Глава IV
Государственное управление Россией в конце XV-XVI в.
1. Предпосылки создания централизованного управления государством:
После длительного периода раздробленности в XIV в. постепенно зарождался процесс политического объединения русских земель. Он начался с «феодальной концентрации» – территориального роста и политического усиления отдельных княжеств, превращавшихся в «великие княжения». В начавшейся между ними борьбе за политическое преобладание выявлялся общерусский политический центр, возглавивший борьбу за объединение разрозненных русских земель. Таким центром стало Московское княжество.Можно выделить три группы предпосылок образования Русского централизованного государства: политические, экономические и социальные.
Политические предпосылки
– сохранение Северо-Восточной Русью, находящейся под ордынским игом, своей государственности и православия;
– вступление Золотой Орды в конце XIV в. в период феодальной раздробленности;
– дальновидная политика московских князей;
– превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву;
– превращение Московского княжества в центр освободительной борьбы против ордынского ига.
Экономические предпосылки:
– расширение поместного землевладения;
– необходимость усиления связей между княжествами, введение единой денежной системы, единых мер веса, объема и длины для создания более благоприятных условий развития торговли;
– углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства;
– рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров.
Социальные предпосылки:
– потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных выступлений;
– потребность служилого дворянства в могущественном и богатом князе, раздающем земельные владения в качестве платы за службу;
– потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами;
– стремление всего населения к освобождению от ордынского ига.
В результате действия всех этих факторов вокруг Москвы постепенно объединялись многие русские земли. Этот объединительный процесс занял около двух веков. В нем обычно выделяют три этапа.
1. Конец XIII – 80-е гг. XIV в. Этот этап характеризуется началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на Северо-Востоке, образованием там новых княжеств, борьбой за великое Владимирское княжение между Суздальско-Нижегородским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которой решался вопрос о центре, вокруг которого будут объединяться русские земли. На этом этапе происходит возвышение Московского княжества и активизируется борьба с Золотой Ордой.
2. Конец XIV в. – 1462 г. Этот период ознаменован борьбой великого московского князя с московскими удельными князьями и дальнейшим объединением русских земель вокруг Москвы.
3. 1462–1533 гг. В эти годы происходит завершение политического объединения русских земель вокруг Москвы, освобождение от ордынского ига и создание государственного аппарата нового Русского государства.
Решающий этап объединения русских земель связан с деятельностью великого князя московского Ивана III (1462–1505). В 1463 г. он присоединил княжество Ярославское, в 1472 г. был покорен обширный пермский край, в 1478 г. уступил воле московского князя «Господин Великий Новгород», а в 1485 г. пала Тверь, старая соперница Москвы.
Независимый Новгород, настаивавший на сохранении старых порядков и прежней «вольности в князьях» (т. е. права города изгонять и призывать князей по своему усмотрению), много раз навлекал на себя гнев великих князей. На протяжении XV в. великие князья московские много раз ходили с войском на строптивых новгородцев. Эти столкновения всегда заканчивались заключением договора князя с вольным городом «по всей воле» новгородцев, однако влияние Москвы постоянно усиливалось.
В 1471 г. после смерти новгородского архиепископа Ионы, которому удавалось сдерживать вражду между Новгородом и великим князем московским, новгородское вече раскололось: часть новгородцев настаивала на том, чтобы и далее оставаться под рукой московского великого князя, другая призывала пригласить на новгородское княжение князя из Литвы. К политическому конфликту добавился и религиозный: принявшая Флорентийскую унию православная церковь Литвы в русских землях считалась отошедшей от истинного христианства. Угроза отпадения Новгорода вызвала решительные меры со стороны Москвы – был организован крупный военный поход. На реке Шелони новгородцы были полностью разбиты. Новгород должен был уплатить 15 тыс. рублей контрибуции (огромная по тем временам сумма) и подчиниться московскому князю на новых условиях. Главным было условие не приглашать князей из Великого княжества Литовского. Иван III предпринял попытку решительно сменить республиканское устройство Новгорода на монархический государственный порядок.
В 1478 г. под угрозой нового похода новгородцы вынуждены были подчиниться требованию Ивана III, снять вечевой колокол и отменить выборные должности посадников. Вечевая республика пала. Политическое устройство московской земли было перенесено и на Новгород Великий (с некоторыми особенностями).
Военному завоеванию подверглась и Тверь. В 1485 г. тверской князь Михаил был обвинен Иваном III в измене за намерение взять себе жену из Литвы. Тверской князь бежал в Литву, и после двух дней осады Тверь сдалась. Однако Иван III не решился сразу уничтожить тверскую государственность. Великим князем тверским стал внук тверского князя по женской линии и сын Ивана III Иван Иванович Молодой.
Присоединение Пскова произошло в княжение Василия III (1505–1533), сына Ивана III. В 1510 г. Псков, всегда призывавший только московских князей, окончательно утратил свою независимость. В 1514 г. был присоединен Смоленск. Его жители сами открыли ворота московским войскам во время русско-литовской войны. В 1521 г. Рязанское княжество, давно находившееся в политической зависимости от московских князей, было присоединено территориально.
В отношениях с Ордой Иван III с самого начала своего правления держал себя как независимый государь. Он прекратил выплату дани и вступил в союз с крымским ханом, противником Большой Орды (так называлась оставшаяся часть Золотой Орды).
В 1480 г. хан Большой Орды Ахмат решил восстановить власть над Русью и с большим войском двинулся к русским землям. Московское войско выступило против неприятеля. Войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на ее противоположных берегах, не решаясь начать сражение. В начале ноября, когда начались ранние морозы, Ахмат поспешно отступил. Так окончательно рухнуло иго, тяготевшее над Русью более двух веков.
В 1497 г. был введен свод законов единого Русского государства – судебник Ивана III, по которому вся полнота власти была сосредоточена в руках государя. Его приближенные входили в совещательный орган – Боярскую думу, которая действовала по принципу «государь указал, бояре приговорили».
Судебник ограничивал права крестьян на переходы: они мог ли уходить от землевладельца лишь в течение двух недель в году (неделя до и неделя после) Юрьева дня – 26 ноября, уплатив феодалу особый налог – пожилое.
В конце XV в. центром православия стала Москва. Иван III после смерти жены вторым браком женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, взял византийский герб – двуглавого орла, – позже соединенный с московским гербом Георгия Победоносца. В виде венца (короны) при Иване III была использована шапка Мономаха. В документах впервые появляется название «Россия».
Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения земель отразились в принятии Иваном III титула «самодержец Всея Руси». В 1485 г. к этому титулу был присоединен и титул «государь Всея Руси».
