Вы здесь

Предложения со словосочетанием "положительная наука"

Предложения в которых упоминается "положительная наука"

Но человеку необходимо иметь целостное представление о мире, он не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели, ему необходимо также получить ответы и на некоторые вопросы, которые уж совершенно выходят за поле зрения положительной науки и не могут быть ею даже и сознаны.
По-видимому, существует общая почва, на которой эти науки могут встретиться, — область гипотезы; но и тут их противоположность проявляется в том, что и к гипотезе они приходят с двух различных сторон; действительно, положительная наука в гипотезе доходит до полного напряжения сил, между тем как метафизика черпает в ней свои первые основы.
Эта задача выводит нас за границы как положительной науки, так и моральной философии: мы вступаем здесь в область метафизики.
Только в психологии, возведённой на степень положительной науки, мы должны искать прочные основания учения о нравственности.
При таком взгляде, конечно, наука (и притом именно положительная наука о природе) как бы поглощает собою всю цивилизацию, становится её синонимом.
Положительная наука может создавать свои дедукции и индукции не иначе, как на основных законах человеческого духа и, в частности, на категориях.
Первый метод, главным образом, сроден наукам метафизическим, второй — положительной науке.
Что же сделала положительная наука, чтобы избежать этого затруднения?
На эти вопросы нет ответа у положительной науки, точнее, она их и не ставит и не может разрешить.
Разрешение их лежит в области метафизического мышления, отстаивающего таким образом свои права наряду с положительной наукой.
Сила научной мысли в это время ушла в положительную науку, человечество опьянено было успехами естествознания и основанной на нём техники.
Она должна ввести и переработать все конечные выводы современной положительной науки.
Всё остальное входит в положительную науку о природе и истории.
Если положительные науки и допускают, каждая в своих пределах, некоторые абсолютные непроблематические данности, т.
В пределах положительной науки исчерпывающее познание всех определяющих предмет опыта связей и отношений не может быть достигнуто.
Развитие положительных наук за последние три века — капитальный факт истории.
Что же касается сути дела, то фактически возрождается стоящая над «положительными науками» наука наук — диалектика.
Силы, изучаемые метафизическими и положительными науками, как правило, не зависят от воли человека.
Положительная наука на основании всех своих опытов и экспериментов не может решить этой великой загадки философии.
Сверх латыни семинаристы тогдашние сильны были по-своему только в богословии и философии, а в положительных науках и новых языках плоховали.
Всё остальное входит в положительную науку о природе и истории.
Ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже осознаны.
Потому народы европейского культурного типа пошли по другому направлению, по пути аналитического изучения природы, и создали положительную науку, которой ничего подобного не представляет никакая другая цивилизация.
Из этого следует, что цивилизация, или, другими словами, культурно-исторический тип, не только может считаться новым и самобытным, но и имеющим весьма большое значение в общем развитии человечества, ежели бы даже относительно положительной науки он и не произвёл ничего нового, ничего самобытного, а шёл бы только по старому, правильно пробитому пути.
Эта наука-посредница, подобно положительной науке, должна исследовать явления, доступные нашим физическим чувствам, но в то же время необъяснимые методами, основанными на этих же чувствах; ей необходима помощь трансцедентальных чувств, одновременно аналогичных как нашим обыкновенным чувствам, так и таким психическим способностям, как воображение или интуиция.
Без сомнения, длинный ряд настойчивых, хотя и неопределённых исканий, опытов и поправок мало-помалу помогли бы преодолеть всю эту массу препятствий; но легко себе представить, какое количество лет для этого потребуется, если мы сопоставим настоящее состояние положительной науки с результатами, достигнутыми спиритизмом в течение полустолетия.
Следовательно, положительная наука в её настоящем состоянии почти наверно встретиться только с ложными и призрачными явлениями, и до некоторой степени можно уяснить себе причины такого существенного замешательства.
Гипотеза, доставленная нам преданием по своей природе, с одной стороны, примыкает к философии, с другой — к положительной науке; следовательно, она избегает крайностей, присущих гипотезам этих противоположных наук, она будет содержать в себе среднюю науку о вторых причинах.
Мы видим в нем истинное и глубокое значение опытных доказательств — действие и реакция — только два великих принципа самопроизвольности и инертности, о которых уже шла речь в первой части этого введения; они властвуют над всем творением, над всею совокупностью существ, над всеми их движениями, комбинациями, над всею космической жизнью; и, таким образом, традиционное положение с каждым днём все больше и больше подтверждается положительной наукой.
