Вы здесь

Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ (А. А. Абалакин, 2014)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность и этапы разработки стратегии развития АПК региона

В современных, быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед предприятиями агропромышленного комплекса региона стоит задача не только выживаемости, но и непрерывного развития за счет реализации своего потенциала.

Решение вопросов стратегического поведения хозяйствующих субъектов приобретают особое значение: конкурентоспособность и прибыльность производимой продукции во многом зависят от способности товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное движение рынка, использовать его конъюнктуру и механизм цен, информационные технологии и коммуникации.

В связи с этим эффективная работа предприятий АПК в рыночных условиях хозяйствования невозможна без правильного выбора стратегических ориентиров, позволяющих эффективно реализовать имеющийся у них ресурсный потенциал.

Важность формирования стратегии развития как регионального АПК в целом, так и его отдельных составляющих, не вызывает сомнений у теоретиков и практиков, исследующих многочисленные аграрные проблемы.

Вопросу разработки стратегии посвящены такие переводные издания «патриархов» стратегии, как Р. Акоффа, И. Ансоффа, Б. Карлофа, Ф. Котлера, Ж. -Ж. Ламбена, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портер, Дж. Стрикленда, А.А.Томпсона.

Наиболее значимые отечественные исследования в этой области проводились Л.И. Абалкиным, В.А. Береславской, В.Р. Боевым, А.П. Градовым, В.С. Ефремовым, П.В. Забелиным, К.П. Личко, А.Н. Люкшиновым, Е.И. Семеновой, Р.А. Фатхутдиновым и др. Применительно же к аграрной сфере экономики и непосредственно к сельскохозяйственным предприятиям исследований проводилось сравнительно мало.

Кроме того, в отечественной экономической литературе понятие стратегии в основном рассматривается с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта и недостаточно исследований по ее определению с точки зрения региона.

Стратегия – понятие многогранное, и поэтому мнения различных авторов к процессу ее разработки и реализации неоднозначны. Понятие «стратегия» и ее понимание изменялось с усложнением условий ведения бизнеса.

Основной идеей стратегии является выработка умения приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом выдерживать курс на достижение высокой конкурентоспособности. Действительно внешняя среда выступила катализатором перемен в развитии теории стратегии. Поэтому в качестве важнейшей функции стратегии ряд ученых экономистов-аграрников выдвигают именно адаптацию к внешней среде. Причем в рамках стратегических перспектив важным условием управленческой деятельности является рациональное распределение ограниченных ресурсов между основными подразделениями предприятия. Стратегия определяет приоритеты в бизнесе, рынках сбыта продукции, а также в обслуживаемых предприятием группах потребителей.

Исследование обширного материала зарубежной и отечественной экономической литературы дало возможность определить стратегию как совокупность долгосрочных целей и управленческих решений по распределению ресурсов, направленных на достижение и удержание конкурентных преимуществ путем капитализации сильных и преодоление слабых сторон, разрабатываемых в условиях нестабильности внешней среды.

Стратегия региона с учетом отмеченных характеристик должна быть направлена на самодостаточное развитие всех хозяйствующих субъектов, эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, повышение качества жизни населения. При этом под самодостаточным следует понимать функционирование и развитие региона преимущественно за счет внутренних экономических источников, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство, совершенствование структуры региональной социально-экономической системы, повышение качества и уровня жизни населения. Самодостаточное развитие региона становится главным ориентиром и связующим звеном всей системы приоритетов стратегии регионального развития.

Сущность самодостаточности вытекает из объективной необходимости эквивалентного участия региона в территориальном разделении труда и комплексного экономического и социального его развития. Но самодостаточность оправдана лишь тогда, когда она обеспечивает выполнение вышеуказанных функций и разрешение объективных противоречий регионального воспроизводственного процесса и не допускает изоляции региона и создания ему благополучия за счет общенациональных интересов и других регионов или в ущерб долговременным интересам. Поэтому разработка стратегии самодостаточного развития требует взвешенного подхода к выработке нормативных и правовых положений, регулирующих финансово-экономические отношения между регионом, хозяйствующими субъектами и населением, а также регионом и федеральным уровнем управления.