Возросшая роль Москвы получила обоснование в ряде произведений политической литературы – «Повести о Флорентийском соборе», «Послании о Мономаховом венце», «Сказании о князьях Владимирских». Эти произведения связаны общей идеей величия московских государей, считавшихся наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла свое развитие и в теории «Москва – Третий Рим», впервые сформулированной псковским монахом Филофеем в начале XVI в.
Согласно этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, расцвет и дальнейшая судьба направлялись волей Бога.
Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия. Она будет им до предначертанного Богом конца света, «а четвертому не быти», и московский государь – «высокопрестольный, вседержавный, богоизбранный» – наследник власти бывших великих государств.
2. Развитие государственного управления
Объединение русских земель в одно целое еще не означало создания централизованного государства.
Объединение – простое соединение земель, уничтожение границ между княжествами.
Централизация – создание единого государственного аппарата, строгая система подчинения местных органов власти центральным.
Объединение земель московские князья начали еще в XIV в., однако о централизованном государстве можно говорить только относительно XVI в. Так, некоторое время после присоединения Твери там сохранялась местная система управления, сориентированная на носившего титул тверского князя Ивана Ивановича Молодого. Новгород долгое время сохранял право вести собственные внешние сношения с иностранными державами.
Система государственных органов в период объединения еще только складывалась. Существовало два ведомства – казна и дворец центрального управления. Дворец ведал личными (дворцовыми) землями великого князя. Казна была не только хранилищем денег, но и государственным архивом и являлась как бы прототипом канцелярии. Политическое управление было ориентировано на великого князя. Он являлся главнокомандующим войска, назначал наместников и волостелей в присоединенные земли. Территория государства делилась на уезды (соответствовали старым княжествам) и волости. Наместники и волостели получали управление территориями «в кормление», т. е. им полагалась часть судебных пошлин и налогов с населения. Отсюда происходили различные злоупотребления, поскольку наместники собирали не только налоги, но и средства в свою пользу. Боярство, съехавшееся в Москву со всей русской земли, образовало высший управленческий слой в государстве. Усиливалось местничество – иерархическая система занятия должностей в зависимости от знатности рода. Должности давались не по способностям, а по знатности.
Формирование государственного аппарата осуществлялось также по принципу местничества, основанному на критериях знатности происхождения. Чем родовитее был человек, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занимать. Принцип местничества создавал условия для превращения боярства в замкнутую корпорацию, ставящую сословные интересы выше государственных, что снижало уровень профессионализма управления.
Великие князья начали создавать себе новую опору в дворянстве. Источниками формирования дворянства были «слуги под дворским», свободные люди и даже холопы. Свободные люди и холопы, привлекаемые на военную службу, получали от великих князей землю на правах поместья (помещались на его землях, отсюда возникло слово «помещик»). В своем правлении государь все больше опирался на дворян, которые находились на службе при его дворе.
Таким образом, в XV в. на Руси формируется вторая форма феодального землевладения – поместная. В отличие от вотчины поместье было условным владением, предоставляемым на срок службы и не передаваемым по наследству. Служилое дворянство стало для великого князя опорой в борьбе с феодальной аристократией, которая не желала поступиться своей независимостью.
В связи с присоединением удельных княжеств их правители (княжата) утратили свою самостоятельность, однако оставались наиболее крупными землевладельцами, занимали руководящие посты в войсках, в случае войны выступали с собственной дружиной.
В XV в. изменились состав и положение боярства. Его численность при московском дворе во второй половине XV в. возросла в четыре раза. Произошло это за счет удельных князей, пришедших на службу великому князю. Поэтому старинное московское боярство было оттеснено на второй план. Кроме того, изменилось содержание понятия «боярин». Раньше оно означало принадлежность к определенной социальной группе (крупные феодалы), теперь складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу, возникает придворный чин введенный боярин, который жаловал великий князь. Основная масса прежнего боярства получала второй придворный чин – окольничего. За ним шли дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Определенное социальное положение устанавливалось и княжескими грамотами.
Княжеские грамоты, устанавливавшие различные льготы или привилегии феодальной знати, назывались жалованными. По предмету пожалования они разбивались на несколько групп:
– вотчинные грамоты, т. е. дарственные акты, закреплявшие переход недвижимой собственности (например, земли) в руки феодалов;
– льготные, или иммунитетные, грамоты, освобождавшие феодала от суда наместника или волостеля (в силу чего феодала судить мог только князь) и подчинявшие население вотчинному суду;
– обельные грамоты, освобождавшие привилегированных землевладельцев от податей и повинностей в пользу князя;
– охранные, или заповедные, грамоты, которыми великокняжеская власть усиливала охрану прав и привилегий феодалов, ставя их под особенную защиту.
Управление княжескими землями и дворцом осуществлял Государев двор, включавший думных чинов, а также близких к ним представителей высших придворных должностей (дворецких, казначея, кравчих, постельничих, ловчих, сокольничих, ясельничих и других), московских чинов (стольников, стряпчих, «больших» дворян, дьяков, шатерничих, жильцов) и «выбор из городов» – дворян от уездных корпораций.
Дворецкий ведал двором и дворцом князя в столице, всеми княжескими землями, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все другие дворецкие, ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.
Следующей по рангу была чисто придворная должность окольничего. Окольничий сопровождал великого князя во всех походах и поездках. Позднее окольничие всегда ездили впереди княжеского «поезда», оборудовали стоянки и назначали дворы для княжеской свиты, ведали состоянием дорог и мостов.
Дворцовое хозяйство делилось на составные части – пути, что дословно означало «прок, выгода, доход». Существовали Сокольничий путь, ведавший княжеской птичьей охотой; Конюший путь, занимавшийся конюхами, лошадьми и государственными лугами. Известны Ловчий, Чашничий и Стольничий пути, имевшие слободы по производству воска, сбору меда, ловле рыбы и пушного зверя. Кормления и пути жаловались боярам за службу в качестве вознаграждения. Часть государственных доходов шла в пользу должностных лиц.
Казначей ведал княжеской казной, куда кроме денег входило и все ценное дворцовое имущество (золотые сосуды, цепи, кресты, драгоценные камни, меха), и таможенными доходами. Боярину-казначею подчинялись все остальные казначеи и тиуны, ведавшие княжеским имуществом, хранившимся в других городах.
В Московской Руси как должности, так и чины одинаково назывались чинами, многие из московских чинов имели смешанный характер должностей и почетных званий. Эти обстоятельства затрудняют их классификацию.
