Предложения в которых упоминается "писцовая книга"
Именно с этого момента начинается составление новгородских писцовых книг, первых русских земельных кадастров, содержащих сведения для целей податного обложения.
Большим двором в писцовых книгах назывались помещичьи усадьбы.
Попав в писцовые книги, они стали называться численными и должны были оставаться там, где их застала перепись.
Его нельзя было описать в писцовой книге и обязать тем или иным видом службы или тягла.
Всё имущество и доходы населения фиксировались в специальных писцовых книгах.
Большинство починков и деревень, указанных в писцовой книге 1615 г., к 1629 г.
Согласно писцовым книгам от 1626 — 1627 гг., даже после «литовского разорения» здесь имелось посадское население, платящее оброк — 60 дворов.
Их обозначения вносились в писцовую книгу.
Некоторые малоимущие семьи были избавлены общиной от тягла — их просто не заносили в писцовые книги.
До этого самые ранние сведения о почвах содержались в писцовых книгах, которые велись в XV — XVII вв.
Но существование угодий должно быть удостоверено не свидетелями, ссылающимися на рассказы отцов, а документами, писцовыми книгами и иными актами.
Вчитываясь в подворные записи писцовой книги, удаётся проникнуть в родственные отношения жителей дворов.
Привлекают внимание варианты, которые проявляются сквозь призму сведений писцовой книги.
О ней впервые упоминает в своей писцовой книге 1629 г.
Были составлены писцовые книги, т.
Боровичский посад впервые упоминается в писцовой книге 1495 года.
По писцовым книгам 1500 года между прочими людинами и ремесленниками упоминаются скоморохи в некоторых погостах.
Дворы их поставлены в писцовых книгах наряду с дворами пастухов, которые тоже считались последними людьми в городе.
Потеряли право перехода только старинные тяглые крестьяне, записанные в писцовые книги, но не дети, племянники и бобыли.
Крестьяне прикреплены по писцовым книгам и затем по общему закону, а не по кабалам.
Часть этих писцовых книг тоже сохранилась.
Существовавшие с XIV века переписные писцовые книги упоминаются как исторические документы уже с XV столетия.
Вот как, например, выражалась писцовая книга 1572 г.
На всю эту массу писцовая книга отметила 333 крестьянских перехода за несколько предшествовавших переписи лет.
В писцовых книгах 1623 — 1624 г. г.
Таковы данные шведских писцовых книг, выделивших три группы местных крестьян.
Это показывают уже писцовые книги.
Во многих местах летописей и местных писцовых книг встречаются затем известия о разных изменениях, через которые проходила церковь св.
Вообще по писцовым книгам XVI века видно, что к волости ладожской принадлежал весь теперешний новоладожский уезд (см.
В писцовой книге 1573 года даются более подробные сведения о селении.
Тем не менее прямые указания на существование трёхполья встречаются в писцовых книгах и актовых материалах XV в.
По писцовым книгам также известно о существовании домниц — печей для изготовления железа.
Оказалось, что в писцовых книгах XVI — XVII вв.
Соловьёв пишет, основываясь на данных сохранившейся писцовой книги XV века: «Сел и селец с народонаселением от 15 до 120 душ встречаем очень мало; деревень с народонаселением от 7 до 15 и свыше душ также очень мало; обыкновенно деревни состоят из 1, 2, 3, 4 дворов с 1, 2, 3, 4 душами».
Для организации взимания налогов с поместий было создано специальное учреждение — поместный приказ, в котором служители (писцы) вели записи в писцовых книгах о качестве земель.
Право въезда в лес прекращается выделом из въезжего леса части в собственность по расчёту 20 десятин на 100 четвертей, которыми владеют помещики по писцовым книгам и дачам земель.
Этим законом вводились «урочные лета» — пятилетний срок сыска и возвращения беглых крестьян вместе с жёнами и детьми своим господам, за которыми они числились по писцовым книгам.
Введение «заповедных лет» позволило начать составление писцовых книг — провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам.
На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившего так называемые «урочные годы» (срок сыска беглых крестьян, определённый сначала в пять лет).
Запрещалось принимать землевладельцам не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямой нисходящей (вплоть до четвёртого колена) и по боковой нисходящей (до третьего колена).
В традиционном методе проведения поиска предков или расшифровки фамилии используют различные генеалогические источники, например такие, как метрические книги, исповедальные ведомости, ревизские сказки, писцовые книги или семейные списки.
В первую очередь исследователь устанавливает точное место жительства членов рода, их приходских церквей, находит в соответствующем областном архиве метрические книги, исповедальные росписи, дворянские родословные книги, ревизские сказки, писцовые книги, переписные книги и ищет в них данные о конкретном человеке и фамилии.
Предприняв общую «перепись 7101 года», как её обыкновенно принято называть, правительство записывало в книгах крестьян за владельцами и затем сделало писцовую книгу своего рода крепостным актом, которым землевладелец мог доказывать своё право на записанного в книгу крестьянина.
Он привлекает дополнительно в курсе работы греческих, римских, византийских и арабских авторов, церковные уставы XI в., хронографы, жития святых, богословские трактаты и полемическую литературу XV — XVI вв., писцовые книги.