Вы здесь

Энциклопедия по святым местам центра России. Ивановская земля (Ольга Смирнова, 2015)

Ивановская земля

Территория современной Ивановской епархии раннее принадлежала Владимирской, Костромской и Ярославской епархиям.

Первый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1408 г. в Плесской крепости, основанной великим московским князем Василием I, спасавшимся от войска эмира Эдигея. На долгие годы этот храм стал единственным на сотни верст в округе.

В 1654 г. в Шуе произошло явление Смоленской иконы Божией Матери, ставшей одной из самых почитаемых святынь этого края.

В ходе войны 1812 г. в Москве закрылось множество полотняных мануфактур, и центр производства тканей переместился в Иваново-Шуйский промышленный район. Благодаря близости реки Волги, товары местных фабрик стали развозиться по самым удаленным уголкам Российской империи и за ее пределы. Звание текстильного центра Ивановская земля прочно удерживало вплоть до советского времени.

В 1871 г. путем слияния с. Иваново и Вознесенского посада, был образован город Иваново-Вознесенск.

Самостоятельная Иваново-Вознесенская епархия была учреждена в 1918 г. В 1922 г., в городе Шуе верующие осуществили первую попытку противостоять властям, при изъятии церковных ценностей. Шуйские события вошли в историю, как повод к усилению гонений на Церковь.

Когда в 1920-е гг. предстоятель Ивановской епархии епископ Иерофей (Померанцев) уклонился в обновленчество, а викарий Костромской епархии епископ Кинешемский Василий (Преображенский), прославленный Русской Православной Церковью в сонме священноисповедников, был арестован, представители религиозных общин Иванова избрали на свободную кафедру протоиерея Александра Беляева.

В сентябре 1923 г. протоиерей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Его подвижническое служение сделало его известным во всей Ивановской епархии. Священники, примкнувшие к обновленцам, стали с покаянием возвращаться в лоно Православной Церкви, а епископ Иерофей остался без кафедры в городе. Авторитет владыки беспокоил власти. Его арестовывали, даже запретили жить в Иваново. С середины 1925 г. архипастырь Иваново-Вознесенской епархии вынужден был жить в Москве и Кинешме, а для совершения богослужений в Иваново по большим праздникам, приходилось добиваться выдачи разрешения властей.

В 1926 г. епископ Августин (Беляев) был арестован и осужден. После окончания заключения, в 1934 г. он был назначен епископом Калужским и Боровским. В последствии он пострадал за веру и Был прославлен.

В настоящее время, границы Ивановской епархии полностью совпадают с границами Ивановской области. Решением Св. Синода от 13 марта 2002 г. епархия получила наименование Иваново-Вознесенской.

Иваново

Город Иваново был образован в 1871 г. при соединении с. Иванова с Вознесенским посадом. Согласно преданию, само с. Иваново получило название от древней деревянной часовни св. Иоанна Предтечи. Эта часовня была перестроена в церковь и сохранилась до XIX в. как храм св. Иоанна Предтечи с Варваринским приделом, а при ней был Варваринский монастырь. В 1561 г. Иван Грозный пожаловал с. Иваново в поместное владение своим шурьям, князьям Темрюковичам-Черкасским. Позже Впоследствии, несмотря на казнь и опалу Темрюковичей, село осталось неприкосновенным в их роде.

В 1741 г. потомок Темрюковичей канцлер князь Алексей Михайлович Черкасский передал Иваново в приданное единственной дочери Варваре Алексеевне, вышедшей замуж за генерала-аншефа, действительного камергера, графа Петра Борисовича Шереметева, в роду Шереметевых село оставалось до отмены крепостного права.

Вознесенский посад образовался в 1840-х гг. и получил название от Вознесенской церкви, при которой в древние времена находилась Вознесенская мужская пустынь, приписанная в 1725 г. к Архангельскому монастырю в Юрьеве.

С давних времен жители Иваново славились своими холстами и сукнами. Первые фабрики стали появляться с середины XVIII в., к XIX в. Иваново– Вознесенск стал уже знаменитым центром фабричной промышленности.