Два высших чина боярина и окольничего имели исключительно значение почетных званий. Лица в звании бояр занимали высшие должности и присутствовали в Боярской думе. Им поручалось управление главными приказами, они назначались воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, выполняли дипломатические поручения, принимали участие во всех торжественных событиях царского двора, осуществляли управление Москвой во время отсутствия государя, сопровождали его в поездках и походах.
Лица в звании окольничих занимали должности того же рода, что и бояре, но с меньшим значением.
Чин думного дворянина – третий из высших чинов – также имел преимущественно значение почетного звания.
Эти три звания первого разряда давались соответственно знатности человека. Эти звания не составляли лестницы чинов, последовательно проходимой служащими, но жаловались независимо один от другого, смотря по родовитости фамилии, к которой принадлежали жалуемые лица.
Чины стольников и стряпчих давались только избранному московскому дворянству. Для родового «городового» дворянства эта цепь чинов увеличивалась лишним звеном, чином жильца – низшего придворного звания.
Из лиц, служивших в высших думных чинах и придворных, или московских чинах (стольников, стряпчих, дворян московских и жильцов), составлялся государев полк – царская гвардия.
В целом иерархия московских чинов-званий представлялась в следующем виде:
– бояре, окольничие, думные дворяне;
– стольники, стряпчие, московские дворяне;
– жильцы, выборные дворяне из городов, дворовые дети боярские, или дворяне, городовые дети боярские.
В конце XV в. в службу Ивану III перешли князья из западнорусских областей, принадлежавших тогда Польше и Литве.
Западнорусские князья не становились подданными великого князя всея Руси, а получали специальное звание «служилых князей», сохранявших владетельные права на свои уделы и не имевших никакого московского чина. Однако через некоторое время после присоединения их уделов к Москве князья получали чины бояр.
В течение XV и XVI вв. служилые князья постепенно утратили свои уделы. Взамен уделов они получали вотчины в других областях государства. Так, Иван Воротынский вместо Воротынска получил Одоев, а его сын Михаил владел только третью города, да и то по личному пожалованию. Во время правления Ивана III бояре и княжеские слуги уже практически не пользовались правом отъезда, а в 1534 г. в Московском государстве было принято новое правило «о неотъезде служилых людей».
Русский историк С. Ф. Платонов писал: «Иван III Васильевич, одаренный большим умом и сильной волей, блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание русских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. Сначала его политика была удельной, а затем эта политика стала национальной. Вместе с объединением северной Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси».
Централизация Московского государства обусловила создание централизованного государственного аппарата управления и новой структуры власти.
Московское государство в XV в. оставалось монархией. Великий князь являлся главой государства и имел широкий круг прав – законодательных (издавал законы), исполнительных (осуществлял государственное руководство), судебных. По мере централизации государства власть великого князя усиливалась и изменялась. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял только в границах собственного домена. С падением значимости удельных князей великий князь стал подлинным властителем всей территории государства.
С 1480 г. московские князья стали и фактически и юридически независимыми, т. е. суверенными государями. Княжеской власти придавался божественный статус, что положило начало оформлению на Руси цезаризма.
Однако власть монарха в России в этот период оставалась ограниченной. Значительную роль в системе государственных органов играла Боярская дума. Историки относят оформление Думы к XV в. По сравнению с прежним княжеским советом Дума отличалась большей юридической и организационной оформленностью. Теперь она была постоянно действующим органом, ее состав был относительно стабильным. В Думу входило от 5 до 12 бояр и около 12 окольничих. Это был совещательный орган. При такой малочисленности состава советниками государя были только те аристократы, на которых он мог полагаться.
Великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически любое его решение должно было получить одобрение боярства, иначе в жизнь оно не проводилось. Поэтому боярство осуществляло через Думу политику, угодную ему.
Постепенно система дворцово-вотчинных органов превращалась из органов, обслуживавших личные нужды князя, в общегосударственные учреждения, т. е. выполняла задачи по управлению всем государством. Например, в функции дворецкого уже входили вопросы, связанные с землевладением церковных и светских феодалов, а также общий контроль над местной администрацией. Кроме того, если прежде выполнение княжеского поручения носило временный характер, то теперь оно превращалось в постоянную службу.
Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата управления: росло число дьяков, которые специализировались на выполнении дел определенного круга. Самостоятельным ведомством стала великокняжеская казна (она выделилась из состава дворцовой службы), была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и другими подразделениями.
В XV в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления, что также способствовало централизации Российского государства.
Местное управление
С объединением земель и ростом великокняжеской власти страну перестали делить на уделы. Вводилось деление на уезды. Это были наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, а станы – на волости. Но поскольку границы государства расширялись и различные местности входили в его состав в разное время, полного единообразия в административно-территориальном делении еще не было: наряду с уездами сохранялись земли, существовали разряды – военные округа, а также губы – судебные округа.
Возглавляли отдельные административные единицы представители центра – должностные лица. Уезды возглавляли наместники, волости – волостели. Содержание этих должностных лиц осуществлялось за счет местного населения, получения от него «корма». Говоря современным языком, в набор потребительской корзины «корм» входили натуральные и денежные поборы, судебные и другие пошлины (конское пятно, полавочное, поворотное и др.).
Кормленщики содержали свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и пр.), имели свои военные отряды. Они не были заинтересованы в делах управления вверенными им территориальными подразделениями, поскольку сроки их назначения были непродолжительными (один-два года).
Наместники и волостели нередко проявляли заботу лишь о личном обогащении за счет неконтролируемых законных и незаконных поборов с местного населения, что вызывало его недовольство. Системой кормлений были недовольны не только местные жители, но и поднимающееся дворянство, поскольку оно страдало от злоупотреблений кормленщиков.
С конца XV в. на местах стала формироваться система полицейских служителей – бирючей, тюремных сторожей, палачей и т. д.
Городское управление
Значительную роль в объединительном процессе играли города, которые находились в зависимости от феодального государства или феодалов. Город делился на две части: собственно город – место, огороженное стеной, крепость (детинец), где проживали в основном представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов; торгово-ремесленный посад, расположенный вокруг городских стен. Проживающие в крепости освобождались от налогов и государственных повинностей, жители посада (ремесленники) несли тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства. В XV в. в города выделился круг состоятельного купечества – гости и сурожане. Гости вели иноземную торговлю, сурожане торговали с Крымом.
Верхушка городского населения активно поддерживала политику централизации. Верхи горожан формировали свои корпоративные органы (сотни) и требовали освобождения от тяжелого тягла, ликвидации в городах привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых слобод»).
