Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "идеографический"

Предложения в которых упоминается "идеографический"

Тема столицы, столичности и смены столиц в целом кажется слишком большой, многоаспектной и идеографической для общего теоретизирования, широких обобщений и универсальных рекомедаций.
В специальной литературе преобладали идеографические исследования столичности и столичных городов в рамках национальных историй или работы, посвящённые одному городу, своего рода биографии крупных столичных центров.
Применение метода типологии к римскому частному праву ведёт к устранению разрыва между идеографическим (описательным) и генерализующим (обобщающим) его изучением.
Идеографические языки могли бы достаточно успешно справиться с этой задачей, хотя и они очень мало сделали в этом направлении, поскольку в основном заняты обслуживанием всё того же примитивного метода.
Первые виды письменности были пиктографическими или идеографическими.
Вавилоняне указывали гласные, египтяне — нет, но в качестве компенсации они разработали алфавит из согласных звуков для дополнения идеографических и силлабических символов.
Будучи слишком невежественным, чтобы учить сложные иероглифы египтян, но зная, что они использовали алфавит из согласных в качестве дополнения к силлабическим и идеографическим знакам, он задал себе вопрос, почему никто ещё не понял прекрасной простоты чисто алфавитного письма.
Затем появилось идеографическое письмо.
Первоначальное шумерское письмо было идеографическим, но идеограммы вскоре уступили место более простым для начертания клиновидным знакам.
Элита народа майя ассоциируется с изысканными городами и сложными иероглифами, древним письмом или идеографическими символами.
Флоренского, касающиеся семиотики пространства, не исчерпываются замыслом словаря идеографических символов.
Ко второй группе — наук идеографических — относятся те из них, которые имеют дело с явлениями неповторимыми, индивидуальными (отсюда их название), которые не подчиняются в своём развитии никакой определённой закономерности, а потому и не могут быть выражены в виде формулы.
Если в науках номотетических он находит выражение в формулах, отражающих общие всем явлениям данного типа свойства, то науки идеографические оперируют понятиями, представляющими собой исследовательские конструкции — «идеальные типы», которые могут лишь в большей или меньшей степени приближаться к истине, но неспособны выразить её полностью.
Самые древние системы письма — идеографические, в которых каждый знак выражает определённое понятие.
Виндельбанда противопоставление номотетических естественных наук о природе и идеографических исторических наук о культуре.
Номотетические естественные науки изучают общее повторяемое типичное в различных явлениях, в то время как идеографические исторические науки имеют дело с неповторимыми явлениями, которые из-за своей исключительности в принципе не могут быть описаны с помощью тех или иных общих закономерностей.
Виндельбандом разделение на идеографические и номотетические законы, предложив разграничивать законы, описывающие уникальные случаи поведения отдельной личности, и законы, позволяющие предсказывать типичное в поведении всех людей.
Впоследствии это разграничение номотетического и идеографического подходов при изучении личности оказало серьёзное влияние на возникновение пропасти между психологией индивидуальных различий и психологией личности.
Подобная игра с идеографическими знаками, имеющими фонетическое чтение, долго сохранялась в качестве характерной традиции не только у майя, обладавших к тому времени развитым фонетическим письмом, но и у астеков.
Но этот принцип не становится всеобщим, в результате чего слоговые и идеографические единицы существуют бок о бок с алфавитными.
Это идеографическое письмо в основном слогового характера, выдавленное в мягкой глине специальной палочкой.
И вот авторы исследования обнаружили в генетическом коде (живых организмов) целый ряд чисто математических и идеографических соотношений, которые нельзя интерпретировать только случайностью.
В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетский и шумерский типы письма, китайская иероглифика, где каждый символ несёт в себе развёрнутый смысл, что ставит такую письменность в один ряд с любой знаковой системой.
Их иероглифическое письмо является разновидностью идеографического.
Его можно назвать словографическим, поскольку он противоположен по смысловому наполнению идеографическому и несёт в себе графический образ самого слова.
На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают всё более упрощённый и схематический характер (иероглифы).
Но в общем, писцы стремились, без сомнения, больше использовать идеографические, нежели фонетические средства, то есть они хотели передать свою мысль больше посредством рисунков, нежели звуков.
Индейцы майя пользовались замысловатой системой идеографических символов, комбинируемых с некоторыми фонетическими элементами для составления сложных слов-глифов.
Речь идёт о разграничении номотетического, генерализирующего, обобщающего метода естественных наук и идеографического, индивидуализирующего метода наук гуманитарных, рассматривающих каждое явление культуры как нечто самоценное и уникальное, носящее личностный характер.