До революции в Иваново, как и в других городах, бережно хранили память о событиях, связанных с императорской фамилией. В 1866 г. в память посещения Иванова цесаревичем Николаем Александровичем, при местной богадельне, купцами Гарелиным и Зубковым была построена каменная Николаевская церковь с колокольней. В 1890 г., в честь спасения императорской фамилии в крушении при Борках, во втором этаже Реального училища ивановскими купцами была построена церковь Нерукотворного Спаса.

Архитектурный облик города серьезно пострадал в советское время. Были уничтожены великолепные храмы центра Иванова, до нашего времени сохранились лишь некоторые храмы бывших городских окраин.


Ансамбль Покровского и Троицкого соборов. Храмы ведут свою историю от древнего Покровского Троицкого мужского монастыря. Основателем его считается князь Черкасский, а датой основания – 1579 г. Древнейшим артефактом, указывающим на существование монастыря был надгробный камень, хранившийся перед папертью теплой Троицкой церкви с надписью, гласящей что в лето 1629 г. погребено было тело инока Дионисия. В документе 1656 г. упоминается чернец Варлаам.

В 1693 г. была построена каменная Казанская церковь с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского.

В 1725 г. монастырь был приписан к Архангельскому монастырю в Юрьеве. В царствование Анны Ивановны он содержался на ружном иждивении князя Андрея Михайловича Черкасского. В 1764 г. монастырь был упразднен по раздорам монахов, которые были переведены в Спасский Кукоцкий монастырь Суздальского уезда. Оставшаяся от монастыря Троицкая церковь была перенесена на кладбище и стала называться Успенской. Покровская церковь (вероятно так, по своему приделу, называлась Казанская церковь) стала приходской.

В 1817 г. тщанием Ивановского крестьянина Осипа Васильевича Гандурина с братьями была построена новая каменная теплая Троицкая церковь с приделами Знамения Божией Матери и Смоленской иконы. В 1873 г. после как Иваново-Вознесенск стал городом, холодная Покровская церковь была назначена соборной.

14 сентября 1923 г. в Покровском кафедральном соборе произошло событие, важное для всей епархии. Собрание представителей одиннадцати религиозных общин города постановило протоиерея Александра Беляева принять в качестве своего архиерея и просить об этом Святейшего Патриарха. Так, Александр (в монашестве – Августин) Беляев был возведен на Иваново-Вознесенскую кафедру.

При Покровской и Троицкой церквях была каменная колокольня. С давних времен ограду составляли столетние сосны, служившие напоминанием о древней обители.

Обе церкви были снесены в советское время. На их месте появился дворец искусств.


Крестовоздвиженская церковь. Крестовоздвиженская церковь была одной из древнейших в Иваново. Известно, что первая деревянная церковь сгорела в 1699 г., но была восстановлена. Она существовала в XVII и XVIII вв., имела придел св. евангелиста Иоанна Богослова. Из ее священников выбирались поповские старосты (благочинные). В XVIII в. при ней упоминается Воздвиженский женский монастырь, но история его неизвестна.

27 июля 1723 г. в селе случился большой пожар, огонь не тронул церкви, но со святых престолов были украдены антиминсы. Игумену Покровского монастыря Феодосию было велено заново совершить освящение, что он и сделал в том же 1723 г. В 1775 г. церковь снова сгорела.

В 1781 г. вместо деревянной, была заложена каменная церковь. Строил ее мастер из Больших Солей Воротилов. Окончена она была усердием прихожан, в 1795 г. Главный престол холодной церкви был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, приделы – св. евангелиста Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца. Главный престол в теплой церкви посвящен Рождеству Христову, приделы – Федоровской иконе Божией Матери и свв. Богоотец Иоакима и Анны. При церкви была сооружена колокольня.

В советское время церковь была уничтожена.


Введенский храм. Введенский храм Иваново стал одной из последних предреволюционных культовых построек. Он появился в начале XX в., выполнен в русском стиле. Иконостас храма заполнили иконы в стиле древнего письма.

