Вы здесь

История масонской символики. Масонство. Мосты истории. Единство прошлого и настоящего (Альберт Чёрчвард, 1915)

Масонство. Мосты истории. Единство прошлого и настоящего

Различные точки зрения по поводу происхождения масонства и его бытования в разных странах

Египет! Ты в моих снах,

Так долго, так близко, что кажется,

Что ты породил меня. Хотя не знаю как,

Ведь это было так давно!

Но во мраке моего подсознания

Обнаруживаются давно потерянные воспоминания

О матери-прародительнице всех нас!

И я взываю ко всем моим друзьям,

Вспоминая, верните ту общую прародину,

И да поможет это обрести нам братство.

Джеральд Мейси

Происхождение масонства и по сей день одна из самых интересных тем, которой должен посвящать свое время и талант исследователь данного феномена. Одни ученые приписывают современное масонство сторонникам Пифагора, поскольку некоторые размышления этого философа, связанные с происхождением чисел, встречаются в эзотерических доктринах, которым обучают в масонских ложах. Другие, опираясь на содержащиеся в масонской эмблематике и орнаментике христианские символы, следуют шведской системе и заявляют, что масонство основали ессеи и ранние христиане.

Третьи, напротив, относят масонство к строительству Храма Соломона. Многие еврейские имена, эмблемы и предания взяты из виртуальной библиотеки, проложив свой путь к ритуалам инициации и отразившись в нескольких степенях. Наконец, четвертые заявляют, что масонство ведет свой отсчет от Адама. Пусть они сами объяснят почему, я же не знаю.

Томас Пейн и его сторонники называют основателями мастерства друидов, поскольку они поклонялись солнцу, луне и звездам и их сокровища небесного свода представлены на куполах в масонских храмах.

Вилуазон заявляет, что местом рождения масонства являлся Геркуланум – древний город в Италии близ современного Неаполя. В качестве доказательства отмечаются многие сходные черты между Коллегией римлян и ложами действующих масонов Средних веков.

Майкл Эндрю Рамсей, шотландский дворянин, в речи, произнесенной в Париже в 1740 году, предположил возможность существования масонства во времена крестоносцев среди рыцарей храма. Он объяснил свою точку зрения тем, что папа Климент V и Филипп Красивый, король Франции, опасались могущества тамплиеров и страстно желали обладать их огромными богатствами, из-за чего и решили уничтожить орден.

В 1308 году Жак де Моле, тогда Великий магистр ордена, готовился к походу, чтобы отомстить неверным за все страдания и беды, которые постигли христиан на Востоке, и папа, чьей суверенной власти храмовники были обязаны подчиняться, направил его во Францию.

После прибытия тамплиеры удостоились самого дружеского приема. Вскоре король велел арестовать де Моле вместе с другими высшими лицами ордена, обвинив их в самых гнусных преступлениях, приписав тайные ритуалы их инициации. По приказу архиепископа Сенна и его местного совета 18 марта 1314 года Жак де Моле, герцог Овернский и несколько других чиновников были сожжены заживо.

В булле, датированной 2 апреля и опубликованной 2 мая 1312 года, по инициативе папы Климента V собор в Вьенне (в Дофине) принял жесткие меры, согласно которым деятельность ордена запрещалась во всех других странах. Казнь Великого магистра и его товарищей нанесла соup de grace (смертельный удар), но некоторым рыцарям, сбежавшим в Португалию, удалось продолжить свое дело и сохранить орден. Они приняли звание «рыцарей Христа», под которым он известен и сегодня.

Перед смертью Жак де Моле назначил Жана Маркуса Ларменио своим преемником на посту Великого магистра. Рыцари, спасшиеся от преследований и нашедшие убежище в Шотландии при дворе короля Роберта Брюса, отказались признать его власть и решили восстановить орден Храма под символикой и титулом архитекторов, защищаемых королем. Так в 1314 году они заложили основание ордена Свободных и Признанных масонов шотландского ритуала.

Вскоре новое общество забыло смысл клятвы с проклятием, которую его члены были обязаны приносить при своей инициации. Смерть папы Климента V и короля Филиппа Красивого, главных обвинителей и врагов Жака де Моле, уничтожила предмет их мести. Они по-прежнему продолжали украшать свои ложи знаками в память о смерти Великого мастера, возлагая на всех новых членов обязательство отомстить. Что и обозначали, ударяя расчехленным кинжалом по невидимым существам, его предполагаемым убийцам. Аллегория хорошо известна рыцарям Кадоша.

Не прошло и ста лет, как ее значение забылось, едва лишь основатели и их ученики ушли из жизни. Преемники же, видя в символах ордена только аллегории, начали усиленно использовать слова и отрывки из Библии. Враги Кромвеля и республики, имея в виду восстановление монархии, создали степень Великого мастера, чтобы подготовить сознание масс к этому событию. В члены сообщества приняли короля Уильяма III.

По мнению Престона, уже к началу правления Якова II о масонстве практически забыли, после его правления оно начало постепенно возрождаться вплоть до 1714 года, когда на трон взошел король Георг I. Спустя три года, в феврале 1717 года в Лондоне учредили первую Великую ложу. Тогда в городе существовало четыре ложи, из них создали комитет в таверне «Под яблоней», который 24 июня 1718 года, в день Иоанна Крестителя, избрал Антония Сайера Великим мастером. Именно поэтому святой Иоанн и считается покровителем ордена.

С данным происхождением масонской ложи соглашается множество авторитетов. Они основывают свою точку зрения на том, что многие церемонии, практиковавшиеся «архитекторами», продолжают использоваться среди масонов, а Великая ложа сохранила основные правила в духе древнего братства. Правда, иные придерживаются мнения, что орден не происходит ни от какого рыцарского ордена, всего лишь восходя к строительным братствам Средних веков.

С 1738 года все ложи распространились по всей Европе необычайно быстро, вопреки жесточайшему преследованию со стороны католической церкви, обрушившей на них жесточайшие анафемы. Так произошло в 1738 году по наущению инквизиции. 28 апреля того же года папа Климент XII издал запретительную буллу, озаглавленную In Eminenti, в которой отлучал всех масонов.

Своим вердиктом от имени высшего духовного лица Господа всемилостивого и милосердного кардинал и викарий Рима объявил в 1739 году смертную казнь в качестве наказания. В мае 1751 года папа Бенедикт XIV обновил буллу Климента XII другой, начинавшейся словами: «Providas Romanorum Pontificum» («Как установлено римским первосвященником»).

В 1725 году ложи учредили во Франции, а 14 сентября 1732 года полицейское управление парижского округа Шатле запретило деятельность всех масонских организаций в городе.

В 1727 году лорд Колрейн основал на Гибралтаре ложу, в следующем году она была учреждена и в Мадриде – оплоте инквизиции.

В 1740 году, следуя булле Климента XII, король Испании Филипп V объявил преследование масонов в своем королевстве. Тогда многих арестовали и отправили на галеры. Инквизиция воспользовалась возникшей возможностью и начала преследование членов ложи, обнаруженных в Мадриде. Их «одели» в цепи, чтобы они смогли грести на галерах, снабдив скудным запасом еды худшего качества, постоянно избивая палками. Король Фернандо VI подтвердил предписание 2 июля 1751 года, приравняв масонство к государственной измене.

В 1735 году несколько последователей рыцарей Храма, бежавших в Португалию, учредили в Лиссабоне ложу под названием «Рыцари Христа». Они стремились сохранить древний орден, защищая его от папских булл.

В 1730 году большое количество немцев посвятили в Англии. В 1733 году Великий мастер лорд Стретмор направил одиннадцать членов братства основать ложу в Гамбурге. В 1740 году Б. Путман из Гамбургской ложи получил из Англии патент провинциального Великого мастера, и ложа приняла наименование Авессалом.

Король Пруссии Фридрих II, посвященный в масоны еще в бытность кронпринцем, оказывал ордену всяческую поддержку, сам принял титул Великого мастера Вселенной и Хранителя самой древней и самой уважаемой ассоциации свободных масонов или архитекторов Шотландии. Чтобы объединить разрозненные организации ордена, 1 мая 1786 года в своем дворце в Берлине он подписал конституцию, тем самым спасая германское масонство от уничтожения.

В 1732 году обнаруживаем первую ложу в Америке, она проводилась в таверне «Бочка» в Филадельфии, до этого члены братства собирались в Бостоне, который можно рассматривать как место рождения американского масонства. Первым провинциальным мастером, назначенным Великой Английской ложей 30 апреля 1733 года, был Генри Прайс.

В том же году первая масонская ложа была учреждена в Италии. В 1735 году посвятили Великого герцога Франциска Лотарингского. Под его защитой масонство процветало в Италии вплоть до 1737 года, когда Джованни Гаскон из рода Медичи, Великий герцог Тосканский, издал декрет, запрещающий его. Вскоре после его смерти в следующем году ложи вновь возобновили свою деятельность.