Естественные науки пользуются палеолитическими методами (обобщают единичные факты и на этой основе выводят законы для этого типа явлений), а гуманитарные науки используют идеографический метод (он направлен на изучение не общего, а индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, личностях).
Само собою разумеется, что вышеуказанные направления в области методологии истории отразились и во многих других произведениях философской и исторической литературы; они отчасти ещё будут приняты во внимание при изучении генезиса номотетического и идеографического понимания истории, а также при изложении методов исторического изучения.
Таким образом получился двойной ряд наук: одни из них строятся с номотетической (натуралистической) точки зрения, характеризующей естествознание в широком смысле; другие — с точки зрения идеографической (чисто «исторической»), такова история в широком смысле, т.
Историки, склоняющиеся к идеографической точке зрения, также иногда полагают, что спор между обоими лагерями идёт, главным образом, об относительном значении «индивидуальных и коллективных факторов в исторической жизни» (Гротенфельт и др.).
Значит, и построение теории исторического знания может быть различным, смотря по тому, проводится оно с номотетической или с идеографической точки зрения; в нижеследующем изложении я и остановлюсь на рассмотрении каждого из этих типов построения научно-исторического знания в отдельности.
Лишь в том случае, если историк прибегает к психологии для того, чтобы построить собственно «исторические законы», он прилагает её с номотетической точки зрения к истории; что же касается применения психологии к объяснению исторической действительности, то оно получает своё значение и в идеографическом построении исторического знания, на что представители противоположного направления не всегда обращают внимание.
Приверженцы номотетического построения исторического знания отрицают, однако, возможность с идеографической точки зрения построить его научным образом; они полагают, что можно научно познавать только общее: наука в настоящем смысле слова должна состоять в построении общих понятий; индивидуальное, напротив, не может служить целью познания: оно не поддаётся научной обработке и формулировке.
Итак, идеографическое построение истории может иметь научный характер; история, и не будучи наукой обобщающей, всё же могла бы претендовать на научное значение.
Критическое рассмотрение номотетического построения исторического знания уже обнаруживает законность и другой точки зрения на историю — идеографической; приступим к её изучению.
При изучении построения теории исторического знания с идеографической точки зрения следует также различать его генезис от его оснований.
Предварительное знакомство с главнейшими из таких попыток прояснит разнообразные точки зрения, с которых наша проблема обсуждалась, и облегчит усвоение именно той точки зрения, с которой идеографическое понимание может быть систематически установлено в его применении к задачам собственно исторического знания.
Развитие теории исторического знания, построенной с идеографической точки зрения, можно было бы начинать с классической древности.
Древние мыслители, много рассуждавшие о бытии и бывании, правда, высказывались в том смысле, что наука трактует только об общем и что нет науки о частном, об индивидуальном или о случайном; но греки умели постигнуть ценность жизни, и античная историография уже внесла в её понимание несколько идей, оказавших влияние и на идеографическое её построение.
Такие системы конструировались преимущественно с философской точки зрения; значит, главнейшие попытки подобного рода построений естественно различать в зависимости от того именно направления в развитии философии, к которому они примыкали: можно последовательно остановиться на характеристике, хотя бы в самых общих чертах, попыток дать идеографическое построение, главным образом, с точки зрения эмпиризма и рационализма, далее с точки зрения этического и метафизического идеализма, а также позитивизма и пробабилизма и, наконец, с точки зрения теоретико-познавательного идеализма.
Познавательное значение естественных и исторических наук различно: «формальный характер познавательных целей» естественных наук принципиально отличается от таких же целей исторических наук; хотя и те и другие, в противоположность «рациональным» наукам (философии и математике), стремятся к эмпирическому знанию, но каждая группа пользуется им различно: естественные науки — с номотетической точки зрения, исторические — с точки зрения идеографической; одна имеет в виду как бы обобщение нашего опыта путём отвлечения, другая как бы его индивидуализацию.
В то же время само существование диалектов заставляет китайцев сохранять своё идеографическое письмо (иероглифы).
Таким образом, система была и идеографической, и пиктографической, то есть она представляла в какой-то степени абстрактные идеи, так же как и конкретные объекты.
Это идеографический иероглиф обозначает слово «Маат» или первоначально «то, что прямое», то есть инструмент, с помощью которого мастер действовал точно и соразмерно.
Надпись, даже если бы она не была выполнена по-гречески, прочитать снизу вряд ли представлялось возможным, а значит, перед нами идеографический памятник: на нём изображён хан, скачущий верхом, со сворой собак.
Общеизвестно, что древняя письменность во многих цивилизациях представляла собой идеографическое письмо.