Яркой страницей истории храма стало короткое настоятельство в нем в 1925–1926 гг. протоиерея Зосимы Трубачева, назначенного сюда епископом Августином (Беляевым). При о. Зосиме, каждую неделю по вторникам, читался акафист чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость». Протоиерей Зосима не боялся, вопреки запрету, совершать крестные ходы. Его усердием была построена небольшая колокольня и освящены колокола. Как отмечалось, пастырство о. Зосимы в Введенском храме было недолгим. Он был арестован вслед за епископом Августином и отправлен в ссылку. В 1938 г. протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян в Бутово. Прославлен Русской Православной Церковью в чине священномучеников.

В наше время, после того как Введенских храм был передан Русской Православной Церкви, при нем был учрежден Введенский женский монастырь.

В июле 1993 г. в монастырь были перенесены честные останки святителя Кинешемского Василия (Преображенского), тогда же Святейший Патриарх Алексий II благословил его местное почитание. А в 2000 г. Юбилейным собором Русской Православной Церкви было положено общероссийское прославление владыки Василия (Преображенского). Здесь же находятся св. мощи блаж. Алексея Елнатского (см. главу «Юрьевец»).


Вознесенская церковь. Вознесенская церковь с приделами Сретения Господня и Всех святых была построена в 1851 г. по проекту К. Тона, на средства купцов Бабурина, Петровского, Зубкова и Дурденевского. Храм был выполнен в русском стиле, пятиглавый, вместительный. В 1856–1857 гг. купец Ф.П. Зубков построил при нем каменную колокольню.

В советское время церковь была уничтожена.


Ильинская церковь. Каменная Ильинская церковь с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и св. мч. Севастийских в трапезе была заложена в 1842 г. усердием купца Александра Алексеевича Лепетова.

Церковь действующая.


Преображенская церковь. Преображенская каменная церковь с колокольней была заложена в 1893 г. купцом Мефодием Никоновичем Гарелиным. Имела приделы Иверской иконы Божией Матери и священномученика Никона.

В советские годы, после закрытия и уничтожения Покровской церкви, Преображенская церковь стала соборной. В 1929 г. был арестован священник Преображенского собора о. Николай Дымов. Он отказался оставить сан, и был осужден на пять лет заключения.

Долгое время Преображенский храм оставался единственным действующим в городе. Сегодня продолжают совершаться богослужения.


Скорбященская церковь. Каменная Скорбященская церковь с приделами свв. апостолов Петра и Павла и св. Василия, епископа Парийского была построена в 1879 г. иждивением московского купца I гильдии Н.В. Лепешкина и купца I гильдии Иваново-Вознесенска Е.В. Меншикова.

В 1935 г. храм был закрыт, но здание простояло еще сорок лет и стало последним храмом, уничтоженным советской властью в Иваново. В 1976 г. храм был взорван, в преддверии подготовки к олимпиаде-80.

В 1997 г. силами Николо-Шартомского монастыря началось строительство нового Скорбященского храма. В 1999 г. в нем был совершен первый молебен. В прежнем виде была воссоздана колокольня.


Благовещенская единоверческая церковь. В Иваново существовала единоверческая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, ставшая родовой святыней ивановских предпринимателей Бурылиных.

Каменная пятиглавая церковь была построена в 1839 г. на средства Диодора Бурылина и прихожан. Тогда же были освящены теплые приделы Архангела Михаила и свт. Николая. Главный холодный Благовещенский храм был освящен в 1845 г. и расписан греческим письмом.

Помимо Бурылиных, у храма были и другие жертвователи, в лице фабриканта Ивана Александровича Бабурина, купцов Степана Борисова и Никона Фокина, ставшего церковным старостой и устроившего позже придел во имя прп. мч. Никона и вмч. Параскевы. Почтенные благотворители не только выделяли средства на строительство, но и снабжали храм драгоценной утварью.

В 1847 г. купец Бурылин построил при Благовещенской церкви каменную богадельню, а спустя десять лет такую же богадельню построил купец Бабурин.

