Вы здесь

Исторический прогресс. Историко-философское исследование. 6. Наиболее общие особенности, закономерности и противоречия естественно-исторического процесса (Н. И. Григорьев, 2018)

6. Наиболее общие особенности, закономерности и противоречия естественно-исторического процесса

Наиболее общая схема естественно-исторического прогресса

Особенность: отличие общества от неживой и живой природы – сознание людей.

Законы: – закон органического единства материальной, социальной и духовной жизни общества;

– закон потребностей общества и человека;

– закон понимания;

– закон развития науки, расширения сферы ее влияния и распространения научных знаний;

– закон разномыслия;

– закон несовершенства людей;

– закон организации и власти.

Тенденции: – смена общественно-экономических формаций;

– увеличение количества промышленных предприятий;

– рост народонаселения;

– войны;

– субъективизм и эклектика сознания человека и общества;

– объективное понимание реальности человеком и обществом;

– борьба за демократию;

– преступность;

– национализм;

– организация людей в партии;

– разрешение противоречий;

– влияние на естественно-исторический процесс международного сионизма;

– движение земной цивилизации к самоуничтожению;

– революции, контрреволюции и эволюция.

Противоречия: – между обществом и человеком;

– между потребностями общества и интересами правящего класса;

– между красивой социальной идеей и возможностью осуществить эту идею на практике;

– между мужчиной и женщиной;

– между декларируемой демократией и реальными социально-политическими отношениями между гражданами;

– между несовершенством людей и потребностью общества в социальной справедливости;

– между потребностью людей в разумных лидерах и реальным наличием таких лидеров.


Естественно-исторический процесс имеет сложную структуру, представляющую собой систему систем. Ее основными составляющими являются материальная, социальная и духовная жизнь общества. Каждая из составляющих имеет свои составляющие. Материальная, социальная и духовная составляющие очень тесно переплетены между собой, испытывают взаимную зависимость, взаимовлияние и взаимодействие. И, в то же время, каждая из них обладает относительной самостоятельностью.

Константой естественно-исторического процесса является человек, хотя сам он – величина переменная, испытывающая изменения, обусловленные возрастом, социальным положением, особенностями своего здоровья и психики, социальными процессами и событиями, социальным влиянием, динамикой духовной жизни. Все позитивное и негативное, происходящее в жизни общества, закономерное и стихийное, локальное и крупномасштабное, все – продукт деятельности человека, людей. И хотя большинство имен остаются безвестными, их деятельность оставляет свой след в историческом процессе и в судьбах реальных людей.

Планетарный естественно-исторический процесс состоит из «потоков», имеющих различную локализацию по континентам, различную «ширину» и «глубину»; различную массу народа, вовлеченную процессом; различную детерминированность и продолжительность, различные уровни стихийности и осознанности, различную глубину и устойчивость преобразований.

Естественно-исторический процесс имеет свои законы, свои тенденции, противоречия, присущие только обществу.

Наиболее общая особенность исторического процесса

Хотя общество является органической частью природы, вышедшей из природы и тесно с ней связанной, все же оно имеет особенность, принципиально отличающую его от остального мира. Суть этой особенности в сознании людей. Психикой обладают уже животные. Их жизнь подчинена условно-рефлекторной деятельности. Есть сфера инстинктов и эмоций. У высших животных встречаются проявления осознанности поведения. Но сознание в том виде, как мы его знаем, присуще на планете Земля только людям.

Сознание – уникальное проявление природы. С одной стороны, оно является частью психики, т. е. одной из форм проявления полевой части материи. С другой стороны. Сознание обладает относительной самостоятельностью, имеет свои специфические особенности, свое бытие, подчиненное своим законам. Сознание – это емкость для инобытия реального мира. Это вместилище образов реального мира, которыми люди могут манипулировать в процессе своего мышления. Это условие восприятия и понимания человеком самого себя. В сознании заключается свойство материи понимать саму себя.

