египетских, обычно имели человеческий облик. Правда, Энки изображался с рыбьим хвостом.
Боги и люди. Создание людей представляли по-разному. Мифы передают, что люди вырастают из земли или что их вылепили из глины. Сходились мифы в одном: боги сотворили людей для того, чтобы те кормили их жертвами и избавили от забот по добыванию еды. Считалось, что боги способны предопределить судьбу любого существа и любой вещи.
Почитание богов обещало в награду житейские блага, непочтение – неминуемую кару. Были и другие взгляды: боги далеко и капризны, что почитать их бессмысленно.
Личный бог. Простой человек с великими богами не общался: за него это делал посредник – его личный бог – покровитель. Прежде всего почитали личного бога, он был добр и удачлив.
В каждом доме была глиняная фигурка личного бога.
Загробный мир. Смерть жители Месопотамии представляли в виде крылатого чудовища Намтар.
Загробный мир – страна без возврата. Судьба всех туда попавших безрадостна. «Тела их – прах, и еда – глина». Идей о загробном суде, решающем участь человека, у жителей Месопотамии не было.
Миф об Иштар и Таммузе. Этот миф напоминает египетский миф об Осирисе и Исиде. Согласно мифу, Иштар, богиня любви, правит на небесах, а ее сестра Эрешкигаль, мрачная богиня смерти, – в подземном царстве мертвых.
Иштар отправилась к сестре, желая воскресить мертвых и избавить мир от смерти, но Эрешкигаль пленила сестру. Она отпустит ее, если та найдет себе замену. Выкупом стал возлюбленный Иштар – юный пастух Таммуз, а за него, в свою очередь, готова стать выкупом его сестра.
Иштар возвращается на небо, Таммуз на полгода отправляется в подземный мир (умирает), а на другие полгода, пока его подменяет сестра, возвращается в наш мир. Это предание объясняло круговорот жизни и смерти и смену времен года.
Миф о потопе. Боги решили уничтожить людей за их грехи чудовищным наводнением, но добрый Энки (бог) посоветовал одному праведнику построить корабль (ковчег) и спасаться на нем.
Наводнение уничтожило всех людей, кроме праведника Утнапишти, который дал начало новому человечеству.
Храмы играли большую роль в истории Месопотамии. В амбарах – святилищах хранили главную ценность общины – зерно. Вокруг храмов образовывались первые шумерские города – государства.
Самым знаменитым был храм Этеменанки (дом – основание неба и земли) в Вавилоне.
Храм – единственное место и средство связи с богами.
Жрецов было множество. Главной их обязанностью было ежедневное «кормление» статуй. Жрецы участвовали также в ритуалах, храмовых праздниках, занимались науками (астрономия, астрология, гадание).
Ритуалы. Главные культовые действия были связаны с празднованием Нового года, который приходился на день весеннего равноденствия.
В Вавилоне считали, что празднование Нового года и обновление сил царя невозможны без статуи бога Мардука. Когда персидские завоеватели в 482 г. до н. э. уничтожили его золотую статую в главном храме Вавилона (Эсагиле), жители Вавилона перестали праздновать Новый год.
В поисках справедливости. Со времен Шумера жители Месопотамии задумались о судьбе, страданиях человека, о справедливости богов. Старые шумерские боги были ближе к людям, вавилонские же – где-то очень далеко.
В конце II тысячелетия до н. э. в Вавилоне было написано сочинение «Поэма о невинном страдальце». Ее главный герой задал вопрос: почему главный бог Мардук позволяет, чтобы страдали невинные люди? Почему на земле царит несправедливость? Ответ: воля богов непостижима, и люди должны ей покоряться.
Конец древней религии Месопотамии. Ассирийцы, захватившие Вавилонию, не принесли новых религиозных идей.
Главным был признан бог Ашшур и его семья. Старые боги подвергались притеснению.
Древняя религия окончательно прекратила существование в I в. н. э. в ходе многочисленных завоеваний Месопотамии и оседания на ее территории нового населения – арабов, персов, греков.
Вопросы и задания
1. Какие боги окружали жителя Месопотамии? Как он к ним относился?
2. Какие древневосточные мифы об умирающем и воскресающем боге вам известны? С чем связано их происхождение?
3. Как выглядели храмы в Месопотамии? Какую роль в жизни общества они играли?
4. Каковы были представления жителей Месопотамии о загробном мире?
§ 5. Религия Древней Греции
Древняя Греция насчитывала около 600 островов ионического и Эгейского морей, в нее входило также западное побережье Малой Азии. Древняя Греция не была единым государством, она состояла из множества городов – государств.
К середине I тысячелетия до н. э. греки создали свою семью богов. Главными были 12 богов, живших на горе Олимп. Верховный бог – Зевс (отец богов и людей), его супруга Гера (царица богов и покровительница брака), брат Зевса Посейдон (бог морей и подземных вод), Афина – дочь Зевса (богиня мудрости и справедливой войны, покровительница ремесел), близнецы Артемида (богиня охоты) и Аполлон (бог солнечного света, прорицатель, великий музыкант, покровитель певцов, поэтов, врачей, предводитель муз – богинь искусств), Афродита (богиня любви), ее муж хромой бог – кузнец Гефест, бог кровавых сражений Арес, посланник богов Гермес, богиня плодородия Деметра и богиня домашнего очага Гестия. Бессмертные греческие боги и внешне, и по характеру очень походили на людей. Они то были разумными и справедливыми, то подверженными любви и ненависти, ревности и зависти, гневу и жадности.