В 1892 г. усердием братьев Николая и Дмитрия Бурылиных над могилами их родителей был сооружен третий церковный придел во имя Всех святых. В иконостасе братья поставили иконы художника Сафонова, ставшего впоследствии знаменитым.

Благовещенская церковь и кладбище при нем были уничтожены в 1960-х гг., на их месте находится авторемонтный завод.


Успенская кладбищенская церковь. Как уже упоминалось, после упразднения в 1764 г. Покровского Троицкого монастыря, монастырская Троицкая церковь была перенесена за город.

Кладбище появилось после указа 1771 г., запрещавшего хоронить в селах. Для богослужений сюда была перенесена деревянная церковь св. Иоанна Предтечи, постройки начала XVI в. В 1813 г., усердием крестьянина Иосифа Гандурина, на кладбище была перенесена Троицкая церковь бывшего Покровского монастыря и переосвящена во имя Успения Божией Матери. Она хранила некоторые свидетельства своей древности: иконы новгородского письма, надписи на двух колоколах, старинные надгробные плиты.

Деревянные храмы со временем ветшали, совершать богослужения в них становилось все труднее. Тогда, в 1843 г. купцом Антоном Николаевичем Шодчиным была построена каменная холодная Успенская церковь с теплыми приделами св. Иоанна Предтечи и св. вмч. Варвары.

В начале XX в. старинная деревянная Успенская церковь, оставшаяся от древнего Покровского монастыря, была снова перенесена. Ей выбрали место на Вознесенском кладбище Иваново. Успенский деревянный храм сохранился до наших дней, является памятником древнерусского церковного зодчества.

Шуя

Город Шуя наиболее богат памятниками древнерусской архитектуры среди всех городов Ивановской епархии.

Посад Шуя прежде назывался Борисоглебской Слободой, по имени того же имени. Эту древнюю церковь сжег клеврет самозванца, Федор Плещеев, и впоследствии о ней напоминал только придел Воздвиженской церкви. Согласно легенде, св. митрополит Алексий, направляясь в Золотую Орду для врачевания ханской жены, и остановившись по пути в Борисоглебской Слободой, благословил ее словами, что на сем месте возникнет и умножится богатством город Шуя.

В 1565 г. Иван Грозный по какой-то причине взял ничтожный городок Шую в опричнину в числе девятнадцати городов. В 1606 г. Шуе была пожалована уставная грамота царя Василия Ивановича Шуйского, написанная на шести александрийских листах. Это грамота является одним из ценнейших памятников российского законодательства.

Иконописный промысел, которым славилась Шуя, начал процветать с XVII в., а первым известным ее изографом был Борис Серебреков, живший во второй половине XVI в. Одна из его лучших икон Серебрякова «Шуйская Богоматерь» до революции находилась в коллекции московского фабриканта С.П. Рябушинского.

В 1654–1655 гг., во время свирепствовавшего морового поветрия, в Шуе прославилась Смоленская икона Божией Матери. По преданию, местный иконописец Герасим Тихэнов начал писать икону Богоматери, но сделав первоначальный очерк, на другой день увидел начертание иконы измененным и вовсе непохожим на подлинник. Он посчитал это случайностью или своей ошибкой, начертание исправил, но и на третий день, с недоумением и страхом, увидел что образ опять изменился. Он счел это чудом, доложил начальству, а народная молва быстро разнесла эту весть по всему городу.

Тиханов дописал икону в соответствии с явленным изображением, ее перенесли в церковь Воскресения Христова, после этого моровая язва стала ослабевать и вскоре совсем прекратилась. Сохранились свидетельства о просиявшем от иконы необыкновенном свете, о многочисленных исцелениях от разных недугов. А в память погибших от язвенной болезни, в 1654 г. жители Шуи построили часовню при Спасской церкви и поставили в ней деревянный крест. В 1667 г. священник Воскресенской церкви, шуйское духовенство и прихожане донесли о совершившихся чудесах царю Алексею Михайловичу и Патриарху Иоасафу. Для расследования событий, государь и Патриарх направили в Шую особую комиссию, состоявшую из пяти архимандритов, двух игуменов и протоиерея, начальником комиссии был архиепископ Суздальский и Тарусский Стефан. Они подтвердили достоверность рассказов о чудесах. Шуйское икона получила общероссийскую известность, праздненство ей было установлено в первое воскресение Петрова поста, в этот день в Шую стали стекаться паломники из ближний и дальних селений, временами приезжало до тридцати тысяч человек.