В этот период самоуправления в городах еще не было. Наместники и волостели наряду с уездами и волостями управляли и городами, находившимися на их территории. Позже появились специальные органы городского управления. В XV в. утвердилась должность городчика, по существу, военного коменданта города, осуществлявшего надзор за состоянием городских укреплений, выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. К концу XV в. роль городчиков возросла: им были предоставлены широкие полномочия в земельной, финансовой и других сферах управления, причем не только в городе, но и прилегающем уезде. Они стали именоваться городовыми приказчиками и подчинялись великокняжеским казначеям. Иногда на один город назначались два приказчика и более. Должность городовых приказчиков замещалась местными землевладельцами, главным образом дворянами и детьми боярскими. Поэтому для дворян и детей боярских это был свой орган местного управления, а для великого князя – надежные проводники политики централизации.
Церковное управление
Церковь была крупнейшей организацией, обладавшей огромным имуществом, прежде всего землями. Церковь имела свою юрисдикцию и судебные органы, собственные военные формирования. Во время ордынского ига православные митрополиты получали от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви. Организационная структура церкви была сложной. Органы церковного управления включали епископаты, епархии, приходы. Во главе церкви стоял митрополит.
Однако к концу XV в. князьям удалось в обмен на сохранение в неприкосновенности земельных имуществ церкви добиться признания верховенства над ней светской власти.
Создание единой правовой и судебной системы
Большую роль в укреплении центральной государственной власти сыграло развитие общерусского феодального права, создание единого кодекса законов, действие которых распространялось на всю территорию Русского государства.
В этот период правовая система Руси сделала еще один шаг вперед. Нормативно-правовые акты становятся основным источником права.
Наиболее значительные из них можно было бы классифицировать по двум основаниям.
Во-первых, выделить памятники светского и церковного права.
Во-вторых, светские правовые документы разделить по органам, их принявшим:
– указы царя и Боярской думы;
– акты земских соборов;
– акты собраний сословных представителей.
Самым значительным источником права первой группы стал Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства.
Судебник 1497 г. имел и другую цель – закрепить новые общественные порядки, в частности, постепенное усиление роли мелких и средних феодалов – дворян и детей боярских.
Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. При этом более половины статей было написано заново, а старые нормы существенно переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Нормы гражданского и обязательственного права регламентировались в нем менее детально, чем в Русской Правде. Очевидно, нормы Русской Правды действовали в Московском государстве наряду с Судебником. В значительной степени это связано с тем, что в отличие от уголовных гражданские правоотношения развивались более медленно, они существенно не изменились по сравнению с предшествующим периодом, мало изменились и правовые нормы, их регулирующие.
Под преступлением понимались всякие действия, которые так или иначе угрожали государству или господствующим слоям и поэтому запрещались законом.
В отличие от Псковской судебной грамоты Судебник содержит для обозначения преступления понятие «лихое дело».
В отличие от Русской Правды Судебник рассматривал холопа как человека, способного самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления.
В соответствии с изменением понятия «преступление» усложнялась и система наказаний. Судебник вводит такой вид государственных преступлений (неизвестный Русской Правде и лишь намеченный в Псковской судной грамоте), как крамолу и подым.
Под крамолой понималось деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса. Именно как крамолу великие князья рассматривали отъезд бояр к другому князю.
Сущность понятия «подым» вызывает споры. Можно предполагать, что подымщиками называли людей, поднимающих народ на восстание. Мерой наказания за государственные преступления была смертная казнь.
Судебник предусматривал наказания за целую систему имущественных преступлений (разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества) и преступлений против личности (убийство, оскорбление действием и словом).
Были введены также новые наказания – смертная и торговая казнь, причем эти меры применялись за большинство преступлений. Закон не определял виды смертной казни.
Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказуемого. Помимо указанных в Судебнике, практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка и т. д.).
В этот период происходило развитие старой формы суда – состязательного процесса – и появилась новая форма судопроизводства – розыск.
Розыск отличался от состязательного процесса тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе и исключительно по своему усмотрению. Подсудимый был скорее объектом процесса. Главным способом «выяснения истины» при розыске являлась пытка.
В 1550 г. был принят новый Судебник, в котором отразились изменения в российском законодательстве, происшедшие с 1497 г. Новый сборник содержал существенные дополнения к ранее действовавшему законодательству. Важное значение имело положение о том, что все последующие законодательные акты должны включаться в Судебник. К новым нормам относились положения об ответственности наместников по искам о причинении ими имущественного вреда.
От суда наместников освобождались дворяне и служилые люди. В Судебнике регламентировалось правовое положение кабальных людей, устанавливался порядок оформления кабальных грамот (возраст лиц, могущих стать кабальными, их социальное положение и др.). Закон вводил также некоторые ограничения прав наместника.
Из других документов первой группы источников следует назвать Уставные грамоты наместничьего управления, которые являлись основными документами, определявшими судебные и административные полномочия наместников и волостелей. Губные и земские грамоты устанавливали порядок организации земских и губных органов и их компетенцию. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397–1398) и Белозерская (1488).
Была также создана новая редакция Русской Правды, так называемая Сокращенная из Пространной, приспособлявшая древнерусское право к новым условиям. Действовало и обычное право.
Появился ряд указов верховной власти, продолживших процесс закрепления крестьян: указ о заповедных летах, запретивший переход крестьян в Юрьев день (1581), указы об «урочных летах», определившие срок сыска беглых крестьян (1597 и 1607), а также ряд указов царя по конкретным вопросам.
Судебная система состояла из ряда инстанций:
– суд наместников великого князя;
– приказной суд;
– суд Боярской думы или самого великого князя.
Параллельно действовали церковные и вотчинные суды.
Атрибуты государственности
Создание нового государства шло параллельно созданию новой государственной идеологии. Иван III добавил к своему титулу «великий князь» сначала слово «государь» (что по понятиям того времени означало «хозяин», «господин»), а затем «всея Руси» (претендуя, таким образом, на все русские земли, какому бы князю они ни принадлежали). Титулование московского князя стало предметом жарких дипломатических споров. Великий князь литовский, например, упорно отказывался признать новый титул, прекрасно понимая скрытую в нем политическую программу.
Иван III свободно распоряжался своим престолом. После смерти своего старшего сына Ивана он решил передать престол не второму своему сыну Василию, а внуку (сыну Ивана Ивановича) Дмитрию. Венчание на царство Дмитрия впервые проходило с пышностью по церковному обряду. В сопровождении митрополита Иван III в соборе торжественно возложил на преемника шапку Мономаха, напоминая ему о происхождении и высоком положении русских князей, а митрополит совершил благословение и молебен за нового князя. Венчание на царство сына Ивана IV (1547) закрепило этот обряд.