Самодостаточность позволяет обеспечить эквивалентность внутрирегиональных и межрегиональных связей, когда каждый регион, в соответствии со своими экономическими и социальными интересами, определяет свое участие в совместном с другими регионами решении межрегиональных социально-экономических проблем. В данном случае возможен и межрегиональный обмен финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Следует отметить, что в основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества, позволяющие преодолевать силы конкуренции на рынке и привлекать потребителей. Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей. Для сохранения или, наоборот, изменения конкурентных преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание изменений потребительских предпочтений.

Вместе с тем анализ конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий дает основание утверждать, что в силу разного рода объективных причин они традиционно находятся в невыгодных экономических условиях:

– значительная часть продукции сельского хозяйства является скоропортящейся, что сокращает сроки ее реализации, заставляет принимать диктуемые рынком и предприятиями перерабатывающей промышленности условия. Кроме того, негативное влияние оказывает и эффект сезонности ведения сельскохозяйственного производства;

– сельскохозяйственные предприятия производят продукты питания для населения, рост цен на которые во многом ограничен его платежеспособным спросом;

– ассортимент производимой сельскохозяйственными предприятиями продукции сравнительно однообразен, что обостряет конкуренцию внутри отрасли;

– сельскохозяйственные предприятия имеют конкурентные преимущества низкого ранга, что делает их экономику крайне неустойчивой. Внедрение инноваций затрудняется убыточностью производства, отсутствием эффективной аграрной политики и протекционизма государства в отношении развития сельского хозяйства и его отраслей.

Предприятия перерабатывающей промышленности находятся в более выгодном экономическом положении: они производят конечные продукты питания с длительным сроком хранения, являются монополистами на данной территории, имеют более широкий ассортимент производимой продукции, больше возможностей для расширения рынка ее сбыта.

Однако нельзя не отметить, что их деятельность (прежде всего полное использование производственных мощностей) напрямую зависит от объемов производства и качества продукции сельского хозяйства и, следовательно, деятельности сельскохозяйственных предприятий. Поэтому повышение конкурентных преимуществ предприятий АПК возможно только при условии их взаимосвязанного и скоординированного развития.

Таким образом, конкурентное преимущество определяет позицию предприятия в отрасли, а отрасли в экономике региона. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала региона и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда региона в АПК во многом определяет реализацию выбранной стратегии его развития.

По мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегии хозяйствующих субъектов. Существуют два противоположных подхода к пониманию стратегии. При первом подходе сначала определяются конечное состояние, которое должно быть достигнуто через относительно длительный промежуток времени, и необходимые действия, чтобы достичь такого состояния. Затем составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной цели. В основном именно такой подход к стратегии существовал в системах с централизованной плановой экономикой.

Стратегия рассматривалась как конкретный долгосрочный план или достижение конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – нахождение цели и составление долгосрочного плана. Считалось, что все изменения, происходящие в среде функционирования, поддаются полному контролю и управлению. Однако развитие рыночных отношений свидетельствует о том, что скорость процессов изменения среды, а также дополнительные возможности, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают.

Поэтому стратегия предприятия в рыночной экономике должна в первую очередь ориентироваться на возможности получения преимуществ.

Второй подход к пониманию стратегии характеризуется тем, что она рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия или отдельного региона, касающееся сферы, средств деятельности, системы экономических взаимоотношений внутри него, а также его позиции в окружающей среде, – всего того, что приводит к выбранным целям. При таком подходе исключается детерминизм в поведении объекта, так как стратегия определяет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление пути дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которой должно привести к достижению поставленных целей.

К данному типу могут быть отнесены стратегии, предусматривающие: увеличение доли объема продажи на рынке до определенного уровня без снижения цены; начало производства продукции при одновременном сокращении производства другой продукции.

К функциям стратегии следует отнести обеспечение конкурентоспособности, распределение ресурсов, выбор приоритетов и основных целей, капитализация сильных сторон региона (предприятия) и преодоление его слабых сторон.

В обобщенном виде основными функциями стратегии следует считать: диагностическую, измерительную, прогнозную, дифференцирующую, защитную, информационно накопительную, стимулирующую.

В условиях рыночной экономики развитие регионального АПК может осуществляться в соответствии с принятой аграрной политикой в рамках таких стратегий, которые обеспечат ему получение прибыли, устойчивое финансовое положение, надежное снабжение населения продуктами питания по приемлемым ценам, а также конкурентоспособность отрасли. На основе обобщения большого научного материала предлагается следующая классификационная модель стратегий.