В 1722 г. император Петр Великий, следуя через Владимирскую и Юрьевскую провинции в Персидский поход, посетил и город Шую. По рассказу современников, он заехал в Шую только для того, чтобы исполнить свое обещание – поклониться иконе Шуйской Смоленской Богородицы, прославленной чудесами, и некогда исцелившей его самого от тяжкой болезни. По слухам, император хотел забрать икону в Москву, но граждане и духовенство просили не лишать их святыни.

В 1770 г. Шуя была истреблена пожаром, который случился в самый Духов день, когда жители были в Троицкой церкви. В этом пожаре пострадала Спасская церковь и каменная часовня при ней, в которой сгорел старинный деревянный крест, поставленный в память избавления от язвы. После пожара Шуя была отстроена по новому плану 1771 г., составленному землемером М. Хомяковым.

В 1792 г. Шуя пережила свой самый страшный пожар, известный как Покровский, случившийся ночь 1 октября и истребившего почти весь город. После этого пожара город отстраивался заново, в соответствии с генеральным планом застройки 1788 г.

В июле 1831 г. от холеры погибло триста горожан. В память этого был установлен крестный ход вокруг города, совершавшийся 28 июля. Погибших похоронили в общих могилах за городом, в урочище Рыкове. Это место было обведено земляною насыпью, в 1847 г. градским головой И.Д. Киселевым над могилой был поставлен памятник белого камня, с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», далее – «на сем месте погребены жители города Шуи, от губительной болезни холеры в 1831 году скончавшиеся, да упокоит их Господь с миром».

Особенно достопамятен для Шуйских был граждан 1837 год. 12 мая Шую посетил цесаревич Александр Николаевич. В Воскресенском соборе он приложился к чудотворной Смоленской иконе Божией Матери. Соборный протоиерей Василий Цветков поднес копию почитаемой иконы. После собора государь посетил Крестовоздвиженскую церковь, а потом отправился в дом почетных граждан братьев Киселевых. Сопровождал цесаревича поэт Василий Андреевич Жуковский.

Моровая язва 1848 г., поразившая многие города России, по заступничеству Богоматери, в Шуе быстро прекратилась.

В XIX в. Шуя была лучшим уездным городом Владимирской губернии. Ее мануфактуры и фабрики, которых насчитывалось до 250, были первыми по объемам и качеству выпускавшейся продукции. Красноречиво говорит и тот факт, что возведенная в Шуе колокольня Воскресенского собора превосходила колокольню Ивана Великого, колокольню Троице-Сергиевой лавры и Печерскую колокольню в Киеве и уступала только колокольне Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

События, происходившие в Шуе в начале 1920-х гг. вошли в новейшую историю Русской Церкви как первое народное волнение верующих в их стремлении противостоять грабежу церковных ценностей, и как повод для начала новых, массовых гонений на церковь. Погибли, защищая святыню от поругания, несколько человек мирян, обогрив паперть Воскресенского собора. Пострадали и священнослужители – протоиерей Павел Михайлович Светозаров и священник Иван Степанович. Протоиерей Павел Михайлович Светозаров до революции преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, а когда преподавание было запрещено, перенес уроки в Воскресенский собор. Иван Степанович и Павел Михайлович Светозаров были расстреляны, перед расстрелом они совершили по себе отпевание. Русской Православной Церковью они прославлены в лике священномучеников. Вместе с ними был расстрелян мирянин Петр Иванович Языков, его Церковь прославила в чине мучеников.

Так, в 1920-х гг. с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери была снята ее драгоценная риза, а после закрытия Воскресенского собора в начале 1930-х гг., бесследно пропала и сама икона. Ходили слухи, что она хранилась у кого-то из священнослужителей, но вероятнее, что она была вывезена за границу. Чтимые списки Смоленской иконы сегодня находятся в шуйских храмах и Крестовоздвиженской церкви Палеха.