Специально для обоснования царского происхождения русских князей была разработана новая генеалогия. Она связывала родоначальника русских князей Рюрика с римским императором Августом. Согласно этой, официально признанной версии Рюрик являлся потомком в четырнадцатом колене Пруса (личность выдуманная) – родственника императора Августа, который при разделе своей империи отдал Прусу земли, получившие по имени его название «Пруссия».
Активно утверждалась и идея о божественном происхождении власти князя. Большую роль в разработке идей новой государственности играли выходцы из Византии, приехавшие в Москву вместе с Софьей. В Московском Кремле при дворе великого князя вводится пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора.
3. Государственное управление в России в XVI в.
Социальный строй Московского государства в XVI в.
В конце XVI в. на Руси насчитывалось около 7 млн человек. Густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги (от Твери до Нижнего Новгорода), Новгородско-Псковская земля. В этих землях проживали более 1,5 млн человек. В середине XVI в. здесь была самая высокая плотность населения – около 5 человек на 1 кв. км.
В Москве было около 100 тыс. человек, в Новгороде и Пскове – по 30 тыс., в Можайске – 8 тыс., в Серпухове и Коломне – примерно по 3 тыс. человек.
Наиболее развитыми городами были – Новгород, Псков, Вологда, Великий Устюг, Казань, Ярославль, Соль Камская, Калуга, Нижний Новгород, Тула, Астрахань. Были основаны Орел, Белгород, Воронеж, а после присоединения Казанского и Астраханского ханств – Самара и Царицын. После начала освоения Сибири построили Тюмень и Тобольск и в 1584 г. в связи с потребностями внешней торговли – Архангельск.
Характерной чертой этого периода было усиление сословного характера общества.
Сословиями, как известно, называются большие группы людей, которые имеют определенные обязанности и права, передающиеся по наследству. В России все сословия были обязаны служить государству, отличались они лишь характером возложенных на них повинностей.
Часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую службу, другая часть, тяглые люди, несли «тягло», т. е. выполняли определенные обязанности в пользу государства и служилых людей.
Боярство. Во главе служилого сословия стояла небольшая группа людей, около сотни боярских фамилий, в большинстве титулованных – потомков бывших великих и удельных князей. Они владели обширными вотчинами и пользовались большим влиянием в государстве. Они входили по назначению государя в состав Боярской думы и занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении. Однако опричнина Ивана Грозного, тяжелый хозяйственный кризис конца XVI в. и потрясения Смутного времени пошатнули экономическую силу боярства и ослабили его влияние. Многие княжеские и боярские роды к концу XVII в. «захудали», а другие совсем исчезли. Землевладение, основанное на широких иммунитетных правах, приобрело характер условного. Запрещение московскими великими князьями «отъезда» с вотчинами, установление выдачи жалованных грамот и рассмотрение их как основания землевладения превратили даже удельных князей, перешедших на службу к великому князю московскому, в служилых князей.
Основное число московского служилого люда составляли в XVI–XVII вв. дворяне и дети боярские. Последние первоначально были действительно детьми бояр, но позднее так стали называть всех служилых людей ниже боярского уровня.
Дворяне. Дворянами поначалу назывались дворовые слуги великого князя или младшие дружинники, проживавшие в его дворе. По мере усиления власти великого князя повышалось и социальное положение его дворян. В XVI и XVII вв. происходит слияние дворян и детей боярских в сословие «государевых служилых людей». Однако это сословие было очень пестро по своему социальному и национальному составу. В него вошли потомки «захудавших» княжеских и боярских родов, потомки бывших княжеских и боярских слуг, выходцы из Литвы, крещеные татары, поповичи и казаки. Первоначально представителям всех свободных слоев общества был открыт доступ в состав «государевых служилых людей». Лишь в XVII в. они постепенно приобрели характер более замкнутого сословия.
Дворянство представляло вторую, наиболее многочисленную часть феодалов. С боярством его объединяло использование крестьянского труда. Однако были у дворян и интересы, противоречащие боярским. Дворянство нуждалось в земле, а потому стремилось к закрепощению крестьян. И землю, и право на труд крестьян оно могло получить только от государства, отсюда – поддержка дворянством центральной власти и его активной внешней политики.
Экономическая база у этих двух групп феодалов была различной: у боярско-княжеской аристократии – вотчинное землевладение, у служилого сословия (дворян) – поместное.
Как правило, вотчины превышали по размерам поместья. Дворяне-помещики получали землю на срок службы и в ограниченном размере, что толкало их к более интенсивной эксплуатации крестьян, проживающих на этой земле. По этой причине крестьяне чаще уходили из поместий, нежели из вотчин, и между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
Это обусловило стремление дворянства к изменению статуса поместья в сторону превращения его в наследуемое земельное владение. В XVI в. в России была предпринята первая попытка юридически уравнять поместье с вотчиной. Был установлен единый порядок государственной военной службы. Независимо от вида землевладения (вотчины или поместья) хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей с определенных размеров земельных угодий. Принцип служебности распространялся на оба сословия феодалов – боярство и дворянство. Расширялись права владельцев поместья: им стали давать разрешения обменивать поместья на вотчину, передавать поместья в приданое, на наследование поместий. Таким образом, подготавливалось то полное слияние поместий с вотчинами, которое произошло в первой половине XVIII в.
Бояре и дворяне по-прежнему имели такие привилегии, как монопольное право владеть землей, были освобождены от повинностей, обладали преимуществами в судебном процессе, правом занимать чиновничьи должности.
Помимо поместья, государство предоставляло служилым людям денежное жалованье как пособие для снаряжения в поход или как вознаграждение за службу.
Широкая раздача поместий привела к нехватке государственных земель. В результате среди служилых людей образовались группы беспоместных и малопоместных дворян, имевших под своей властью 2–3 крестьянских двора или не имевших их вовсе. Впоследствии из них образуется промежуточный между дворянами и крестьянами слой однодворцев.
Низшие слои служилого класса составляли служилые люди «по прибору»: стрельцы, служилые казаки, ямщики и др.
Система церковного землевладения строилась в этот период по типу вотчинного. Государь имел право на пересмотр церковных владений, устанавливал церковным землевладельцам обязанности поставлять в свое войско воинов в зависимости от размеров землевладения.
С ростом городов и развитием ремесел значительно увеличилась численность посадского населения. Растущий слой купцов имел существенные привилегии – освобождался от ряда повинностей. Ремесленники и мелкие торговцы относились к «черным» людям. В городах по принципу обложения существовали «черные» (облагаемые) и «белые» слободы, которые не облагались государевым тяглом.
