Необходимо знать принципы классификации товаров по трём их основным характеристикам: длительности пользования, материальной осязаемости и сфере потребления (потребительские товары или товары производственного назначения).
При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений и объяснений, что затрудняло применение тарифа в отношении тех товаров, которые не были поименованы в росписи.
При классификации товаров наиболее часто используют такие признаки, как назначение, сырьевые материалы, способ производства, пол и возраст потребителя, сезонность использования, конструкционные особенности и др.
Дальнейшее развитие и расширение географии промышленного производства, развитие международной торговли обусловило необходимость классификации товаров, исследования факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, стандартизации товаров для внутреннего и внешнего рынка, разработки объективных методов исследования показателей качества товаров, позволяющих выявить фальсификацию известных товаров, а также методов оценки качества товаров.