Хозяйствующие субъекты региона при формировании своей стратегии определяют ее соответствующий вид в зависимости от поставленных задач. При этом следует учитывать и типы стратегий: лидерства в издержках, дифференциации продукции, узкой специализации, первопроходца, синергизма. Каждый тип имеет свои риски, преимущества и недостатки, которые проявляются при определенных рыночных условиях.

Стратегия лидерства в издержках – это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов.

Стимулом ее использования является наличие в отрасли эффекта масштаба и привлечения большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора. Такая стратегия требует оптимальных размеров производства, развития сбытовой сети, захвата доли рынка, использования ресурсосбережения, осуществления контроля накладных расходов и других постоянных издержек. Доминирующую роль в данной стратегии играет производство.

Российские предприятия, в том числе и сельскохозяйственные, пока не проявляли особого интереса к анализу издержек и снижению себестоимости, так как в условиях высокой инфляции в этом особого смысла не было. Однако по мере снижения инфляции данная стратегия прежде всего для сельскохозяйственных товаропроизводителей становится все более перспективной.

Стратегия дифференциации продукции или, другими словами, обособление товара на рынке означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность по сравнению с конкурентами продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, форм и методов сбыта.

Дифференциация – вполне реальный путь получения прибыли выше среднеотраслевого уровня, так как возникающая благодаря специфическим характеристикам продукта приверженность покупателей торговой марке снижает их чувствительность к ценам. Она предполагает необходимость гибкого производства, позволяющего оперативно модифицировать продукцию в соответствии с меняющимися требованиями рынка; развитой маркетинговой службы предприятия, способной своевременно и объективно улавливать предпочтения покупателей.

Однако в современных экономических условиях российские предприятия пока недостаточно применяют возможности стратегии дифференциации, особенно дифференциации торговых марок. Ее следует особенно активно использовать предприятиям перерабатывающей и пищевой промышленности.

Стратегию узкой специализации можно определить как выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей.

Она предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком-либо аспекте деятельности, но радикально отличается от предыдущих стратегий, поскольку основана на выборе рыночной ниши. Ниша рынка может быть определена с точки зрения географической уникальности, специальных требований к использованию продукции или ее особых характеристик, важных только для участников ниши. Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие или недостаток ресурсов, однако более важная причина – усиление барьеров входа в отрасль или на рынок.

Именно поэтому стратегия фокусирования присуща, как правило, небольшим предприятиям, хотя ею могут воспользоваться и крупные предприятия. Данная стратегия может быть рекомендована для крестьянских (фермерских) хозяйств, птицефабрик и звероводческих предприятий.

По мнению М. Портера, рассмотренные три типа стратегий являются базовыми. Поэтому предприятие, желающее добиться успеха, должно следовать одной из них, иначе «застрянет посередине», то есть не будет иметь конкурентного преимущества и обречено на результаты ниже среднеотраслевого уровня.

Дальнейшие исследования успешно работающих западных фирм не опровергают постулаты М. Портера, однако демонстрируют неизмеримо большее число возможных конкурентных стратегий или их комбинаций. Перспективными считаются стратегии, направленные на достижение высокого качества и уникальных характеристик продукции путем увеличения производительности труда и минимизации затрат.

Стратегия первопроходца, связанная с предложением на рынок нового оригинального товара или услуги, мало пригодна для сельскохозяйственных предприятий, поскольку перечень производимой ими продукции относительно постоянен и во многом определяется почвенно-климатическими условиями региона. Ее можно рекомендовать для предприятий переработки сельскохозяйственной продукции. Высокий риск данной стратегии связан с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новинку.

Стратегия синергизма – это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа хозяйственных подразделений и предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов, рыночной инфраструктуры или сфер деятельности. Значение стратегии синергизма заключается, в том что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи хозяйствующих подразделений, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.

Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд считают синергизм важным элементом выбора, разработки и детализации стратегии. Они отмечают, что синергетический эффект – каким бы потенциально большим он ни был – не проявится сам по себе, его нужно планировать и извлекать, что возможно, если синергия выявлена, определена и заложена в обоснованные планы. В то же время И.П. Ансофф отмечает, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений.

