Предложения в которых упоминается "московский царь"
Следует сказать, что московский царь обладал крайне неуравновешенным характером — вчерашние любимцы и их семьи запросто могли угодить в ссылку или поплатиться жизнью за неосторожное слово или по наговору завистников.
От риторического произведения московского книжника до бесхитростной народной песни, во всех произведениях слова молодой московский царь прославлялся как герой.
Похоже, что московский царь в это время ничем особенным не отличался от прочих людей.
Чтобы удержать солдат на своей службе, московский царь принял в то же время ряд мер, направленных к увеличению доходов с пожалованных в качестве бенефиций земель.
Именно как выражение европейского мнения, водившего пером беглеца, и воспринял московский царь его послание и, как считают многие учёные, только поэтому на него ответил.
Польский король, например, с тревогой писал английской королеве, что русским поставляются оружие и мастера, посредством которых московский царь «приобретает средства побеждать всех».
Москвичи наблюдала процессию молча и озадаченно — впервые военную победу московский царь отмечал не молебнами во главе с патриархом, а совершенно необычным светским праздником.
Разумеется, даже если впоследствии волна казней и конфискаций и вышла из-под контроля, московский царь заранее осознавал тяжесть взятых на себя обязательств и ответственность за произведённые действия.
Но это был далеко не тот престол властителей мира, каким он был при прежних московских царях.
Таким образом, согласно нашей реконструкции, в конце XVI века династический поток московских царей раздваивается, рис.
Сядут в нём на престол могучие московские цари, святители православной церкви утвердят в нём христианское благочестие.
Эта была старая мечта донских казаков, неоднократно владевших этим городом и потом отдававших его обратно туркам по повелению московских царей, не желавших войны с сильным врагом.
Помогая московским царям, христианским монархам и своим воображаемым покровителям, на всех фронтах они способствовали расширению их царства и своему полному окружению.
Московские цари не отличались прямодушием даже в обыденной политической жизни.
Московские цари не отказывались даже от ряда важных внешних символов своей власти, имевших восточное происхождение.
Он также обязался ежегодно выплачивать московскому царю дань: 40 тысяч алтын (1200 рублей серебром) и 3 тысячи «рыб» — осетров в сажень.
Шведский монарх справедливо полагал, что такая ситуация сказывается на международном престиже страны и собирался исправить положение дел, вынудив московского царя считаться с собой.
Однако кажущиеся выгоды выбранного момента обернулись важнейшим стратегическим просчётом московского царя.
Ещё в XVI — XVII веках московские цари и дьяки определили «магистральное направление отечественной истории», и всё, что не соответствовало ему, попросту отбрасывалось.
Во всех этих шежере упоминаются жалованные грамоты, данные московским царём башкирам.
Известны и случаи, когда большое количество военных присягало московскому царю, они занимали значимые должности в армии.
Новые подданные московского царя не облагались ясаком и получили право беспошлинной торговли скотом на всех рынках.
Вероятно, данные оказались такими, что московский царь посчитал эту страну обретённой прародиной.
Волжские атаманы остро нуждались в этих переселенцах, поскольку их собственные казаки массово покидали родные места, крестились и становились русскими подданными московского царя.
Перечень книг библиотеки московского царя произвёл сильнейшее впечатление на научную общественность.
Вероятно, с этого прототипа был списан образ мудрого и могущественного московского царя, страстного коллекционера древних греческих и латинских авторов.
Оно убедительно уже потому, что речь идёт о наиболее последовательном и ярком защитнике боярских вольностей и обличителе их узурпации московским царём.
Эта держава была из древнего «большого наряда» московских царей.
Далее процесс только усугубился — многочисленные казни и ссылки без суда, сопровождавшиеся конфискацией имений репрессированных, привели к прямому предательству части ближних советников московского царя «живота ради».
Московские цари и князья жили на верхних этажах теремов, которые назывались «верхом».
Устроилась при московских царях поварня, и много было поваров при той при поварне; и отвели тем поварам место на слободу, а назвали ту слободу поварскою.
Раздача поместий неизменно усиливала личную власть московского царя, и он всё менее был склонен считаться с позицией своего окружения.
Местничество было целым политическим институтом, бороться с которым была бессильна даже самодержавная власть московских царей.
Итак, в чём же состояли «особенности грубиянского стиля» московских царей XVI века в обращении к западным государям?
Так один из благочестивейших московских царей, посвятивший свою жизнь посту и молитве, был после смерти назван «глагочестивым».
Я лишь отмечу нюансы, касающиеся титула московского царя.
Но прежде чем сделать это, поясним, что московские цари и великие князья до конца XVI века имели различные крёстные и царские имена.
Соответственно по указке соответствующего сеньора воюющего то с турками и черкесами низовыми, то с поляками, вместе с черкесами низовыми и татарами крымскими, то с московским царём в союзе татар и турков или поляков.
Ключник степенный (Состоящий в должности, не отставной) при дворе московских царей имел в своём ведении столовые припасы, напитки и прислугу.
Возможно, отсюда пошло известное прозвание московского царя — «белый царь».
Хитрые татары преследуют московского царя, да так удачно, что в конечном счёте окружают его и поджигают вокруг незадачливого захватчика лес.
Перед лицом короля московский царь низко поклонился, дотронулся до земли рукой и поцеловал эту руку.
Вероятно, это позволило русским стать наследниками татаро-монгольской империи и с небольшими воинскими силами и человеческими затратами привести под руку московского царя разные народы на огромной территории.
Несмотря на выстроенную московскими царями систему власти, борьба за ограничение самодержавия велась параллельно с его упрочением и началась одновременно с первыми попытками усилить власть единоличную.
— Пусть знают и в чужих землях, как московский царь врагов умеет щадить и миловать!
Никогда после того царь московский не был уже в состоянии вывести в поле такого сильного ополчения.
Шли царь, патриарх, духовенство столичных храмов, чины служилые, войско и весь люд московский.
Именно этой команде предстояло склеивать распавшуюся социальную ткань и восстанавливать базовый консенсус, став носителем и проводником общего интереса, понятие о котором возрождалось после того, как пустовавший московский престол был занят молодым царём.
Правда, и сам он, государь, приказал построить эту вышку во дворце ради того, чтобы уединяться здесь, в вышине, от бояр, дьяков, от семьи, но разве царь московский может жить без людей?
Немецкий посол расхваливал московский народ и царя, славил его могущество и даже намекал на замеченное будто бы им доброе расположение россиян к латинской церкви.
Во второй грамоте царь заверял купцов и простой московский люд, чтобы они «себе никоторого сомнения не держали, гневу на них и опалы никакой нет».
Таким же «царём вообще» становится со временем московский государь.
Это был истинно московский житель, но и он оставил родную вотчину, подчинившись воле царя.
Таким образом венчался на царство великий князь московский, и с тех пор во всех сношениях своих он уже стал именоваться царём.
Напротив, все существующие институты защищали московский старый порядок — княжебоярский, работали против царя, жёстко привязывали его к боярству в рамках «комбайна» ордынских времён.
Пожар московский произвёл на молодого царя сильное впечатление.
Царь и патриарх уговорили его выслать несколько сот четвертей на московский рынок по 2 р.