Но, наделив человека сознанием, природа поставила барьер для постижения самой себя. Это барьер – эклектика, трудность отличить истину от иллюзии истины, от заблуждения. Этот барьер – причина драм и трагедий, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Стойкий позитивный успех в деятельности людей возможен только тогда, когда люди осваивают умение отличать истину от заблуждения, от иллюзии истины.

Наиболее общие законы исторического процесса

Закон органического единства материальной, социальной и духовной жизни общества. Этот универсальный закон определяет жизнь земной цивилизации всего времени ее существования и будет и впредь основополагающим законом жизни общества. Конечно, составляющие исторического процесса могут изучаться, рассматриваться, анализироваться отдельно друг от друга. Но при этом нужно помнить, что в реальной жизни все они составляют единое органическое целое со всеми атрибутами целостного объекта.


Закон потребностей общества и человека. Человек и общество могут существовать только удовлетворяя свои природные потребности. Для человека – это еда, жилище, одежда, обувь, общение, передвижение, половая жизнь, медицинская помощь, защита от врагов и криминальных элементов. Для потребностей человека существует природный минимум, ниже которого жизнь становится невозможной или человек опускается до уровня животного. Причиной смерти могут стать отсутствие: еды, жилища, теплой одежды (в мороз), воды, медицинской помощи, защиты от природных катаклизмов и криминальных элементов.

С развитием общества потребности изменяются, развиваются. При этом сохраняется жизненно необходимый минимум и появляются новые потребности, которые не являются жизненно необходимыми, но они необходимы социально или психологически (справедливость, демократия, потребность в общении, просвещении, передвижении, связи, в отправлении религиозных обрядов).

Наряду с природно необходимыми, в результате расслоения общества, появляются потребности, которые жизненно необходимыми не являются, но которые для отдельных людей, социальных групп или классов требуют такого же удовлетворения, как и потребности жизненно необходимые. Это потребность в роскоши, в изысканных предметах обихода, в обильной пище; в вещах, вредящих здоровью (никотин, алкоголь, наркотики, половые извращения); в дорогих и очень больших домах, в новейших автомобилях и модных вещах и т. п.

Несмотря на объективную необходимость в удовлетворении жизненно важных потребностей, далеко не все люди имеют реальную возможность их удовлетворять. С появлением антагонистических классово общество было расколото на две далеко не равные части: класс собственников орудий и средств труда (небольшой по численности, составляющий примерно 5–7 % населения страны) и класс подневольных тружеников. В рабовладельческом обществе класс рабовладельцев был собственником орудий и средств труда и рабов – тружеников, находящихся в полной зависимости от рабовладельцев, которые не принимали рабов за людей. Раб был лишен права иметь семью. Хозяин мог убить раба. Удовлетворение жизненно важных потребностей раба целиком зависело от характера и воли рабовладельца.

В этом – один из парадоксов сознания: два существа, оба – люди, физиологически ничем не отличаются друг от друга, но занимают разные места в социальной структуре (богатый и бедный). И это различие является причиной того, что сознание богатого не может воспринять бедного, как равного себе. Более того: бедный, в представлении богатого, должен обслуживать богатого, быть его собственностью, как предмет обихода. При этом явная социальная несправедливость не осознается ни одной, ни другой стороной. Рабовладелец третирует раба, вымещает на нем все негативные черты своего характера. А раб чаще всего покорно принимает свою участь. Должны пройти тысячелетия, прежде чем в сознании общества сложится понимание несправедливости такого положения и необходимости его изменить.

Рабовладельцами были разные люди: и жестокие, садисты, издевавшиеся над своими рабами; и люди образованные для своего времени, интеллектуалы. Были и такие, которые предоставляли своим рабам вольную. Со временем было замечено, что труд освобожденного раба на земле рабовладельца является более производительным по сравнению с трудом раба подневольного.