Спустя короткий промежуток времени папа Климент XII осудил ложи и издал свою буллу от 28 апреля 1738 года, затем отправил во Флоренцию инквизитора, усилиями которого члены братства были брошены в тюрьмы. Как только Франциск Лотарингский стал великим герцогом Тосканы, их освободили. Он не только защищал масонов, но и основывал ложи во Флоренции и других своих владениях.

Г. Финдель, ревностный сторонник того, что масонство произошло не от античных мистерий, писал: «Видя, что древние символические знаки и церемонии в ложах походят на те, которые встречаются в античных мистериях, некоторые позволили ввести себя в заблуждение и направили других по ложному следу, представив, что они способны проследить историю масонских лож «в туманной древности». Не пытаясь установить, как и когда эти ритуалы вошли в нашу современную систему, они приняли как данность их происхождение от античных религиозных мистерий».

Сейчас я предлагаю рассмотреть эти мистерии, чтобы получить сведения о братствах, рассеянных по миру.

Прежде всего отметим, что говорить о «туманной древности» неправомерно. За последние несколько лет ученые смогли расшифровать и прочитать древние надписи на стенах старых разрушенных храмов и городов в Африке, Азии, Северной, Центральной и Южной Америке, а также древние записи на папирусе. Все эти открытия дают ключ к загадкам древних таинств и помогают установить происхождение наших знаков, символов и ритуалов. Поиски привели меня к культуре Древнего Египта, где они, собственно, зародились.

Итак, если мы примем теорию, предложенную Краузе, что мы обнаружим? Он пытается доказать, что масонство «происходит» от ассоциаций строителей, которые в Средние века путешествовали по всей Европе, возводя замечательные соборы и монастыри.

Вместе с тем эти оперативные масоны заимствовали свои ритуалы от халдейских заклинателей. Халдейские или туранские священники являлись работающими или оперативными масонами из старого египетского звездного культа, из семнадцатого нома Верхнего Египта и относились к компаньонам (см. Ритуал[1]). Они посвящались в первую и вторую степени только старого египетского культа, потому что только их одних нанимали наблюдать за строительством храмов и хранить их секреты.

Только туранцы, именовавшиеся на древнеегипетском «компаньонами», знали тайны двух степеней из семи первичных звездных мистерий, и только ординарные масоны могли совершать семь мистерий. Всего в египетской эсхатологии насчитывалось десять Великих мистерий.

Если же мы проследим происхождение старых туранских братств в Египте, то обнаружим, что они появились одновременно со становлением звездного культа. Возможно, также найдутся их следы и в более ранних, древних тотемистических объединениях[2].

В настоящее время в Африке существует несколько групп наследников из числа тех, кто первыми образовал номы в Египте, в частности семнадцатый ном, и теперь называются Эльгуноно. Сегодня эти племена в основном входят в тайное братство, некоторыми именуемое «кузнецами».

Их главой – главным божеством – является Гор-Бехутет, первый работник по металлу, а слово, которое служит для его обозначения, соответственно, является эвфемизмом. Главный жрец зовется Ол-Эбон, они, как и мы, продолжают использовать многие первобытные символы и знаки. Вместе с мади (являвшимися первыми строителями) и масаи они, несомненно, осели в Египте и стали первыми приверженцами звездного культа. Древние туранцы – выходцы именно из этих племен.

Звездный культ существовал по крайней мере триста тысяч лет, что подтверждается большим количеством обнаруженных источников. Эти народы мигрировали по всей Европе, Азии, Северной, Южной и Центральной Америке и Африке. Встречающиеся по всему миру руины огромных городов и храмов в основном построены этими народами.

От солнечного культа, появившегося позже, также сохранились некоторые строения, однако они отличаются друг от друга. Первые были иконографические, вторые обозначали изменения солнца, луны и звезд, аналогичные ритуалам Древнего Египта.

Итак, ради старейших записей нашего братства нам придется дойти до тотемного общества, существовавшего более шести сотен тысяч лет тому назад, что доказывают обнаруженные в Ломбардии скелеты приверженцев культа звезд периода плиоцена.

Теперь вынесем из этих старых храмов то, что все наши знаки и символы использовались в них точно так же, как мы применяем их сегодня, разве что в некоторых случаях слегка модернизировали их. Их ритуалы мало отличаются от современных.

Это согласуется с теорией Краузе о том, как в течение нескольких веков римляне распространили свое влияние над всей Галлией и в Британии. Известно, что римские колонисты расселились в различных частях этих стран, и вместе с языком и обычаями местные жители заимствовали многие общественные институты.

Среди них и строительные братства или коллегии, которые учреждали ложи и управляли ими, посвящая новых членов. После освобождения от власти Рима все эти организации сохранились. Однако в первую очередь они являются всего лишь проводниками оперативного масонства, настоящая родина которого, на основании ритуалов, семнадцатый ном Древнего Египта. Так, например, понятие «компаньоны» восходит к туранцам, распространившимся по Европе и Азии, кроме севера, нижней части Северной Америки, Центральной и Южной Америки, добравшись даже до Чили, то есть Каролинских островов в Тихом океане, исключая Австралию, Тасманию или крайнюю часть Северной Америки.

Шевалье Рамсей утверждает, что современное масонство началось в Обществе архитекторов, основанном в Шотландии благодаря покровительству короля Роберта Брюса, возможно, именно там и тогда учредили титул «Древних и принятых масонов шотландского ритуала». Если это действительно так, то следует вести его происхождение от ордена Рыцарей Храма, бежавших в Шотландию, а от них идти к древним мистериям, практиковавшимся на Востоке.

Откуда же храмовники получили их? Хорошо известно, что в одном из обвинений, выдвинутых против Жака де Моле и его сторонников, значилось: «Они использовали во время своих инициаций священные ритуалы». Четыре клятвы хорошо известны, но кто знает ритуалы инициации?

Целью Общества архитекторов стало увековечивание древнего ордена Храма, и в своих таинствах и обрядах они продолжали использовать символы, знаки и некоторые компоненты обрядов инициации, с которыми познакомились на Востоке, однако им были известны только три степени посвящения из семи малых и десяти великих.

Следующий вопрос: откуда тамплиеры получили свои символы и узнали об их эзотерическом значении, в котором мы отчетливо прослеживаем доктрины древних египтян? Несомненно, от христиан, которые, подобно императору Юлиану, епископу Сиесию, Клименту Александрийскому и многим другим философам, были посвящены в некоторые таинства египетскими жрецами до своего обращения в христианство. Таким образом, можно проследить, как часть религиозных таинств Египта, знаки, символы и тому подобное пришли в Шотландию.

Следует помнить, что использовавшиеся самофракийцами, греками, римлянами, пифагорейцами элевсинские мистерии, зороастрийский культ и индийский брахманизм также происходят от египетской эсхатологии. Из вышесказанного ясно, что так называемые Высшие степени (десять Великих мистерий) были введены здесь, в Британии.

В течение долгих лет египтяне отказывались допустить чужеземцев к священным тайнам своих мистерий. Лишь некоторые, отличавшиеся знаниями и эрудицией, были допущены к первой и второй ступеням. Египтяне признали великого философа Фалеса, отправившегося в Египет примерно в 587 году изучать геометрию и астрономию, и Заратустру в 5000 году до н. э.

Следующим оказался элевсинский царь Эвмол. Вернувшись в свою страну, он учредил под этим именем мистерии, которым научился от жрецов Египта. Греческий поэт Орфей был также посвящен в первую степень. Среди инициированных и Пифагор, однако он не осмелился пройти через третью степень, только через первую и вторую. Пеласги посвятили в первую и вторую степени правителя Самофракии. Сами же они приобрели свои знания непосредственно от египетских жрецов.

Теперь что касается друидов. В «Знаках и символах первобытных людей» я привожу доказательства происхождения друидов. Это были высшие жрецы Египта, оставившие свою родину в начале солнечного культа и потому хорошо владевшие как семью малыми, так и десятью Великими мистериями. Они исполняли свои религиозные обряды в Англии вплоть до эдикта Канута, правившего с 1015 по 1036 год, в соответствии с которым им запретили практиковать открыто.

Стремясь избежать преследований, они стали проводить свои службы тайно. Не подлежит сомнению, что именно они учредили в Англии так называемые ложи, чтобы замаскировать свои религиозные церемонии. Кроме того, они стремились поддерживать их в неизменном виде, такими, какими восприняли от своих первоначальных источников. Многие старые жрецы друидов присоединились к христианской церкви и продолжали их сохранять, это были так называемые калди (culdees).

Тем не менее, присоединившись к христианской церкви, они оставались в стороне в течение длительного периода, вплоть до XII столетия. Таковыми оказались последние потомки старых жрецов, выходцы из египетского братства, практиковавшие чистую эсхатологию своих предков. Постепенно они вымерли как отдельный и четко различимый класс, оставшиеся же влились в христианство. Однако по крайней мере вплоть до XII века они оставались носителями доктрин, практикуя их в так называемых ложах.

Таким образом, мы имеем еще один источник происхождения масонства, как низших (семи степеней), так и десяти Великих мистерий – высших степеней в этой стране.