Особое место у греков занимал культ героев. Считалось, что они частично происходили от богов и земных женщин. Самыми известными героями были Персей, Ахилл, Одиссей, Ясон, Менелай, Тесей, но идеалом был Геракл, национальный герой греков. Герои-богатыри совершали великие подвиги по воле богов, были смертными, иногда соперничали с греческими богами.
У каждого города – государства были еще и местные боги, в честь которых устраивались праздники и приносились жертвы.
Загробным миром руководит мрачный и беспощадный Аид. Он владеет сокровищами земных недр и душами умерших. Люди его ненавидят, потому что он не разрешает никому вернуться назад. У него один храм, где нет жрецов, жена – Персефона, которую он украл у ее матери – богини Деметры. У Аида нет детей.
Считается, что в стране мертвых души пребывают в образе теней. Души преступников попадают в бездну – тартар (ад), а праведников – в Элизиум (рай).
Большое место в религии древних греков занимали гадания. Прорицателей называли оракулами. Оракул впадал в транс и, считалось, предсказывал будущее любого человека по воле бога Аполлона.
Вначале греки считали, что боги жили в дуплах деревьев, потом люди построили для них каменные храмы и изваяния. Жертвенных животных сжигали прямо перед храмом, считалось, что боги питаются амброзией (нектаром), но также вдыхают запах сжигаемого мяса, испарения вина и благовоний.
Храм был священным и неприкосновенным местом, убежищем и хранилищем ценностей города.
Жрецы в Древней Греции не пользовались такими привилегиями, как в Древне Египте. Жертву мог принести любой глава семейства или должностное лицо самостоятельно в храме или дома. Жрецы же были служителями храма, его смотрителями, руководили ремонтом и следили за сохранностью имущества. Жреца избирали из числа достойных граждан города с приятной внешностью и без телесных изъянов, пожизненно или на определенный срок.
В Греции были распространены и тайные культы – мистерии, члены которой были связаны клятвой хранить молчание по обрядам и скрытым именам богов. В них принимали участие только особо посвященные люди. Считалось, что они обладают особым знанием, недоступным обычному человеку. Мистерии проводились ночью, с плясками и пением. Древнегреческий театр обязан своим появлением мистериям.
В 338 г. до н. э. Александр Македонский завоевал Грецию, и вместе с его армией культ богов Греции распространился по всему завоеванному им миру.
Вопросы и задания
1. Кто такие боги-олимпийцы? Сколько основных богов насчитывалось в Греции?
2. Кто такой Геракл? Что вы знаете о его подвигах, о Ясоне, Одиссее, Ахилле?
3. Кем являлся Аид и что собой представляет его царство?
4. Что вы знаете об оракулах?
5. Чем занимались жрецы в храме?
§ 6. Религия Древнего Рима
Как и в Древней Греции, религия в Древнем Риме сформировалась в городах. Сама история Рима охватывает 1200 лет.
В III в. до н. э. Рим покорил всю Италию, а затем огромные территории, став громадной империей. Религия Рима вобрала в себя много элементов религии жителей средней Италии этрусков, жителей Малой Азии и греков. Вначале римская религия не знала мифов (они позднее развились под воздействием греческой мифологии, не было ни семьи богов, ни разницы и главенства между ними). Всякий предмет, состояние предмета, всякая сторона человеческой жизни, любая часть дома имела собственных богов. В земледелии были свои боги, в скотоводстве – свои и т. д. Их называли нумины. Со временем нумины превратились в богов. Главным из них стал Юпитер (бог неба, грозы и света), наподобие греческого Зевса, Марс (бог войны) – греческий Арес, Квирин (бог мира), Янус – двуликое божество дверей и ворот, Фавн – бог сельской жизни, Веста – богиня очага, Юнона – защитница жизни и государства, Минерва – богиня разума и покровительница ремесел.
У древних римских богов не было своего Олимпа, им поклонялись в рощах – дубовых, буковых, миртовых. При обращении к римскому божеству необходимо было точно назвать имя, если этого не происходило, божество наказывало обращавшегося.
Кроме этого, римляне поклонялись духам: девам – каменам (или карменам) – духам источников, семонам – хранителям посевов, ларам – хранителям людей, пенатам – хранителям дома.
Центральное место в древнеримском культе занимали гадания и жертвоприношения. Любое начинание требовало гадания, всякое несчастье – жертвоприношения.
Главным религиозным центром Рима стал капитолийский храм и верховным богом – Юпитер капитолийский. Он был царем богов и с помощью совета богов решал все дела. Юпитер был символом мощи Рима и единства его народа, покровителем императоров. Ему, как богу побед, посвящались триумфы и часть военных трофеев.
Одной из важнейших черт древнеримской культуры был практицизм – римляне всегда руководствовались целесообразностью (необходимостью). Они всегда обращались к божествам с целью обеспечения своих конкретных земных дел.
Загробным миром мертвых руководил Дис Патер. К этому же миру принадлежала Церера – богиня вечера, а также духи – предки. Духи умерших могли быть добрыми или вредоносными. Для этих духов совершались обряды и приносились жертвы.