В таком выводе сошлись интересы рабовладельца, заинтересованного в более производительном труде своих работников, и интересы рабов – приневоленных людей. Власть рабовладельцев над рабами была ограничена. Бывший раб стал крестьянином. Он оставался собственностью хозяина, работал на его земле, платил ему подати, но теперь он мог жить в собственном жилище, иметь семью, сам себя кормить, приобретать необходимые предметы, утварь, продавать часть произведенной продукции. Т. е. по сравнению с рабом крестьянин мог более полно удовлетворять свои жизненно важные потребности. А собственник крестьян мог более полно удовлетворять свои потребности в роскоши, в разгульной жизни. В психике феодалов сохраняется особенность психики рабовладельцев – бездушное, безжалостное отношение к своим работникам: чрезмерный сбор податей, наказания в виде порки, штрафов; право первой ночи в отношении невест-крестьянок; продажа крестьян. В разных странах эти процессы имели свои особенности. Но их суть была одна. Так появилось общество, которое принято называть феодальным, сменившее общество рабовладельческое.

Несмотря на то, что в реальных отношениях между богатыми и неимущими произошли изменения, в сознании людей богатых, знати простолюдины остаются существами второго сорта, собственностью богатых, их обслугой.

И рабовладельческое общество, и феодальное были обществами аграрными, поскольку в них преобладало сельское хозяйство.

Но уже на ранних стадиях рабовладельческого общества, параллельно с сельским хозяйством, появляются города – места проживания власти, военачальников, духовенства, мастеровых, руками которых возводятся дворцы, крепости, храмы, дома, мостятся дороги, изготавливается оружие для армии, ткутся ткани, обрабатываются драгоценные металлы и камни и т. п. По мере развития общества растет спрос на мастеровых людей самых разных профессий, открываются все новые и новые мастерские, цеха, возникают объединения специалистов.

С развитием общества возникают все новые социальные потребности и, естественно, увеличивается количество людей, работающих на удовлетворение этих потребностей. Увеличивается количество предметов, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Появляются производственные отрасли: судостроение, зодчество, добыча и обработка руды, производство стекла, тканей и т. п.

В эпоху феодализма появляется паровая машина, давшая мощный толчок для развития промышленного производства. А значит – для появления все новых профессий, для роста количества работников физического труда. Утверждается и расширяет свои границы новый тип взаимоотношений между хозяином и работниками. Теперь работник – вольный безземельный человек, живущий за счет продажи себя, как рабочей силы. Его мизерный заработок не позволяет удовлетворять самые жизненно значимые потребности – в еде, одежде, жилище, содержании семьи. Нищенская жизнь, антисанитарные условия быта (хибары, землянки, переполненные бараки), низкий уровень духовной культуры, проституция, воровство – удел людей, создающих новый этап развития земной цивилизации – промышленность. [151]

Так появился капитализм, как общественно-экономическая формация, оказывающая всесторонне влияние на жизнь планеты. Хотя капитализм в техническом и экономическом отношении был крупным шагом вперед для цивилизации, он не смог разрешить противоречия между богатыми и бедными в возможности удовлетворять жизненно необходимые потребности. На протяжении нескольких столетий существования капитализма рабочие вели отчаянную борьбу за право жить нормальной человеческой жизнью. Кое-чего им удалось достичь. В начале ХХI века в развитых капиталистических странах материальные условия жизни рабочих улучшились за счет усиления эксплуатации населения колониальных и зависимых стран, в которых нищета остается уделом трудящихся до сих пор.

В сознании людей богатых образ наемных работников, как существ второго сорта, лишенных права претендовать на справедливое к себе отношение, оказался исторически довольно стойким. Даже если богатым предпринимателем становится ремесленник – выходец из народных низов, в его сознании происходит трансформация ценностей: он так же притесняет наемных работников, как это делали богатые люди до него.