Когда католики казнили большую часть друидов в Галлии, остальные, спасаясь, покинули страну. В Америке происходило то же самое. Как только сюда прибыли испанские католические священники, они стали преследовать всех сторонников солнечного и звездного культа, убили их жрецов, разрушили храмы, мечом и огнем заставив их спастись бегством.

В оставшихся от них знаках, символах и письменах на стенах сохранилось достаточно свидетельств, доказывающих отстаиваемую мной точку зрения о том, что у них имелись эсхатологии, знаки, символы и ритуалы, идентичные древним египтянам, от которых они и произошли. Они, кроме того, очень напоминают европейские.

Многие из тех, кто направился в Европу из Египта, рассеявшись по Италии и Франции, придерживались этих учений, претерпевали пытки, некоторые даже умерли от рук первых католических священников, попытавшихся узурпировать светскую власть, уничтожив прежние духовные идеалы. Посему братья скорее предпочитали умереть, чем предать свои убеждения. Следы миграций прослеживаются по всей Европе, наконец приводя в Шотландию.

Необходимо учитывать, что мы не располагаем достоверными письменными источниками, сохранившимися от последних веков существования Древнеегипетской империи. Письменная история охватывает лишь сравнительно недавний период, все остальное приходится восстанавливать и домысливать.

Следовательно, если невозможно прочитать иероглифы и иероглифические символы, «письмена на стенах», невозможно проследить происхождение древних артефактов масонства.

Возможно, разумно предположить, что огромные континенты Северной и Южной Америки оставались неизвестными огромным сообществам Европы, Азии и Африки вплоть до недавнего времени, когда Колумб добрался до Америки всего лишь пять столетий тому назад. Правда, Эрик Рыжий и первые норвежцы сделали это в 983 году. У китайцев сохранились письменные отчеты о путешествии по Америке в 500 году до н. э., об отправке туда нескольких буддийских священников, вернувшихся с известием, что они встретились со священниками и религиозными сочинениями, знаками и символами, схожими с их собственными. Об этом я упоминаю в моем труде «Происхождение и эволюция человеческой расы». Вывод – они обосновались в Америке по крайней мере за три тысячи лет до этого.

Не пытаясь подорвать чью-либо веру, я лишь обращаюсь к своим братьям по всему миру: «Истина – это то, что вы хотели знать и к чему стремитесь». Проследив эволюцию человеческой расы на всех ее этапах, вы сами придете к подобным выводам.

Хотя я не склонен доверять брату Хем-Смиту из Суррея и не поручусь за изложенные им факты, равно как и за обозначенные даты, считаю возможным привести нижеследующие сведения, с тем чтобы по возможности обнаружить истину.

Приведу выдержки из монографии «История и древности Боро и города Ваймута», написанной Джорджем Альфредом Эллисом в 1829 году.

С. 4. «Самые ранние свидетельства об этом городе содержатся в «Саксонской хронике», написанной примерно девять сотен лет тому назад, где утверждается, что король Ательстан в 938 году, в соответствии с фальшивым обвинением, выдвинутым против его сводного брата Эдвина, в тайном сговоре с целью свергнуть его с трона, велел, чтобы того посадили в лодку без парусов или весел и отдали на волю бушующих волн»[3].

С. 5. «В 980 году Дунстан [архиепископ Кентерберийский] был Великим мастером братства свободных и признанных масонов в Англии».

С. 33. «Ральф из Монтермера [женатый на вдове Гирберта Де Клэра, графа Гертфордского и Глочестерского, времен Эдуарда I] возвысился до степени Великого мастера великих и возвышенных мистерий масонства во всей Англии после смерти Гилберта де Клэра в 1280 году».

Следующий отрывок из исторического документа, касающийся успешных попыток создания Союза Великих лож и первого учреждения Объединенной Великой ложи Англии в 1813 году, взят из журнала Freemason от 27 декабря 1913 года и, несомненно, представляет интерес для читателей.

День Святого Иоанна зимнего (27 декабря) всегда считался великим праздником ордена масонов. Именно в этот день сто лет назад завершено образование Союза нескольких Великих лож в Англии и создана Объединенная Великая ложа Англии.

До этого в Англии существовало четыре Великих ложи. Старейшая и, возможно, самая мощная основана в таверне «Под яблоней» в Ковент-Гарден в 1717 году. Члены ложи ведут свое происхождение от ассамблеи масонов короля Альтестана в Йорке в 926 году н. э.

Шотландские ложи не такие древние и утверждают, что происходят от иностранных масонов, которые прибыли в страну в XII веке, чтобы строить аббатства Мелроуз, Холируд и Килвининг. Сохранилось множество свидетельств о том, что ложи Йорка и Килвининга – прародители многих лож, основанных в различных частях Великобритании.

Братство Йорка, полагая, что их город – Мекка для масонов, а Временная бессмертная лига – прямой потомок существовавшей в XIV веке и не уступает лондонской, в 1725 году основало Великую ложу всей Англии.

Несмотря на столь амбициозный титул, она весьма переменчиво развивалась вплоть до последнего десятилетия XVIII века. Примерно в 1740 году ее значимость, как и частной Йоркской ложи, несколько поблекла. Обе возродились в 1761 году, однако свидетельства их существования вплоть до 1792 года не сохранились. Великая ложа возобновила свою деятельность внутри ограниченной территории всей Англии.

Под ее знаменами оказались две ложи в Йорке, по одной в Скарборо, Рипоне, Нерсборо, Ховингеме, Суинтоне и Ротерхеме (Йоркшир), одна в Маклесфилде, Чешир, и две в Холлингвуде (Ланкашир).

Великая ложа Англии также учредила в Йорке в 1779 году Великую английскую ложу к югу от реки Трент. В нее вошли недовольные члены Временной бессмертной ложи Античности и Первой Великой (Великим мастером которой в то время был сэр Кристофер Рен). Она наделила полномочиями всего две ложи (Perfect Observance и Perseveranse and Triumph), обе в Лондоне. Одну назвали Великой грибной ложей. По мнению брата У. Хьюэна, она оказалась такой же бесславной, как и родительская.

Чудовищное соперничество

Четвертая Великая ложа, учрежденная 17 июня 1751 года в таверне «Голова индейки» на Греческой улице в Сохо (Лондон) под именем «Великой английской ложи, в соответствии со Старыми институтами», стала единственным реальным соперником Первой Великой ложи. Ее члены были назначенными «древними», а вновь принятые – «современными».

«Древние», также известные как «каменщики Этола», в 1772 году избрали третьего герцога Этола в качестве своего первого Великого мастера, а после его смерти должность унаследовал сын. Организации новой Великой ложи, как полагают, послужили две причины. Во-первых, регулярная Великая ложа предприняла некоторые меры, направленные против упорствующих и бедствующих лож. Вторая причина заключалась во введении инноваций в обычаи масонства, которым прежде всего возражала оперативная секция. «Новая организация, – писал брат У. Хьюэн в своем предисловии к монументальному труду своего друга Джона Лейна «Масонские записи 1717 – 1894 годов», – стала весьма популярной и несколько лет не имела соперников, за исключением предшествующей, незначительной и менее вычурной организации». Они также согласились с тем, что не следует вводить королевскую арку, и их точка зрения была тепло поддержана, хотя и не исходила от известных «древних» (как Великая ложа «Четырех степеней»). Тем самым на некоторое время они затмили родительское общество.

Взрыв и антивзрыв

Утвердив множество лож и провинциальные ложи в Англии и в других государствах, особенно в Америке, заручившись признанием Великих лож Ирландии и Шотландии и почти единогласной поддержкой Великих лож Англии, «древние» были готовы заявить о своей независимости. Они отвергли все попытки «современных» к повторному объединению и в 1757 году анонимно распорядились о следующем:

«Если какой-либо Мастер, Хранитель, председательствующий офицер или иное лицо, в чьи обязанности, возможно, входит допущение членов или посетителей, признает и допустит к занятиям в его или своей ложе в часы ее работы во время соответствующих масонских дел любого брата или посетителя, не обязательно соответствующего правилам и порядку Великой ложи, такая ложа настолько переходит правила, что должна быть, следовательно, признана недействительной и соответственно исключена из Большой ложи».

В 1801 году старшая Великая ложа выступила с яростным протестом. Некоторых ее членов обвинили в том, что они выступали как председательствующие офицеры в «незаконном обществе, называвшем себя «древними масонами», открыто нарушая законы Великой ложи». Было решено ужесточить законы, направленные против братьев нарушителей, пока те не прекратят подобные нерегулярные собрания.

Братства ходатайствовали о примирении с Великой ложей на три месяца, надеясь, что за этот период смогут достичь объединения двух обществ. Индульгенцию даровали, «чтобы никакие помехи не смогли помешать столь заветной цели, обвинение против нарушителей братства отвели и назначили комитет, состоявший из лорда Мойры и нескольких других известных лиц, чтобы проторить путь к намеченному союзу, распорядившись использовать все средства и привести заблудших братьев к пониманию своих обязанностей и союзу».