С середины XVI в. городами управляли воеводы, бывшие служилыми людьми. Назначались они государем или Разрядным приказом. Были случаи, когда воеводы назначались по просьбе городских жителей.
Все трудовое население должно было нести тягло. От него освобождались только служилые люди и духовенство. Ответственность за выполнение тягла частновладельческими крестьянами в конечном счете несли феодалы, но это вовсе не означало, что крестьянские общины не играли никакой роли. Напротив, общинная организация частновладельческого крестьянства выполняла разнообразные функции, в том числе определяла тяглоспособность своих членов. На посадах и в черносошных областях тягло разверстывали выборные старосты и сотские в соответствии с платежеспособностью крестьянских и посадских хозяйств, которые делились на три категории: лучшие, средние и молодшие.
В целом с конца XV в. наметились тенденции к закрепощению крестьян, а значит, и к определенной системе управления Российским государством.
Елена Глинская и боярское правление
Василий III вынужден был развестись с первой женой по причине бесплодия и жениться второй раз на Елене Глинской, дочери князя Глинского, выходца из Великого княжества Литовского. В 1530 г. у них родился сын Иван, который после смерти отца в 1533 г. вступил на великокняжеский престол. Управление государством осуществляла его мать. Это не нравилось старому московскому боярству, рвавшемуся к власти. Детство Ивана прошло в обстановке борьбы боярских группировок Шуйских, Вельских за влияние после смерти Елены Глинской.
Необходимость централизации управления вынуждала правительство к проведению реформ. В правление Елены Глинской и в период боярского правления были осуществлены реформы местного управления. Основанное на власти наместников и волостелей великого князя местное управление уже не отвечало требованиям времени. Согласно реформам в землях с поместным землевладением помещики из своей среды избирали губных старост (ведавших губными делами, т. е. делами о загубленных душах – убийствах). Создавались губные избы. В тех же уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население избирало земских старост и излюбленных голов из числа наиболее уважаемых людей для управления местными делами. Эти реформы стали шагом на пути к централизации. Следующим шагом было совершенствование центрального аппарата управления.
Торговые связи между бывшими самостоятельными землями, вошедшими в состав единого Русского государства, тормозились из-за разницы мер, весов и денежных единиц. Каждое бывшее княжество чеканило свою монету, имело свой эталон длины, веса и объема.
При Елене Глинской основной денежной единицей для всего государства стал московский рубль. Однако продолжалась чеканка и новгородской монеты, которая равнялась двум московским. На новгородских деньгах был изображен всадник с копьем, отчего и произошло их название – «копейные». Одна сотая рубля (1/100) была названа копейкой.
Мерой сыпучих тел (обычно так мерили зерно) стала четверть. Из меди были изготовлены эталоны четверти и разосланы по уездам. Новгородская мера сыпучих тел – «коробья» – прекратила свое существование.
В целом важнейшими социально-экономическими процессами, происходившими в России в XVI в., были:
– завершение объединения русских земель и складывания единого централизованного государства, существенно увеличившего свою территорию, численность и многонациональный состав населения;
– изменение формы государственного устройства (раннефеодальная монархия сменилась сословно-представительной);
– завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказной системе управления; превращение поместной системы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутри класса феодалов;
– продолжение политики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе.
Только за вторую половину XVI в. территория Российского государства увеличилась вдвое. Были завоеваны Казанское, Астраханское и Сибирское ханства; в состав России вошла Башкирия. В начале XVI в. в состав Российского государства были включены Чернигово-Северские земли. Постепенно осваивалось так называемое Дикое поле – земли на южной окраине страны.
Расширился национальный состав государства. В его рамках была объединена русская народность.
Основной единицей административно-территориального деления в России оставался уезд, включавший крупные земельные части: пригороды и земли. Земли подразделялись на волости, станы, трети и четверти. Основной хозяйственной единицей оставалась волость.
Правление Ивана IV Грозного
После объединения русских земель вокруг Москвы начался процесс создания новой системы управления. Период собирания Руси не сопровождался уничтожением административных особенностей бывших уделов. Завершение этого процесса поставило на очередь административную реформу. В основание реформы центральных учреждений легли два принципа:
– разграничение частного государева хозяйства и государственного управления, выразившееся первоначально в разделении государства на опричнину и земщину;
– замена личных административных поручений системой устойчивых учреждений.
В руках государя (царя) была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все правительственные действия органов власти совершались от имени царя и по царскому указу. При этом официальные идеологи власти подчеркивали превосходство русского самодержавия над другими подобными ему формами правления.
«Кроме нас да турецкого султана, – писал Иван Грозный, – ни в одном государстве нет государя, которого бы род царствовал непрерывно через двести лет; а мы от государства господари, начавши от Августа-Кесаря из начала веков, и всем людям это известно». Такой взгляд на происхождение власти московских государей помогал строить отношения с подданными на безусловных началах независимости власти.
В соответствии с этим сложились теоретические основания власти московских государей: божественное происхождение, внешняя независимость, внутренняя неограниченность и наследственность власти в одном роде. Особенно ярко эти основания проявлялись в период правления Ивана Грозного. Зависимость власти от «хотения человечества» в глазах Грозного унижала власть.
Иван Грозный заступил на великокняжеский престол в 1533 г. в возрасте трех лет. В период боярского правления центральная власть ослабла. Тяжелое положение народных масс, произвол вотчинников вызвал недовольство и открытые выступления населения. В 1547 г. произошло восстание в Москве. Обострение внутриполитической обстановки требовало поиска путей выхода из кризиса. По предложению различных групп феодалов в 1547 г. было создано новое правительство – Избранная рада. В нее входили наиболее близкие к царю советники, занимавшиеся важнейшими делами государственного управления. Возглавлял Раду А. Ф. Адашев, происходивший из богатого, но незнатного рода.
В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса (князья, священник, митрополит, дьяк). Рада просуществовала до 1560 г. Не будучи официальным государственным учреждением, фактически она в течение 13 лет управляла государством совместно с царем. Преобразования, которые проводила Избранная рада, получили название реформ середины XVI в.
Реформы Ивана IV затронули прежде всего центральный и местный аппарат государственного управления.
Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр, для чего был принят ряд указов (1551, 1562 гг. и др.).
Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Были выделены обширные территории, составлявшие особый удел, доходы с которого должны были поступать в государеву казну. Вся остальная территория составляла земщину, оставшуюся в управлении старых учреждений.
