Предложения в которых упоминается "историческая география"
Историческая география позволяет установить распространённость фамилии на определённой территории, уточнить место рождения человека.
Мы очертили круг вопросов, на которые история самостоятельно ответить не может, уступая своё поприще исторической географии.
Таковы внешние соображения, которые заставляют связать историческую географию с историей колонизации.
Эти соображения вытекают из понятия о самой научной задаче исторической географии.
Вместе с этим, историческая география должна изобразить и воздействие человека на природу, его борьбу с ней, формы этой борьбы, т.
Таковы идеальные задачи исторической географии.
К этому можно добавить разве только то, что выяснение влияния внешней природы на человека является преимущественной задачей исторической географии.
Историей, исторической географией, немного — прогностикой.
Следовательно, уже в определении круга задач работы чувствуется смещение интересов учёного в сторону исторической географии народного хозяйства.
Это заметно по исторической географии.
Милюков прекрасно знал вопросы русской исторической географии — он читал курсы по истории колонизации и собственно исторической географии.
Историческая география мира: учеб.
Для этого следует лишь обратиться к исторической географии.
Но этого мало: нужно использовать опыт, накопленный вспомогательными историческими дисциплинами, к которым относятся геральдика, историческая география, антропонимика, топонимика, хронология.
Здесь практикующий учитель может узнать: что такое катехизация и какова её связь с развивающим обучением; с чего начиналось эвристическое обучение и как его можно реализовать в наши дни; какие требования предъявлялись к рассказу учителя на уроке; как ученикам целесообразно работать с учебником на уроке и дома; какие требования предъявлялись к подготовке и проведению урока; в чём значение письменных работ для совершенствования обучения истории; что такое лабораторные занятия, как их подготавливать и проводить; в чём ценность мини-спектаклей — драматизаций; как проводится и чем отличается школьная лекция от вузовской; что такое историческая география и применяется ли она в современной школе; какие советы имелись по изучению хронологии и картографии; какая наглядность и как применялась в дореволюционной школе.
Исследование этнонима, включая и его этимологию, — часть истории самого народа, при этом, только малая её часть, которую нельзя рассматривать в отрыве от данных письменной и устной истории, духовной культуры, исторической географии и т.
Таким образом, и со стороны внешней, и со стороны внутренней и историко-социологической точек зрения изложение истории русской колонизации является необходимым и удобным в курсе исторической географии..
Спонтанное движение, отражённое в общественном развитии, изучается историческим материализмом; физиология человека — область биологии; соотношение человека с ландшафтом — историческая география — находится в сфере географических наук; изучение войн, законов и учреждений — история политическая, а мнений и мыслей — история культуры; изучение языков — лингвистика, а творчества литературного — философия и т.
Яцунский, автор прекрасных обзоров географической мысли XV — XVIII вв., справедливо отмечает: «Историческая география изучает не географические представления людей прошлого, а конкретную географию прошлых веков».
Существует и целый ряд «пограничных» наук — историческая география, историческая политология, историческая психология и пр., стоящие на стыке истории и других дисциплин.
Эти идеи в значительной степени обусловили повышенный интерес к исторической географии научной дисциплине, для которой вопросы взаимодействия природы и общества в прошедшие эпохи являются центральными.
Разрабатывая проблемы исторической географии, «государственники» второго поколения искали дополнительные аргументы в защиту основных положений «государственной» теории.
Возросший интерес к исторической географии, совершенствование приёмов историко-географического изучения объясняются рядом причин не только социально-политического, гносеологического характера.
Но ещё важнее соображения «внутреннего» свойства, вытекающие из понятия об основной научной задаче исторической географии «выяснение влияния внешней природы на человека», изучение борьбы человека с ней, её результатов.
Само понимание учёным колонизации как освоения новых территорий прежде всего в хозяйственном отношении заставляло его включать в круг задач исторической географии и историческую географию народного хозяйства.
Понимание учёным задач этой науки, сформулированное в курсе, даёт возможность пересмотреть утвердившуюся в ряде работ советских историков точку зрения о том, что дореволюционное поколение исследователей, занимавшееся исторической географией, видело свои задачи лишь в локализации на карте политических событий, политических и племенных границ.
Вернадского позволили сделать эмпирическое обобщение — установить наличие в исторической географии замкнутых систем, ограниченных в пространстве — ареалы — и во времени — эпохи.
Большие археологические раскопки средневековых русских древностей начаты были ещё в XIX веке, но до революции сводились главным образом к раскопкам курганов, что дало много ценных выводов по исторической географии и хронологии.
Давно ставшие самостоятельными в своей методике нумизматика, сфрагистика, генеалогия, историческая география и прочие так называемые «вспомогательные дисциплины истории» нуждаются в перекрёстной проверке, дополняющей выводы, сделанные при изучении письменных и археологических источников.
Это не географический детерминизм, а историческая география, необходимая нам не для философских построений, а, с одной стороны, для того, чтобы восполнять пробелы аутентичных источников, а с другой — чтобы уличать их во лжи, в той самой лжи, из которой мы надеемся отжать правду.
История их побед и гибели — это проблема неслияния разных культур в аспекте гуманитарном, проблема вынужденной смены ландшафта этносом и невозможность вторичной адаптации в аспекте исторической географии, проблема метисации при несходстве психического склада в аспекте биологическом и, наконец, проблема регресса в аспекте философии истории.
Иными словами, касаясь проблем исторической географии и тюркологии, мой оппонент выступает в роли беспомощного дилетанта.
Мельниковой к исторической географии не был и не мог быть сугубо прикладным — информация об окраине мира, содержащаяся в ранних географических сочинениях, предполагала не просто соотнесение с современными картами: необходимо было учитывать «образ мира», ту сложившуюся в ментальности людей средневековья модель, которая оказалась в центре внимания «новой» исторической науки второй половины XX в.
Непрофессионализм «профи» бьёт в глаза: мои оппоненты относят историческую географию к лженауке, а историю сводят к сомнительному набору событий.
Иные из них не слышали об исторической географии.
Между прочим, самой трудной задачей в исторической географии считается показ экономической основы изучаемой территории. Именно этими вопросами я и занимаюсь.
Мы очертили круг вопросов, на которые история самостоятельно ответить не может, уступая своё поприще исторической географии.
Вот какую картину позволила начертить историческая география.
Почти непреодолимую трудность представляла проблема исторической географии, ибо китайцы нередко меняли названия многих, даже уездных, городов.
Таким образом, мы пришли к границам исторической географии, которая должна нам помочь в поиске решения поставленной проблемы.
Область компетенции исторической географии ограничена.
Мельниковой, для которых характерно широкое знание сагового материала в целом, особенный интерес к исторической географии и топонимике.
На стыке исторических и других наук образованы историческая география, философия истории и т.
Историческая география изучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории.
На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.
Без таких наук, как историческая география, демография, палеография, нумизматика и другие, невозможно представить современный исследовательский процесс.
Яцунский приходит к выводу, что «задачей исторической географии должно быть изучение и описание географической стороны исторического процесса».
Яцунский мыслит историческую географию как вспомогательную историческую дисциплину и ставит проблемы, важные для историка, а не для географа.