Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "руси"

Предложения в которых упоминается "руси"

Естественно было бы заключить отсюда, что имя руси принадлежало не варягам, а славянам и всегда обозначало то же, что оно значило в XII в., т.
Увы, признать в украинском казачестве потомков руси не выгодно ни тем, ни другим.
И пошли за море к варягам, к руси.
И пошли послы славянские за море к руси и, принеся им дары, сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Кроме руси никаких пересечений с предыдущим списком, и автор как будто вовсе забыл про привилегированную чудь.
Но главное, если «поищем», то, значит, пришли новгородцы к руси, предложили атаману построить всю банду, зажгли свечку и начали искать себе князя среди этих русских бандитов?
Оригинальный текст «Сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь...» переведён как «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь...» (выделения мои.
Горского, признающего норманство варягов и руси, т.
Тогда они стали говорить между собою: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо»; — отправили послов к варягам к руси; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами.
Грекам было, вероятно, известно это поверье славянских народов; для устрашения руси они казнили русских пленников.
Нельзя оправдать позицию украинских учёных, упорно отстаивающих автохтонность руси на днепровских берегах.
И прирече 10 тысящь, бе бо руси 10 тысящь толко.
Но всё убеждает в том, что отечество руси было не на севере, а на юге, владычество своё она распространяла с юга на север и что русь и варяги — два различных народа.
Вероятно, однажды утром, внимательно осмотревшись вокруг, они также увидели, что государство у нас немецкое, общество — французское, любовь в нём практикуется какая-то итальянская (кругом одни, рано или поздно, приезжие, понятия не имеющие о том, что здесь было), а вывеска надо всем этим приколочена вообще непонятно какая: кто такие руси и откуда пришли, — не ясно до сих пор.
Одного, даже поверхностного взгляда на начала русского язычества достаточно для определения разноплемённости руси и норманнов.
Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название руси.
Как народное, имя руси принадлежит всем племенам (первоначально только шести основным) союза восточных славян; как племенное, одному только югу.
Костомаров одно время настаивал на литовском происхождении руси, Щеглов — на происхождении финском.
Конечно, ряд современных историков на первый взгляд имеют прямо противоположную точку зрения на исходную локализацию руси.
Может быть, дело еще и в том, что мы были «руси, братски народ» — но наверняка не всё тут определялось национальностью.
Таким образом, мы видим, что ни норманнская, ни славянская теории происхождения руси далеко не безупречны и не могут достаточно убедительно противостоять взаимной критике.
Тогда они стали говорить между собой: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо»; — отправили послов к варягам — руси; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами.
Конечно, Гумилёву тоже свойственна не всегда оправданная категоричность, однако цитируемые им свидетельства вряд ли могут быть оспорены именно в той части, о которой мы говорили: следы руси в изобилии находятся, прежде всего, в поднепровье и вообще юге, а не на севере среди собственно скандинавов.
Отсюда в «Повести временных лет» и возникло двойное именование переселенцев — варяги-русь: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь».
Славяне естественно видели это родство варягов и руси, однако с последними у них были более длительные связи, и потому сожительство на одной территории с русами стало ко времени прихода варягов обыденным и привычным.
Недаром она часто привлекалась историками оружия как одно из первых отечественных свидетельств о различиях в вооружении руси и хазар.
Выскакивает разъярённый водитель и, узнав, что я русский, из советского посольства, заверяет, что в этот великий день он может только поблагодарить мою страну и никаких претензий ко мне не имеет: «Хинди руси бхай-бхай».
Такое «фатальное» отношение к судьбе было характерно для древних греков и римлян, для германцев, а также для русов?ругов и варягов?руси.
Понятия «сад» и «огород» на руси были настолько близки, что долгое время мирно сосуществовали не только в сознании обывателя, но и в пределах одной территории в одной ограде.
Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом... И пошли за море к варягам, к руси.
Но если они сразу шли к атаману руси, желая именно его, атамана, сделать князем, то почему «поищем»?
От руси ли оно перешло к чехам, хорутанам, хорватам, рагузинцам?
Скорее всего, появление руси в списке приглашающих варягов племён — это попытка летописцев оправдать переход русского престола к варяжской династии.