Из этих намерений ничего не вышло, спустя два года Великая ложа сообщала, «что незаконные масоны продолжали упрямиться и до сих пор не прошли процедуру вторичного приема в масонство и не предпринимали никаких шагов, чтобы способствовать союзу». Это заслуживало осуждения, в связи с чем в отношении их ужесточили законы Великой ложи. Также единогласно решили: «Любые масоны, находящиеся под английской конституцией, в будущем должны посещать или поддерживать любую ложу или встречу личностей, называющих себя «древними» масонами, с санкции лица, принимающего титул Великого английского мастера. Если же он не будет должным образом избран в Великую ложу, то на них обрушатся суровые законы общества и их имена будут стерты из списка и переданы во все регулярные ложи, находящиеся под английской конституцией».

Усилия лорда Мойры

В 1806 году лорд Мойра доложил Великой ложе, что посетил Великую шотландскую ложу и объяснил положение, связанное с «современными» и «древними» масонами в Англии. Шотландское братство заявило, что «современные», по их мнению, относятся к совсем недавнему времени и не имеют особого значения. Убедившись в своей ошибке, они захотели установить самые тесные связи между Великими ложами Англии и Шотландии. В качестве доказательства своих намерений избрали принца Уэльского Великим мастером Шотландии.

Далее лорд Мойра заявил, что после отклонения «древними» предложений Великой ложи устранить различия между английскими масонами пока невозможно, как на то надеялось Шотландское братство. Однако они всегда открыты, чтобы принять заступничество Великой ложи Шотландии, если та сочтет подобающим вмешаться.

Спустя два года Великая ложа Ирландии одобрила декларацию Шотландского братства и уже умоляла «не поощрять и не принимать в качестве брата любого, кто отлучен Великой английской ложей за масонский проступок». В 1809 году Великая ложа согласилась с тем, что Комитет милосердия «более не должен следовать тем мерам, которые применялись с 1789 года в отношении нерегулярных масонов, запрещая нескольким ложам возвращаться к древним ландмаркам общества».

Случившееся восприняли как шаг к столь желанному союзу. Однако фактически прошло более четырех лет, прежде чем, в результате тактичного вмешательства трех сыновей Георга III, он стал возможен. Посвященный в 1787 году в таверне «Звезда и подвязка» на Пэлл-Мэлл принц Уэльский стал Великим мастером первой Великой ложи Англии в 1790 году.

Приняв регентство, он передал эту должность своему брату герцогу Эссекскому. Достопочтенный глава «древних», герцог Этхолл, который, как говорится в современном описании, «был убежден доводами царственного герцога, подкрепленными его здравомыслием и великодушием, теперь хотел способствовать действительным и дружественным отношениям двух обществ под единым руководством. Для того чтобы уступить дорогу другим масонам, его милость самым прекраснейшим образом подал в отставку…».

Он рекомендовал в качестве своего преемника герцога Кентского, отца королевы Виктории, посвященного в соответствии с «древней» конституцией в Объединенной ложе Женевы.

В 1813 году герцога Кентского провозгласили Великим мастером. Два королевских герцога ввели в совет по три наиболее известных брата от каждого общества. Они составили статьи союза между двумя ложами Англии, которые были подтверждены, ратифицированы и скреплены печатями обеих лож 1 декабря 1813 года.

В тот же день на объединенном собрании Великих лож «с одобрения масонов» эти положения ввели в действие, образовав Ложу согласия, состоявшую из равного количества членов Старого установления и Учреждения Англии. Каждый заботился о том, чтобы обе части союза находились в равном положении. По поводу первенства лож пришли к соглашению о том, чтобы две первые ложи из каждой Великой первенствовали по очереди, согласно жребию.

Жребий сложился в пользу «древних», чья Великая ложа мастера стала первой в обновленном списке, а ложа «древних» из регулярной Великой ложи заняла вторую позицию, номер 2 «древних», соответственно, стал номером 3, а вторая Великая ложа стала четвертой. «Определение указанного положения в объединенном списке много значило для таких старых лож и соответствовало их возрасту, побуждая их сказать большее, – писал У. Хьюэн, – поскольку истинный масонский дух их членов способствовал миру и гармонии, они согласились на меньшее во имя основания Первой Великой ложи».

До учреждения союза «современные» ложи помещались в списке под номером 1085, в то время как «древним», учрежденным между 1751 и 1813 годами, отводилось 521-е место. Объединение двух Великих лож Англии было торжественно подтверждено в День святого Иоанна 27 декабря 1813 года в Зале каменщиков в Лондоне.

Порядок размещения в зале изменили в интересах Великих мастеров, Великих офицеров и посетителей. Мастера, Смотрители и прошлые мастера, одетые (кроме полковых) во все черное с эмблемами и в белых перчатках, разместились по обеим сторонам зала. Впереди Мастера, Смотрители – сзади, прошлые мастера – за ними на возвышающихся скамьях.

В результате оба братства полностью перемешались. До этого они собирались в двух соседних комнатах, открывая две Великие ложи, каждую в соответствии с ее ритуалом. Проходили в Зал собрания одновременно, двумя колоннами, идентичными по составу, представляющими обе ложи.

Великий церемониймейстер с посохом

Группа музыкантов герцога Кентского, пятнадцать человек по трое в ряд, все масоны

Два Великих распорядителя

Два мастера золотой кружки

Девять достойных и опытных масонов, образующих Ложу согласия, единым рядом по рангам, с масонскими эмблемами

Великий секретарь, несущий книгу Конституций и Большую печать.

Великий казначей с Золотым ключом

Коринфский огонь

Столб младшего Великого смотрителя на пьедестале

Младший Великий смотритель со своим молотком

Заместитель Великого священника с Библией

Великий священник

Прошлые Великие смотрители

Провинциальные Великие мастера

Дорический свет

Столб старшего Великого смотрителя на пьедестале

Старший Великий смотритель вместе со своим молотком

Действующий заместитель Великого мастера

Два Прошлых Великих мастера


Его превосходительство граф Лагардье, посол Швеции, Великий мастер первой Ложи севера, почетный приглашенный

Королевское знамя

Замыкают шествие две колонны (по представителю от обеих лож)


Ионический свет

Носитель Великого меча

Великий мастер Англии

Герцог Кентский с Актом об объединении и его копией

Герцог Суссекский с Актом об объединении и его копией

Два Великих смотрителя

Великий привратник

Сэр Джордж Нейлер, руководивший церемониалом, призвал к тишине, преподобный доктор Барри, Великий капеллан братства герцога Кентского, произнес торжественную клятву, и сэр Джордж зачитал Акт об объединении. Затем преподобный доктор Барри после звуков трубы громко произнес:

«Слушайте все, это Акт об объединении, написанный большими буквами в подтверждение установлений, торжественно заключенных между двумя Великими ложами свободных и признанных масонов Англии, подписанный, скрепленный печатью и ратифицированный соответственно двумя Великими ложами, которые теперь и впоследствии будут известны и признаны по стилю и титулу как ОБЪЕДИНЕННАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА ДРЕВНИХ МАСОНОВ АНГЛИИ.

Что скажете, братья, представители двух Братств? Вы соглашаетесь, принимаете и подтверждаете это?»

На каждый вопрос последовал ответ: «Поддерживаем, ратифицируем и подтверждаем».

После этого Главный капеллан сказал: «Пусть Великий Архитектор Вселенной сделает Союз вечным». На что все собравшиеся ответили: «Так тому и быть».

Затем два Великих мастера и шесть уполномоченных подписали документы, и Великие мастера прикрепили к ним большие печати своих соответствующих Великих лож.

Снова зазвучала труба, и преподобный доктор Барри, выступивший вперед, заявил: «Пусть все знают, что Акт о союзе между двумя Великими ложами свободных и призванных масонов Англии торжественно подписан, скреплен печатью, ратифицирован и подтвержден, и два Братства слились воедино, чтобы с этого времени стать известными и признанными по стилю и титулу как Объединенная Великая ложа древних масонов Англии, и пусть Великий Архитектор Вселенной сделает их союз вечным». Ассамблея сказала: «Аминь».

Ковчег завета

Событие это сопровождалось весьма впечатляющей сценой. «Два Великих мастера вместе с соответствующими представителями и смотрителями», судя по современному описанию, «перешли к Ковчегу масонских заветов, приготовленному под руководством брата Джона Соана, великого смотрителя работ по устройству союза, все время стоявшему перед троном.

На восточной стороне Великие мастера вместе со своими заместителями справа и слева, Великими хранителями на западе и на юге с угольниками, отвесами, уровнями и деревянными молотками. Именно они представляли двум Великим мастерам, которые по очереди прикладывали угольник к той части арки, которая представляла собой квадрат, отвес к тем же сторонам и уровень над ними в трех позициях. Наконец, они ударили три раза молотком, заявляя:

«Пусть Великий Архитектор Вселенной позволит нам поддержать Великое Здание Союза, символом которого является арка Завета, символ нашей братской любви, несущий в себе Святую Библию, угольник и компас как символы света нашей веры и порядка в нашей работе. Да пребудет он вечно в наших сердцах».

И братья сказали: «Да будет так».

Два Великих мастера поместили указанный Акт единения во внутреннюю часть вышеуказанной арки.