Новая волна гонений на Церковь последовала 9 сентября 1937 г. Тогда, за неделю, в Шуйском районе были арестованы почти все священники, диаконы, церковные старосты и усердные миряне.

В годы советской власти большинство шуйских храмов было разрушено. Сохранился только ансамбль Воскресенского собора с уникальной колокольней и Преображенская церковь, остававшаяся действующей.

В современной Шуе большинство памятников древнерусской архитектуры сосредоточено в центре, на площади Ленина (бывшей Спасской) и на месте древнего кремля. Архитектурный облик всего старого города был определен генеральным планом 1788 г.


Воскресенский собор. Воскресенский Собор прежде был приходской Воскресенской церковью. О ней впервые упоминает в своей писцовой книге 1629 г. шуйский летописец Афанасий Веков. Тогда церковь была деревянная, бедная и имела придел свт. Николая Чудотворца. О первоначальном основании церкви ничего не известно. После прославления Шуйской иконы Божией Матери, усердием благочестивых граждан, около 1667 г. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный пятиглавый собор с приделом Николая Чудотворца. В пожаре 12 мая 1710 г. деревянная и каменная церкви Были разрушены. К первой трети XVIII в. Воскресенский собор пришел в ветхость и был сломан. В 1739 г., в ответ на прошение протопопа Льва Семенова, из Суздальской архиепископской канцелярии последовал указ о возобновлении Воскресенского собора. В 1792 г. началось строительство. Место собору определили прежнее. 19 сентября 1799 г. Воскресенский собор был освящен епископом Владимирским и Суздальским Виктором. Впоследствии с левой стороны собора был пристроен, усердием купца Корнилова, небольшой придел во имя свт. Митрофана Воронежского.

Отдельно от собора была возведена огромная четырехъярусная колокольня, украшенная колоннами и полуколоннами. Высота ее достигает 106 метров. Строительство ее началось в 1810 г. по проекту и под руководством туринского зодчего И. Маричелли. По его проекту высота должна была достигать 64 м., а внутри помещаться церковь. Но архитектора постигла неудача – возведенная до третьего яруса колокольня неожиданно обрушилась. Понесенные убытки составили более ста тысяч рублей. Шуяне отказали Маричелли в доверии, и строительство колокольни спустя время продолжил владимирский архитектор ученик М.Ф. Казакова – Евграф Яковлевич Петров. Есть сведения, что помогал ему в этом каменных дел мастер крестьянин Владимирского уезда Михаил Саватьев с артельщиками.

Второй этап строительства колокольни совпал с общим настроением русского народа, переполненного патриотическими чувствами после победы в 1812 г. Подверженный им архитектор Г.Я. Петров задумал более величественное здание колокольни, увеличив ее высоту почти вдвое, по сравнению с планом Маричелли. Шуйская соборная колокольня стала самой высокой в России из отдельно стоящих и одной из самых высоких православных построек в мире.

На торжества открытия уникальной колокольни в Шую прибыл архиепископ Владимирский Феогност и более двадцати тысяч гостей. Работами по подъему колоколов руководил мастер колокольных дел Ксенофонт Веревкин. Всего на колокольню было поднято более ста колоколов.

Шуйские колокола смолкли в начале 1930 г. Летом 1933 г. главный колокол был сброшен на землю. При ударе от него откололся большой кусок, а мелкие осколки, по воспоминаниям очевидцев, ударились о соседние дома, кое-где выбив окна.

В настоящее время в Воскресенском соборе Шуи возобновлены богослужения.


Крестовоздвиженская церковь. Крестовоздвиженская церковь была одним из самых богатейших храмов не только в Шуе, но и во всей Владимирской епархии. Согласно народному преданию, она была и древнейшей из всех церквей в городе. В 1629 г. церковь упоминается деревянная, с приделом во имя свв. мучеников Бориса и Глеба. Это придел во имя Бориса и Глеба, принадлежал Шуйскому женскому монастырю, который не имел своей церкви и именовался Борисо-Глебским. Не имел монастырь и своего особого помещения, его инокини жили по квартирам. В таком виде монастырь продолжал существовать до конца царствования Петра I, когда был образован Спасский монастырь куда, по преданию, и были переведены монахини Борисоглебского придела.