Эта работа зиждется на тесном сотрудничестве представителей искусства и «положительной науки» и должна идти в двух направлениях: в виде докладов и в виде экспериментальных исследований.
Но вводя положительную науку в надлежащие границы, оно вместе с тем, наряду с нею, признаёт и другие области и устраняет суеверные предрассудки, препятствующие свободно и прямо идти навстречу великим вопросам духа.
Между тем он представляет собой грубое заблуждение, потому что ни религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей и чувств, ни метафизические запросы нашего разума и отвечающее на них умозрение нисколько не уничтожаются, даже ничего не теряют от пышно развивающейся наряду с ними положительной науки.
Имея первоначальным источником материальные потребности человека, борьбу за существование, положительная наука в дальнейшем развитии ставит себе и чисто теоретические цели установления закономерности в мире явлений.
Так как, рассуждая чисто математически, в сравнении с бесконечностью теряют значение всякие конечные величины, как бы ни различались при этом их абсолютные размеры, то можно поэтому сказать, что в настоящее время положительная наука нисколько не ближе к задаче дать целостное знание, как была несколько веков тому назад или будет через несколько веков вперёд.
Компетенция метафизики больше, чем положительной науки, как потому, что метафизика решает вопросы, более важные, нежели вопросы опытного знания, так и потому, что, пользуясь умозрением, она даёт ответ на вопросы, которые не под силу опытной науке.
Но разве не ошибочна, не утопична была и сама мечта основать религию, имеющую дело с бесконечным и вечным, на том конкретном и всегда ограниченном фундаменте, который только и даётся положительной наукой!
Позитивизм становится догматичным, поскольку в его лице положительная наука, руководящаяся принципом причинности, предъявляет притязания на то, чтобы своими определениями исчерпать всю полноту жизни духа и дать стройное и целостное миросозерцание.
Положительная наука у него бессознательно извращалась метафизикой, а метафизическую мысль тяготило, связывало и обеспложивало её подчинение «положительной науке».
Говоря это, мы имеем в виду не преувеличения и односторонности так называемого экономического материализма, которые не имеют принципиального философского значения и с которыми предстоит разделываться положительной науке и специальной методологии.
Но ими же подчёркнуто, что постановка этого вопроса в рамках положительной науки и в её терминах незаконна и не имеет смысла, что она есть некритическое смешение метафизики с опытным знанием, или положительной наукой.
Увы, страшное идеологическое, действующее на сознание и формирующее поведенческую мотивацию, оружие продолжает использоваться для профанации как положительных наук, так и настоящей (правильной) политики, под которой следует понимать государственную деятельность с вполне определёнными целями и действиями, направленными на развитие производства, которое, в свою очередь может иметь лишь единственную достойную цель: повышение жизненного уровня членов, индивидуумов государства, т.
Если схематику мира выводить не из головы, а только при помощи головы из действительного мира, если принципы бытия выводить из того, что есть, — то для этого нам нужна не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нём происходит; то, что получается в результате такой работы, также не есть философия, а положительная наука.
Как, с одной стороны, систематическое единство знания неосуществимо вне ориентирования на науке, так, с другой стороны, и внутренняя структура положительной науки требует для своего завершения логического объединения всех отраслей знания в единстве философской системы.
И каковы доказательства, приводимые им в пользу того, что указанные выше систематические мотивы относятся не только к области отвлечённого философского умозрения, но проникают также конкретную проблематику положительных наук, словом, что их философское значение представляет лишь оборотную сторону, необходимый коррелят их научного значения?
Однако в самом широком своём значении (как логическая непрерывность, как чистое изначало) принцип систематического единства не связан границами какой-нибудь отдельной области положительной науки; он является тем последним источником, которым питается объективное знание вообще.
Было время, и оно лежит ещё не так далеко позади нас, когда было широко распространено воззрение, будто философия есть вещь, пережившая самое себя, что место её будто бы заступили положительные науки.
Позитивистическое направление теории познания отрицает возможность метафизики; на неё должно будто бы смотреть как на большое историческое заблуждение человеческого духа; положительные науки и теория познания будто бы исчерпывают собою круг познаваемого.
В этой замене одного общего неопределённого факта многими точными заключается настоящий прогресс положительных наук: «вся их работа и весь их успех за 300 лет заключается в преобразовании крупных масс, которые усматривает внешний опыт, в точный и обстоятельный каталог фактов, каждый день далее разлагаемых и размножающихся».