Великим мастерам преподнесли рог с вином и маслом, которые, в соответствии с древним обычаем, вылили на обозначенную арку, приговаривая: «И мы льем вино и масло, сыплем зерно на эту арку Ковчега масонского завета, пусть щедрая рука Небес всегда снабжает Объединенное королевство обильными урожаями зерна, вина и масла, обеспечивая ему процветание, и да возблагодарим его за это от всего сердца». Собрание сказало: «Аминь».

Ложа примирения

Несмотря на настоятельные требования двух братств, две сестринские Великие ложи Шотландии и Ирландии так и не смогли прислать делегации в ассамблею, поэтому на конференцию собрались самые известные старшие офицеры и масоны высших степеней просвещения из Лондона и окрестностей.

Члены Ложи примирения, сопровождаемые графом де Лагардье, братом доктором Ван Хесом и другими выдающимися масонами, перешли в соседнюю комнату, где и узнали об итогах всех предшествующих собраний. Вернувшись в храм, граф де Лагардье объявил, что согласованные и определенные Ложей примирения положения ясны и правильны. Эти формы признали все, кто «являются зарегистрированными и признанными к Объединенной Великой ложе и ложам, от нее зависящим, пока не определено иначе».

Затем два великих капеллана возложили на Арку ковчега Священную Библию вместе с угольником и компасом, после чего преподобный доктор Хемминг, один из мастеров Ложи примирения, громко произнес обусловленные обязательства, а все Братство повторило их за ним, держась за руки со словами: «Мы приносим торжественную клятву оставаться верными и следовать правилам и установлениям «древних» масонов».

Первая объединенная Великая ложа

Затем ассамблея перешла к организации единой Великой ложи. Все Великие офицеры двух Братств освободились от своих знаков, прошлые Великие офицеры заняли свои места. Герцог Кентский заявил, что, принимая на себя важнейшую и значительную должность Великого мастера древнего Братства, приложит все силы, способствуя созданию столь значительного союза, и теперь рад, что этот процесс, наконец, счастливо завершился.

Теперь же он предлагает, чтобы его знаменитый и дорогой родственник граф Эссекский стал Великим мастером Объединенной Великой ложи «древних» масонов Англии на следующий год. Это засвидетельствовал преподобный Вашингтон Ширлей и единодушно поддержали все масоны. Затем Великий мастер был возведен на трон герцогом Кентским и графом де Лагардье и торжественно облачен. После этого Великий мастер назвал имена офицеров: преподобный С. Хемминг, Исаак Линдо, Джон Дент – великий казначей, Уильям Мейрик – главный регистратор, Уильям Генри Уайт и Эдвард Хаппер – главные секретари, преподобные Эдвард Барри и Люциус Коглэн – главные капелланы, преподобный И. Кнапп, заместитель главного капеллана, Джон Соэн – главный смотритель работ, сэр Дж. Нейлер, капитан Джонатан Паркер – главный хранитель меча, Сэмюель Весли – главный органист, Б. Олдхауз, Дж. Ашер, У. Салмон и Дж. Тайлер.

Потом торжественно объявили, что обе Великие ложи объединились в одну, и Великий мастер заявил, что она открыта в надлежащей форме в соответствии с древним образцом.

Великую ложу призвали освежиться из чаши братской любви. Выпив за Братство, Великий мастер провозгласил: «Да будет мир, добрая воля и братская Любовь по всему миру» – и передал чашу. Пока чаша шла по кругу, хор спел часть гимна, созданного по случаю данного события.

Первый Акт Великой ложи

Великую ложу призвали к работе, и первым подал знак Объединенному братству Великий герцог Суссекский:

«Мы собираемся почтительно преподнести это обращение его королевскому высочеству принцу-регенту, чтобы соответственно познакомить его со счастливым событием воссоединения двух больших Великих лож «древних» масонов Англии. Событие, которое не может не вызвать чувства удовлетворения у их знаменитого Покровителя, председательствующего столь долгие годы в одном из Братств и под чьим покровительством оно возвысилось до своего современного процветающего состояния.

В соответствии с непоколебимыми установлениями, известными его королевскому высочеству, завершение процедуры воссоединения еще более способствует влиянию и действиям названных установлений и, прежде всего, верности и преданности их суверену, всемерное подчинение законам и правителям их страны, исполнение религиозного и морального долга, положения, которые должны быть всегда дороги его королевскому высочеству в период его правления Соединенным Королевством.

Вот поэтому мы униженно надеемся и молим о продолжении покровительства над Братством его королевского высочества, а также почтительно выражаем свою необычайную благодарность за многие благословения, которые, вместе с их товарищами подчиненными, они выносят из его милостивого расположения. И пусть Великий Архитектор Вселенной сохранит все эти благословения для своей страны благодаря защите его королевского высочества, их прославленного покровителя!»

В резолюциях, которые также произнесли перед закрытием ложи «в достаточной форме с торжественной молитвой», выражалась благодарность герцогам Кентскому и Суссекскому за «то, что они снизошли к мольбе Объединенных Братств принять на себя личное проведение переговоров для объединения, которое на сегодняшний день благодаря их рвению, улаживанию разногласий и братскому примеру столь счастливо завершилось», что, несомненно, способствует приближению дня воссоединения Великих лож Шотландии и Ирландии».

Источники знаков и символов

Обратившись к древним пигмеям, мы увидим, что первые символы использовали первобытные люди. Они верили в Высший дух и примиряющие элементарные силы. Но еще большее число наших знаков и символов мы наблюдаем у нильских негров.

Следуя эволюции, предложенной тотемической социологией, и отправной точке звездного культа, мы получаем большее количество знаков, символов и ритуалов нашего ордена и находим основы христианского вероучения. В племени масаи, обитающем во Внутренней Африке, зародилась и продолжает существовать вера в то, что Бог-человек пришел с Небес, страдал, был распят и снова возродился.

Нам же следует помнить о том, что в то время человек располагал небольшим словарным запасом выражения своих идеалов и верований, поэтому необходимое ему содержание передавалось через знаки и символы, а также язык знаков. Хотя они и утрачены за давностью лет, тем не менее вновь открыты благодаря тем, кто смог разобраться в языке знаков.

Звездный культ и христианский культ, сменившие друг друга, никоим образом не изменили предание и не привнесли в него ничего нового. В разных языках одна и та же идея выражается сходным образом, и, поскольку качества Единого Великого Бога были выражены в «форме зоотипа» во время звездного культа, «Богов и Богинь» в солнечном культе, а сегодня в словах, они не претерпели изменений ни в значении, ни в идеях, ни в верованиях. Они всего лишь трансформируются людьми, которые не могут прочитать и понять «Письмена на стенах».

Что же касается дат, то немногие, как мне кажется, сегодня верят в то, что человек существовал лишь шесть тысяч лет, как следует из библейской традиции. Возраст человеческих скелетов современного типа, найденных в слоях плиоцена, исчисляется по крайней мере шестью сотнями тысяч лет.

Следовательно, если культ наших братьев ищет фундамент для своей веры, представление об эволюции человеческой расы становится особым фактором для укрепления их убеждений. Рассмотрим ситуацию с китайцами, среди которых встречается множество братьев. Известно, что они отправились из Египта во время звездного культа, и с тех пор он практически не претерпел изменений. Во время солнечного культа индусы ушли и остались в том же самом состоянии.

Обычно белая раса уходила в конце солнечного культа. Первыми христианами стали древние копты, белый человек постепенно развивался в высший тип человека. Это развитие сопровождалось и развитием духовных идей в так называемый высший тип христианства, какой мы находим в начале истории первых коптов.

Однако его суть не менялась изначально, сохраняясь под разными именами. Оригинальные знаки и символы, которые наши первые братья обычно использовали вместо слов, теперь уступили место выражениям в виде лингвистических и грамматических форм.

Именно это я обязан донести до моих братьев и уверить их в том, что не имею намерения или желания поколебать их веру в книгу Священного Писания. Напротив, стремлюсь укрепить ее, особенно в тех, кто открыто признает христианское вероучение, доказывая его главенство в религиозной концепции человечества и прогрессивной эволюции.

Более тридцати тысяч лет назад мертвых хоронили в соответствии с верой, основывавшейся на Таинстве Креста, что доказывается Пирамидой Медума и другими сохранившимися сооружениями, пример тому – так называемая гробница в Олхам-Фодла в Ирландии.

Знание духовных таинств (гносиса) Распятия осталось в звездном культе за три сотни тысяч лет до этого без изменений, что подтверждается пиктограммой, найденной в руинах Северной Америки (рис. 1). Ей более сотни тысяч лет, она представляет собой Распятие времен звездного культа. Жертва распята на двух шестах, северном и южном.

В иероглифической надписи утверждается, что Он является богом севера и юга. На изображении мы можем увидеть некоторые из семи священных атрибутов. На его голове терновый венец, бок проколот копьем, из него кровь и вода стекают на его Священное имя, звучащее по-египетски как Амсу. Его поддерживают четыре брата, Амсет (Имсети), Хапи, Дуамутеф и Квебехсенуф, представляющие христианских Матфея, Марка, Луку и Иоанна, выраженных четырьмя квадратами.

