Предложения в которых упоминается "рыночная концентрация"
Рыночная концентрация и рыночная власть непосредственно связаны между собой прямой зависимостью через коэффициент эластичности спроса.
Относительным количественным показателем рыночной концентрации является «уровень концентрации», который характеризует рыночную власть отдельных субъектов, является показателем уровня межфирменной конкуренции и рассчитывается, исходя из количества предприятий-конкурентов, действующих на соответствующем релевантном рынке с учётом относительного неравенства занимаемых ими рыночных долей.
Однако прямой характер зависимости рыночной концентрации от уровня рыночной власти может быть легко изменён на обратный путём оказания внешнего воздействия, например, посредством совершения антиконкурентного действия.
Другими словами, чем ниже уровень рыночной концентрации, ниже барьеры входа на рынок, выше эластичность спроса по цене на товар, больше конкурентов, тем выше должен быть порог доминирования индивидуального хозяйствующего субъекта.
Для абсолютных индексов концентрации характерна точная пропорциональная зависимость величины коэффициента величине рыночной концентрации.
Однако, как было показано выше, подобный подход может быть справедлив только в отношении рынка со стабильной или малодинамичной рыночной концентрацией.
Можно согласиться с тем, что предложенная структура государственного контроля экономической концентрации входит в определённое противоречие с экономическим содержанием и природой рыночной концентрации как элемента структуры рынка, характеристики которого описываются экономическими величинами числа предприятий, представленных на релевантном рынке и структурой относительного перераспределения их долей на этом рынке.
Но эти же критерии в соответствии с индексом HHI свидетельствуют о повышении общего уровня рыночной концентрации.
Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается для трёх крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3).
Таким образом, чем ниже волатильность цены на товар, предельные издержки самой крупной фирмы и количество фирм-конкурентов, присутствующих на рынке, тем выше уровень рыночной концентрации.
По этой причине американские антимонопольные органы автоматически не приходят к заключению, что слияние, с большей или меньшей долей вероятности, приведёт к эффекту координации рыночных фирм-конкурентов только на том основании, что возрастание индексов рыночной концентрации в результате слияния имеет показатель выше уровня, определённого законом, или сокращает количество фирм, остающихся действовать на рынке после слияния, ниже определённого уровня.
Последние факторы являются прямыми основаниями для динамики рыночной концентрации в части изменения структуры рынка.
Но что же в данном случае в действительности явилось причиной увеличения рыночной концентрации?
VI уведомления о слияниях, поглощениях, создании совместных предприятий или иных формах приобретения контроля, включая переплетение директоратов, независимо от их горизонтального, вертикального или конгломератного характера, должны направляться в тех случаях, когда: 1) как минимум одно из таких предприятий учреждено в данной стране; 2) получаемая в результате этого доля на рынке данной страны или на любой значительной его части, касающаяся любого товара или услуги, может привести к приобретению предприятием рыночного влияния, особенно в отраслях, где высока степень рыночной концентрации, где существуют барьеры на пути проникновения на рынок и где ощущается нехватка заменителей товаров, поставляемых фирмами, чьё поведение является объектом рассмотрения.
Это означает, что наличие (или установление) факта существования юридически значимого контроля одного лица над другим само по себе не определяет объективное состояние рыночной концентрации, т.
С учётом процессов глобализации экономики в настоящее время всё чаще встречаются случаи, когда рыночная концентрация может иметь как горизонтальный, так и вертикальный характер, а участвующие в этом процессе предприятия могут находиться как в пределах одной, так и одновременно в нескольких странах.
Вместе с тем уровень рыночной концентрации также тем выше, чем больше размер (ранг, активы) самой крупной фирмы на рынке, чем большую рыночную долю она имеет в реализации конкретного товара на релевантном рынке, чем большее превышение размера рыночный цена на этот товар над предельными издержками самой крупной фирмы и чем выше предельное изменение спроса на этот товар на этом рынке.
Кроме того, чем больше доли рынка объединяющихся фирм и чем выше фактическая рыночная концентрация после слияния (индекс постслияния HHI), тем больше оснований у антимонопольных органов для предположения, что значительные эффекты ограничения конкуренции могут возникнуть с более высокой долей вероятности.
Поэтому увеличение числа конкурентов в пределах релевантного рынка, объективно свидетельствующее о снижении рыночной концентрации, не определяет, в конечном счёте, состояние экономической концентрации на этом рынке, т.
