-
ПЕРВООБРА́ЗНЫЙ, -ая, -ое. Книжн. Являющийся первообразом чего-л., первоначальный, исходный. Первообразная форма. □ Их [германцев] религия, их жизнь, их темперамент, первообразные стихии характера разнились во всем от образованных тогдашних народов. Гоголь, О движении народов в конце V в.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;...
Вы здесь
- Не в безликой либеральной говорильне, а в исконной речи, первообразной, направленной на постижение библейских откровений.
- Идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный.
- Эйзенштейн, размышляя о понятии нормальной киноречи (в немом фильме), обращался как раз к выводам этого учёного, сформулированным в результате тщательного изучения национального общесловарного запаса и его использования в различных литературных направлениях и стилях: «Оба состояния слова, образность и безобразность, равно естественны... Независимо от слов первообразных и производных, всякое слово, как звуковой знак значения, основано на сочетании звука и значения по одновременности или последовательности» 32.
- Как относительно к телесному благообразию первообразная красота в живом и действительно существующем лице; а второе по ней место занимает показываемая в подобии на картине, так и человеческое естество, будучи образом превысшего блаженства, и само отличается доброю лепотою, когда показывает на себе самом изображение блаженных черт.
- Заключая от последующего, мы должны сказать, что отправление правосудия в это время происходило в той первообразной форме, которой живые следы сохранили нам некоторые рассказы летописи (см.
- Связь же между религией и другими сторонами жизни духа, которая несомненно существует, имеет не первообразный, но производный, не онтологический, но психологический характер.
- Давно хотел я спросить тебя, учитель, как первообразные духи переходят из состояния минерала в растительное?
- Но так как образы не со всех сторон предызображают известный предмет, а только или с одной — внутренней, или вместе с внутренней и внешней, то надобно заметить, что и сходство образа с первообразным бывает именно в тех сторонах, которые прообразуются.