Слезы показались в его глазах: «То слезы, появившиеся в моих глазах ради людей». Я назову несколько имен, под которыми он был известен в разных странах: Гор из звездного культа египтян, Хетцилопочтли у ацтеков, Зип у сапотеков, Хакаксипектли из Гватемалы, Птах-Секер у египтян в их солнечном культе, Тянь ван да Чжи у китайцев, Меродах у вавилонян, Иу или Эа у халдеев, ассирийцев и друидов этих Островов, Уйракоча у перуанцев. Существуют многие другие в разных частях света, но все они символизируют одно и то же, что доказывается теми же знаками и символами, всегда связанными с ним в любой части света.

Рис. 1. Распятая жертва


Соответственно, прочитываемые знаки и символы говорят, что он – Великий повелитель и бог небес, находящийся на Северном полюсе. Бог полярных звезд, севера и юга, небес и рая. Его возраст тридцать три года и в Мексиканском кодексе 95 F, и в египетских иероглифических надписях.

Эсхатологией древних египтян являлось «Учение о конечных вещах», по которым обучали братьев знакам и символам, различным ритуалам и церемониям в драматической форме, особенно воздействуя на посвящаемых. Их кодекс морали оказался выше всех, которые когда-либо обнародовались любой нацией.

Законы Моисея – старейшие в Египте, доказательство тому – найденная стела Хаммурапи, протянувшая нить от самаритян к вавилонянам. Стелу выгравировали по крайней мере за две тысячи лет до того, когда жил Моисей, она вполне может шокировать некоторых людей, однако сказанное достоверно, ибо стела существует. Наше братство учит тому же и точно так же. Доказательство находим в ритуале Древнего Египта.

Теперь посмотрим, как образовывались ранние ложи. Причины те же, церемония их инициации, знаки, символы, тайные слова, их объяснение и значение. Братья по всему миру вполне способны оспорить мои доводы, если я не прав.

Наиболее древним символом солнечного культа является круг. Затем, когда обучали всем семи малым мистериям, основанием храма стал «двойной квадрат», представлявший собой два квадрата, соединенные одной стороной (рис. 2), как символ неразрывно связанных между собой неба (квадрат) и земли (квадрат). Ориентацией храмов в течение пятидесяти тысяч лет служит юг и двести пятьдесят тысяч лет – север.

Рис. 2


В центре храма расположены один над другим три куба (рис. 3), символизирующие первоначальную троицу. В некоторых храмах они украшались двойным топором (рис. 4). В ряде случаев храмы назывались Домом бога топора, на их языке. На египетском языке единый топор назывался Нетер, что можно перевести как Великий единый господин или правитель (с данным переводом меня познакомил покойный сэр Л. Ренуф).

Следовательно, мы получаем символы Великого единого севера (то есть Гора), Великого единого юга (то есть Сета) и Великого единого равноденствия (то есть Шу), или первичную троицу.

Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


В главном входе храмов всегда размещали два столба, столб Сета и столб Гора, две половины неба – северную и южную, их изображение сначала было в форме, показанной на рис. 5. Сверху колонн позже (см. рис. 18) обозначались четыре линии, представлявшие небо в виде квадрата и землю как площадь, поскольку египтяне не имели представления о перспективе, а лишь о линейном пространстве. В настоящее время они представляются небесным и земным глобусами.

С подобной формой храма мы встречаемся по всему миру, причем эти две колонны всегда располагались у входа. В любой стране встречаются похожие развалины. Они также представлены и в масонских ложах, ибо хорошо известно, что именно они стояли у входа в портик храма царя Соломона и именовались Яхин и Боаз.

В Египте такие же столбы устанавливались у портала во всех храмах солнечного культа, чтобы представлять вход в их Аменту. Один называли Татт, другой – Татту. Слово «Татту» также обозначало два столба Татт. Татт являлся олицетворением стабильности, поддерживал четыре угла и считался равным квадрату. Таким образом, два Татта у входа и Татт в центре олицетворяли двойной квадрат. Татту символизировал вход или ворота в район, где смертная душа соединяется с Бессмертным духом и, таким образом, навсегда водворяется в вечность.

В соответствии с египетской мудростью эти храмы были просто отражением их неба. Их священники являлись представителями Божественного Мастера среди людей в различных качествах и носили божественные титулы, сходные с названиями главных должностей в некоторых наших степенях. Их учение, формы и церемонии отражают их верования в связи с жизнью, которую следует вести на земле, чтобы достичь бессмертия и счастья в следующей жизни, и испытания, которым следует подвергнуть дух, чтобы достичь этого резуль тата.

Хотя форма наших лож и древних храмов идентична, как столбы или колонны, однако в центре лож мы не располагаем кубы, хотя и выделяем семь «древних» мистерий иначе, чем делали наши древние братья.

Треугольник считался священной фигурой, в нем усматривали представление неба. Первичный треугольник (№ 1, рис. 6) первоначально представлял Сета (Сут, Сутех), бога юга (Эль Шаддаи финикийцев), и фактически являлся идеограммой его имени. Соответственно, Гора, бога севера, также символизировал треугольник (№ 2, рис. 6), идеограмма его имени.

Рис. 6


Позже, когда Гор стал главным богом, египтяне связали с ним все качества Сета, включая треугольник, и он затем изображался так, как на рис. 7, являвшейся поздней разновидностью фигуры на рис. 8.

Рис. 7


Рис. 8


В старейших братствах два двойных треугольника окружались четырьмя уреями[4] (рис. 8) как стражами входа в нижний мир, в последней стадии имелись три двойных треугольника, окруженные концентрическими кругами. В центре их храмов всегда находились «два стражника», вооруженные ножами. Один – за дверью – назывался Стражем, а тот, что внутри, – Герольдом, как следует из Вегинетты.

Египетская церемония инициации проводилась тайно. Кандидаты освобождались от большей части своей одежды, надевали цепь или веревку вокруг шеи, чтобы подтвердить свою веру в Господа и зависимость от него, торжественно клялись подчиняться Его воле и посвятить себя служению Ему. Тот факт, что они не были ни обнажены, ни одеты, символизировал их промежуточное положение неискушенных людей, не имевших представления ни о добре, ни о зле, лишенных всякого знания истинного Бога, равно как и представления об истинных ценностях жизни.

Цепь или веревка – символ того, что кандидата ведут из тьмы к свету, от невежества к знанию истинного и живого

Бога, создателя и повелителя всего на Небе и на Земле. Кандидату завязывали глаза, затем брат (на египетском Ан-эр-ф) вел его к двери храма или ложи. Она появлялась на плоской стене в форме А (рис. 9).

Рис. 9


Около двери «страж» спрашивал, кто он. Кандидат отвечал: «Шу», в переводе с египетского – «коленопреклоненный». Затем ему сообщали пароль, в египетской транскрипции Ра-гририт.

Сама дверь представляла собой равносторонний треугольник – типичный символ неба. Квадрат, через который он проходил, столь же типичный символ земли. Таким образом, все пространство символизировало проход с земли на небо. Кандидата проводили через длинные проходы и семь раз обводили вокруг ложи, по пути ему приходилось отвечать на различные вопросы, после чего сообщались слова «власти и могущества».

Наконец, его подводили к центру ложи и спрашивали, чего он больше всего на свете хочет, он просил даровать ему свет. Кандидату полагалось начать свои обходы с левой ноги. В этом действии есть особый ритуальный смысл. В папирусе Неси-Амсу, где рассказывается об уничтожении Апапы, огромной змеи, олицетворяющей мировое зло.

Сначала на него поместили левую ногу, символизируя начало путешествия по жизни и отметание всех злых мыслей и действий, преследующих на протяжении всей жизни. Уничтожение передано словами папируса: «Его тело следует разрубить на куски и сжечь до пепла, и этот пепел разбросать по поверхности земли и воды под четырьмя ветрами неба».

Если кандидат поворачивался назад или нарушал свои обязательства, его глотку перерезали и голову отрубали, после чего вырывали сердце (Ритуал, гл. 27 – 29). Мистерии – Ритуал египетских мудрецов, облеченный в драматическую форму, для посвящения обращенных в их учение, в то, что именуется Душой или Манес и что им предстоит сделать или пройти после того, как они расстанутся со своей земной жизнью, и прежде, чем попадут в рай.

Верховный мастер или Верховный жрец восседал на своем троне с теми же самыми предметами и знаками, которые используются сегодня, что видно на одном из барельефов храма Хнуму в Элефантине (рис. 10). Кандидат (фараон Аменхотеп III) представлен Верховному жрецу, сидящему на троне, который затем сажает его на свое место вместе с предметами и знаками и произносит слова посвящения (по-египетски Маат-Неру, что означает «Единственный, чьему голосу следует подчиняться»).

Рис. 10. Фартук и воротник Великого мастера. Сатит представляет фараона Аменхотепа III Хнуму (рисунок Фоша-Гудини с барельефа храма Хнуму в Элефантине, сегодня не сохранившегося)


Эмблема власти и могущества, которой наделяют Верховного мастера, – молоток, ведет свое происхождение от первоначального священного знака, использующегося пигмеями во Внутренней Африке (рис. 11). Это символ Великого единого вождя. Он представляет собой всего три скрещенные палки.