Отдельного сословия жрецов в Древнем Риме не существовало, как и в Древней Греции. Жрецами вначале служили избранные граждане Рима, но с 300 г. до н. э. Ими стали избираться и простые люди. В некоторых городах жрецы избирались пожизненно.
Очень важное место в религии Древнего Рима занимала коллегия понтификов (лат. – строящий мост между богами и людьми). Коллегия понтификов вела контроль за другими коллегиями, ведала составлением календарей, обрядами, жертвоприношениями, а также давала заключения при гаданиях. Она состояла из 12 человек и возглавлялась выбираемым пожизненно Великим понтификом. Его власть распространялась на всех, и он первоначально был единственным судьей и хранителем календаря.
Коллегия жрецов-гадателей тоже имела большое влияние в Древнем Риме. Ни одного дела римляне не предпринимали, не узнав волю богов.
Во II в. до н. э. был сформирован «римский миф», главная цель которого – создать во всех слоях общества уверенность в избранности Рима как владыки мира. Согласно мифу, история Рима – это заранее предначертанная ему богами судьба мирового господства. Миф создавался философами, писателями, поэтами, политиками, прославлял римских царей, полководцев и героев.
При императоре Августе зародился миф «культа императора», которому была предписана божественная сила. Императоров стали уподоблять Солнцу, их изображали в солнечных лучах или в сопровождении Солнца.
Со временем население Римской империи перемешалось с завоеванными народностями, с которыми в Рим пришли боги Римских колоний, обычаи и традиции. Повсеместно строились храмы ранее незнакомым восточным божествам – Митре, Осирису, Исиде, матери богов Кибеле, древнееврейскому Яхве. Новые боги сливались со старыми. Также с Востока шло учение об астрологии, магии, тайных культах.
Постепенно, разными путями религии Древнего Рима приходили к поискам единого бога, который мог бы дать счастливую жизнь на земле и по заслугам – после смерти.
Вопросы и задания
1. Расскажите об отличиях и сходствах римской и греческой религий.
2. Чем занимались жрецы в римской религии и как их избирали?
3. Представления римлян о загробной жизни.
4. Кто такие понтифики? Чем они занимались?
5. Как создавался «римский миф»? Что такое культ императора?
§ 7. Религии древних славян и германцев
Древнеславянская религия являлась очень сложной системой, основанной на различных верованиях народов, которые населяли огромную территорию Центральной, Южной и Восточной Европы. Финно-угорские и тюркские племена, кельты, германцы, скифы, с которыми соседствовали древнеславянские племена, наложили отпечаток на их верованиях.
Можно выделить несколько этапов в религии древних славян:
1. Середина III тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э. – начало появления зачатков религиозных верований, которые носят черты мировоззрения индоевропейцев.
2. Раннеславянский период (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) – религия обретает характерные национальные признаки.
3. Период до крещения (V-Х вв. н. э.) – развитие религии в условиях разделения славянских племен на три ветви (западные, восточные, южные). Уже формируются самостоятельные государства (Великая Моравия, Хорватия, Чехия, Польша, появление Киевской Руси).
4. Период «доверия» (с X в.). После принятия Христианства их религия полностью не исчезла, а слилась с христианской. Исследователи до сих пор находят примеры сосуществования религии древних славян с Христианством.
В наше время религию древних славян принято называть язычеством.
У славян был сильно развит культ предков. Некоторые исследователи считают, что древние славяне отождествляли духов предков с тотемами. Отсюда распространенные до сих пор традиции держать в доме медвежью лапу, прикреплять над входом в дом рога животных, увенчивать крышу дома коньком или петушком и т. д.
Покойники у славян делились на чистых – умерших естественной смертью и похороненных с соблюдением всех ритуалов, и нечистых – убитых, утопленников, самоубийц (их называли «мертвяками» или «упырями», их боялись, старались обезвредить).
Славяне считали, что мир населен духами и божествами. В лесу, например, обитал леший, в колодцах и ручьях – русалки, в водоемах – водяные, дома – домовые.
Исследователи черпают большое количество информации из народных сказок, былин, преданий. Передаваясь из поколения в поколение, народные предания сохранились, и из них можно узнать о верованиях, укладе жизни и обычаях древних славян. Первыми русскими летописями являются «Иоакимовская летопись», написанная Новгородским епископом Иоакимом, и «Повесть временных лет», принадлежащая перу монаха Нестора. В них упоминаются славянские божества и обряды.
Пантеон у славян не был единым. Главными божествами считались покровитель воинов Перун (бог грома и молнии), покровитель скота Велес, богиня Земли Мокошь. У некоторых славян главным богом являлся Ярило (бог солнца). Наряду с богами, все славяне верили и в злые силы – бесов, чертей.
Жрецов называли волхвы. Храмов не было, молились обычно на горах или холмах, где ставили идола. Обычно идолы изготавливались из дерева, по этой причине ни один из деревянных идолов не сохранился до наших дней.
После принятия Христианства многие языческие обряды сохранились – традиции колядовать в Сочельник, печь блины и сжигать соломенную куклу на Масленицу, разжигать костры и прыгать через них в ночь на Ивана Купалу и т. д.
Религия древних германцев. Германцы считали, что в начале создания была мировая бездна – пустота, она стала заполняться льдом и инеем и постепенно таять. Из растаявших капель образовался первый человек – великан Имир.