В ХХ веке в социалистических странах были предприняты попытки создать условия нормальной жизни для всех граждан страны, т. е. попытки разрешить противоречие между разными возможностями удовлетворять жизненно необходимые потребности. Но ростки социализма были уничтожены «холодной» войной, организованной международной буржуазией. В результате в странах бывшего социализма жизнь миллионов людей была отброшена за порог бедности, а горстка людей, бывших в советское время обычными гражданами или принадлежавшие к криминальному миру, стали миллионерами, миллиардерами, коррупционерами, мафиози. Коррупция стала массовым явлением. Сплошь и рядом без взятки люди не могут решить своих проблем. Чиновники берут взятки не потому, что им жить не на что, а для удовлетворения потребностей в роскоши, видя в деньгах средство престижа. Т. е. эксплуататорами стали бывшие нормальные, как казалось, граждане.

Похоже, психика эксплуататора имеет такие черты, как эгоизм, черствость в отношении к другим людям (малпатия), часто переходящая в жестокость, непомерное честолюбие, скаредность, стяжательство. Все эти черты есть и у многих обычных граждан, но они в силу ряда причин не могут проявиться. Но как только такая возможность появляется, многие люди максимально ее используют. Десятилетия социализма не смогли изменить природу психики человека. И при социализме было воровство, злоупотребления служебным положением, разврат, преступность, взяточничество, приписки. Иными словами, и при социализме, в условиях более или менее равномерного распределения национального дохода между всеми гражданами, есть люди, стремящиеся получить больше, чем получают другие, путем незаконного присвоения части прибавочной стоимости, произведенной согражданами.

Историческая практика свидетельствует: для части граждан удовлетворение своих потребностей, даже таких, которые выходят далеко за рамки разумных потребностей, – является обычным делом, не вызывающим угрызений совести, сожаления, сочувствия к пострадавшим. Все люди имеют природное право на нормальную жизнь. Но большинство населения не могут воспользоваться этим правом потому, что меньшая часть населения, используя право силы, право власти, постоянно грабит тружеников, возводя грабеж в закон. В тех случаях, когда труженики поднимаются на борьбу, они стремятся к удовлетворению каждый своих потребностей, не выдвигая требований коренного переустройства общества на началах справедливости. Что отражает определенный уровень общественной психики, в которой преобладает понимание необходимости удовлетворять потребность индивидуальную и очень слабо выражено чувство коллективизма, необходимое для борьбы за общие интересы.

В своей повседневной жизни люди чаще всего руководствуются не принципом справедливости (хотя есть и такие), а стремлением удовлетворять любые свои потребности и прихоти любой ценой. Индивидуализм и эгоизм преобладают над коллективизмом. Возможно, именно поэтому борьба трудящихся, ведущаяся на протяжении нескольких тысячелетий, не привела к стабильному обществу социальной справедливости. Принцип «своя рубашка ближе к телу» оказался сильнее принципа «человек человеку друг, товарищ и брат».


В сфере сознания (субъективный фактор) первенство следует отдать закону понимания. Человек не может жить, не понимая окружающего его мира и самого себя. Но понимание пониманию – рознь. Закон понимания проявляется в двух противоположностях: понимание верное, адекватное, объективное – истинное и понимание субъективистское, неверное, неадекватное, ложное, ошибочное, иллюзорное – заблуждение. Есть сфера познания, где человек может более или менее верно отличить истину от заблуждения. Это – сфера внешнего мира, воспринимаемая органами чувств. Исторически такое понимание сложилось первым. Оно отличается поверхностным пониманием объектов восприятия, но является достаточным для ориентации в реальном мире и организации жизнедеятельности.