Рис. 11


Нильские негры, последовавшие за пигмеями по всему миру, превратили скрещенные палки в двойной крест (рис. 12), разместив иначе две палки.

Рис. 12


Позднее символ представлял Великого единого вождя в виде двухголового молотка или топора (рис. 13), когда первобытный человек постиг роль рукоятки и камни заняли место этих пересеченных палок.

Рис. 13


Факты, изложенные во Второй книге Хроник, не означают смерть во время ритуала посвящения в третью степень (степень мастера): «И кончил Хирам работу, которую выполнял для царя Соломона в доме Божием» (2 Пар., 4: 11), хотя и упоминание Иосифа Флавия о том, что «он после этого долго жил в Тире», представляет собой инновацию, сделанную теми, кто не понял смысла египетского прототипа, ясного в то время, когда он возник.

Древние египетские братья носили кожаные фартуки, подобно современным масонам, только другой формы. Египетский фартук – треугольник, полосками или лентами закрепленный на талии. Они также носили воротники (рис. 10, 14, 15).

Рис. 14. Фартук и воротник мастера. Фараон Менкаура (фото Фоша-Гудини)


Рис. 15. Фартук компаньона. Стела в форме двери и статуя из гробницы Минука (рисунок Будье по фотографии де Моргана)


Фартук, который я видел, принадлежал Высшему жрецу, он из кожи желтоватого цвета с кисточками из золота с изумрудом в центре, носящим имя Амсу. Одни высшие жрецы носили воротники из золота, другие воротники с двенадцатью различными камнями в золотой оправе. Они символизируют двенадцать частей солнечного круга, или знаки зодиака.

Поскольку в малых мистериях семь степеней, а в больших десять, соответственно, фартуки и воротники отличались по цвету и орнаменту, совершенно аналогично у современных масонов.

Насколько нам удалось установить, должность современного главного надсмотрщика, которая соответствует нашей тринадцатой степени, существовала при Маккавеях (на самом деле это не так) и по-египетски именовалась Монту-анхури, значение античного и современного слова идентично.

Термин «компаньоны» возник более 600 тысяч лет назад. Вначале в тотемистических сообществах, до развития звездного культа, который мы можем обозначить как время монументов (пирамид). Тогда Египет был впервые разделен на номы или домены, один из этих номов назывался Ариу, земля Ари. Семнадцатый ном Верхнего Египта, из него поставляли работников для строительства храмов. Эти Ари именовались «товарищами», поскольку работали группами и посвящались в первую и вторую степени, став прародителями оперативных масонов. Они представляли совершенно особый класс, отличный от «старого религиозного братства», нанявшего их для строительства своих храмов и посвятившего их, чтобы они смогли хранить секреты. Ни один из них не был посвящен в третью мистерию.

После введения звездного культа большая их часть покинула Египет и разошлась по всему миру со жрецами культа, первый исход осуществил Ботийя, следующий – туранцы. Их всегда сопровождал жрец, посвященный в

третью степень, хотя он сам не относился к оперативным братьям.

Строения этих древних приверженцев звездного культа вычленяются в любой части мира, где их находят. Они всегда иконографические. Храмы звездного и солнечного культов строились как в полигональной (многоугольной), так и монолитной формах, в камне, однако солнечный тип никогда не был иконографическим.

Одними из ранних идеограмм для Сета, Эль Шаддаи и Гора были два глаза (рис. 16) – символы двух полярных звезд, Северной и Южной, происходившие от Апты, или Горы двух равноденствий, Экваториальной Африки. Другая идеограмма – колонны Татт, символизировавшие два полюса, южная, посвященная Сету, и столб или северная колонна, посвященная Гору (рис. 18).

Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


Идеограммой для обозначения Сета, равно как и Эль Шаддаи, был № 1 (рис. 6), и для Гора № 2 (рис. 6). Рис. 11 также считался идеограммой-символом для Гора, как Амсу, но никогда не соотносился с ним и не связывался с богом Сетом или Эль Шаддаи.

Причина, по которой оперативные масоны ошибались в этой части их ритуала, заключается в том, что они, только представляя качества, смешали богов четырех квадратов с Одним Великим богом и бога южной полярной звезды с богом северной полярной звезды, каким был Гор, иудейский Ихух или Эа (Иу) ханаанцев, ассирийцев и вавилонян, появившийся позднее, чем Эль Шаддаи, шумерская ипостась египетского Сета.

Все четыре бога четырех квадратов, во-первых, приходились друг другу братьями, во-вторых, были детьми Гора, в Египте Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кабхсенуф, мексиканские Акатль, Текпатль, Кали и Точтли, четыре Бакаба древних майя, Человек, Лев, Бык и Орел, а также Матфей, Марк, Лука и Иоанн у христиан.

То, что у современных оперативных масонов существует семь так называемых степеней, не случайно: уровней посвященности от ученика к подмастерью и степеней мастерства семь, правда, эту градацию ввели сравнительно недавно. Новообращенные и ученики назывались компаньонами и лишь немногие, принадлежащие к высшим степеням, мастерами.

Доктор Керр утверждает, что происхождение очень многих спекулятивных ритуалов прослеживается в оперативных ритуалах, хотя связи оперативных и спекулятивных церемоний никак не объясняет, лишь обращает внимание на совпадения в первой степени.

Причина очевидна. Оперативные масоны или компаньоны посвящались только в часть старых церемоний и ритуалов, связываясь клятвой верности тайне о своих знаниях по поводу особенностей конструкции древних храмов, они никогда не нарушали свои обязательства. Однако оперативные масоны вообще не имели никаких эзотерических эсхатологических ритуалов, не учили их, но те существовали до оперативных, когда древние храмы образовывались простым двойным кругом камней, по двенадцать в каждом, окруженных кустами. Так брат, который понимает и знает все десять Великих мистерий, знает и понимает деятельность всех оперативных масонов. В то время как последние совершенно неведомы первому.

Однако можно сделать вывод, что оперативные масоны существуют по меньшей мере 600 тысяч лет, и не сомневаюсь, они согласятся с этим мнением. Доказательства всех моих заключений восходят к древнеегипетским обрядам и к множеству памятников. Я с удовольствием расскажу о них любому брату, который почувствует интерес к данному предмету.

С тех пор как они оставили свою древнюю прародину Египет, оперативные и спекулятивные масоны ввели множество новшеств, что вовсе не удивительно, учитывая превратности, которые они преодолели. Потому в их ритуалах сохранилось очень немного от первоначальных обрядов, все остальное было утрачено в испытаниях и бедствиях, выпавших на их долю.

Наша двадцатидюймовая мера представляет собой локоть древних египтян. Это идеографический иероглиф обозначает слово «Маат» или первоначально «то, что прямое», то есть инструмент, с помощью которого мастер действовал точно и соразмерно. Иначе говоря, в метафорической форме указывал, что правило, закон или канон, по которым управляли жизнью и деятельностью людей, поддерживается законодательно.

Таким образом, «древние» братья использовали слово «Маат» в прямом и переносном смыслах, что и доказывает обозначение их важнейшего инструмента. Следовательно, оно являлось важнейшим инструментом, аналогичным нашим собственным, большим, чем могли представить себе братья.

Британский дюйм был единицей длины, использовавшейся при строительстве Великой пирамиды или, по крайней мере, самым первым существовавшим стандартом, потерявшим некую тысячную часть самого себя, после того как его переносили из страны в страну на протяжении тысячелетий.

Следовательно, он не просто инструмент, поскольку позволяет «измерять нашу работу», а «символ времени». Один дюйм пророчески представляет время Великого года. Пять сотен миллионов дюйма пирамид считаются длиной земного полярного диаметра. Двадцать пять дюймов передают длину Священного локтя, 5 × 5 = 25 углов пирамиды.

Абсолютная длина Священного локтя соответствует той, что используют израильтяне, для которых она предопределена Господом и принесена из Египта Моисеем, а он, являясь одним из Высших жрецов Она, знал и понимал мистерии и тайны Священных пирамид и святых доктрин. Локоть отличался от локтей, которые использовали греки, римляне и египтяне позднего времени.

Возможно, масоны на протяжении веков являлись блюстителями тайн, восходящих к одному и тому же оригиналу, хотя большинство из них о том и не ведало. Так, мы видим, что стандарт и единица измерения длины, использовавшиеся при строительства Великой пирамиды во время звездного культа, от которых в первозданные дни чистоты и эсхатологического поклонения произошел британский дюйм, до того, как люди отошли от своих истинных доктрин, был передан нам чистым и незамутненным.

Инки, майя и все представители старого солнечного культа до них использовали те же самые меры. Французы приложили немало усилий, чтобы запретить христианскую религию и традиционную систему измерений, заменив первую поклонением философии, а последнюю метром. Французская метрическая система зависела в некотором роде от магнетизма Земли, не очень старая и не самая лучшая по сравнению с точностью системы измерений египтян, она и не смогла стать такой же точной, если принять в качестве объединяющей и стандартной длину одной сорокамиллионной части окружности земной поверхности, которая имеет вид изогнутой линии, нарисованной на земной поверхности, вместо части диаметра – прямой оси вращения, потому фактически уступала ей в измерениях.