Из растаявшего инея возникла корова Аудумла. Из камней, которые лизала корова Аудумла, произошли остальные люди. Когда люди убили Имира, из его тела образовалась земля, из костей – горы, из крови – моря, реки и озера, из волос – леса, из черепа – небосвод. Появился мир с землей в центре, со всех сторон окруженный океаном. Боги построили город Миргард, куда поселили созданных ими людей, а себе построили отдельный город – Асгард.
Главный бог германцев: Один (Вотан) – бог войны, Тор – громовержец, Ньёрд – бог плодородия и богатства, Тюр – бог неба, Локи – хитрец и оборотень, Фрейя – богиня любви и плодородия. Все воины после смерти попадают в Вальгаллу (рай), которая изобилует яствами, напитками. Германцы верили также в колдунов, ведьм, демонов, троллей, оборотней.
Основные обряды и ритуалы древних германцев связаны с воинским культом. Имели место человеческие жертвоприношения.
Вопросы и задания
1. Что такое период «двоеверия» и когда это произошло?
2. Назовите главных богов славян.
3. Расскажите о чистых и нечистых покойниках в религии древних славян.
4. Каково происхождение богов и людей согласно религии древних германцев?
5. Кто были главные боги германцев и куда попадали воины после смерти?
§ 8. Религии майя, ацтеков и инков
В доколумбовой Америке существовало несколько цивилизаций. Такими являлись майя (II тыс. до н. э. – XVI в.), ацтеки (XII–XVI вв.)и инки (XII–XVI вв.).
Майя. Главным божеством среди огромного их количества был Ицамна. По преданию, он являлся создателем мира и творцом человека и главным среди богов неба. Он также был изобретателем письма и наук, покровителем жрецов.
Мир, по представлениям индейцев майя, создавался много раз и каждый раз уничтожался всемирными потопами. Боги посылали потопы за провинности людей и отсутствие должного почтения к верховному божеству. Человека бог Ицамна сотворил несколько раз: в первый раз из дерева, но деревянные люди случайно сгорели от огня, во второй раз бог вылепил людей из глины, но забыл их обжечь, в результате глиняных людей смыло дождем, в третий раз он создал людей из кукурузной муки, и они получились достаточно жизнеспособными.
Археологические раскопки свидетельствуют, что в городах майя (Майяпан, Копан, Чичен-Ица) располагались многочисленные ступенчатые храмы, типа египетских пирамид, но с плоской верхушкой. На этих верхушках осуществлялись жертвоприношения, нередко и человеческие.
Обычно жертвоприношения состояли из молитвы и еды для богов (маиса, мяса, рыбы), но в случаях голода, войны, эпидемий в жертву приносились люди, обычно – пленные.
Культовые памятники майя – это сложные церемониальные комплексы с пирамидами, храмами, вымощенными площадками, стелами и статуями богов. Дошедшие до нас храмы Солнца, Ягуаров, Воинов и Пирамида Кукулькана, пирамида Солнца (высотой 64,5 м) и Луны сохранились великолепно.
Приблизительно в X веке многие города майя опустели. Шла постоянная междоусобная война вплоть до вторжения испанцев в 1530 году.
Ацтеки. В XII веке ацтеки вторглись в Центральную Америку и покорили местные племена, в том числе и майя. Культура майя переплелась с ацтекской. Столицей ацтеков был Теночтитлан (нынешний Мехико). У ацтеков насчитывалось около 1000 богов. Видимо, это связано с тем, что империя ацтеков складывалась из нескольких племен, у каждого из которых были свои божества. Во главе религии ацтеков находились три бога: Уицилопочтли – бог Солнца и древнего неба, охоты и войны, Тескатлипоке – бог ночного неба и звезд, также Кецалькоатль – бог змей в зеленых перьях священной птицы, Коатль – давший людям маис, письмо, счет, молитвы. Изображался Кецалькоатль в виде старика с длинной белой бородой. Существовал миф, что Кецалькоатль не умер, а уплыл на чудесной лодке в море, пообещав вернуться и отблагодарить своих подданных за ожидание. Когда из-за моря приплыли испанцы на своих кораблях, ацтеки восприняли это как обещанное возвращение Кецалькоатля. Покорение ацтеков духовно было обеспечено их же мифом.
Тескатлипоке превосходил Кецалькоатля жестокостью – он требовал обязательных человеческих жертвоприношений на всех религиозных праздниках, иногда число жертв измерялось сотнями.
Уицилопочтли – бог земледелия, но тоже был любителем человеческих жертвоприношений. Ради удовлетворения своих ненасытных божеств ацтекам приходилось вести непрекращающиеся войны с соседями ради захвата пленных, которые и приносились в жертву.
Согласно мифам, боги сотворили Вселенную из богини-чудовища. Тело ее разделили на небо и землю, волосы стали деревьями, глаза превратились в источники воды.
Вселенная майя и ацтеков включала 13 небес и 9 подземных миров. В мир мертвых вел опасный путь, завершающийся рекой, через которую переплывали на красной собаке (поэтому собаку хоронили с умершим). Бог подземного мира помещал умершего в один из 9-ти миров. Вместе с умершими царями и правителями хоронили их жен и множество рабов.