В эпоху самозванцев Борисо-Глебская церковь была отдельной и имела особый причт. В самом конце XVII в. в новой каменной Воздвиженской церкви был снова устроен Борисоглебский придел. 25 сентября 1693 г. Крестовоздвиженская церковь была освящена по благословению митрополита Суздальскаго и Юрьевского Илариона.

При Крестовоздвиженской церкви существовала деревянная церковь во имя св. вмч. Георгия. Обе церкви были разрушены во время пожара 12 мая 1710 г.

На протяжении всего XVIII в. Воздвиженская церковь находилась в бедственном положении. С 1801 г. на средства известных благотворителей, почетных граждан Киселевых и Посылиных в храме были исправлены ветхости, древняя утварь заменена новой. В 1823 г. храм был возобновлен снаружи и освящен в 1831 г. епископом Владимирским и Суздальским Парфением.

Внутри храм украшал иконостас с колоннами искусной резьбы, вызолоченный червонным золотом мастером Кремлевской экспедиции Петром Софоновым.

В настоящее время Крестовоздвиженская церковь Шуи пребывает в руинированном состоянии.


Спасская церковь с часовней. Спасская церковь впервые упоминается в 1629 г. Тогда она имела придел во имя свв. бессребренников Козьмы и Дамиана, освященный в память отдельной церкви, существовавшей в 1616 г.

В память чудесного избавления от моровой язвы, свирепствовавшей в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 г., при Спасской церкви была построена часовня и в ней поставлен деревянный крест, выполненный по образцу Ново-Иерусалимского креста, из трех видов дерева – кипариса, кедра и можжевельника. Впоследствии крест погиб в пожаре.

В XVII в. при церкви существовал Спасский женский монастырь, в административной зависимости от Шуйского Троицкого мужского монастыря.

В этот монастырь, в конце царствования Петра I, были переведена инокини Борисоглебского монастыря. Спасский монастырь был упразднен в 1764 г.

Спасская церковь была перестроена в середине XIX в. Она выполнена в итальянском вкусе, с портиками, куполом и золоченым крестом, внутри имела превосходную роспись. Старожилы отмечали, что храм был похож на собор св. Петра в Риме и Исаакиевский собор в Петербурге. Церковь была освящена 6 июля 1847 г. настоятелем муромского Спасского монастыря, членом Владимирской духовной консистории архимандритом Иеронимом.

В начале 1930-х гг. Спасская церковь и часовня были взорваны.


Троицкая кладбищенская церковь. На шуйском городском кладбище располагалась Троицкая церковь. Она стояла в красивом месте, на берегу Тезы и в древности принадлежала Троицкому монастырю. Монастырь известен с середине XVI в., тогда он находился вблизи города и был окружен дремучими лесами. В 1628 г. впервые упоминается настоятель монастыря архимандрит Варнава. В иерархическом отношении Троицкие архимандриты зависели от архимандритов Шартомского монастыря, которые считались степенью выше. В 1629 г. в монастыре было две церкви: Троицкая с Казанским приделом и Успенская с приделами Иакова, брата Господня и Филарета Милостивого. В рукописном сказании о моровой язве под 1654 г. говорится, что Троицкий архимандрит с братиею сочувствовал и скорбел о несчастном городе, истребляемом страшною болезнью. В этом же монастыре принял иночество и был погребен и шуйский иконописец Герасим Тиханов, написавший чудотворную Смоленскую икону Божией Матери для Шуи. Монастырь был упразднен в 1764 г., Троицкая церковь обращена в приходскую, а место бывшего монастыря, как удаленное от городского центра, было отведено для городского кладбища.

В 1810 г. городской голова Иван Шилов обвел территорию кладбища каменной оградою с красивою часовнею на одном углу.

