Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "интуитивизм"

Предложения в которых упоминается "интуитивизм"

По-прежнему влиятельны различные формы натурализма, утилитаризма, интуитивизма.
Этот способ решения проблемы возможности мыслимости трансцендентного предмета известен в философии как интуитивизм или неореализм.
Почему же тогда интуитивизм отвергает идею опосредованности восприятия и настаивает на прямом характере «схватывания» «самих вещей» в акте чувственного восприятия?
Интуитивизм как бы героическим усилием «разрубает» это противоречие, посредством отрицания опосредованного характера чувственного восприятия.
Однако, принимая точку зрения интуитивизма, мы неизбежно вступаем в конфликт с физиологией и психологией восприятия, которые недвусмысленно указывают нам на истинность именно репрезентативной теории чувственного восприятия.
Справедливости ради нужно заметить, что были попытки построения психологической теории зрительного восприятия, близкие по духу к интуитивизму.
Если на ранних этапах развития интуитивизма создатели данной парадигмы пытались как-то согласовать интуитивистскую теорию восприятия с данными научной физиологии и психологии восприятия, то современный интуитивизм, как правило, вовсе игнорирует данную проблему.
Ранний интуитивизм, по сути, носил не вполне последовательный характер, и эта непоследовательность проявлялась в стремлении согласовать новое философское видение восприятия с данными естественных наук.
Как нам представляется, такое понимание науки в рамках интуитивизма, противоречит самому смыслу научной деятельности, как поиску объективной истины, ведёт к неизбежной релятивизации и принижению значения научного знания.
Уязвимость же интуитивизма вытекает из простейших аргументов, известных ещё античным скептикам.
Если буквально следовать интуитивизму, нужно признать, что надавливание на глаз порождает удвоение реальной вещи.
Все эти вопросы, элементарно разрешимые в рамках репрезентативной теории восприятия, превращаются в неразрешимые загадки с точки зрения интуитивизма.
Однако остаётся та самая проблема «преодоления солипсизма и экзистенциального одиночества», попытки решения которой в конечном итоге и породили интуитивизм.
Иными словами, вместо формулы интуитивизма: «мы видим сами вещи, но мыслим лишь собственные мысли, производные от восприятий», мы предлагаем формулу: «мы видим не вещи, но образы вещей в нашем приватном чувственном сознании, но мыслим сами вещи в подлиннике».
На этом фоне в эпистемологии появились тупиковые пути: механицизм, интуитивизм, объективизм, позитивизм и др.
Понимая сложность восприятия своего учения из-за высокой теоретичности, он все произведения начинал с разъяснения исходных принципов, положений и своеобразия своего интуитивизма.
Направление интуитивизма имело развитие в западных и восточных странах и сегодня выступает под названиями парапсихология, интегральная йога, трансперсональная психология.
Основой учения, которое он назвал интуитивизмом, является то положение, что внешний мир должен быть принят за истину.
Исключительное значение интуитивизму придавала и христианская теология, прежде всего восточная, православная.
Во второй половине XIX века, в обстановке всё более усиливающегося духовного кризиса, в западноевропейской философии от классического рационализма и позитивизма начинается резкий переход к изначальному интуитивизму и мистике.
Именно это учение о восприятии и вообще о знании он назвал впоследствии интуитивизмом, при этом обозначая словом «интуиция» непосредственное созерцание субъектом не только своих переживаний, но и предметов внешнего мира в подлиннике.
Его система психологии заключала в себе парадоксальное, на первый взгляд, сочетание волюнтаризма с интуитивизмом, то есть учения об активности «я» с учением о его созерцательности (относительной пассивности) в познавательных процессах.
Именно это сочетание волюнтаризма с интуитивизмом облегчало задачу доказательства, что жизнь «я» есть непрерывный ряд волевых действий.
Теоретическое знание интуитивизма должно было оказать помощь лицам, стоящим на двух противоположных флангах, — и натуралистам, и религиозным мистикам.
Интуитивизм сам по себе прост и проясняется при анализе познания окружающего мира.
Что разумею я под еловом «опыт», точные сведения об этом можно получить, лишь познакомившись с разработанною мною теориею знания, которую я называю интуитивизмом.
Что интеллектуальная интуиция есть не конструирование предмета нашим умом, а тоже опыт (созерцание), имеющий в виду идеальную сторону предмета, это ясно всякому, кто знаком с теориею знания, разработанной мною под именем интуитивизма.
Теория знания, разработанная мною под именем интуитивизма, показывает, что сущность актов осознания и опознания вовсе не ведёт с необходимостью к указанным недостаткам.
Согласно интуитивизму, интенциональные акты осознания и опознания, будучи направлены на тот или иной предмет, нисколько не изменяют его содержания и формы и лишь прибавляют то, что он становится для меня сознанным или даже познанным.
Киреевского содержатся зародыши интуитивизма как учения о непосредственном постижении самой действительности.
Важно отметить, что данной форме интуитивизма чужд иррационализм, в ней центрируется интеллектуальная интуиция, хотя и подчёркивается её действие в координации с волей и чувством.
Если принять предложенное выше понятие о методологии науки вообще и методологии истории в частности, то на него можно будет опереться и для того, чтобы отразить возражения, которые высказываются против неё, главным образом с точки зрения интуитивизма.
Сторонники интуитивизма трактуют интуицию как первопричину творческого акта, единственное средство познания.
Сторонников жёсткого формально-логического подхода к обособлению субъективного и объективного принято обвинять в интуитивизме, неопозитивизме и тому подобных «шумах».
Такая активность в плане политико-правовом ведёт к утверждению социалистических принципов организации общества; с точки зрения философии — к обоснованию интуитивизма, даже некоторой доли иррационализма в понимании основ социальной и духовной жизни.
Несогласие с существующими методами, даже со столь близкими учёному, как феноменология, интуитивизм и социологический формализм, привели его к созданию собственной методологии социального исследования.
Это стало возможным благодаря интуитивизму шеллингианства и создало условия для преодоления собственно философского этапа литературной критики и для создания славянофильской теории исторического познания, сочетавшей интуитивно-эмпирический подход с широкими спекулятивными обобщениями.