Храмов у ацтеков было множество. В XVI веке их насчитывалось около 40 тысяч. Только в одном храме служило 5 тысяч жрецов. При открытии одного из храмов в 1487 г. за 4 дня было принесено в жертву, по разным сведениям, от 4000 до 80000 пленников.
Империя ацтеков перестала существовать в 1521 г. После осады Теночтитлана, где были убиты десятки тысяч его защитников. Жестокость религии ацтеков не знала границ, но еще больше жертв и разрушений принесли в эти края испанские колонизаторы.
Инки. Одно из воинственных племен в XV веке завоевало огромную территорию и образовало империю инков со столицей в Куско. Инки уже тогда знали металлургию (орудия труда, украшения и т. д.), ткали замечательные ткани из шерсти ламы и хлопка, но самое главное – создали особое узелковое письмо – кипу.
Инки поклонялись солнцу, поэтому главное божество – Инти представлялось с солнечным диском и человеческим лицом в центре. В этом они очень близки с религиозными верованиями древних египтян. Император и жрецы считались потомками Солнца и посредниками между людьми и богами. Всех жителей империи называли «сынами Солнца». Также поклонялись многим животным и птицам: пуме, кондору, змее, медведю.
Вселенная в представлении инков состояла из трех миров: высшего (где жили небесные боги), внутреннего (где жили люди, животные и растения) и низшего (страны смерти, обиталища усопших и неродившихся).
Большое значение имел культ предков. Как и в Египте, было распространено мумифицирование умерших. Позволить это могли себе только цари и знатные люди. Что интересно, мумифицированные тела по особым праздникам выносились из храмов и участвовали в религиозных процессиях. Немумифицированные останки обычных людей также участвовали в особых праздниках, их извлекали из могил, украшали, кормили, носили с поклонениями по городу, а затем снова хоронили в тех же могилах. У инков не было таких массовых жертвоприношений людей, как у ацтеков, но на праздники Нового года богу Солнца приносили в жертву 500 отобранных юношей и девушек, которых погребали заживо. Участие в качестве жертвы считалось огромной честью. Раз в 4 года, а также при бедствиях богу Солнца в жертву приносились красивые дети до 10 лет. У инков это тоже считалось огромной честью для детей и их родственников. Родители этих детей впоследствии получали дары и должности.
Храм Солнца в Куско являлся удивительным по архитектуре и красоте местом поклонения. Стены храма были облицованы золотом (инки считали золото потом Солнца). В храме хранились «сидячие» мумифицированные тела правителей.
В 1532 году испанские колонизаторы захватили империю инков, ее правитель Атауальпа был казнен. Империя инков перестала существовать.
Вопросы и задания
1. Что общего в религиозных верованиях майя, ацтеков и инков? Какие между ними различия?
2. Жертвоприношения в доколумбовой Америке, почему они были так жестоки?
3. Храмы, их сходство и различия с египетскими пирамидами?
§ 9. Религии Древнего Китая и Японии
Религия древних китайцев существенно отличалась от ближневосточных и американских. Природные условия, социальное устройство и быт наложили свой отпечаток на религиозные воззрения китайцев. На рубеже VI–V вв. до н. э. Получило широкое распространение на Востоке конфуцианство (основанное философом Кун-Цзы (551–479 гг. до н. э.).
Вообще, зарождение религиозных представлений в Древнем Китае произошло еще во II тысячелетии до н. э. Это были гадания и культ предков. Гадание происходило следующим образом: на пластинке из черепахового панциря писали вопрос и бросали в огонь. После прогорания жрец по трещинкам и форме истолковывал ответ божества. Культ предков в Китае был значительнее, чем в других религиях. Истоки этого культа ведут к Небу – главному божеству древних китайцев, но Небо было равнодушно к чаяниям китайцев. Единственным способом доказать свою веру было беспрекословное поклонение и почтение китайскому императору, который считался сыном Неба. Культ императора и его предков обожествлялся и почитался, что со временем превратилось в почитание всех предков, не различая богатых и бедных.
По представлениям китайцев, душа человека складывается из двух частей – материальной и духовной. Материальная часть после смерти оказывается погребена вместе с телом, поэтому она нуждается, чтобы с ней хоронили его самых преданных слуг, животных и другие богатства. Другая часть души – духовная – отправляется в небо, где занимает подобающее ей место по статусу в земной иерархии.
Основополагающими в учении Конфуция является образ «благородного человека». Такой человек должен обладать человеколюбием и чувством долга. Конфуций считал: император («благородный человек») воспитывает сына, а сын («благородный человек») почитает отца.
В более позднее время, когда конфуцианство стало государственной религией, были разработаны правила и нормы поведения каждого человека в зависимости от места, которое он занимал в обществе.
Другое направление религии – даосизм, появившееся в то же время, что и конфуцианство, имело широкое распространение. Приверженцы этого направления призывали к возврату во времена предков – «золотой век», когда в Китае не было междоусобных войн, не было суетности и страстей. Основателем даосизма считается Лао-цзы («Старый учитель»).
Дао – путь мирового порядка, по которому должны следовать все в мире. Человек всю свою жизнь должен приобщаться к Дао через медитацию и мысленное отсечение всего тленного. Дао не имеет конца и начала, кто в совершенстве овладел им, становится бессмертен.
