Но если право наказания не может быть выведено ни из естественных прав отдельных людей, ни из совокупного интереса всего общества, ни из первобытного соглашения, на котором будто бы основывается весь общественный строй, то не находимся ли мы вынужденными признать его мистическим откровением божества, орудием — не столько правосудия, сколько божественной мести, страшной и непроницаемой силою, слепыми орудиями которой являются все люди, какое место они бы ни занимали в мире сем?
Вы здесь
- Фикция права собственника орудия на продукт, выработанный при помощи этого орудия сложилась под влиянием известных организационно-производственных отношений: первобытной общины.
- Процесс создания орудий труда и охоты многократно усилил эффективность и дал иные возможности жизнеобеспечения первобытного общества.
- На протяжении каждого из них первобытные люди изготавливали определённые виды орудий.
- Примитивностью орудий объясняется отсутствие у первобытных народов института частной собственности.
- Первобытные люди, жившие родами и племенами, с помощью простейших орудий добывали себе пищу, охотились и защищались от хищных животных.
- Там, где кремня много, первобытные люди изготавливали орудия для сиюминутного применения и выбрасывали их сразу после того, как заканчивали с ними работать.
- Прогресс в орудиях труда повлёк за собой переход от коллективного к семейному и далее к индивидуальному производству; от общинной к частной собственности, правда, пока ещё в рамках первобытных коллективов.