Вы здесь

Предложения со словосочетанием "конституционный контроль"

Предложения в которых упоминается "конституционный контроль"

Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативных правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда).
Это свидетельствует о том значении, которое придаётся ему в системе судебной власти как органу конституционного контроля.
Существует семь видов конституционного контроля.
Конституционно-правовая политика «выходит» и на проблему становления и упорядочения органов конституционного контроля.
Во многих государствах создан специальный институт конституционного контроля и соответствующие органы.
Существуют различные органы, которые получили или присвоили себе право осуществления конституционного контроля.
Можно подразделить конституционный контроль на предварительный и последующий.
Однако особую роль играют специализированные органы конституционного контроля (например, конституционные суды).
С другой стороны, конституционный контроль не всегда оберегает конституцию от нарушающего её законодательства.
Наконец, в практике самих органов конституционного контроля бывают случаи, когда в принятых ими решениях неверно истолковываются положения конституций.
Тем не менее, институт конституционного контроля — важнейший демократический институт.
Особое значение имеет судебный и квазисудебный конституционный контроль.
Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
Различают конкретный и абстрактный конституционный контроль.
С точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия.
Обсуждение вопроса о неконституционности какого-либо акта в органах конституционного контроля протекает по-разному.
Во всех случаях, если конституционный контроль осуществляется коллективным органом, решения принимаются большинством голосов.
Гражданин может непосредственно обращаться в орган конституционного контроля для защиты своих прав.
Во-первых, он предполагает возможность использования опыта решения конституционного вопроса в органах конституционного контроля (или надзора) других государств.
Второе направление — нормативно-применительное, содержанием которого выступает конституционный контроль.
Так, при возможности создания судебного конституционного контроля либо в качестве отдельной системы, либо как подразделения внутри судов общей юрисдикции наша страна предпочла первый вариант, тем самым установила разделение власти внутри судебной системы.
Более того, оценивая регулирующую направленность принципа разделения властей и те подходы к его толкованию, которые были избраны органами конституционного контроля, а также отражены в конституционно-правовых доктринах различных стран, надо признать, что количество ветвей власти, их состав не играют решающей роли в воплощении основных смысловых аспектов данного принципа.
При рассмотрении вопросов реализации международных договорных обязательств в национальных правовых системах анализируются установленный государством порядок взаимодействия национального права и договорных норм, используемые на национальном уровне способы реализации международных договорных обязательств, место, которое отводится международным договорам в иерархии источников во внутригосударственном праве, включая их статус и соотношение с конституцией и обычным законодательством, возможность самоисполнимого действия и непосредственного применения договорных норм во внутригосударственной сфере, формы участия субъектов и административно-территориальных образований государств в реализации государством международных договорных обязательств, а также возможное влияние конституционных или иных судов, если они уполномочены осуществлять последующий конституционный контроль, на реализацию таких обязательств.
Применяя и истолковывая конституционно-правовые нормы, регулирующие экономические вопросы, органы конституционного контроля должны оценивать положения законов в том виде, в каком они применяются на практике и понимаются правоприменительными органами.
Во-вторых, в процессе конституционного контроля возникает необходимость детализировать содержание того или иного принципа, применить его в качестве критерия оценки конституционности положений текущего законодательства.
Её суть проявляется в осуществлении ряда весьма важных функций (полномочий), в частности, конституционного контроля, правосудия по гражданским и уголовным делам, проверки законности и обоснованности действий и решений представительных и исполнительных органов, должностных лиц, обеспечение реализации судебных решений, рассмотрение дел о некоторых административных правонарушениях.
Первыми по значимости для достижения целей и решения поставленных перед судебной властью задач являются полномочия по осуществлению судебного конституционного контроля.
Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.
Особую роль в проверке соответствия нормативных правовых актов конституции, следовательно, и в оценке качества работы законодательной власти играют органы конституционного контроля.
Поэтому многие заинтересованные лица, исчерпав полностью или частично предоставленные законом средства защиты своих прав и интересов в судах общей юрисдикции, пытаются добиваться изменения судебных решений посредством института конституционного контроля.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведённых органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Для охраны конституции создаются специальные органы конституционного контроля: конституционные суды, конституционные советы, «совет стражей» (Иран) и др.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.
Приведение фиктивных положений конституции в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путём принятия поправок к тексту конституции и её толкованием органами конституционного контроля.
Конституционный контроль представляет собой определённую деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых — выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.
Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.
Позитивное значение конституционного контроля заключается в том, что он направлен на укрепление существующего в стране конституционного строя, конституционной законности, на защиту прав и законных интересов личности.
Есть неспециализированный конституционный контроль, который осуществляют те или иные рассматриваемые ниже органы наряду с выполнением ими других главных задач (например, президент как гарант конституции или уполномоченный парламента — омбудсман по правам человека).
Практически это выражается, в частности, в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации (подписания президентом и опубликования) вправе использовать вето (не подписать закон, в результате чего он не вступает в силу) или обратиться в специальный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.
Нередко считается, что неспециализированные органы, названные выше, осуществляют конституционный надзор (в соответствующем объёме), а конституционный контроль осуществляется специализированными для этой цели органами.
Там, где в качестве органов конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.
Право обращаться с иском о неконституционности правовых актов в специализированные органы конституционного контроля предоставляется и гражданам, но обычно только в одном случае: если нарушены их конституционные права.
Защиты конституционных прав граждан — специальная обязанность уполномоченных парламента (омбудсманов) по правам человека, народных правозащитников, иных омбудсманов (есть самые различные названия), а также конституционных судов и иных органов конституционного контроля.
На наш взгляд, стабилизационно-охранительная функция конституции реализуется в трёх основных направлениях: в обосновании стабильности конституции, для чего необходима последовательная теория конституционных поправок и пересмотра конституции; в осуществлении конституционного контроля и надзора, в ходе которых не допускаются или устраняются из правовой системы правовые акты и нормы, противоречащие конституции; и в толковании конституции, которое обеспечивает приспособление конституционных норм к изменяющимся общественным отношениям.
По сравнению с советским периодом существенное отличие конституционных провозглашений на современном этапе развития видится в том, что они играют активную роль в процессе правотворчества и правореализации и особенно в ходе осуществления конституционного контроля.
Более того, ещё одна разновидность аксиологических начал современного конституционализма связана с генерированием конституционных ценностей, прежде всего, как результата конституционно-оценочной деятельности судебных органов конституционного контроля.
Судебный конституционный контроль осуществляется всеми судами20.
Однако всё более активную роль в этом процессе играет федеральный орган конституционного контроля.