АВИАНО́СЕЦ, -сца, м. Военный корабль, являющийся плавучей базой для боевых самолетов.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
Авиано́сец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиации в качестве подвижного аэродрома и базы авиации, действующей в открытом море; является носителем ядерного и ракетного оружия; основной ударной силой авианосца является палубная авиация.
Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники), средствами управления и обеспечения полётов.
Взлёт самолётов с полётной палубы авианосца может производиться и без, и с использованием стартовых ускорителей и стартовых катапульт, расположенных в носовой части полётной палубы, которая на современных авианосцах расположена под углом к осевой линии корпуса (угловая палуба), с целью обеспечения возможности производить одновременно взлёт и посадку самолётов. При взлёте и посадке самолётов авианосец находится в движении на максимальной скорости против ветра. Полёты самолётов с авианосца возможны при волнении моря не более трёх баллов. Уменьшение пробега самолётов при посадке достигается применением аэрофинишеров. В качестве оборонительного вооружения авианосцы имеют: зенитную артиллерию средних и малых калибров; зенитное управляемое ракетное вооружение (ЗУРО) класса «корабль-воздух».
Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.
С 1960-х гг., в связи с развитием ракетного вооружения, стратегическая значимость авианосцев значительно снизилась. Авианосцы подразделяются: по водоизмещению — на тяжёлые и лёгкие; по назначению и выполняемым боевым задачам — на ударные; конвойные; противолодочной обороны и вертолётоносцы. Тяжёлый авианосец: имеет водоизмещение до 75000 т, длину корпуса — до 315 м; ширину — до 40 м, скорость хода — до 33 узлов; экипаж 2800÷3300 человек; способен нести до 100÷120 самолётов и вертолётов. Лёгкий авианосец: имеет водоизмещение до 27000 т, длину корпуса — до 210÷270 м; ширину — до 24÷32 м, скорость хода — до 34 узлов; экипаж 1300÷1400 человек; способен нести до 70 самолётов и вертолётов. Ударный — тяжёлый авианосец: может иметь атомную силовую установку; является основой ударной мощи ВМФ США и Англии; включён в состав ударных авианосных соединений для борьбы с авиацией противника в открытом море для обеспечения задач флота, а также с целью действий по наземным объектам; часть самолётов предназначены для применения ядерного и ракетного оружия; ракеты класса «корабль-земля» запускаются с помощью катапульт. Конвойный авианосец: обычно лёгкий авианосец, предназначенный для обеспечения конвоя; водоизмещением — до 25000 т; длина — до 200 м; ширина — 20 м; скорость хода — 15÷20 узлов; экипаж — 1000÷1100 человек; несёт до 50 самолётов и вертолётов. Авианосец противолодочной обороны: тяжёлый или лёгкий авианосец; приспособлен для базирования противолодочных самолётов и вертолётов; предназначен для борьбы с подводными лодками; экипаж 1700÷2800 человек. Вертолётоносец — авианосец, специально приспособленный для базирования до 40÷50 вертолётов, и размещения морской пехоты для высадки десантов; водоизмещение — до 15000 т; скорость хода — до 20 узлов; экипаж — 1000÷1200 человек;
Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники), средствами управления и обеспечения полётов.
Взлёт самолётов с полётной палубы авианосца может производиться и без, и с использованием стартовых ускорителей и стартовых катапульт, расположенных в носовой части полётной палубы, которая на современных авианосцах расположена под углом к осевой линии корпуса (угловая палуба), с целью обеспечения возможности производить одновременно взлёт и посадку самолётов. При взлёте и посадке самолётов авианосец находится в движении на максимальной скорости против ветра. Полёты самолётов с авианосца возможны при волнении моря не более трёх баллов. Уменьшение пробега самолётов при посадке достигается применением аэрофинишеров. В качестве оборонительного вооружения авианосцы имеют: зенитную артиллерию средних и малых калибров; зенитное управляемое ракетное вооружение (ЗУРО) класса «корабль-воздух».
Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.
С 1960-х гг., в связи с развитием ракетного вооружения, стратегическая значимость авианосцев значительно снизилась. Авианосцы подразделяются: по водоизмещению — на тяжёлые и лёгкие; по назначению и выполняемым боевым задачам — на ударные; конвойные; противолодочной обороны и вертолётоносцы. Тяжёлый авианосец: имеет водоизмещение до 75000 т, длину корпуса — до 315 м; ширину — до 40 м, скорость хода — до 33 узлов; экипаж 2800÷3300 человек; способен нести до 100÷120 самолётов и вертолётов. Лёгкий авианосец: имеет водоизмещение до 27000 т, длину корпуса — до 210÷270 м; ширину — до 24÷32 м, скорость хода — до 34 узлов; экипаж 1300÷1400 человек; способен нести до 70 самолётов и вертолётов. Ударный — тяжёлый авианосец: может иметь атомную силовую установку; является основой ударной мощи ВМФ США и Англии; включён в состав ударных авианосных соединений для борьбы с авиацией противника в открытом море для обеспечения задач флота, а также с целью действий по наземным объектам; часть самолётов предназначены для применения ядерного и ракетного оружия; ракеты класса «корабль-земля» запускаются с помощью катапульт. Конвойный авианосец: обычно лёгкий авианосец, предназначенный для обеспечения конвоя; водоизмещением — до 25000 т; длина — до 200 м; ширина — 20 м; скорость хода — 15÷20 узлов; экипаж — 1000÷1100 человек; несёт до 50 самолётов и вертолётов. Авианосец противолодочной обороны: тяжёлый или лёгкий авианосец; приспособлен для базирования противолодочных самолётов и вертолётов; предназначен для борьбы с подводными лодками; экипаж 1700÷2800 человек. Вертолётоносец — авианосец, специально приспособленный для базирования до 40÷50 вертолётов, и размещения морской пехоты для высадки десантов; водоизмещение — до 15000 т; скорость хода — до 20 узлов; экипаж — 1000÷1200 человек;
Источник: Wikipedia.org
авианосец
1. военн. корабль, предназначенный для базирования на нём самолётов
Источник: Wiktionary.org