Со сферой абстрактного мышления все обстоит гораздо сложнее. Хотя первые работы по логике появились еще в древнем мире, к этим знаниям прикасалось очень ограниченное количество людей. Формальная логика, как дисциплина в учебных заведениях, появляется в последние века. Сегодня формальная логика изучается на философских факультетах, в юридических и некоторых педагогических вузах. Т. е. формальную логику изучают очень мало людей, в то время как абстрактно мыслит каждый человек. Да и среди тех, кто изучал формальную логику, далеко не каждый пользуется ее законами в повседневной жизни. У большинства людей логическое мышление отличается индивидуальными особенностями. Оно формируется параллельно с процессом жизни, обучения в учебных заведениях. Со стороны формальной логики такое мышление не отличается последовательностью. А эклектичность психики усугубляет трудности познания. Все это предопределяет ситуацию, когда абстрактное мышление приводит к ошибочным выводам. Часто ошибаются молодые люди, у которых на процесс абстрактного мышления оказывает сильное влияние инстинктивно-эмоциональная сфера, деформируя объективное понимание.

Любая ошибка в понимании, допущена ли она рядовым гражданином или политиками, правителями, может оставлять за собой длинный след в социуме. Женщина выбрала себе мужа, а он оказался любителем выпить, Даже у здоровых людей, если зачатие происходит в состоянии опьянения, каждый десятый ребенок рождается с отклонениями от нормы. У пьяниц, как правило, дети рождаются с патологиями. Такие же дети рождаются после аборта первой беременности. А у таких детей изъян в здоровье, заложенный уже в гены, передается нескольким поколениям. Сегодня статистика новорожденных убийственна: количество новорожденных с патологией в сфере соматики или психики перевалила за 50 %. По сути, идет процесс деградации нации. Но кто из парней или девушек задумывается о такой крупномасштабной абстрактной для них проблеме, когда хочется совокупиться. Когда, изнывая от скуки, они готовы на половой акт с любым, кто подвернется под руку. Многие не осознают трагизма своих ошибок и продолжают калечить и самих себя, и других. В подобных случаях в качестве оправдания можно услышать народную «мудрость» – «если нельзя, но очень хочется, то можно». Подобные ложные установки порой заменяют объективное понимание реальности.

Александр Македонский, как принято считать – великий полководец далекого прошлого, обладал полководческим талантом, феноменальной памятью, что говорит о высоком уровне объективного восприятия реальности. Но при этом был абсолютно уверен, что он – сын бога и ему подвластны не только народы, но и сама природа. Типичная эклектичность. Уведя войско за тридевять земель от родины, он стремился найти средство получить бессмертие, а умер от обычной лихорадки, погубив свое войско и оставив за собой тысячи трупов покоренных народов. Потенциальные возможности его, как правителя, так и остались нереализованными.

К мировому господству стремился Гитлер. За его мечту своими жизнями заплатили десятки миллионов людей. Борьба за иллюзию стоила жизни и ему самому.

Горбачев М., Ельцин Б., Кравчук Л., Шушкевич В., разрушая СССР, были уверены, что поступают верно.

Избиратели России, переизбирая Ельцина Б. президентом на второй срок, после того, как он осенью 1993 г. расстрелял собственный парламент, тоже были уверены, что поступают правильно.

Очевидно, католики были уверены, что поступают правильно, организовав резню гугенотов в 1572 г. (Варфоломеевская ночь. Франция.)

В 1600 г. на костре инквизиции был сожжен итальянский мыслитель-материалист Джордано Бруно. Инквизиторы не сомневались, что поступают верно. И только в наше время, через несколько столетий, папа Римский признал это ошибкой. Столетия понадобились, чтобы признать ошибочными действия, которые во время их совершения у исполнителей не вызывали сомнений.

После развала СССР в России существует около десятка компартий. Лидеры каждой из них считают верной только свою позицию, свое толкование марксизма-ленинизма, а мнение лидеров других компартий – ошибочными. Почему-то они не знают, не хотят знать того, что из многих мнений по одному и тому же вопросу верным может быть только одно. Абсолютизация каждым из них своего мнения – помеха для их объединения в единую политическую силу, что логически вытекает из их мировоззрения и идеологии.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. В истории человечества подобных негативных примеров – множество. Их гораздо больше, чем примеров позитивных, отражающих верное, объективное понимание реальности. К сожалению, такая диспропорция в сторону негативного сохраняется до сих пор. Не изменило ситуацию бурное развитие науки. Более того, новейшие достижения науки и техники, т. е. – объективного понимания реальности, используются, прежде всего, силами негативными, тормозящими социальный прогресс, криминальным миром.

