Вы здесь

Предложения со словосочетанием "родовой быт"

Предложения в которых упоминается "родовой быт"

Иные из них, по обстоятельствам времени и места, скорее почувствовали необходимость в общинной и городской жизни, значительными массами; а другие, смотря по местности, ещё долго оставались в родовом быте и жили врассыпную, каждый со своим родом.
Отсюда возникает понятие о собственности семейной, — понятие, вызвавшее окончательную гибель родового быта.
Первое возражение против школы родового быта принадлежало славянофилам.
Все эти возражения уничтожили стройную систему родового быта, но не создали какой-либо новой исторической схемы.
Родовой быт действительно исключал возможность личного владения.
Эти труды окончательно позволяют утверждать, что у славян на первой стадии исторической жизни существовал своеобразный общинный, а не родовой быт.
Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом.
Родовой быт первоначально вёл людей к обособлению.
Школа родового быта первая дала научное построение вопросу, основываясь на понятии родового владения.
Родовой быт сменился, естественно, семейным, родовое владение перешло, естественно, в личное.
Пользуясь значительной самостоятельностью, израильтяне выработали свою форму самоуправления сообразно особенностям своего родового быта.
Едва ли не самым спорным вопросом в теории родового быта является вопрос о том, какой характер носила современная ему организация суда и управления.
Христианские идеи, возникшие на почве древнего мира, представляют полное отрицание всех принципов родового быта.
Они должны были пережить тот же возраст родового быта, на котором почил древний мир.
Но родовой быт вовсе не такой хрупкий, чтобы сломить его можно было одним ударом, одним почерком пера, как изменить какую-нибудь французскую конституцию.
Адаты поддерживали такие уродливые пережитки родового быта, как кровная месть, выдача замуж малолетних, многожёнство, оскорбление женщин и т.
Вся философия есть представление родового быта в отвлечённой форме.
Общество со всеми его принадлежностями можно уподобить блудному сыну родового быта, к которому оно и должно возвратиться.
Но этот блудный сын не бесплодно провёл годы своего скитания, и он в силах уже преобразовать старый родовой быт во всемирное родство.
Надо сознаться однако, что в измене родовому быту мы делаем быстрые успехи.
И мы повторяем за мудрецами века, что выход из родового быта есть прогресс, развитие личности.
А между тем выход из родового быта — факт, но не цель; целью м (ожет) б (ыть) только превращение номинального родства в действительное.
Тем не менее родовой быт по-прежнему пронизывал всю общественную жизнь германцев.
Во все века монголы, жившие родовым бытом, делились на роды, племена и улусы, которые можно назвать народами.
Предки монголов жили рассеянно, и традиции их были основаны на родовом быте.
Объектом, общим всем преступлениям, составляющим пережитки родового быта, является социалистический уклад.
Именно поэтому генеалогиям и в наше время придают исключительное значение в коллективах, сохраняющих в тех или иных формах пережитки родового быта.
Это своеобразие объясняется низким уровнем производительных сил и условиями кочевого скотоводческого хозяйства, способствовавшими сохранению родового быта -LSB- 135, с.
Но, кажется, одни только поляне пользовались таким положением, которое дозволяло им довольно долго оставаться в родовом быте, по крайней мере о них одних свидетельствуют летописи.
Они живут отдельными родами, каждый род под своим родоначальником; живут иные в городах, но это громкое слово «город» не должно смущать нас, возбуждать мысль о противоречии между существованием городов и особного родового быта.
Их воззрения на русскую историю в то время назывались «теорией родового быта», а впоследствии они и другие учёные их направления стали известны под названием историко-юридической школы.
Исходя из мысли, что отличительные черты истории каждого народа создаются его природой и его первоначальной обстановкой, они и обратили внимание на первоначальную форму русского общественного быта, которая, по их мнению, определялась началом родового быта.
Всю русскую историю представляли они как последовательный органически стройный переход от кровных общественных союзов, от родового быта — к быту государственному.