В опричнину, т. е. царский удел, вошли значительные территории на западе, севере, юге страны, земли с сильным удельно-княжеским землевладением. Здесь находились развитые города (Ярославль, Ростов, Кострома и др.), располагались важные торговые пути, стратегические форпосты на границах. Из опричных городов, уездов все князья, бояре, дворяне и приказные люди, не соглашавшиеся добровольно записаться в опричники, принудительно выселялись, княжеские и боярские вотчины конфисковывались, прежние их владельцы переселялись в другие районы, главным образом окраинные.
На новых местах они получали земли на основе поместного права. В старых районах «испомещались» опричники из числа дворян. Опричники объединялись в особый корпус, составляя гвардию телохранителей государя, отрекались от своих родных и друзей, обязывались служить только царю.
Суть этой реформы состояла в перераспределении земель бояр в пользу дворянства, ликвидации независимости крупного феодально-вотчинного землевладения и укреплении центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении экономической мощи царя.
Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572).
Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Ивана Грозного стала вторым этапом его закрепощения в общегосударственном масштабе. Хотя Судебник 1550 г. подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, плата за пожилое возросла. В 80-е гг… XVI в. политика закрепощения усиливается, вводятся «заповедные» и «урочные лета».
В результате опричнины, войн, стихийных бедствий второй половины XVI в. участились случаи бегства крестьян от своих хозяев. Об этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1581, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581–1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян.
К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархального боярского совета удельного князя – в «царскую палату» и государственный совет при самодержце.
В областном управлении взамен наместнического было введено земское самоуправление на очень широких началах. Для охраны собственно правительственных интересов в областях находились правительственные агенты со специальными полномочиями (воеводы, городовые приказчики и пр.).
В январе 1547 г. Иван Грозный изменил титул великого князя на царя и установил в России новую форму правления – самодержавную. Московское княжество стало царством. Управление страной осуществляли царь и Боярская дума, являвшаяся высшим законодательным органом.
В XVI в. в России складывается сословно-представительная монархия. К числу сословно-представительных учреждений относились Боярская дума и земские соборы.
Боярская дума
Боярская дума составляла круг ближайших советников и сподвижников царя. Боярство в XVI–XVII вв. было высшим чином, которым государь «жаловал» своих ближайших помощников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько десятков знатных фамилий, преимущественно княжеских, члены которых «бывали в боярах».
Вторым чином в Думе, также жалованным царем, был окольничий.
Эти два первых думских чина пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. известны единичные случаи пожалования в боярство людей из среднего служилого слоя (например, Матвеева или Ордин-Нащокина при царе Алексее Михайловиче).
Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превышало 50 человек. Кроме аристократов в Думу входили несколько думных дворян и три или четыре думных дьяка, секретаря и докладчика Думы.
Постепенно Боярская дума получает оформленную организацию и в отношении личного состава – думное сидение делается специальной повинностью высших слоев служилого класса.
Права и полномочия Думы не были определены специальными законами. Широкая сфера ее компетенции исходила из обычаев или воли государя. Дума обсуждала обширный круг дел судебных и административных, но в основном, по мнению В. О. Ключевского, это было законодательное учреждение. Законодательное значение Думы было даже утверждено Судебником 1550 г. Статья 98 Судебника гласила: «… а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати».
Обычная вводная формула новых законов, как отмечалось, гласила: «Государь указал, и бояре приговорили». Однако нужно иметь в виду, что такой порядок законодательства не был формально обязательным для государя. Иногда он решал дела и издавал распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично или обсуждал и решал их с небольшим кругом советников – так называемой ближней, или комнатной, Думой.
В общее собрание Думы дела поступали или по указу государя, или по докладам из приказов. Согласно Уложению 1649 г. Дума являлась высшей судебной инстанцией для тех дел, которые не могли быть разрешены в приказах.
На заседаниях Думы иногда присутствовал сам царь (такие заседания назывались «сидением царя с боярами о делах»), иногда Дума решала дела по указу и полномочию государя в его отсутствие. Для решения особо важных дел собиралось объединенное заседание Думы и Освященного собора, состоявшего из представителей высшего духовенства.
По мере надобности из общего состава Думы выделялись особые комиссии – ответные (для переговоров с иностранными послами), уложенная (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. В конце XVII в. расправная палата превратилась в постоянно действующее учреждение.
Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась их сидением в Думе. Они назначались послами в зарубежные страны, начальниками (судьями) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в большие и важные города.
Боярской думе подчинялись все приказы и все местное управление, она руководила армией, вела все земельные дела, проводила переговоры с иностранными послами. После принятия Иваном Грозным титула царя в Боярской думе появилась «комната» – «ближняя Дума», состоявшая из нескольких наиболее верных царю людей, вместе с ним решавших важнейшие государственные дела.
В. О. Ключевский в своей работе «Сказания иностранцев о Московском государстве» так анализировал властный механизм Московского царства: «Во главе управления стоял государь со своей Думой. Думу составляли думные бояре, отличавшиеся этим от простых бояр, которые хотя также назывались советниками государя, но получали это звание больше как почетный титул, ибо на общий совет их приглашали редко или совсем не приглашали. Кроме думных бояр в Думе присутствовали думные дьяки или государственные секретари. Как те, так и другие получали свое звание по воле государя. Дума была высшим законодательным, административным и судебным местом. Отсюда исходил всякий новый закон или государственное постановление. Здесь с утверждения государя определялись известные лица на правительственные должности и решались важнейшие судебные дела.
С X и до XVIII века Боярская дума стояла во главе древнерусской администрации, была маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм, она же большею частью и создавала этот механизм, законодательствовала, регулировала все отношения, давала ответы на вопросы, обращенные к правительству. В период наиболее напряженной своей деятельности, с половины XV и до конца XVII века, это учреждение было творцом сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка, установившегося на огромном пространстве Московской Руси, того порядка, который только и сделал возможным смелые внешние и внутренние предприятия Петра, дал необходимые для того средства, людей и самые идеи.
Под Думой как высшим правительственным местом стояли приказы, ведавшие отдельные отрасли государственного управления.
По известиям XVI века, дела по этому управлению распределялись между 4 главными приказами, или четями. Эти приказы были: Посольский, Разрядный, Поместный и Казанский… Вообще трудно составить себе не только по иностранным, но и по отечественным известиям ясное понятие об устройстве и ходе управления посредством приказов именно потому, что ведомства не были точно разграничены и определены по известным началам; чем далее, тем более будут эти приказы размножаться и обособляться вследствие усложнения правительственного дела, и вместе с тем вследствие того же более и более будет оказываться несостоятельность служилых людей в деле управления, более и более будет чувствоваться нужда в людях иного рода, которые умели бы владеть не мечом, а пером, и с начала XVI века одновременно с известиями о приказах встречаем известия об усилении значения дьяков.