Стратегия синергизма лежит в основе создания различных союзов, агрохолдингов, финансово-промышленных групп как на региональном, так и на национальном уровнях. В региональном масштабе результатом такой стратегии является создание маркетинговых сетей различного вида, которые позволяют использовать синергетический эффект взаимодействия производства и сбыта продукции. Изучение и обобщение исследований по формированию стратегии региона позволяет рекомендовать следующую классификационную модель его стратегий (рис. 1).

Формирование и реализация стратегий развития сельскохозяйственных предприятий сопряжено с высоким уровнем риска от неверного стратегического выбора. Стратегии сельскохозяйственных товаропроизводителей не поддаются принципиальной корректировке в силу сезонного использования ресурсов и производства продукции, высокой зависимости от почвенно-климатических условий, ограниченности выбора сфер бизнеса.

Государство осуществляет регулирование производства и сбыта продукции путем формирования внешних условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в рамках которых они действуют. Этим оно способствует принятию стратегических решений и направляет их деятельность на реализацию стратегических задач государства.

Особую значимость приобретает исследование процесса разработки стратегии. Разные авторы предлагают различные подходы: от четырех этапов по В. Марковой и С. Кузнецовой до десяти шагов по М. Мескону. Следовательно, формирование стратегии развития предприятия и региона в целом – это итеративный поэтапный процесс. Но процесс разработки стратегии необходимо начинать с определения миссии хозяйствующего субъекта (краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества).


Рис. 1. Классификационная модель стратегий региона


Миссия – это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры, важные с точки зрения обеспечения долговременных конкурентных тенденций.

Роль миссии состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении экономические интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает ее извне.

Определяя то, для чего создан и существует объект, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и сознавать не только, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом – это специфическая сфера народного хозяйства.

Миссия предприятий АПК, в силу своей специфичности, заключается в производстве и обеспечении населения продовольствием. Миссия региона значительно шире и связана в первую очередь с реализацией региональных социально-экономических интересов.

Если региональные интересы можно представить как взаимосвязанные направления развития, то региональные цели – это конкретизация интересов в форме, доступной для практических действий региональных властей.

Стратегическая цель предопределяет выбор приоритетов в структурной политике региона. Их определение в условиях нестабильной среды представляет собой как в методическом, так и в практическом отношении сложную задачу.

Как правило, органы управления регионом исходят при этом в основном из таких критериев, как накопленный ресурсный потенциал региона (материальные, финансовые, трудовые ресурсы), позволяющий производить определенные виды товаров и услуг и наличие устойчивого платежеспособного спроса на товары и услуги, производимые в регионе.

Большинство экономистов, занимающихся региональными проблемами, сходится во мнении, что основным целевым ориентиром регулирования территориального развития, в первую очередь стратегического развития региона и его подсистем, в том числе и АПК, является улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Процесс приватизации общенародной собственности привел к созданию многообразных форм хозяйствования. Оформились интересы различных хозяйствующих групп: собственников предприятий, кредиторов, арендодателей, работающего персонала, поставщиков, потребителей, региональных органов управления. Интересы этих групп не только различны, но и существенно отличаются от регионального вектора развития.

Поскольку функции регионального АПК направлены на реализацию региональных интересов, можно выделить пять соответствующих им функциональных задач: содействие повышению уровня жизни населения региона; участие в формировании развитого национального агропродовольственного рынка; улучшение природно-ресурсного и производственного потенциала региона; увеличение финансового потенциала региона; содействие росту эффективной занятости населения.

Роль регионального АПК определяется степенью и эффективностью выполнения указанных функциональных задач, оценка которых должна являться главным предметом комплексного анализа этого сектора экономики, а повышение роли должно стать основной целью его развития.

Выделение функциональных подсистем, реализующих указанные задачи, представляется наиболее сложным и важным делом, поскольку на их основе необходимо разрабатывать стратегические альтернативы и реализовывать концепцию и целевые программы развития регионального АПК. Это требует разработки нового подхода в определении стратегических перспектив его развития.

Кроме того, агропромышленный комплекс – сложная структура, каждая из отраслей которой выполняет определенную технологическую стадию единого процесса воспроизводства конечных продуктов.

Взаимосвязь отраслей осуществляется преимущественно последовательно: каждая отрасль является потребителем ресурсов, произведенных на предыдущей стадии воспроизводственного цикла, и одновременно – производителем ресурсов, предназначенных для потребления на последующей стадии.