Существовали специальные упражнения для тех, кто хотел достигнуть бессмертия: сначала следовало постепенно отказываться от пищи и сокращать ее количество до тех пор, пока он не научиться питаться собственной слюной. Затем следовало переходить к физическим упражнениям, сходным с йогой и рассчитанным на овладение дыхательной гимнастикой до такой степени, что Даос (бессмертный) мог по своему желанию прекратить дыхание, а потом возобновить его по своему желанию. Одновременно бессмертный должен был очиститься духовно. Даос должен был совершить 1200 благих поступков, причем единственный неблаговидный поступок сводил все накопленные заслуги к нулю.
Синтоизм (яп. – путь богов) – японская религия. В его основе лежит культ предков и природы. По религии японцев, человек произошел от одного из множества духов или богов.
Долгая культурная изоляция вдали от других цивилизаций наложила свой отпечаток на религиозные верования Японцев. Неотступное следование кодексу чести самураев, врожденная вежливость, максимальное стремление угодить гостю, сдержанность в проявлении чувств являются характерными чертами японцев тех далеких времен.
По мифологическим представлениям древних японцев, мир изначально был соединен с землей, не подчинялся никому и по собственному желанию породил несколько божественных пар. Из последних и наиболее могущественных была супружеская чета Идзанаги и Идзанами. Именно Идзанаги считается основателем Японии – с поднятого им копья в море упали капли влаги, которые, затвердев, стали японскими островами. Идзанаги также породил солнечную богиню Аматерасу, которая стала наиболее уважаемым божеством. Все императоры Японии являются ее отпрысками, – до сих пор они правят Страной Восходящего Солнца (так сами японцы называют свою страну).
Помимо общих богов, японцы поклонялись родовым семейным богам – покровителям. Божеств было так много, что до сих пор никто не сумел пересчитать их, – от 8 тысяч до одного миллиона. Местом обитания божеств считался небольшой каменный храм, обычно находившийся во дворе родового жилища.
Когда в средние века значительное место в Японии занял Буддизм, синтоизм не исчез, а слился с ним. Остались храмы, фетиши духов – покровителей и многие другие обряды.
Синтоизм поддерживался самим императором, являвшимся верховным жрецом главного синтоистского храма. Сама синтоистская служба представляет 4 главных обряда: очищение – омовение водой полости рта и рук перед входом в храм; жертвоприношение – подношение божеству пищи и священного вина (саке); краткая молитва, начало и конец которой венчается хлопком в ладони; общая трапеза, которую устраивают в праздники после завершения службы в храме. После поражения Японии во Второй мировой войне синтоизм утратил статус государственной религии, а император Хирохито отрекся от своего «божественного» происхождения.
Вопросы и задания
1. Зарождение религии в Китае. Каковы основные положения конфуцианства?
2. Что собой представляет даосизм? Как обе религии сосуществовали в Китае?
3. Синтоизм, чем он отличается от китайских религий?
4. Как повлияло появление Буддизма на древнеяпонскую религию?
5. Что общего между религиями Китая и Японии?
§ 10. Религии Индии
Принято считать, что индия является местом зарождения Буддизма, но до этой религии в Индии была уже своя религия – брахманизм и индуизм. Но самой древней из индийских религий считается ведийская (II тысячелетие до н. э.). Основа ведийской религии изложена в ведах (священное знание), тексты которых являются древнейшими письменными памятниками Индии. Старинные тексты подразделяются на четыре части: Ригведа – молитвы и заклинания, в которых содержится информация о сотворении мира и о главных божествах; Самаведа и Яджурведа – описывает молитвенные обряды и заклинания; Атхарваведа – молитвенные песнопения и магические заклинания. Главное место в ведийской религии занимают жертвоприношения. Согласно этой религии, человек, принесший жертву, имел право требовать у богов выполнения своих просьб.
Брахманизм возник в I тысячелетии до н. э. В нем тоже основное место занимают жертвоприношения, но со временем появляется идея о сансаре – мире, где душа любого живого существа на земле может перерождаться, обретая разные формы. Карма – возмездие, которое получает душа при последующем перерождении за те поступки, которые были совершены человеком при жизни. Мокша – освобождение от всего земного. После ведийской религии это учение стало основной в древней Индии. В это же время появились и Законы Ману, определявшие нормы поведения и образ жизни каждого человека. Законы Ману послужили причиной раздела индийского общества на 4 варны (касты). Высшей кастой стали наследственные жрецы – брахманы; вторую касту представляли кшатрии – воины, из которых сформировалась индийская аристократия; третья каста – вайшьи, к которым относились торговцы, ремесленники и крестьяне; низшая каста – шудра (слуга и рабы). Была еще одна категория – «неприкасаемые» – самые бесправные члены общества (изгои или отверженные). Между собой эти касты могли общаться, но категорически запрещалось садиться на совместную трапезу, стать на молитву или совершить брак между представителями разных каст. Несмотря на то, что политическая власть в Индии была сосредоточена в руках кшатриев (аристократов и воинов), они считались подчиненными брахманам, поскольку те обладали исключительным правом на общение с богами.