Норманнского завоевания у нас не было; из славянских племён только некоторые восстают против варяжской династии; ещё менее против небывалой варяжской руси; территориальных приобретений у нас норманнам отстаивать не приходилось.
Они сказали руси: «земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите княжить и владеть нами».
Можно предположить, что это понятие люди реки — русь, взяли в обиход и финские племена, и от славянской руси пошло слово «руотси».
При этом всё-таки немецкие деятели высказались в пользу норманнского происхождения руси и варягов.
У руси нет чёткого руководства.
Ещё в конце X века человеческие жертвы были в полной силе у киевской руси; победоносные норманны не согласились бы приносить чужим богам, давно уже вышедшие у них из употребления человеческие (на собственных их детей падавшие) жертвоприношения.
Таким образом, определяя варягов как скандинавов, мы не можем определить руси.
Вопрос о взаимодействии руси и чуди, о том, как оба племени, встретившись, подействовали друг на друга, что одно племя заимствовало у другого и что передало другому, принадлежит к числу любопытных и трудных вопросов нашей истории.
Обе противоположные концепции этнической принадлежности руси имеют существенные и неразрешимые в рамках традиционных подходов противоречия (это подтверждается солидным «стажем» вопроса).
Порешивши так, пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».
И идоша за море к варягом, к руси.
Не только князья, но и дружина были в массе своей потомками давних и не очень давних пришельцев из-за моря, руси и варягов. Их усадьбы были наполнены рабами.
Не говоря уже о том, что скандинавские викинги не отличались особою сентиментальностью, а в мирных сношениях с русью находили для себя несравненно более выгод (по торговле и службе), чем в отношениях враждебных, я могу указать на положительные свидетельства о норманнских набегах на словено-русские владения, на войны руси с норманнами как в первые два столетия по основании государства, так и позднее.
Все перечисленные народы кроме руси известны.
Он пошёл по пути совершенного разделения руси и варягов.
Переломный момент в войне руси и славян наступает в 862 году.
Значение этих свидетельств в вопросе о скандинавском происхождении руси обусловливается прежде всего полным отчуждением до половины XI столетия норманнского элемента от славянского; при новой теории о быстром слиянии обоих начал норманнская школа теряет свои (по-видимому) надёжнейшие точки опоры.
Самый надёжный материал для определения национальности руси — остатки её языка — очень скуден.
Увы, и сегодня спор между славянской и норманнской теориями происхождения руси не освободился от идеологической подоплёки.
Под именем руси здесь должно принимать не варягов вообще, но дружину княжескую, под славянами — остальных ратных людей из разных племён; естественно, что корабль княжеский и другие, вёзшие бояр и слуг княжеских, были красивее, чем корабли простых воинов.
Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами».
Не меньше противоречий мы находим в версии славянского происхождения руси.
Сказали руси, чудь, славяне, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдёте княжить и владеть нами.
Такое объяснение происхождения руси фактически исходит из тех же фактов, которые используются сторонниками норманнской и славянских теорий.
Да и разделение руси и словен здесь не носит, скорее всего, принципиального характера.
Звали этих морских богатырей варягами, а у наших славян слыли они под именем руси.
Их считали поочерёдно финнами, хазарами, норманнами; последнее мнение стало господствующим; но при замечательно учёной и совестливой разработке письменных (преимущественно иноземных) исторических документов норманнская система происхождения руси далеко не удовлетворяет существенному требованию русской науки, а именно, объяснению из скандинавского элемента начальных явлений исторического русского быта.
Но с древних времён кроме руси (так я буду называть описанных выше представителей русской нации) существовала ещё одна неотъемлемая часть русской нации — казаки.
Для начала не могу не отметить очередное, не помню уже какое по счёту, перечисление племён северной руси, во главе которого снова... чудь!
Оба этих элемента вышли, по его схеме, из некоего «военно-промышленного класса», который стоял у истоков государства руси в IX — X вв.
Рабами своим победителям после смерти могли служить только те из руси, которые отдавались в плен и — либо умирали в плену, либо были приносимы врагами в жертву чужим богам.
Аль-Мукадасси: «Страна руси граничит с землёй славян, первые нападают на вторых, расхищают их добро и захватывают их в плен».