И хотя каждая отрасль АПК обладает специфической функциональной целью, общая цель агропромышленного комплекса как целостной системы состоит в более полном обеспечении населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем.

Первый этап – стратегический анализ, в процессе которого выявляются возможности и угрозы внешней среды, внутренние сильные и слабые стороны отраслей агропромышленного комплекса. Анализ исходной экономической базы должен затрагивать все стороны развития регионального АПК.

В процессе анализа изыскиваются дополнительные возможности и неиспользованные резервы экономического роста его отраслей, оцениваются межрегиональные связи региона.

Общая оценка достигнутого уровня социально-экономического развития регионального АПК производится в сравнении с достигнутыми уровнями близлежащих регионов.

На основании анализа территориальных условий и ресурсов устанавливаются эффективные направления дальнейшего развития агропромышленного комплекса исходя из имеющихся ресурсов, требований рыночной экономики, многообразия форм собственности; выясняется, какие стратегические изменения нужно провести во внешней среде; определяются ограничения по использованию отдельных видов ресурсов и размещению отраслей и производств, а также размеры дополнительных средств для выбора того или иного варианта стратегии перспективного развития.

Второй этап – обоснование стратегии развития агропромышленного комплекса региона. Его цель – прогноз развития регионального АПК, разработка альтернатив, подготовка предложений для третьего этапа работы в части выбора методов регулирования территориального развития АПК вообще и сельского хозяйства в частности.

В процессе разработки стратегии социально-экономического развития АПК региона решаются следующие основные задачи:

– обоснование вариантов, сценариев и параметров развития агропромышленного комплекса региона;

– определение наиболее вероятной динамики развития регионального АПК и его возможного состояния в условиях становления и функционирования рыночной экономики;

– формирование структурной и инвестиционной политики;

– обоснование направлений социального развития, повышения уровня и качества жизни населения;

– обоснование направлений межрегиональных продовольственных связей.

Из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительной стратегии развития АПК региона. При этом сам процесс стратегического выбора должен проходить не только на рациональном уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановку.

Анализ воздействия исследуемых альтернатив на экономику региона с помощью производственно-рыночных сценариев позволит более убедительно выбрать стратегию, наилучшим образом обеспечивающую достижение долгосрочных целей для АПК и его отдельных отраслей.

В процессе прогнозирования в первую очередь обосновываются изменения в сельском хозяйстве, ориентированные на производство таких видов продукции, которые гарантируют наибольшую экономическую эффективность их производства и позволят решать проблемы надежного продовольственного обеспечения населения продукцией собственного производства и социальные вопросы.

Третий этап – разработка концепции и выбор методов государственного регулирования агропромышленного комплекса региона.

Цель данного этапа – обоснование концепции регулирования территориального развития агропромышленного комплекса в соответствии с выбранной стратегией, подготовка условий для эффективного функционирования регионального рыночного механизма хозяйствования.

Результаты любого из трех этапов разработки стратегии является исходной предпосылкой или условием для последующей стадии исследования.

Выбор сценария развития регионального АПК зависит, с одной стороны, от стратегии аграрной политики страны, а с другой – от остроты и необходимости решения выявленных в процессе анализа региональных проблем функционирования агропромышленного комплекса.

1.2. Приоритеты и особенности региональной аграрной политики

Кризис отечественного агропромышленного комплекса во многом стал следствием просчетов в стратегии и тактике начатой в 1991 г. аграрной реформы.

Поспешность, ошибочность выбора приоритетов в проведении аграрной политики привели к диспропорциям в развитии АПК, резкому спаду производства, потере большинством сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовой устойчивости, ухудшению качества жизни сельского населения.

В связи с этим дальнейший ход аграрных преобразований в стране в значительной степени зависит от выбираемых на перспективу ориентиров аграрной политики.

В отечественной экономической литературе основополагающие целеустановки высшей государственной власти с их соответствующим конституциональным и законодательным закреплением в области развития сельского хозяйства и жизнедеятельности сельского населения определяются не только понятием «аграрная политика». Употребляются и такие понятия, как «сельскохозяйственная политика», «агропродовольственная политика». В рамках Европейского союза проводится «единая аграрная политика». Различия в формулировках обычно или не поясняются или подразумевают одно и то же. Часто методологическая сторона понятия «аграрная политика» освещается мимоходом или не затрагивается вообще. Так, в «Концепции аграрной политики Российской Федерации» (2000 г.), «Основных направлениях агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы» о понятии «аграрная политика» не было сказано ни слова. Кроме того, в основных направлениях наряду с понятием «аграрная политика» чаще встречался термин «агропродовольственная политика». Г.И. Шмелев в монографии «Аграрные отношения и аграрная политика в России в ХХом веке» также не затронул методологической стороны «аграрной политики». Между тем без рассмотрения сущности самого понятия нельзя правильно определить степень научной обоснованности и самой аграрной политики и, соответственно, практических мер по ее реализации.

