Предложения в которых упоминается "основоположный"
Жалуются, наконец, на то, что евреи заманивают клиентов, ловят их за руку на улице, украшают витрины своих лавок — всё это тогда считалось непорядочным и в то же время создавало основы свободной конкуренции, рекламы, «контакта с потребителем» — основоположные черты современного капиталистического хозяйства.
Такова классическая, основоположная постановка проблемы объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных — условных рефлексов.
Но оно имеет одно средоточие, опирается на один основоположный опыт.
Все выраженные мною мысли суть только варианты и выводы из этого основоположного опыта.
Между королевой и регентом с первой же минуты разверста непроходимая пропасть в наиболее важном, основоположном для них вопросе, а это не обещает мира.
Это тем более обидно, что данные вопросы во всей своей многогранности наиболее эффективно могут быть поставлены и решены на базе основоположных принципов историко-материалистической концепции.
Структура человеческой деятельности не может быть вскрыта при руководстве концепцией социологического плюрализма с основоположной для неё идеей «равноправия социальных факторов».
Философ совершает измену, если меняются основные темы его философствования, основные мотивы его мышления, основоположная установка ценностей.
Это основоположное состояние человека в молитве может быть проиллюстрировано на примере человека, который любит наблюдать птиц.
Мы должны постоянно следить за собой, чтобы ни движением, ни словом, ни внутренним настроением, несовместимым с цельностью, не разбивать ту основоположную цельность нашей личности, которой ищем.
Однако наряду с этой основоположной, сущностной истиной есть и неполная, частичная истина каждого мгновения.
Так же закон вибрации является основоположным в мироздании, если рассматривать, к примеру, начиная от молекулы и погружаясь вглубь, то в конечном итоге мы упрёмся в одну лишь энергию.
Дело в том, что наука строится по известным заданиям, она ставит себе лишь определённые проблемы, а соответственно сосредоточивает и своё внимание лишь на известных явлениях, отметая другие (напр., очевидно, что вся религиозно-историческая наука при её основоположном и методическом рационализме строится на принципиальном отрицании чуда, и поэтому все элементы чудесного в религии, без которых, быть может, нельзя и понять последнюю, она относит к области легенд и сказок).
В естественном порядке истинная основоположная религия есть общая почва для всего, что не требует особого формального закрепления, поскольку от рождения вписана в сердце и ум человека11.
Это основоположная идея этой философии.
Есть два основоположных типа людей — тип, находящийся в гармоническом соотношении с мировой средой, и тип, находящийся в дисгармоническом соотношении.
Среди многих великих умов этого направления я особенно выделяю имя одного мыслителя, который, в грандиозной форме объединяя духовные достижения античности и средневековья с основоположными замыслами нового времени, достиг такого синтеза, какой позднее уже никогда не удавался европейскому духу.
Направленность взора на неизвестное есть условие возможности всякого познания; и как бы далеко ни проникало последнее, эта первичная направленность взора как таковая не может исчезнуть, не может быть покинута или преодолена, потому что она есть основоположная установка того, что мы именно и называем познаванием.
Из самого существа дела здесь вытекает, что этого основоположного факта, собственно, совсем нельзя доказать в смысле очевидного вывода умозаключения из каких-либо признанных посылок, т.
Таким образом, безусловно «непонятное», ибо неуловимое в понятиях и потому «необъяснимое», существо единичного как неповторимо индивидуального есть основоположный признак реальности в её конкретном трансдефинитном существе.
Мы убедились в том, что в «мире», в самой «действительности», в том, что предстоит нам как сущее в себе, независимо от нас, «предметное бытие», — все эти термины означают для нас предварительно одно и то же — наличествует элемент, и притом основоположный элемент, и силу которого предметное бытие содержит в себе нечто непостижимое — и не только непостижимое для нас, но и по существу непостижимое.
Взор, не ослеплённый внешнею видимостью и ходячими понятиями, наталкивается именно здесь на самую существенную, основоположную черту той области бытия, которую, в отличие от объективной действительности, мы называли первичной реальностью.
Это и значит, что основоположная черта «моего внутреннего бытия» есть имманентно присущий ему момент трансцендирования — соучастия в бытии за пределами самого себя.
Этим достигается уяснение (пока лишь предварительное) основоположной двойственности человеческого бытия, вытекающей из его связи с объективной действительностью и с первичной реальностью.
Но всё же и в этом случае существовала бы основоположная, часть её, которая к философии как к основоположению всякого объективирования относилась бы точно так же, как относится психология в собственном смысле этого слова, а именно психология положительная, к целокупности положительной науки.
Но ввиду того что принципов мало, эмпирических же объективных образований необозримо много, то наиболее значительная часть психологических исследований должна была бы обратиться в сторону эмпирии, и лишь гораздо менее значительная, хотя, правда, и основоположная их часть, относилась бы к сфере философии.
Ввиду того, однако, что в учении о принципах так же, как и во всей эмпирии, «конструкция» и «реконструкция» должны так соответствовать друг другу, что каждая из них может рассматриваться как «обосновывающая» другую (хотя и в противоположном смысле, именно так, что первая из них обосновывает вторую в объективном смысле, вторая же — первую в смысле субъективном), то становится более или менее понятным, несмотря на всё то, что так убедительно и так правильно доказывалось с разных сторон о необходимости чистого, свободного от психологии обоснования всякой основоположной философии, что с какой-то последней и окончательной точки зрения философия вообще совпадает или должна совпадать с психологией.
Больше того, можно было бы даже с полным правом говорить о свободном от психологии обосновании самой психологии, поскольку этим желательно было бы лишь выразить, что наука о субъективном (чему я неоднократно и старался дать обоснование и что я неоднократно пытался провести) возможна не иначе, как на фундаменте науки об объективном и что эта наука о субъективном, будучи сама наукой фундаментальной, в свою очередь, возможна лишь на основе чистых основных наук об объективировании (хотя бы логики, этики и эстетики); и тем не менее всё это нисколько не изменило бы того положения, что сами эти чистые основоположные объективные науки именно в силу того, что они обосновывают — в объективном значении обоснования — столь же основоположную науку о субъективном, вместе с тем получают и своё обоснование уже в новом своеобразном значении субъективного обоснования и постольку снова превращаются в психологию; «снова» — именно в том смысле, что всякое объективирование с самого начала предполагало ведь, как свою оборотную сторону, начало субъективное, которое объективирование это именно в силу своего объективирующего характера должно было оставить позади себя и от которого оно первым делом должно было отвлечься.
Когда понимаешь основоположные принципы, не нужно всё время держать в голове кучу разрозненных фактов.
И вопрос был основоположный для существования каждого народа: как глядеть на историю?
Мне кажется, в ней есть идеи, основоположные для понимания истории.