Объективное понимание реальности и внедрение в жизнь такого понимания на практике в социальной сфере – представляет собой чрезвычайную сложность. До сих пор в обществе доминирует ложное понимание реальности, на котором базируются субъективистские мировоззрение и идеология. Люди – носители объективного понимания реальности, находятся в незначительном меньшинстве. Их влияние на социум недостаточно для изменения ситуации к лучшему. Эклектика, неумение отличать истину от заблуждения – главный тормоз для прогрессивного развития человека и общества.


Формами проявления закона понимания являются законы – закон науки, расширения сферы ее влияния и распространения научных знаний и закон разномыслия.

Закон науки, расширения сферы ее влияния и распространения научных знаний. Научными знаниями принято считать такие объективные знания, которые неоднократно подтверждены практикой. Те знания, которые не прошли еще испытания практикой, но претендуют на научность, принято называть гипотезами. Это – существенное различие, которое следует иметь в виду в ситуации, когда кто-то настаивает на научности тех или иных знаний.

Первые научные знания появились еще в древности и относились в основном к миру вещества. Первые орудия труда, здания, сооружения, мощеные дороги – все это – воплощение высокого уровня объективных знаний, прошедших практику. Такие знания были востребованы и обществом, и человеком.

Значительно сложнее было осваивать объективное понимание самого человека и сообщества, людей. Особенно сложным объектом для объективного освоения является психика.

Уже в древнем мире были люди, посвящающие свою деятельность науке. Уже в то время высказываются гениальные научные гипотезы, которые получили подтверждение через тысячи лет. К таким относится представление об атоме.

На протяжении тысячелетий научные знания развивались в атмосфере всеобщего невежества, Их распространение было очень ограничено. В Европе католическая церковь вела настоящую войну против еретиков – ученых, которые своими научными открытиями на столетия опережали свое время.

И все же – появлялись университеты, даже – Академии наук.

Время расцвета научной мысли – XIX и XX века. Появляется множества наук, концентрирующих объективные знания в очень узких сферах реальности. Учебные программы во всех учебных заведениях формируются на научной основе. Нет таких сфер реального мира, которые не имели бы своих наук. Научные знания – активный стимул развития производства.

Казалось бы, научные знания стали содержательной стороной сознания миллионов людей и условием продуктивной их деятельности. Но в реальности все обстоит значительно сложней и противоречивей. Все же, как и тысячи лет назад, наибольший спрос имеют науки технические, лежащие в основе производственных процессов.

Что касается общества, духовной сферы людей – здесь, как и раньше, идет ожесточенная война невежества и преступности с научными знаниями социальной сферы. Мракобесие в XXI веке – свидетельство тех трудностей, которые стоят на пути распространения и использования на практике научных знаний о человеке и обществе. Ко всему, такие знания часто используются в преступных целях.

Конечно, научные знания используются и в благородных целях (например, медицина). Но какой смысл этого благородства, если идет целенаправленный процесс уничтожения человечества.

Пока не видно перспектив использования научных знаний для исторического прогресса в полном объеме, включая науки о человеке и обществе. Использование научных знаний в преступных целях преобладает над использованием научных знаний в целях благородных, в целях подлинной демократии.

Удастся ли изменить ситуацию к лучшему – покажет будущее.


Закон разномыслия. Люди думают по-разному, являются носителями разных духовных ценностей, разных устремлений, разного понимания реальности и самих себя. Разномыслие существует даже в объединениях людей в сфере политики, культуры, религии. Такова реальность. Она обусловлена церебрально-психологическими особенностями личности, уровнем ее духовной культуры, социальной средой и эклектической природой психики.