Они имели важное значение в Думе государя, они заправляли ходом дел в приказах, они же отправлялись вместе с наместниками по областям и заведовали там всеми государственными делами, были представителями государственного начала в областях, потому что наместники, служилые люди, оказались теперь непригодны и непривычны к правительственному делу при его новом значении, при новых, чисто государственных потребностях, и этим наместникам предоставили ведать только свои частные интересы кормления.
Для управления областями назначались царем известные лица, по одному или по два в каждую область, которые должны были во всех делах обращаться к управляющему той чети, в которой числилась известная область. Наместник отправлялся в назначенную ему область с одним или двумя дьяками, которые заведовали всеми приказными делами по управлении областью. Областные правители и дьяки назначались по царскому указу и через год обыкновенно сменялись».
Приказы
Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществляли дьяки (с греч. – служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в 1512 г., был Казенный приказ, возглавляемый казначеем (печатником) – хранителем «большой государственной печати». Казенный приказ ведал дипломатическими отношениями государства, поместными, ямскими и холопьими делами. В начале XVI в. у казначея появились помощники – поместный, ямской и посольский дьяки.
В Боярской думе была создана Посольская изба. Позднее, с увеличением объема работ, были образованы Поместный, Ямской и Холопий приказы. В 1533 г. начал работать Приказ большого прихода, ведавший сбором налогов и таможенных пошлин. В 1549 г. Посольская изба была преобразована в Посольский приказ.
Территория государства разрасталась, возникали новые потребности, и царь распределял по приказам новые дела так, как ему казалось удобным в данный момент: приказы разъединяли и соединяли, создавали для новых задач новые приказы или поручали их выполнение какому-нибудь старому приказу.
Так как приказы появлялись постепенно, по мере надобности, с усложнением административных задач, распределение правительственных дел между ними было чрезвычайно запутанным. Одни приказы занимались государственными делами на всей территории, другие – только в отдельных областях, третьи – управляли отдельными отраслями дворцового хозяйства, четвертые – небольшими отдельными предприятиями.
По подсчетам В. О. Ключевского, было до 15 приказов по военному управлению, не менее 10 – по государственному хозяйству, до 13 – по дворцовому ведомству и 12 приказов «в сфере внутреннего благоустройства и благочиния».
Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие: Посольский приказ, ведавший внешними сношениями; Поместный приказ, занимавшийся служилым землевладением; Разрядный приказ, ведавший военным делом и назначением командного состава; Разбойный приказ, расследовавший важнейшие уголовные дела по всему государству. Действовали несколько судных приказов, а также – Приказы большой казны и Приказ большого прихода. Важнейшими территориальными приказами считались Малороссийский, Сибирский и дворцы – Казанский, Новгородский, Тверской.
Практическая деятельность по управлению территориями распределяется между четями – областными приказами, причем территория каждой чети слагалась из совокупности отдельных населенных пунктов, разбросанных по разным областям государства. Ведомство четей было по преимуществу финансовым учреждением.
Начальниками (судьями) главнейших приказов были обычно бояре и думные люди. С ними в приказах сидели дьяки (секретари) и подьячие (писцы). Второстепенными приказами управляли дворяне с дьяками или одни дьяки.
Главными деятелями приказного управления являлись, конечно, дьяки, так как аристократические начальники приказов едва ли могли разбираться в том огромном количестве дел, которыми были завалены все приказы.
Со всех концов Московского государства в приказы стекались отписки городовых приказных людей. Их привозили или нарочные гонцы, если дело было важное, или случайные попутчики. Подьячие, принимая отписки и другие документы, клали их на стол перед судьей и дьяками. Дьяк читал отписку с судьей, поговорив с ним, делал на ней резолюцию (помету) и раздавал отписки подьячим по столам.
Деление приказов на столы и количество столов в разных приказах было различно. Одни отписки следовало принять к сведению – на них дьяк помечал: «чтена, в столп», т. е. подклеить в столбец к другим документам; или: «деньги принять, а отписка в столп» и т. п. На другие отписки следовало отвечать, давая городовым приказным указания и предписания. На таких отписках дьяк помечал, иногда подробно, но всегда сжато, свою резолюцию. Старший подьячий, получив помеченную отписку, передавал ее одному из младших и давал указания, как составить отпуск. Младший подьячий справлялся в старых отпусках, т. е. в прежних делах, и по известному шаблону составлял грамоту, включая в нее помету дьяка.
Под наблюдением старшего подьячего и «за его справой» младшие подьячие изготовляли доклад, который или заслушивался в приказе, или докладывался государю.
Приказ помещался обыкновенно в просторной избе из 2–3 срубов. Изба отапливалась глиняными печами, а двери и слюдяные окна для тепла были обиты сукном и войлоком. Простые сосновые столы и скамейки составляли всю обстановку приказа. Дела хранились в лубяных и осиновых коробьях. Горница, где сидели судьи и дьяки, была обставлена лучше. Просители ждали своей очереди в сенях или на крыльце.
В XVI–XVII вв. не было постоянных контролирующих учреждений. Контроль за деятельностью приказов осуществлялся с помощью доносов, жалоб пострадавших и обиженных. Внутренний контроль в приказах не был предусмотрен определенными правилами и всецело зависел от служебного усердия судей и дьяков.
Земский собор
В XVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления – земский собор.
В состав Земского собора входили: царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), а иногда – государственных крестьян. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.
Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Были случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.
В земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа войска) и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных.
В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период Смутного времени начала XVII в. соборное представительство было только выборным, а постоянными членами его являлись представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, которое образовывало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но крепостные крестьяне в них не участвовали.
На земских соборах обсуждение вопроса проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в группы свои письменные мнения – так называемые «сказки».
Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельств, важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Но в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – в Золотой палате или Столовой избе.
Кроме названия «Земский собор», это представительное учреждение имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».
Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва – восстание 1547 г. в Москве и необходимость примирения противоречий между боярством и дворянством.
На основе документов историки насчитывают в XVI–XVII вв. около 50 земских соборов. Все они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирались цари.
Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 г. относится ко второй группе, так как он был созван по требованию сословий. Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Романова.
Наиболее сложную и представительную структуру в XVI в. имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.
В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван церковный собор, получивший название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства, составил и утвердил список общерусских святых. Самым спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.
Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался вопрос о войне с Литвой и Польшей.
Конец ознакомительного фрагмента.