Судя по гимнам, число главных богов Индии было – 33, а общее количество всех божеств 3339, плюс еще духи. Наиболее популярными богами в брахманизме считались Варуна, Индра, Сурья и Агни. Согласно религиозным представлениям брахманизма, душа бессмертна и после смерти тела переселяется в другое тело или предмет. Чтобы душа переселилась в лучшее тело и переродилась, необходимо вести высокоморальный образ жизни, совершать побольше хороших поступков, избегать грехов, иначе душа высшего представителя касты может перевоплотиться в тело низшего из каст.
Индуизм – это итог реформирования брахманизма под давлением более простой религии – Буддизма. Брахманизм терял свои позиции по отношению к Буддизму и вынужден был измениться значительно, приспосабливаться к новым условиям. Для индуизма характерно представление о трояком проявлении божества в лице богов – Брахмы, Вишну и Шивы.
Брахма – творец всего мироздания, Вишну – защитник сотворенного Брахмой мира. Через миллиарды лет мир уничтожает Шива (разрушитель) в своей «пляске», но Брахма вновь создает мир, и все начинается сначала.
Приверженцы индуизма (индусы) считают, что Брахма, сотворивший мир и все живое, совершил обратное – привел к перерождению. А индусы стремились к освобождению от этого. Поэтому культ Брахмы существует во всей Индии только в двух храмах, а Вишну и Шива пользуются огромной популярностью.
Шива (разрушитель) выступает как божество аскетов, господствует над временем и является хозяином смерти, разрушения, изменения, стихийной разрушительной силы, враждебности и непредсказуемости. Он перевоплощается в богов Дэви, Дурги, кали и т. д.
Вишну выполняет роль защитника, поддерживает порядок и справедливость в мире. Он перевоплощается в героя Рама, богов Кришну, Будду. С именами Вишну и Шива связаны два главных течения в индуизме – вишнуизм и шиваизм. Последователи этих течений не только не враждуют между собой, но, наоборот, считают, что поклоняются одному и тому же божеству. На многих изображениях божество представлено наполовину Вишну, а наполовину Шивой. Видимо, произошла очередная трансформация. В образе разрушителя Шива предстает в момент танца. Образ Вишну любят за его доброту и сострадания. Он приходит к людям в разных воплощениях, чтобы помочь им. Самыми любимыми перевоплощениями Вишну являются Рама и Кришна.
Рама – герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». В его честь ежегодно в Индии устраивают пышные торжества, разыгрываются сюжеты на этнические темы.
Кришна – один из самых почитаемых в Индии воплощений Вишну. В эпосе «Махабхарата» он выступает как главное всеиндийское божество. Его изречения вошли в «Махабхарату» в виде отдельной главы «Бхагавадгита», где он предстает в виде мудреца. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» являются памятниками древнеиндийского культурного наследия.
В индуизме распространены духовные учителя – гуру, обряды же совершаются жрецами. В наше время последователями этой религии являются около 800 млн. человек.
Весь остальной мир узнал об индуизме и заинтересовался им, когда узнал о йогах и их системе физических и дыхательных упражнений.
Джайнизм – еще одна национальная религия Индии. Появилась она в противовес брахманизму и индуизму. Джайнизм отрицает богов, касты и брахманов, предписывает отшельнический образ жизни, обнажение во время ритуала, участие в религиозной жизни. Тем не менее джайнизм сохранил веру в перевоплощение душ, учение о норме, о периодическом появлении пророков.
Главное в жизни джайна – работа над собой, учение священных текстов, постоянные занятия йогой, жесткий самоконтроль и покаяние за прегрешения. Все джайны добровольно принимают на себя 5 главных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым в речах. Они не едят мяса, не причиняют вреда даже насекомым, не причиняют вреда растениям – джайны не едят клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян, не употребляют вина и пьют только кипяченую воду. Среди джайнов нет крестьян – их труд и жизнь несовместимы с пользованием бороной, и даже убийство земляного червя считается грехом. Некоторые джайны завязывают рот повязками, чтобы случайно не вдохнуть с воздухом мелкое насекомое, и не выходят в ночное время на улицу, опасаясь наступить в темноте на живое существо. Джайнов насчитывается более 4 млн. человек.
Сикхизм. Последователи этого течения объединили в себе черты индуизма и Ислама. Главное – это преданность, вера и любовь к Богу. Они отвергли почитание жрецов и выполнение обрядов, они провозгласили равенство перед Богом всех людей без исключения.
Сикхам чуждо обожествление животных и поклонение статуям. В духовной поэзии сикхов безликий Бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Заброшенные в мир, они скитаются из одного тела в другие, проходя мучительные странствия. Спасти эти души могут только добрые дела, которыми очищается душа, преданная Богу.
Сикхи – поголовно воины. Внешне они отличаются тем, что носят тюрбан на голове, узкие штаны до колен, не стригут волосы и бороду, носят при себе три стальных предмета: короткий кинжал, стальной гребень для волос на голове и боевой браслет. Каждому сикху присваивается благородный титул – сингх (лев).
Сикхов насчитывается около 20 млн. человек.
Вопросы и задания
1. Перечислите религии Индии. В чем их схожесть и разница?
2. Главные боги в индуизме. Какие из божеств пользуются большей популярностью в Индии?
3. Каковы причины возникновения джайнизма? Чем он отличается от других религий Индии?
4. Чем отличается сикхизм от остальных религий Индии и что в них общее?
5. В кого могла перевоплотиться душа в индийских религиях и как это происходило?