Объединения людей, чье мышление максимально совпадает, встречается довольно редко. Чаще всего такие объединения иллюзорны. Они возникают на базе общности взглядов по какому-то кругу вопросов. По крайней мере, это то, что озвучивается. Но и внутри таких объединений у людей существуют скрытые интересы, надежды, устремления.

Многомиллионная КПСС, как говорилось, партия единомышленников-коммунистов, в результате «холодной» войны рассыпалась, продемонстрировав иллюзорность единства организации. Люди шли в правящую партию с разными целями, с разным пониманием роли и задач партии, с разным представлением о своем месте в партии. И партия не выдержала испытания историей. Разномыслие оказалось сильнее необходимости социалистического коллективизма. Показало чрезвычайную сложность достижения цели в пропаганде прогрессивных идей.

Коммунистам у власти в СССР и других социалистических странах не удалось преодолеть разномыслие в обществе. Не удалось потому, что не понимали проблемы разномыслия, его природы. Считали, что к единству взглядов можно прийти административным путем, путем организации агитационно-пропагандистской работы, при этом, не зная глубинных качеств психики человека и общества.

В буржуазном обществе разномыслие культивируется сознательно, как средство консервации социально-экономических отношений, и как средство, препятствующее поступательному развитию общества.

Следовательно, исторический прогресс возможен лишь тогда, когда лидеры левого движения научатся понимать природу разномыслия и преодолевать его в своей деятельности.


Закон несовершенства людей. Под совершенством человека следует понимать личность с высоким уровнем разумности – объективного мышления, объективного понимания окружающей среды и самого себя и поступками, соответствующими уровню разумности. Такие дела, поступки не должны представлять собой угрозу для самого человека, его здоровья, для других людей, общества и природы. Дела, поступки, поведение должны содействовать прогрессивному развитию человека и других людей, общества. Должны утверждать гармонию отношений человека и природы. Такие качества человека заложены в идее всесторонне и гармонически развитой личности (духовное богатство, моральная чистота, физическая культура).

На пути к совершенству человека подстерегает много препятствий, преодоление которых для многих оказывается делом трудным, а порой и чрезвычайно трудным. Серьезным препятствием к совершенству является сама система «человек» (физиология, психика, поступки, социальная сторона). Окультуривание каждой из этих сторон имеет свои сложности. Препятствиями являются:

– эклектическая природа психики (трудность отличить истину от заблуждения, принятие неравноценных взглядов за равноценные);

– врожденные негативные качества психики (ограниченный интеллект, негативизм – склонность к абсолютизации негативных сторон реальности, внушаемость, безволие, жестокость, малпатия – отсутствие эмпатии, различные патологии психики);

– гносеологические глухота и слепота (ограниченные возможности познавательной деятельности);

– дурные привычки (курение, пьянство, разврат, наркомания);

– отрицательное влияние социальной среды;

– стойкий негативный стереотип (совокупность отрицательных врожденных качеств и субъективистских неадекватных, ошибочных, ложных мировоззрений и идеологий);

– алогизм, ограниченная многофакторность мышления;

– половые извращения.

Все эти сложности и негативные стороны психики на практике проявляются в преступлениях, ссорах, конфликтах, противостояниях, войнах, социальных и природных катаклизмах, в вандализме, бескультурии, бюрократизме, коррупции, лжи, демагогии, стяжательстве, алчности, черствости, властолюбии, садизме, угодничестве, чинопочитании, браконьерстве, хищениях и т. п.

Несовершенство наличествует и у рядовых граждан, и у государственных служащих всех уровней, и у правителей, и у политиков, и у работников культуры и т. д.

Несовершенство людей – серьезное препятствие для прогрессивного развития как отдельного человека, так и общества в целом. Серьезной сложностью в преодолении несовершенства является то, что оно не осознается людьми. Объективно оценивать сами себя могут очень немногие люди. Большинство людей уверены, что они думают и поступают правильно, т. е. находятся в плену иллюзий.