Поскольку нами было установлено, что в поле сугубо экономического анализа невозможно формирование режима правового регулирования в силу кардинального различия методологии экономического и правового анализа, в представленном исследовании был обоснован правовой инструментарий, основанием для применения которого являются сугубо экономические критерии, представленные различными элементами рынка: рыночной концентрацией и рыночной властью.
Факторы, которые обычно порождают рыночное влияние, включают в себя высокую степень рыночной концентрации, наличие барьеров на пути проникновения на рынок и нехватку заменителей товара, поставляемого фирмами, поведение которых расследуется органом по вопросам конкуренции.
Возрастание числа конкурентов на рынке влечёт снижение рыночной власти каждой из фирм, присутствующих на этом рынке, и, как следствие, приводит к снижению рыночной концентрации.
При этом рыночная концентрация предполагает определённую аккумуляцию не только материальной (т.
Такой подход обусловлена тем, что вероятность негативного влияния на конкуренцию более высока в случае слияний, которые осуществляются на рынках с высоким уровнем рыночной концентрации или приводят к созданию фирм с чрезвычайно высокой долей на рынке.
Экономически значимые признаки рыночной концентрации экономической власти представлены в виде количественных и качественных признаков.
Эта зависимость вне внешнего трансформирующего воздействия всегда имеет объективно прямой характер: с увеличением рыночной власти при постоянном уровне эластичности спроса рыночная концентрация возрастает за счёт возможности объективного увеличения продаж в связи со снижением предельных издержек.
Однако в данном случае решающим фактором в формировании фактической рыночной концентрации при конгломератном контроле является возрастающая финансовая составляющая, которую приобретают стороны конгломератного объединения, заключившие такую договорённость.
Комплексный анализ всей совокупности использующихся экономических коэффициентов рыночной концентрации (табл. 1) позволяет сделать следующие выводы.
Между тем внешнее трансформирующее воздействие в виде определённых действий по конкурентному взаимодействию (как с позитивной, так и с негативной результативностью в отношении конкурентов) может приводить как к прямому, так и к обратному эффекту взаимовлияния рыночной концентрации и рыночной власти.
И наоборот, чем меньше конкурентов и ниже эластичность спроса, но больше уровни барьеров входа на рынок и выше уровень рыночной концентрации, тем ниже должен быть порог доминирования индивидуального субъекта.
Для относительных коэффициентов концентрации характерен значительно более широкий разброс значений итоговых показателей индексов по отношению к реальному уровню рыночной концентрации, обусловленный относительным характером используемых в данных коэффициентах показателей.
Действия предприятий по конкуренции могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на связь рыночной концентрации (структуры) и рыночной власти (эффективности).
Вне всякого сомнения, сговор на рынке фактически может приводить к эффекту увеличения рыночной концентрации, который создаётся за счёт возникновения возможности снижения предельных издержек или увеличения цены у ограниченного количества конкурентов (например, участников картеля или согласованных действий), что приводит к увеличению уровня их коллективной рыночной власти.
При изменении уровня рыночной концентрации, например, в сторону её снижения (например, изменения производственного цикла, разработки нового товара, отмены административных барьеров и т.
Доминирующее положение — это такое состояние рыночной концентрации (структуры рынка), при котором для одного или нескольких хозяйствующих субъектов, а также для группы лиц создаются такие условия реализации рыночной власти, которые позволяют субъекту (или субъектам) доминирования определять свою рыночную политику без учёта поведения своих конкурентов и контрагентов и контролировать уровень рыночной концентрации на релевантном рынке.
Другими словами, неравномерность структуры рынка (в частности, распределения рыночных долей), низкий показатель её энтропии неизбежно приводят к возникновению условий не только для рыночной концентрации (как показателя структуры рынка), но и для концентрации рыночной власти в руках наиболее сильных игроков, предельные издержки которых при производстве и реализации товара ниже, чем у конкурентов.
Суть доктрины односторонних эффектов заключается в определении того, насколько большим окажется эффект ограничения конкуренции от деятельности объединённой фирмы (односторонний эффект), чем от деятельности разрозненных рыночных конкурентов (многосторонний эффект), поскольку рыночная концентрация части рынка, оставшейся после слияния, не может оказать существенного влияния на состояние конкуренции на этом рынке.
Но эти критерии выступают специфическими ограничителями (пределами) применения положений о возможности осуществления государственного контроля в отношении таких сделок, а не определяют экономическое содержание рыночной концентрации как составляющего элемента структуры рынка.
Эти признаки показывают наличие прямой корреляции между общим уровнем рыночной концентрации и индивидуальным доминирующим положением конкретного субъекта.
