Все атрибуты поэзии, все требования к поэтической речи, будучи справедливыми и для кратких поэтических форм, достигают в них, как правило, своего наивысшего накала: такт и вкус, отсутствие всяческих излишеств, повышенные требования к целостности стиха и его ассоциативным качествам — всё это фокусируется в кратких формах.
Вы здесь
- Тем самым от разговора о наполнении перейдём — условно — к разговору о средствах, о путях проявления этого наполнения, то есть к разговору об орудийных приёмах поэтической речи, к разговору о мастерстве.
- Здесь уже звучит полностью раскованная поэтическая речь; пронзительные хайямовские образы и приёмы письма, презревшие все поэтические традиции, рассыпаны во множестве; сверкающие созвучия и внутренние рифмы возникают как бы сами собой, без усилий автора; при необходимости вдруг опять предстают головокружительные стихотворные конструкции, выполненные с прежним блеском, однако наполненные теперь словами, несущими глубокий неожиданный смысл.
- В письме, как в варианте литературы и общения (посредством этой самой литературы), используются те же приёмы и способы написания, что и при написании рассказа, повести, романа... Реже — стихов, потому что поэтическая речь, всё-таки, вещь более древняя и потому более сложная, как для написания, так и для восприятия.
- Возможность понять, почему это так и почему звучание поэтической речи вызывает эмоциональное переживание вплоть до гипнотизирующего (состояние вдохновения у поэта не случайно сравнивают с разными видами изменённого сознания — опьянением, сумасшествием, медитацией), лежит в сфере, хронологически более отдалённой, чем доступная наблюдению история языка.
- Всё это говорит о наличии существенных предпосылок взаимодействия музыкального метра и синтаксиса со строением текста, о связях временной организации поэтической речи и музыки.
- Законы музыкальной формы в хоровом жанре вступают во взаимодействие с закономерностями поэтической речи, что вызывает специфические особенности формообразования.
- Правое же полушарие, хотя и не способно к речепродукции, но способно к пониманию вербальной информации, причём и такой, которая недоступна левому — например, поэтической речи, метафор и юмора.