— Если я под словом «идеализирование» разумею представление действительности совсем не так, как она есть, — ходули мыслей, дыбы чувства, то как уверите вы меня, что «идеализирование» действительности есть только подчинение взятых из неё материалов известной цели, извлечение из неё, так сказать, её сущности и сочленение в живое и органическое целое разнородных, по-видимому, частей?
Вы здесь
- Но в наше время такие явления — анахронизмы; наше время, в противоположность прошедшему веку, стремится ко всеобщему, живому знанию; оно, слава богу, поняло, что только живое знание истинно и действительно, что жизнь есть тот необъятный, вечно бьющий родник, который даёт ему бесконечное, единственно достойное его содержание; оно поняло, наконец, что буква мертвит и что только единый дух живит, а сознало вместе, что этого живого и животворящего духа должно искать не в мелких и разрозненных частностях, но во всеобщем, осуществляющемся в них, и что все различные отрасли знания составляют одно величественное и органическое целое, оживлённое всеобщим единством, точно так же как все различные области действительного мира суть не более как различные гармонически устроенные проявления единой, всеобщей и вечной истины.
- Но при этом нужно помнить, что в реальной жизни все они составляют единое органическое целое со всеми атрибутами целостного объекта.
- Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое.
- Понимаете, ведь речь идёт о разъятии органического целого, о противопоставлении — внимание!
- Этот синтез пытается объединить различные способы выражения в некое органическое целое.
- Организованность и воспроизводимость живого возможна при наличии не только формообразующих, но и координирующих (организующих) процессов, обеспечивающих согласованное взаимодействие органических целых на всех структурных уровнях.
- Однако, как доказывает на ряде примеров упомянутый автор, органическое целое формируются не путём «складывания» целого из предварительно образовавшихся частей, а путём конструирования целым своих собственных частей на основе органических отношений, а поэтому функция целого возникает раньше, чем набор органов, который имеется на зрелой стадии существования целостности.