Таким образом, в основе любой экономической оценки уровня рыночной концентрации всегда лежат два показателя: субъектный показатель, отражающий количественное соотношение конкурентов на рынке, и реализационный показатель, выражающий степень рыночной активности конкурентов, проявляющейся в уровне реализованных ими товаров (продукции) в границах релевантного рынка.
Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей ввезённой продукции в общем объёме реализации на конкретном товарном рынке.
Из данной формулы легко определяется зависимость абсолютного суммарного коэффициента рыночной концентрации — наиболее желательного для оценки уровня экономической концентрации по причине того, что он не только отражает распределение рыночных долей, но и учитывает ранг фирмы, т.
Поэтому основным фактором в определении эффекта слияния на вероятность координируемого взаимодействия конкурирующих фирм, остающихся действовать на рынке после слияния, является общее количество фирм на релевантном рынке, доля каждой из них и уровень рыночной концентрации всего рынка в целом.
Однако и экономическая теория, и практика работы антимонопольных органов не позволяют полностью опровергнуть возможность ex post прямого влияния сговора (иногда в форме координации экономической деятельности) на состояние рыночной концентрации.
Следует заметить, что и с правовой, и с экономической точки зрения контроль как аналог рыночной власти представляет собой лишь потенциальную возможность осуществления динамики рыночной концентрации, а не определяет её содержание.
Изучение правовой природы различных разновидностей сделок и действий по экономической концентрации с учётом их влияния на состояние рыночной концентрации и рыночной власти позволило пересмотреть основные подходы к формированию правовых режимов для каждой группы сделок, поименованных в гл.
Результатом такого поведения является постепенное устранение с рынка прямых конкурентов фирмы и, соответственно, увеличение рыночной концентрации, т.
Некоторые виды приобретения контроля в отдельных случаях могут приводить к эффекту возрастания рыночной концентрации (рыночной власти), которая может иметь различный характер: 1) горизонтальный (например, приобретение конкурента); 2) вертикальный (например, между предприятиями, находящимися на различных этапах процесса производства и распределения); 3) конгломератный характер (объединение различных видов деятельности).
Лебедеву рыночная концентрация заключается в объединении рыночной доли ведущих фирм при определении степени их олигополии, а также различного уровня и качества взаимоотношений между олигополистами и симметричности или несимметричности (т.
Таким образом, как можно увидеть из приведённых примеров, любой из объективных показателей, описывающих рыночную концентрацию и уровни рыночной власти для каждой отдельной фирмы, может быть подвержен существенной динамике путём осуществления фирмой соответствующего целенаправленного поведения.
Необходимо отметить, что горизонтальное приобретение контроля даже между небольшими предприятиями, не смотря на то, что оно далеко не всегда вызывает ограничение конкуренции, при этом всё же может создать условия, способствующие дальнейшему росту рыночной концентрации вплоть до возникновения олигополии.
Количественные характеристики рыночной концентрации измеряются в абсолютных и в относительных единицах.
И наоборот, с увеличением рыночной концентрации (т.
То же относится и к соотношению доминирующего положения и рыночной концентрации, исчисляемой на основании индекса HHI.
Во-первых, все имеющиеся количественные коэффициенты, характеризующие состояние рыночной концентрации, основываются на двух базовых значениях: 1) количество предприятий-конкурентов, действующих в пределах определённого рынка (отрасли); 2) размер рыночных долей этих предприятий-конкурентов, определяемых в процентном соотношении.
Предприятие является субъектом экономической концентрации, в то время как под её объектом следует понимать рыночную деятельность (поведение) предприятий на рынке, направленную не только на продвижение производимой продукции и товаров до потребителей (вертикальное взаимодействие), но и выстраивание системы взаимоотношений между прямыми конкурентами конкретного предприятия на определённом релевантном рынке (горизонтальное взаимодействие).
Конгломератный контроль, не предусматривающий ни объединения конкурентов (например, в форме слияния), ни существования вертикальной связи между продавцом и покупателем как корпоративного, так и договорного характера, а фактически опосредующий собой определённую форму диверсификации хозяйствующих субъектов в совершенно не связанных между собой областях рыночной деятельности, труднее поддаётся контролю над экономической концентрацией со стороны антимонопольных органов, поскольку, на первый взгляд, такая форма контроля не в состоянии оказать существенное влияние ни на структуру релевантного рынка, ни на фактическое состояние конкуренции на нём.
Далее, оценивая рыночную силу поставщиков, необходимо рассчитать степень концентрации поставщиков.