Усердием коммерции-советника Степана Ивановича Посылина, старый храм был заменен новым пятиглавым храмом. Освящен он был 3 июля 1829 г. Храм имел небольшой придел во имя Успения Божией Матери. Внутри был расписан известным художником Медведевым.

Рядом с Троицкой церковью стояла теплая Казанская церковь, освященная в 1838 г. В Духов день, в Троицкую церковь из Воскресенского собора совершался крестный ход.

В советские годы обе церкви были утрачены.


Воскресенско-Федоровский монастырь. В 1881 г. в с. Воскресенском Сергиеве на р. Тезе, которое находилось в десяти верстах от Шуи, была учреждена женская единоверческая община. Немало усердия к этому приложила Александра Николаевна Шубина. В 1889 г. Определением Св. Синода община была возведена на степень общежительного монастыря. Но существовать монастырю было суждено недолго.

Последней его игуменией была Арсения (в миру Анна Гавриловна Добронравова). При монастыре она жила с 1903 г., работая учительницей в детском приюте. Впоследствии она приняла постриг, а в 1915 г. была избрана сестрами игуменией.

После революции власти некоторое время не закрывали обитель пока монахини работали в совхозе. Человек, назначенный директором совхоза, сочувствовал сестрам и позволял им по церковным праздникам не работать, а молиться. При этом жить сестры продолжали в своих кельях.

В 1920-х гг. несколько лет провел в монастыре епископ Серафим (Чичагов), вернувшийся из Архангельской ссылки. Из Шуи он выехал в Ленинград, где ему суждено было возглавить епархию и пострадать. Митрополит Серафим (Чичагов) прославлен Русской Православной Церковью в лике священномучеников и является одним из самых почитаемых святых XX в.

В 1929 г. вышло распоряжение о недопущении церковных служб и полном закрытии монастыря. В апреле 1932 года игумения Арсения была арестована. В Казахстанской ссылке она приняла схиму с именем Фома. Скончалась игумения Арсения (Добронравова) 23 января 1939 г. в тюремной больнице Иваново. Русской Православной Церковью она прославлена в лике преподобномучениц.

В настоящее время, в уцелевших монастырских храмах совершаются богослужения.

Золотниковская Успенская пустынь

Золотниковская Успенская пустынь – маленькая обитель, в 34 верстах от Суздаля, на берегу речки Золотоструйки, в густом березовом лесу, была основана в самом начале XVII в. иноком Ионой Головцыным, утвержденным в 1624 г. в сане игумена.

В 1663 г. в уединенную обитель пришел 40-летний послушник, будущий великий подвижник свт. Митрофан Воронежский. В этом обители он принял постриг, через несколько лет был возведен в сан игумена и управлял монастырем десять лет.

В начале XIX в. в Золотниковской пустыни стоял каменный Успенский собор с двумя приделами и деревянные постройки. Почиталась явленная Казанская икона Божией Матери.

В советское время пустынь была закрыта. Успенский собор находится в руинированном состоянии.


Шартомский мужской монастырь в с. Введенье. Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь расположен в старинном с. Введенье, при слиянии рек Молохты и Тезы. Обитель была известна с древних времен, но кем и когда она была основана – неизвестно. Полагают, что монастырь ровесник Шуи.

Существует предание, что во второй половине XII в. беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом с товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой. А вскоре построили нехитрый деревянный монастырь. Сам основатель стал первым настоятелем. Согласно другому преданию, монастырь был основан до времени великого князя Василия Темного, по случаю явления иконы свт. Николая, в некотором отдалении от монастыря, в лесу. Эта икона, написанная на каменной доске, хранилась в монастыре до XX в.

Шартомский монастырь становится исторически известным из духовной грамоты, данной Суздальскому Евфимиеву монастырю нижегородской княгиней Марией (в иночестве Мариной) супругой князя Даниила Борисовича, на которой есть и подпись Шартомского архимандрита Конона. Грамота княгини Марии, хотя и не имеет официальной даты, признается составленной в 1444 г. Этот год считается годом первого упоминания монастыря.

Конец ознакомительного фрагмента.