Предложения в которых упоминается "интроспективный"
Таковой она и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной психологии сознания.
Анализ научной литературы, педагогическая рефлексия дают основания отнести к важнейшим, целесообразным для психолого-педагогической деятельности по формированию психологической культуры такие принципы, как психологическая предобразованность, личностная вовлечённость (которая реализуется в интроспективном проецировании, психотерапевтическом ожидании), возрастосообразность.
Он реализуется в двух активных перцептивно-рефлексивных процессах — интроспективном проецировании и психотерапевтическом ожидании.
Такое интроспективное оценивание обладает определёнными преимуществами по сравнению с экспертными методами, социометрией, ГОЛ — групповые оценки личности.
Такое понятие образа является вместе с тем и основным понятием интроспективной психологии.
Випашьяна — это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения.
Формальное оперативное мышление позволяет подростку осуществлять интроспективный анализ и критически оценивать то, что он думает и что он делает.
Узнадзе в ходе анализа интроспективной психологии сознания и бихевиоризма.
Этот образ рационального человека сложился в интроспективной психологии сознания в прошлом веке.
Субъективные или интроспективные методы основываются на высказываниях обследуемого.
Социология оставалась бы на уровне социально-философского теоретизирования — на основе библиотечных источников и интроспективного метода.
Обратимся к так называемой проблеме «ощущения» в интроспективной психологии, то есть в психологии, которая является, как известно, первой в истории психологии версией экспериментальной научной психологии.
Проблема состоит в установлении действительного статуса того, с чем в своих исследованиях, в своих интроспективных экспериментах имели дело представители интроспективной психологии: Вундт, Титченер и другие.
Что такое те «первоэлементы» сознания, которые они пытались выделять с помощью интроспективной процедуры, или иначе: какова природа данных классической формы самонаблюдения, так называемой «аналитической интроспекции»?
Сами интроспективные психологи, понятно, ни секунды не сомневались в «естественном» существовании этих своих «первоэлементов», смотря на них примерно так, как физик или химик может смотреть на свои атомы.
Проблема, правда, возникала уже внутри самой интроспективной психологии в силу того, что разные исследователи подчас существенно расходились не только в способах теоретического описания этих первоэлементов, например в формулировке соответствующих законов «поведения» их, но даже в том, какие элементы следует выделять и сколько их существует: у одних было четыре и таких-то, у других — только три и других.
Собственно, это обстоятельство прежде всего и оказалось тем, что в наибольшей степени компрометировало интроспективную психологию, приводило к сомнению в объективности её данных и, как следствие, к обвинению её в «субъективизме» и «ненаучности».
Хрестоматийные, со времён первых бихевиористов и до наших дней сотни раз уже, должно быть, воспроизведённые ходы в критике интроспективной психологии!
Но и в самом деле: разве приведённые соображения не есть приговор интроспективной психологии как науке?
Серьёзный современный анализ истории интроспективной психологии должен был бы показать, что интроспекционизм «вымер» вовсе не потому, что он был «ненаучным», «не выдержал проверку на объективность» и т.
На самом деле интроспекционизм «вымер» как раз в силу той самой безнадёжной оторванности от жизни, от задач анализа реальных, практически значимых форм психической жизни человека, о которой мы говорили в отношении академической психологии творчества (и это должно было бы послужить предостережением ей и её сторонникам), равно как, конечно, и в силу скандальной допотопности своей философской и методологической базы, вопиющая и одновременно воинственная вульгарность которой компрометировала интроспективную психологию в глазах серьёзных философов того времени.
Оторванность же от жизни в случае интроспективной психологии была обусловлена как раз тем, что она пыталась последовательно реализовывать экспериментальную естественнонаучную парадигму исследования.
Критики обвиняли интроспективных психологов в «субъективизме», и те — в силу своего натуралистического взгляда на природу интроспекции — не знали, что ответить, тогда как основной факт лежал на поверхности: интроспективные данные, получаемые в одном каком-то центре — при соответствующей, культивировавшейся именно здесь, способности самонаблюдения, — были очень устойчивыми и вполне воспроизводимыми!
Но это говорит только об одном: способность самонаблюдения и, особенно, в той форме, в которой она практиковалась как «интроспекция» в узком смысле слова в качестве метода интроспективной психологии, вообще не есть «естественная» психическая способность, но есть — всегда — искусственно построенная «культура» психической деятельности, и эти культуры могут быть разными.
Итак, с точки зрения обычно выставляемых критериев, интроспективная психология была как раз научной и, в этом смысле, обычная её критика — несостоятельна.
Другое дело, если мы задумываемся над тем, возможно ли вообще экспериментальное исследование естественнонаучного типа по отношению к той реальности, с которой имела дело интроспективная психология, — реальности сознания, — осмысленна ли, или с самого начала обречена на неудачу попытка естественнонаучного изучения сознания.
Именно в этом отношении тот проект построения психологии по образу и подобию естественнонаучных дисциплин, который был принят основоположниками интроспективной психологии, с самого начала оказался нереализуемым, ошибочным.
Научные журналы того времени были наполнены статьями с интроспективными отчётами; в них психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определённых раздражителей, при постановке тех или иных задач.
Титченером «ошибкой стимула» — известный термин интроспективной психологии, отражающий её атомистическую направленность на элементы сознания.
Не очень ценя эрудицию, он превозносил интроспективную медитацию как истинное средство достижения духовного просветления.
Ко второй группе относятся ангкуры, относящиеся к практике интроспективной медитации и психотренинга в целом.
Целью было выявление новых элементов интроспективно идентифицируемых проявлений стресса, апробация субъективных эффектов от побочных действий методов регистрации показателей стресса, обнаружение у испытуемых порождаемых стрессом склонностей к диссимуляции и аггравации симптомов стресса и, наконец, создание «сбалансированности» моральной ответственности за испытуемого, подвергаемого экстремальным воздействиям, и права подвергать его этим воздействиям.
Когда на выходивший к озеру участок позади дома писателя опустилась темнота, вместо веселья их охватило какое-то серьёзное интроспективное настроение.
Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка.
Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, или интроспективную, психологию.
Психология сознания с её интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического.
Конечно, существуют некоторые различия по шкалам: разные черты характера и добродетели неодинаково легко могут быть интроспективно оценены.
Но, тем не менее, это не делает невозможным использование интроспективного самоотчёта и самоанализа для того, чтобы все эти силы характера изучить и сравнить между собой.
Как проницательно заметил один из комментаторов, американцев больше волновала проблема живописной объективации психического, а не занятия интроспективным анализом и поиск странных образов в галлюцинациях, чем они решительно отличались от европейских сюрреалистов.
Есть ещё одно слово, которое значит то же самое: это опыт интроспективный.
Светлая кожа ассоциируется с интровертированной, интроспективной личностью.
Представляет упражнения, которые помогают 1) экспериментально развивать интроспективное осознание собственных поведенческих паттернов, связанных с креативностью, и 2) выявлять и наблюдать эти процессы в других индивидуумах.
Для этого психотерапевт должен хорошо знать себя, свои реакции, обладать хорошими интроспективными способностями, чтобы не поддаться на манипуляции пациента.
Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения.
Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.
Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.