Вместе с тем увеличение числа предприятий на рынке после появления новой фирмы, ранг которой (величина капитализации, производственных мощностей или активов) приобретает существенное значение для формирования условий возникновения у неё определённого уровня рыночной власти, позволяющей существенно влиять на динамику цены на взаимозаменяемые товары на релевантном рынке, не имеет эффекта снижения экономической концентрации, потому что возрастание рыночной власти данной фирмы на данном рынке приводит к обратному эффекту, а именно — к возрастанию уровня экономической концентрации.
Вместе с тем равномерное изменение эффективности производства одновременно у всех конкурирующих субъектов не влечёт изменения уровня ни рыночной власти, ни экономической концентрации на данном рынке.
Если степень концентрации покупателей высокая, то высокой будет и их рыночная власть.
Иные базовые показатели включаются в содержание коэффициентов только в целях: 1) более детального раскрытия определённых аспектов рыночного взаимодействия, связанных со спецификой перераспределения долей между конкурентами; 2) оценки неравенства рыночного и производственного положения конкурентов и его значения для состояния рыночных взаимодействий; 3) установления тренда динамики уровня концентрации в определённой отрасли экономики; 4) выявления потенциальной возможности реализации рыночной власти отдельными субъектами релевантного рынка.
Показатель индекса концентрации имеет ограничения в применении, поскольку не учитывает особенностей рыночной структуры на «окраине» отрасли.
Под видом проведения рыночных реформ произошла несправедливая концентрация имущества в одних руках и обнищание большей части населения.
При ассиметричной структуре рынка усложняется не только анализ уровня его концентрации, но и процесс измерения рыночной власти, поскольку даже при условии того, что различные игроки на рынке устанавливают одинаковые цены (например, в случае выпуска ими однородной продукции), это совершенно не означает, что все они несут одинаковые издержки.
Такой подход основывается на том, что слияния, которые вызывают значительное повышение концентрации, в высококонцентрированных рынках с высокой долей вероятности могут привести к повышению рыночной власти отдельного предприятия или группы предприятий.
Такое расхождение связано с правовой природой экономической концентрации, при которой имеется прямая и неразрывная связь между действием, оказывающим влияние на состояние конкуренции, и уровнем рыночной власти на рынке, которая изменяется в результате совершения этого действия.
Власти, которая в условиях рыночного общества, то есть диктата финансовых групп, не может быть ничем иным, как концентрацией капитала.
По сути, мы только усугубили положение дел теми действиями, которые предпринимали для борьбы с кризисом: мы одобряли, а иногда требовали слияния банков, и теперь концентрация рыночной силы даже выше, чем была до кризиса.
Именно эта задача и определила научную методологию данного исследования, в котором была предпринята попытка выявления основных точек соприкосновения рыночных аспектов концентрации как структурного элемента рынка и режима правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с имеющим место рыночным (экономическим) взаимодействием хозяйствующих субъектов.
Данные примеры показывают, что и возрастание рыночной власти фирмы, и увеличение экономической концентрации за счёт возрастания рыночной доли фирмы может являться результатом (функциями) её поведения.
Помимо прочего, формальные институты, обеспечивающие возможность развития рыночной экономики, в немалой степени способствуют концентрации социального и человеческого (а значит — и финансового капитала).
Известно, что источник экономического ускорения заключается в концентрации средств труда и укрупнении различных экономических единиц, в замене рыночных начал и конкуренции на государственное планирование.
Основными проблемами роста эффективности национального хозяйства ряда стран постсоветского пространства на макроуровне являются низкий технический уровень основных производственных фондов, качество отечественной продукции и высокие цены на них, отсутствие достаточного конечного спроса на отечественную продукцию, крайне малый объём инвестиций в реальный сектор и слабый уровень развития отечественного инвестиционного комплекса, нерациональная денежно-кредитная, таможенная и бюджетно-налоговая политика, излишняя концентрация производства и недостаточное количество мелких инновационных, внедренческих фирм, неразвитость рыночных институтов, обеспечивающих, в частности, мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала, низкий уровень менеджмента и маркетинга, не соответствующий современным рыночным условиям функционирования национальной экономики.
Привело ли такое увеличение рыночной власти автоматически к увеличению экономической концентрации?
Изменение цены на товар — объективный показатель эластичности спроса, который в совокупности с фактором рыночной власти может оказать существенное воздействие на уровень экономической концентрации.
Помимо концентрации кредитных рисков она может означать излишнюю подверженность рыночным рискам или риску чрезмерного фундирования, если кредитная организация слишком жёстко ориентирована на какой-то сегмент рынка в качестве источника средств и доходных поступлений или получает значительную часть своих доходов от ограниченного круга операций или услуг.