Пока сохранялась власть геометрии, диаметр продолжали считать первичным по отношению к окружности. Соответственно и у сферы ось ее динамического вращения приобрела гораздо большее значение, особенно учитывая то, что земной экватор не является точным кругом. Именно поэтому данный символ заслуживает большего внимания, и для установления его происхождения нам придется вернуться к египтянам времени звездного культа.


Сверкающая звезда происходила от египетского Сотоса, известного в зооморфной форме как Анубис, направлявший души умерших через подземный мир. Отсюда проистекает его аллюзивная связь со звездой, руководившей мудрецами в позднейших культах (см. Ритуал). В форме Сверкающей Утренней звезды, звезды с восемью лучами, она представляла воскрешение Гора. Ее отождествляли с Орионом, восьмеричным единым, предводителем семи, вместе с ними составляющим единую сущность, Единого, то есть восемь. В Откровении Сын Божий обещает дать Утреннюю звезду: «как и Я получил власть от Отца Моего, И дам ему звезду Утреннюю» (Откр., 2: 27 – 28).

В равной степени Утренняя звезда отожествлялась с Гором. «Я знаю власть Востока, Гора с Солнечной горы, Тельца в присутствии Бога / Господа и Звезды Рассвета» (Ритуал, гл. 90). Соответственно, Утренняя звезда давалась последователям Гора, мы же, как потомки первоначальных братьев и последователи Гора, должны сохранять данный символ.

Именно звезда направляла и привела Гора в рай, где тот взошел на Трон, а затем передал свою звезду, как руководство, своим последователям (см. Ритуал). На одном изображении из Египта увенчанный звездой Гор созывает своих последователей.

Масонский квадрат (куб) изображен во многих древних храмах и также на Великой пирамиде. В египетском зале последнего Суда Осирис сидит на кубе и судит мертвых. Куб в виде углового камня здания и как основание Вечного закона в суде Божественной Справедливости.

Его египетское наименование Нека. Сначала он использовался для обозначения квадратных камней строения, символизируя Создание в соответствии с Вечными законами или оговоренными правилами, представлял собой место справедливости и отделения правильного от неправильного. Маат также изображался сидящим на кубе. Аналогично этот символ интерпретировался и в масонстве.

Египтяне считали, что, придавая камням кубическую – правильную – форму, строитель отвергает несовершенство – как в физическом, так и моральном смысле. «Строить из квадратных камней – значит строить на века». Некоторые оперативные масоны определялись и назывались на египетском формировщиками квадратов.

Древние, как и мы, использовали грубый и гладкий тесаный камень. Гладко обтесанный куб символически представлял и обозначал Истину. Двенадцать Лагерей и двенадцать Знамен детей Израиля отражали первоначальные знаки в их астрономической мифологии. Сначала, в звездном культе, они обозначали двенадцать тронов или частей неба, в культе солнечном – зодиак, и представляли двенадцать звездных сил. Эти двенадцать каменных столбов находятся вокруг многих храмов.

С первичными изображениями, которые соответствуют двенадцати тронам или солнечным домам с отдельными и отличительными эмблемами или зооморфными символами знаменами, в астрономической мифологии корреспондируют имена богов: Сет, Гор, Шу, Хапи, Ап-Уат, Квебехсенуф, Амсет, Ануп, Птах, Атум, Са, Ху. В семитской традиции они трансформировались в символы двенадцати домов или колен израилевых.

Четыре главных знака капитана королевской арки восходят к четырем братьям или детям Гора. Под различными наименованиями они представлены по всему миру, там, где существовал звездный культ.

Происхождение членского знака и знака заместителя капитана дается в нашей книге «Знаки и символы первобытных людей».

Ни одно из тайных слов теоретически не происходит из египетского языка, поскольку они были утрачены на протяжении тысяч лет. Мы же используем многие еврейские слова, идентичные египетским. Я обнаружил старые тайные слова, некоторые привожу для вас. Так, истинное слово для трона Мастера – Маат-Херу – «Тот, чьему голосу следует повиноваться».

Первым работником по металлу у египтян был не Херу-Бехутет, как во всех подробностях сообщается в «Ритуалах Древнего Египта». Профессор У. Бадж в «Обрядах и культах древних египтян» (русское название. – Примеч. пер.) заявляет: «Конечно, невозможно сказать, кем являлись кузнецы, которые рассеялись по всему Египту с юга на север, равно как и определить, откуда они пришли», считается, «что в додинастические времена они представляли собой оккупантов, которые пришли в Египет из страны, расположенной на Востоке, переправившись через Красное море. Некоторые шли по дороге через восточную пустыню, то есть через Вади-Хаммамат».

С собой они привнесли искусство обработки металла и методику изготовления кирпичей. Завоевав туземные народы на юге, то есть вокруг Эдфу, они превратили этот город в центр своей цивилизации, затем начали завоевывать и заселять другие города и устраивать там святилища для своих богов.

В книге «Происхождение и эволюция первобытного человека» мне удалось доказать, что люди произошли из Африки, а вовсе не из Азии. Это были племена кавелонда, двигавшиеся вдоль Нила. Их потомки и сегодня встречаются в Африке. Они умели обрабатывать железо и медь, в их среде кузнецы назывались Иотхеттх. Существовал также отдельный класс, именовавшийся Увино.

В племени джеми кузнецы (Геро) составляли религиозное тайное общество, продолжая владеть всеми тайнами Гора из Эдфу. Тогда великим вождем в их культе Геро считался Гор, являясь и главным мастером по металлам. То есть в тотемистическом обществе его почитали как Главного Геро этого клана или тайного общества.

Интересный факт, когда нильские негры и жители Южной Африки хотели сообщить, что говорят только правду, или заявить об этом, они проводили вытянутыми пальцами правой руки (некоторые только указательным пальцем) вдоль горла, наподобие того, как это происходит на судебном заседании, сопровождая данное действие словами «Нишо э Нкисо э перзулу». Или произносили лишь часть данной фразы. Подобно другим племенам, они при этом указывали вверх вытянутыми пальцами правой руки, указательным и большим, прижимая другие пальцы к ладони. Слова же означали: «Господь перережет мне горло, если я нарушу эту клятву или не скажу правду». Это была самая крепкая (нерушимая) клятва местных народов в Африке.

Многие наши знаки и тайны продолжают существовать среди этих племен и по сей день, переходя из поколения в поколение, благодаря старым туранцам. Среди них оказались кузнецы, знавшие, как расплавлять железную руду и переплавлять металл в оружие для обороны и нападения. Они пришли с севера на юг в преддинастические времена и, завоевав племя масаба и других обитателей низовий Нила, тогда населявших Египет, утвердились там, сделав Эдфу своим главным городом и центром. Они собрались в «большой клан кузнецов», избрав Гора в качестве своего небесного обожествленного покровителя.

Египтяне называли их «последователями Гора», Месниту или Меснити, что являлось, как я полагаю, первоначальным именем для всех их племен, его можно отнести и к группе масаев. Когда Эдфу стал их центром, его определили как «Господин города кузнецов», «Великий мастер кузнецов».

Именно здесь они сначала построили святилище или храм, который назвали Меснет. Иероглиф, используемый при этом (рис. 19), доказывает, что эти люди – предки племени масаев. Служили в храме специально назначенные жрецы. Следовательно, можно сказать, что отмеченный знак являлся первым отражением нашего масонского храма.

Рис. 19


Те, кто избирался и наблюдал за строительством храма, именовались компаньонами. Таким образом, мы видим, что наше слово является замещением этого названия. Первоначальный и реальный «Мастер по обработке металлов» определяется как «Гор из Эдфу» или «Херу-Бехутет». Выше я привел исчерпывающий пример ложности некоторых священных имен, которыми мы заменили первоначальные. Многие другие принятые нами слова также никак не соотносятся с первоначальными и нередко не имеют никакого магического значения.

Понятно, что истинный смысл мистерий можно раскрыть лишь при их непосредственном бытовании. Но оно прекратилось, когда христианская традиция кодифицировала мистическую драму Аменты, земли Вечности, сделав ее частью истории человечества и новым откровением, посланным Господом. Тем не менее данная традиция насчитывает по крайней мере шесть сотен тысяч лет. Возникшие из этих мистерий церемонии и ритуалы масонского братства передавались из поколения в поколение, вновь редактировались и изменялись только для того, чтобы сообразовываться с нашими современными идеями. Например, утверждение о том, что «шесть периодов существования мира готовы закончиться вместе со вторым пришествием Спасителя, когда время поглотится Вечностью», в современной форме не имеет никакого значения.

Великая пирамида Египта и звездный культ объясняют это таинство. Ключом к значению являются семь полярных звезд и периоды их прецессии, которые также получили образное выражение как семь глаз или семь кругов в связи со знаком цикла.

Конец ознакомительного фрагмента.