В современных экономических исследованиях нет однозначного определения аграрной политики. Французская школа, которая считается научным центром зарубежной теории аграрной политики, при ее определении делает акцент на политическую составляющую; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – на экономическую составляющую. В ряде стран (США, Германия) учитываются и другие составляющие аграрной политики (благоприятная окружающая среда и процветающее население).

В отечественной экономической литературе также встречаются различные трактовки. По утверждению Буздалова И.Н., аграрная политика как совокупность основополагающих целеустановок политического руководства государства в области социально-экономического развития может называться таковой и содействовать прогрессу в сельском хозяйстве, если ее целью является создание условий, необходимых для достойной жизни прирожденного земледельца, его инициативного творческого труда.

На наш взгляд, с теоретической точки зрения аграрная политика представляет собой упорядоченную деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию экономических, социальных, правовых и культурных условий жизни сельского населения. В определении аграрной политики государства фундаментальное значение имеет объективная обусловленность политических установок и решений закономерностям развития материального производства, среди которых решающее значение имеет реализация личного экономического интереса производителя.

Поэтому сущность и научная обоснованность аграрной политики объективно определяются ее направленностью на ценностные ориентиры, гражданские права и интересы производителей аграрной сферы экономики.

Аграрная политика призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

В основе аграрной политики находятся субъекты (федеральные и региональные субъекты, производители, потребители продовольствия, налогоплательщики) и объекты (средства и предметы агропромышленного комплекса). При этом современная теория аграрной политики основывается на экономической концепции государственного вмешательства в рынок с учетом специфики экономических характеристик сельского хозяйства, которая проявляется как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах.

В долгосрочном периоде необходимость государственного регулирования аграрной сферы связана с ценовой неэластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию, относительной немобильностью факторов производства в сельском хозяйстве, что способствует формированию цен и доходов в аграрной сфере на низком уровне и пролонгирует тренд их сокращения относительно других отраслей экономики.

Устойчивая тенденция отставания цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей усугубляется в краткосрочном периоде их нестабильностью вследствие непосредственной зависимости аграрного производства от почвенно-климатических условий, сезонности и неустойчивости внешнего спроса. Следовательно, продовольственное обеспечение не имеет саморегулирующего характера. Поэтому главную роль в регулировании и поддержке аграрного сектора экономики играет государство, применяя инструменты, выработанные теорией и практикой.

На микроуровне анализируется использование ресурсов в производстве, обработке, распределении и потреблении продуктов, произведенных в аграрном секторе, учитывая его ключевую особенность – ограниченность основного фактора производства – земли.

На макроуровне экономисты заинтересованы в исследовании степени взаимовлияния аграрного сектора и других секторов экономики.

Регулирующее воздействие государства на аграрную сферу экономики необходимо осуществлять на основе:

– принципа единства экономических и социальных целей, суть которых состоит в том, что меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности;

– сочетания индикативности и директивности в управлении аграрной сферой экономики. При этом директивные методы регулирования могут распространяться на предприятия государственного сектора в случае острой необходимости;

– эффективного сочетания инструментов аграрного протекционизма: внутриэкономического (касается экономических взаимоотношений агропромышленного комплекса с другими отраслями) и внешнеэкономического, который связан с регулированием экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров;

– принципа программного регулирования: программы в аграрной сфере экономики выступают, во-первых, как метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия; вовторых, согласовывают экономические интересы, механизмы и инструменты регулирования.

Принципы государственного регулирования находят свое проявление в направлениях, инструментах и методах достижения поставленных целей.

Общая целевая направленность аграрной политики определяется как:

– обеспечение населения продовольствием по приемлемым, экономически оправданным ценам на основе создания организационноэкономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства вообще и сельского хозяйства в частности;

– формирование развитых агропродовольственных рынков, социальное возрождение села и повышение уровня доходов сельского населения;

– решение проблем сохранения окружающей среды и восстановления экологического равновесия.

