Вы здесь

Значение слова "академизм"

АКАДЕМИ́ЗМ, -а, м.

1. Чисто теоретическое направление в научных и учебных занятиях, оторванность их от практики, от требований жизни.

2. Направление в изобразительном искусстве, догматически следовавшее канонам, сложившимся в античном искусстве и в искусстве эпохи Возрождения. От холодного академизма с его ходульным, изжившим себя ложноклассицизмом ---, от Ахиллов, Аяксов и Рогнед — художники обратились к суровой и трезвой реальной действительности. В. Яковлев, О великих русских художниках.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.


Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.


К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугро, Шарля Барга во Франции, Луиджи Муссини в Италии, Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.


Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.




Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.


Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.


В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Источник: Wikipedia.org

АКАДЕМИ'ЗМ, а, мн. нет, м. 1. Отвлеч. сущ. к академический во 2 знач. 2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

академизм

1. художественное направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI-XIX веках, основанное на подражании внешним формам античности и Ренессанса

2. следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, сложившимся правилам, установившимся традициям

3. сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий

Источник: Wiktionary.org