АБСУ́РД, -а, м. Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. □ На темы рассказов дяди Васи ходили между воспитанниками пародии, преувеличенные до абсурда. Куприн, На переломе.
[Лат. absurdum]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») —
нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет никакого смысла в рамках данной теории, системы или поля, принципиально несовместимый с ними. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой, например, квадратный корень из отрицательного числа не имеет смысла в поле действительных чисел, но имеет смысл в поле комплексных чисел.
В повседневном обиходе — бессмыслица, галиматья, бред, чушь.
Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их».
Абсурд отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Например, высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмысленно, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно. Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания.
Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. В логике рассматриваются доказательства путём reductio ad absurdum («приведения к абсурду»): если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.
Абсурд надо отличать от семантически сумбурных предложений, например следующих: «Автомобиль является рассказывает», «Окно открылось высоко».
В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и всё нелепо преувеличенное.
В Словаре Ожегова: «нелепость, бессмыслица». В «Словаре иностранных слов»: «бессмыслица, нелепость».
В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. Альбер Камю определяет абсурд как «невозможное». Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.
В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик.
Мышление персонажа, склонного к буквальному прочтению метафор (отождествлению означаемого и означающего), Вольф Шмид называет абсурдным («Проза как поэзия»). Среди абсурдно мыслящих персонажей он называет Адрияна Прохорова, главного героя повести Пушкина А.С. «Гробовщик».
В случае «приведения к абсурду» персонаж с его «правильными» и безупречными построениями вводится автором в максимально приближенную к исторической художественную реальность. Возникает логический тупик, несоответствие, какая-то загвоздка, разрешить которую, не отказавшись от идеи, нельзя. Таков, по мнению О. Л. Чернорицкой, метод Ф. М. Достоевского и некоторых других писателей.
Пьесы «Лысая певица» Э. Ионеско (1950) и «В ожидании Годо» С. Беккета (1953) ознаменовали рождение театра абсурда в качестве жанра или центральной темы. В драме абсурда обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а канва (фабула) строится исключительно вокруг проблемы коммуникации. Здесь можно выделить несколько типов абсурда: нигилистический абсурд, не содержащий даже минимальных сведений о мировоззрении и философских импликациях текста и игры; абсурд как структурный принцип отражения всеобщего хаоса, распада языка и отсутствия связного образа человечества; сатирический абсурд, используемый в отдельных формулировках и интриге и достаточно реалистично описывающий мир.
нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет никакого смысла в рамках данной теории, системы или поля, принципиально несовместимый с ними. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой, например, квадратный корень из отрицательного числа не имеет смысла в поле действительных чисел, но имеет смысл в поле комплексных чисел.
В повседневном обиходе — бессмыслица, галиматья, бред, чушь.
Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их».
Абсурд отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Например, высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмысленно, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно. Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания.
Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. В логике рассматриваются доказательства путём reductio ad absurdum («приведения к абсурду»): если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.
Абсурд надо отличать от семантически сумбурных предложений, например следующих: «Автомобиль является рассказывает», «Окно открылось высоко».
В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и всё нелепо преувеличенное.
В Словаре Ожегова: «нелепость, бессмыслица». В «Словаре иностранных слов»: «бессмыслица, нелепость».
В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. Альбер Камю определяет абсурд как «невозможное». Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.
В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик.
Мышление персонажа, склонного к буквальному прочтению метафор (отождествлению означаемого и означающего), Вольф Шмид называет абсурдным («Проза как поэзия»). Среди абсурдно мыслящих персонажей он называет Адрияна Прохорова, главного героя повести Пушкина А.С. «Гробовщик».
В случае «приведения к абсурду» персонаж с его «правильными» и безупречными построениями вводится автором в максимально приближенную к исторической художественную реальность. Возникает логический тупик, несоответствие, какая-то загвоздка, разрешить которую, не отказавшись от идеи, нельзя. Таков, по мнению О. Л. Чернорицкой, метод Ф. М. Достоевского и некоторых других писателей.
Пьесы «Лысая певица» Э. Ионеско (1950) и «В ожидании Годо» С. Беккета (1953) ознаменовали рождение театра абсурда в качестве жанра или центральной темы. В драме абсурда обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а канва (фабула) строится исключительно вокруг проблемы коммуникации. Здесь можно выделить несколько типов абсурда: нигилистический абсурд, не содержащий даже минимальных сведений о мировоззрении и философских импликациях текста и игры; абсурд как структурный принцип отражения всеобщего хаоса, распада языка и отсутствия связного образа человечества; сатирический абсурд, используемый в отдельных формулировках и интриге и достаточно реалистично описывающий мир.
Источник: Wikipedia.org
АБСУ'РД, а, м. [латин. absurdum]. Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
абсурд
1. отсутствие смысла, нелепость, бессмысленность
2. искусств. направление в драматургии, представляющий мир как нелепость
Источник: Wiktionary.org