В общем виде применение целевого принципа при разработке аграрной политики выражается в выборе приоритетов. По определению американского ученого Дж. Ван Гига, «… приоритеты можно рассматривать как формализацию назначения различных весов свойствам решения с целью придать большую важность одним свойствам и меньшую – другим. Они являются важным элементом при формировании стратегии и принятии решений. Приоритеты – это вид иерархии, когда определенным целям отдают предпочтение по сравнению с другими. Назначение весов диктуется и политической целесообразностью, и требованиями общественности, и текущим моментом, и результатами формального анализа».

Определение приоритетов аграрной политики базируется на теории выбора, системного анализа и анализа политик, синтез которых в условиях неопределенности позволяет решать слабоструктурированные задачи оценки и сравнения механизмов трансформации исходной (проблемной) ситуации в желаемую (целевую).

Теории принятия решений в условиях неопределенности достаточно полно разработаны зарубежной и отечественной экономической наукой, но практическая их реализация связана с большими трудностями из-за роста неопределенности, вследствие увеличения влияния мирового рынка на национальную экономику, что приобретает стратегическое значение для страны.

Приоритеты аграрной политики могут быть направлены на поддержку потребителей или производителей. Первый тип политики ориентирован на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию с одновременным увеличением ее предложения на национальном рынке. Ее реализация осуществляется на основе выплаты целевых продовольственных субсидий низкодоходным группам населения путем проведения государственных интервенций, а также посредством установления импортных субсидий и экспортных тарифов и квот.

Для условий российской действительности наиболее целесообразен второй тип политики, а именно поддержка производителей. В качестве приоритетов аграрной политики следует выделить, во-первых, осуществление мер по обеспечению доходности товаропроизводителей АПК через оказание селу государственной поддержки, созданию необходимых условий для снижения издержек производства и, как следствие, по улучшению инвестиционного климата в аграрном секторе экономики страны; во-вторых, активную государственную поддержку и содействие развитию инфраструктуры продовольственного рынка, разумный протекционизм.

Необходимость государственной бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловлена тем, что агропромышленный комплекс и прежде всего сельское хозяйство в условиях рыночных отношений не может в силу своей специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции.

Из-за неэквивалентности в товарообмене с другими отраслями экономики страны, сезонности производства, слабой инвестиционной привлекательности и низкой покупательной способности населения сельское хозяйство в значительной части предприятий остается пока убыточной отраслью. Оно нуждается в финансовой поддержке, призванной постепенно компенсировать изымавшийся смежными отраслями доход, повышать платежеспособность товаропроизводителей, улучшать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства и его отраслей.

Такая поддержка должна быть посильной не только для регионального бюджета, но и достаточной для того, чтобы дать возможность развиваться всему АПК в рыночных условиях хозяйствования.

Принципиально важное значение при рассмотрении аграрной политики имеют ее региональные особенности. При этом следует учитывать, что Россия, в отличие от многих других стран, имеет значительную географическую протяженность, более ста национальностей проживает на ее территории.

Различия в географическом положении, природных и социальных условиях обусловливают дифференциацию уровней развития российских регионов.

Экономические реформы 90-х годов прошлого века не только не сгладили региональные различия, но, наоборот, наметились явные тенденции дивергенции регионов, поскольку в силу многообразных факторов изменение экономических и социальных отношений при комплексном характере преобразований не может происходить синхронно: в региональных условиях диапазон временных рамок возможных изменений отдельных элементов экономических и социальных отношений в аграрном секторе экономики будет резко дифференцирован.

Поэтому особое значение приобретают региональные аспекты аграрной политики, учитывающей особенности решения стратегических задач региона, что в свою очередь обусловливает; учет региональной асимметрии осуществления аграрной политики; применение специфических инструментов для оценки этих неравенств; понимание того, что региональные социально-экономические отличия оказывают существенное влияние на темпы проведения реформ не только в аграрном секторе отдельного российского региона, но и страны в целом. Объектом региональной аграрной политики является региональная агросистема – совокупность частей аграрного производства региона, тесная и устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость которых образует органическую воспроизводственную целостность. Эта система призвана выполнить как минимум три важнейшие взаимодействующие функции:

Конец ознакомительного фрагмента.