§ 11. Религия Древнего Ирана
Древнеиранские племена во II тысячелетии до н. э. отделились от индоевропейского корня, но они сохранили остатки культа умерших предков, характерных всем индоевропейским племенам.
В VI в. до н. э. Появилась особая иранская религия – маздаизм, священной книгой которой является Авеста. Автором этой легендарной книги считается пророк Заратуштра, поэтому многие называют эту религию зороастризмом. Сама книга Авеста, как и другие религиозные книги, кроме Корана, складывалась на протяжении нескольких столетий. Древнейшая ее часть – сборник гимнов и молитв – относится к VI в. до н. э., остальное дополнялось вплоть до VII века.
В зороастризме противопоставляются два вечных начала – добро и зло, борьба между которыми является залогом мирового развития, и отчетливо проявляется идея о Едином Боге.
Основополагающими являются вера в верховного бога Ахурамазда; учение об извечной борьбе добра и зла; благочестие, чтобы уничтожить зло на земле; отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти. Священная книга Авеста включала в себя 21 книгу, многие из которых не сохранились до наших дней. После вторжения Александра Македонского в Персию в IV в. до н. э. храмы и святилища были уничтожены и разграблены, жрецов убивали в массовом количестве. Книга Авеста еще не была написана, ее передавали друг другу наизусть жрецы, но с гибелью их многие тексты выпали из Авесты.
Зороастризм является древнейшей религией, основанной на откровении. Однажды тринадцатилетний Зороастр, будучи священнослужителем, отправился к реке за водой.
Выходя из реки, он увидел сияющее существо. Оно привело его к Ахурамазде и другим пяти светящимся персонам, от которых Зороастр и получил откровение.
Основа откровения в следующем: Ахурамазда безошибочно различает добро и зло, в нем три начала: святость, чистота и справедливость. Ахурамазда и его дух Спента-Манью являются представителями сил добра.
Ахурамазде изначально противостоит Ахриман (Ангра-Манью), возглавляющий зло. Они ведут постоянную борьбу между собой, и ее исход всецело зависит от людей. Если в мире преобладает доброе начало, победит Ахурамазда, если зло – Ахриман. Любой человек вправе выбирать добро и зло. В конце концов, согласно Зороастру, победит добро.
Ахриман во главе армии дайвов – демонов зла, мучений и бедствий, ведьм, бесов и чудовищ – будет сбивать с толку людей. Дайвы имеют множество отличий, более всего они любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому захват соседних государств зороастризм преподносит как уничтожение злых сил, т. е. борьбой за добро. Дайвы надеются захватить власть на земле, главными объектами их нападений являются люди. Для уничтожения людей Ахриман придумал 9999 болезней. Он же придумал смерть и поражает ею только верных Ахурамазде. Поэтому чаще всего умирают хорошие и храбрые люди.
После смерти душа попадает на суд бога Митры. На весах правосудия взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые – на одной чаше весов, дурные – на другой. Затем души пребывают в рае, аде и в «месте смешанных» определенное время. Когда наступит всеобщее воскрешение мертвых и наступит день Последнего суда, все праведники будут отделены от грешников. Все люди должны будут также пройти сквозь реку расплавленного металла, только праведным она покажется парным молоком, а грешники расплавятся в нем. К концу мироздания родится Спаситель, он призовет людей на решающее сражение. Демоны и силы тьмы будут уничтожены, река расплавленного металла потечет в ад, где убьет Ахримана и все остатки зла в мире.
После победы над силами зла начнется новая эра. Ахурамазда приготовит питье, дающее бессмертие праведникам, и наступит счастливая жизнь людей в полном спокойствии и мире.
В зороастризме человек, как глава всех семи творений, обязан заботиться об их чистоте; сохранять землю плодородной и незагрязненной; выращивать растения и ухаживать за животными.
Особые правила касаются воды и огня. С ними не должно соприкасаться нечистое, класть в огонь сухие чистые дрова, осторожно ставить для варки горшки и кастрюли, чтобы не разлить воду. Нечистыми являются все неприятные и вредные для человека существа. Похороны совершались с магическими мерами предосторожности. В древности тела умерших бросали на пожирание птицам и зверям в пустынных или каменистых местах, чтобы тело не соприкасалось с плодородной землей, водой, растениями. Современные зороастрийцы хоронят своих покойников в цементном растворе.
В настоящее время большая часть сторонников зороастризма проживает в Западной Индии (около 80 тысяч), и только немногочисленные общины сумели сохранить свое месторасположение на территории современного Ирана.
Вопросы и задания
1. Расскажите, кто является главными богами зороастризма?
2. В чем отличие зороастризма от других религий и в чем схожесть?
3. Какие самые важные и поощряемые черты человека признаются в зороастризме?
4. Какова роль огня в зороастризме?
5. Как совершались похороны и где сохранились сторонники этой религии?
Рекомендуемая литература
1. Легенды и мифы Древней Греции. Кун Н. А., ИД «Владис», Ростов-на-Дону, 2007.
2. Мифы и эпос народов мира. Под ред. Будакова Вв. «Центр возрождения Черноземного края», Воронеж, 1995.
3. Народы и религии мира. Под ред. Тишкова В. А. Ни «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2000.
4. Энциклопедия для детей. Религии мира, том 6, 1–2 ч. «Аванта», Москва, 2006.