Если первое, славянофильское возражение явилось на почве соображений об общекультурной самостоятельности славянства, если второе выросло на почве изучения правовых институтов, то третье возражение школе родового быта сделано скорее всего с точки зрения историко-экономической.
Под ударами критики родовое учение потеряло свою непреложность; стали говорить, что родовой быт существовал лишь во времена глубокой древности, быть может, доисторические, а затем заменился общинным.
Наконец, третьи (школа родового быта) удачно подметили родовой порядок наследования столов и думали, что родовой быт князей в одно время и поддерживал земское единство, и делил землю на части по числу родичей, имеющих право на владение родовым имуществом.
Своеобразное сочетание условий, вытекающих из экономической жизни волостей, с условиями родового быта князей породило постоянное движение князей по городам и постоянное взаимодействие земских миров.
Так же часто случается, что в одном этносе часть людей живёт в привычных условиях родового быта, часть — при феодализме, а какая-то группа практикует капиталистические отношения.
Другую картину представляет киргизский народ; родовой быт сохранился у него ещё в целости; каждое поколение живёт в одном месте и общими интересами, которые сообща и защищает; браки внутри поколения запрещаются, как между родственниками; каждое поколение помнит своего предка, и если не всякий член поколения, то многие в состоянии рассказать всю генеалогию от родоначальника своего поколения вплоть до своего отца; здесь не только помнят имя родоначальника, но его жён, братьев; о жёнах расскажут, откуда она взята, законная была или наложница; сохранены легенды о предках, объясняющие иногда, почему они получили своё прозвище.
Гражданственность, цивилизация не удовлетворяют требованию критерия; родовой быт, в коем живут первобытные народы, следы которого видны и у нас до сих пор, несмотря на внешнее сходство с родственностью, также не удовлетворяет требованиям христианского критерия и даже прямо противоречит ему.
Призванные народом, в родовом быту живущим, для его обороны от внешних врагов и для умиротворения внутри, между родами, князья русского народа, приняв крещение, стали восприемниками народа от общей купели, ибо крещение целых народов совершается на том же основании, на каком крестят детей.
Итак, тот, кто первый по чувству любви (Примечание 14-е) до конца не оставлял своих родителей, не оставлял их при жизни, хотя и мог жить отдельно по своему совершеннолетию, по своей способности к самостоятельной жизни, не оставлял и после смерти, этот-то человек и был, можно сказать, первым сыном человеческим, положившим начало родовому быту, родовой религии (культ предков) и вообще человеческому обществу.
Оно не отрицает собой ни факта широкого распространения родового быта, ни возможности открыть в этом быте пережитки более ранней стадии развития — матриархата или зародыши более поздних форм общежития — общинной и феодальной.
Мы далеко не исчерпали всех тех сторон родового быта, на которые культ предков и связанный с ним культ домашнего очага сумели наложить свою печать; но и сказанного нами достаточно для того, чтобы прийти к убеждению, что без предварительного знакомства с характером того почитания, каким общества, живущие условиями родового быта, окружают своих мёртвых, невозможно ясное понимание духа родовых порядков.
Бок о бок с писателями, утверждающими, что родовое устройство есть особенность кочевых племён и что ему чуждо поэтому всякое понятие о праве частной или общинной собственности на землю, попадаются и такие, которые думают, что родовой быт может быть продолжен и в эпоху перехода постоянной оседлости; отдельные семьи, обособившись от общего ствола, расчищают каждая больший или меньший участок земли из-под леса, кустарника и болота и, в силу приложения своего индивидуального труда к его обработке, приобретают на него права частной собственности.
Если я не настаиваю на этих аналогиях, как на доказательстве тесного соотношения между древним правом иранцев и современными обычаями осетин, пшавов и хевсур, то потому только, что указанные черты составляют, как я имел уже случай заметить, общую характеристику всякого права, развившегося на почве родового быта.
Славянские и финские племена, не имея ничего противопоставить, легко принимали форму государственности, но в то же время их родовой быт, родовая психология надолго остаётся для них господствующими.