Если степень концентрации поставщиков высокая, то высокой будет и их рыночная власть.
Концентрация и специализация производства, систематический рост доли сложной, наукоемкой продукции, представленной на рынке, требуют установления оптимального сочетания централизации и децентрализации, плановых и рыночных элементов в управлении, что должно находить своё выражение в национальной экономической политике.
Поскольку рыночная доля определяется через объём продаж определённого товара в границах релевантного рынка в течение определённого промежутка времени, постольку этот базовый показатель, использующийся для оценки уровня экономической концентрации, фактически представляет собой отражение деятельностной (поведенческой) составляющей, которая оценивается через абсолютную величину отношения объёма реализации товара одним из субъектов к общему объёму реализации (поставки) на данном рынке.
Если этот период достаточно длителен, чтобы оказать воздействие на состояние рыночной структуры, то такая сделка расценивается в качестве сделки по экономической концентрации.
Мнение, что нельзя одновременно добиться и роста числа собственников, и концентрации ресурсов, и мешает созданию новой концепции рыночной модели развития общества.
Считается также, что такие политические атрибуты политической системы, как всеобщие выборы и разделение властей, гарантируют свободное развитие рынков и рыночных механизмов и противодействуют чрезмерной концентрации собственности и возникновению хозяйственных монополий.
Признак связанности действия и динамики рыночной власти является отличительным критерием действия по экономической концентрации от иных видов действий, в том числе и монополистической деятельности.
Появление глубоких экономических кризисов, быстрая концентрация капитала и производства, формирование монополистических объединений, ослабление конкурентных механизмов свидетельствовали о том, что невмешательство в экономику и неограниченная свобода конкуренции предпринимателей, без вмешательства государства в рыночный механизм, ведёт лишь к нарастанию классовых противоречий, а не к стабильному развитию экономических отношений.
Основными исходными признаками оценки уровня экономической концентрации на релевантном рынке являются два показателя: 1) число конкурирующих между собой субъектов; 2) размер рыночных долей каждого из этих субъектов.
Повышение эффективности производственной деятельности предприятия автоматически влечёт возрастание его рыночной власти за счёт снижения предельных издержек и может приводить к повышению уровня экономической концентрации и без изменения числа конкурирующих предприятий.
Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем больше степень концентрации на рынке, тем сильнее монополизация рынка и тем слабее конкуренция.
Практический смысл такого подхода сводится к тому, чтобы не признавать экономической концентрацией сделки, которые формально подходят под её признаки, но не приводят к достаточно стабильному изменению состояния рыночной структуры и, следовательно, не нуждаются в применении к ним правового режима государственного контроля над их совершением.
Необходимо подчеркнуть, что доминирующее положение представляет собой разновидность именно рыночной, но не экономической концентрации.
Каким же образом реализация рыночной власти монополистом может привести к динамике экономической концентрации?
Она предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком-либо аспекте деятельности, но радикально отличается от предыдущих стратегий, поскольку основана на выборе рыночной ниши.
Поощрение рыночной интеграции путём создания межнациональных дилеров привело пока только к концентрации дилеров внутри стран.
По нашему мнению, именно поведение игроков является определяющим критерием не только экономической концентрации, но и самой рыночной власти.
С тех пор появились новые модели, но, так или иначе, агломерационные эффекты работают на то, что в большинстве городов с рыночной экономикой земля в центре пользуется наибольшим спросом, компании стремятся к пространственной концентрации, а плотность населения остаётся высокой.
Однако в рыночной экономике страхование всё в большей степени рассматривается как один из путей концентрации накоплений физических и юридических лиц и эффективного использования этих накоплений.
Однако концентрация капитала и обобществление труда объективно подрывают рыночные отношения в сфере крупного производства.
Оценивая рыночную власть покупателей, таким же образом рассчитываем степень концентрации покупателей.
Однако при франчайзинге путём создания собственной франчайзинговой сети владельцем технологии концентрация рынка, на котором оказываются услуги на основе франчайзинга, резко возрастает, поскольку каждое предприятие, созданное франчайзи, оказывается входящим в состав группы лиц с центром контроля у франчайзи, и его рыночная власть распространяется не только на рынок, на котором действует франчайзи, но и на рынок, на котором осуществляют предпринимательскую деятельность его франчайзеры, входящие в принадлежащую ему франчайзинговую сеть.
Здесь, как можно заметить, на передний план выступают уже не критерии рыночной власти, а признаки рыночной структуры, определяющие специфику концентрации рынка.