Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) —
безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 9-ти и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом
автономной тяги. (Автобус в традиционном понимании.) В более широком смысле (и технически)
автобус — любое безрельсовое
самоходное (то есть моторное) транспортное средство, технически предназначенное для перевозки пассажиров и способное (в
отличие от трамвая и др. направляемых видов
пассажирского транспорта) маневрировать на дороге (в частности: перестраиваться из одного ряда движения в другой, объезжать встреченное по ходу движения
препятствие или развернуться в любой точке
маршрута). При этом неважно использует автобус
бортовой источник энергии (автобус в традиционном понимании:
аккумуляторные, суперкондесаторные,
дизельные, газотопливные
автобусы и автобусы на топливных элементах), или питаются энергией извне через контактную сеть (провода или токоведущая шина) (троллейбусы), или используют гибридную систему
питания (троллейбусы с системами
автономного хода, дуобусы). В частности троллейбус питающийся электроэнергией через контактную сеть тем не менее обладает многими качествами
автобуса: самоходность,
безрельсовый ход, маневренность (в том числе: способность перестраиваться из одного ряда движения в другой и, следовательно, объезжать
препятствия). То есть троллейбус вполне можно считать
особой разновидностью автобуса. (Конечно многие троллейбусы обладают
меньшей чем
обычный — полностью
автономный — автобус маневренностью. Ограничивающим фактором в данном случае является длина токосъемных штанг. Также обрыв
проводов контактной сети способен блокировать движение на целом сегменте троллейбусной сети. Но
современные троллейбусы, оснащаемые системами автономного хода и системами автоподъема-автоопускания токосъемных штанг, сохраняя
достоинства троллейбуса практически уже ни в чем не уступают обычному автобусу в маневренности и способны пройти до 1-3 км на автономном ходу. В частности это позволяет такому троллейбусу благополучно объезжать препятствия с опущенными токосъемными штангами, если это невозможно сделать с поднятыми токосъемными штангами. Также такой троллейбус нечувствителен к обрывам
проводов контактной сети, и способен подобно обычному автобусу совершать
короткие объезды участков линий, по которым движение по какой-то причине (например из-за
ремонта дороги) невозможно. Далее конечно, об автобусах рассказывается в основном в традиционном понимании термина «автобус». О троллейбусах см статью «Троллейбус».)
Автобусы длиной менее 5,5 метров называются микроавтобусами (по российской
классификации — автобусы особо
малого класса), в остальном мире к микроавтобусам относят автобусы и минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.
Источник: Wikipedia.org