Вы здесь

Предложения со словосочетанием "боярский род"

Предложения в которых упоминается "боярский род"

Здесь принимали постриг только знатные женщины и представительницы боярских родов и царской семьи.
Этот фаворит московского князя происходил из старинного боярского рода.
Если представитель боярского рода считал своё назначение «невместным», он бил челом великому князю, отказываясь исполнять обязанности.
В него отходили «захудалые» представители боярских родов, младших ветвей аристократии.
— Приятный младень, ничего не скажешь, но он боярского рода, и мы ему не ровня.
В этом и состоит земное предначертание нашего боярского рода, а значит, и твоё жизненное предначертание, племяш.
Таким образом, они сохранили нам память о боярском роде XII в.
Здесь старые боярские роды владели обширными землями.
На вече из наиболее знатных боярских родов избирался посадник — глава исполнительной власти.
Краткий, но мрачный период «Смутного времени» (1598 — 1613) характерен борьбой боярских родов за власть, неурожаями и голодом.
Значительные богатства продолжали поступать в монастырь и за счёт погребения на его территории знатных лиц из княжеских и боярских родов.
Этим и объясняется то упорное сопротивление, которые оказывали в XVI и XVII веках представители боярских родов в случае несоответственного для них назначения.
Чиновная иерархия стала основываться на том, что соотношение боярских родов должно было всегда оставаться в равновесии.
Многие древние знатные боярские роды пострадали в опричнину, ослабли экономически, вымерли и сошли с исторической сцены.
Происходил из древнего боярского рода.
К детям боярским принадлежали бывшие потомки оскудевших боярских родов.
Это — обедневшие потомки размножившегося боярского рода.
Сущность его состоит в споре боярских родов между собой о служебном старшинстве.
Многие княжеские и боярские роды к концу XVII в.
Это старинный княжеский и боярский род литовских и русских князей.
Князь вынужден был считаться и с властью народного веча и с сильным влиянием местных боярских родов.
Самым распространённым чином, в котором начинали служить представители социальной группы боярских родов (как первой, так и второй подгрупп), было стольничество.
Разделение на подгруппы в ещё большей степени, нежели боярским родам, было присуще дворянству.
Таким образом, удельная борьба княжеских родов переродилась в дворскую борьбу боярских родов.
Представитель старомосковского боярского рода устраивал и высшую аристократию.
По отцовской линии происходил из старинного молдавского боярского рода.
Некоторые русские боярские роды средневековья — Ермолины, Ховрины — вышли из среды торгово-ростовщического капитала.
Остальная часть — выходцы из виднейших старомосковских боярских родов.
Он не мог успокоиться, пока не истребил многие, ни в чём не виновные боярские роды.
Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя.
Отпрыски боярских родов могли служить, не задумываясь об уроне родовой чести, поскольку рано или поздно они становились воеводами.
Во-первых, он происходил из древнего боярского рода.
Угасли многие знаменитые и старинные боярские роды, но и оставалось их немало, а когда приходил их час, они истребляли своих соперников так же жестоко, как когда-то их.
Образовалось оно первоначально из так называемых «детей боярских» — потомков боярских родов, которые обнищали в результате постоянного деления вотчин между наследниками; из великокняжеских, княжеских и боярских слуг; наконец, из простолюдинов, отличившихся на военной или гражданской службе.
В середине декабря, по совещании с митрополитом, он объявил боярам о намерении своём приступить к обряду священного коронования на царство и вместе с тем вступить в брачный союз, но не с иноземкой, а с девицей из русского боярского рода, так как, «в младенчестве лишённый родителей и воспитанный в сиротстве, мог не сойтись нравом с женой иной страны».
Короче, когда происходили крупные сшибки княжеских и боярских родов, судьба могла в одночасье поднести такую фигу, что и злого татарина с душевным теплом вспомянешь.
Большинство представителей княжеских и боярских родов утверждали, что они тоже откуда-то пришли уже будучи князьями и боярами, хотя сплошь и рядом вполне очевидно, что ниоткуда они не приходили.
Как тысячи других мальчиков того времени его в первую очередь интересовали военные забавы, для которых юный царевич располагал полным игрушечным арсеналом — саблями, пиками, бердышами, луками, стрелами, пищалями, лошадками, барабанами, знамёнами... По традиции товарищами его игр становились сверстники из самых знатных боярских родов.
Под соборным храмом находится усыпальница почётных граждан города, которые при жизни вносили пожертвования в святую обитель, а также представителей знаменитых древних боярских родов: Голицыных, Вяземских, Троекуровых, Мельгуновых и других.
Такой обычай местничаться разместил мало-помалу все московские боярские роды в определённый порядок по знатности происхождения, и на этом аристократическом основании роды княжеские, как самые знатные, стали выше других, они занимали высшие должности и являлись главными помощниками и сотрудниками московских государей.
Одно время преобладала точка зрения, что вече являлось собранием 300 представителей боярских родов, избираемых местными собраниями (на «уличанских» и «кончайских» вечах), что позволяло сделать вывод об «аристократическом характере этой республики».
Впрочем, поместьями наделялись и представители боярских родов, однако, прежде всего, поместья были средством существования массы мелкого и среднего служилого люда.
Из всего этого количества нашли не более шести случаев, когда дружинник по смерти князя-отца, которому он служил, оставался на службе у его сына, и не более шести же случаев, когда дружинник при княжеской смене оставался в прежней волости; только в двух случаях на важной должности тысяцкого, военного начальника главного областного города, являлись преемственно члены одного и того же боярского рода.
Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив её новым условием, чтобы «московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать».
Подобная борьба и подобные смены могли много значить для боярских родов, для дворской интриги и крамолы, но для государства они ровно ничего не значили; историческая же драма может брать содержание только, из государственной жизни.