Общество в лице мыслителей с древнейших времен пытается объяснить людям необходимость преодоления несовершенства. Но в XXI веке особых подвижек в этом отношении не наблюдается.


Закон организации и власти. Совместное проживание людей требует организации. Уже в небольшой группе людей для выполнения совместных согласованных действий требуется формальный лидер (бригадир, командир взвода, звеньевой и т. п.). Уже на этом уровне у лидера имеются зачатки власти – право руководить другими людьми, организовывать их действия, Чем больше людей проживает совместно, тем сложнее система их организации, тем труднее управлять такой системой, тем большим объемом управленческих способностей должен обладать формальный лидер, возглавляющий такую систему систем.

В социуме исторически сложилось три подхода к появлению человека на месте формального лидера. Первый – демократический подход – лидер избирается свободным волеизъявлением членами объединения. Второй – административный подход – руководитель назначается вышестоящим руководителем или руководящим органом. Третий подход – узурпация власти, передача власти по наследству.

Борьба за власть происходит на всех уровнях социальной системы. Мотивы такой борьбы – разные. В реальной жизни эти мотивы озвучиваются далеко не всегда. Часто они камуфлируются идеями демократическими, которые прикрывают алчность, стяжательство, властолюбие, амбициозность и другие пороки. Рано или поздно все эти негативы всплывают наверх. Но при этом бывает упущено время для решения сложных социально-экономических проблем. Так, например, в Украине после провозглашения независимости на протяжении двух десятков лет так и не появился президент, обладающий более или менее оптимальными способностями управлять страной. И вообще историческая практика свидетельствует о том, что президентская форма правления малоэффективна. Лишь единицы из президентов оказались людьми, обладающими способностями эффективно управлять страной. В этом – одно из противоречий демократии: с одной стороны – процесс избрания президента обусловлен законом; с другой стороны – возможность выбрать достойного человека очень ограничена, поскольку людей, обладающих всеми качествами, необходимыми для правителя – очень мало. Людям часто не из кого выбрать достойного руководителя. А если такие и появляются на горизонте общества, чаще всего, их или не пускают во власть, или просто уничтожают. Что укрепляет власть негативных сил.

В начале XXI века абсолютное большинство стран являются буржуазными. Т. е. власть в них принадлежит буржуазии. Трудящиеся согласно Конституциям имеют право голоса на выборах. Но денежный ценз ограничивает их возможность попасть в органы власти. А значит – лишает их возможности защищать свои права. Буржуазия же у власти защищает, прежде всего, свои интересы, демагогически прикрываясь рассуждениями о демократии. Среди буржуазии есть сторонники либерализма, социал-демократии, есть страны, в которых они имеют достаточно сильное влияние, содействуют улучшению жизни трудящихся. Но таких стран – единицы (например, Швеция, Германия) и в планетарном масштабе их влияние невелико.

Для трудящихся борьба за власть, за возможность активно влиять на политическую жизнь – настоятельная потребность, которая многими гражданами не осознается. Да и достойных лидеров, пламенных борцов за дело трудящихся, гораздо меньше, чем требуется. С политической, религиозной стороны, со стороны уровня духовной культуры трудящиеся представляют собой довольно пеструю картину. Многие трудящиеся идут за буржуазными и националистическими партиями. Многие, не единожды преданные разными лидерами, вообще отказываются участвовать в избирательных кампаниях. Понять этих людей можно. Но ситуация только ухудшается. Ведь остается социальная потребность в защите интересов людей труда.

В деятельности органов власти, как, пожалуй, ни в какой другой сфере, человеческих отношений, сказывается проявление закона понимания. Принятие законов, указов, распоряжений и т. п. нормативных документов, которые искаженно отражают реальность, наносит обществу и отдельным гражданам непоправимый вред. Ошибки простительны, если они осознаются представителями власти и исправляются (если, в принципе, возможно исправит такую ошибку).

Но власть является лакомым местом, позволяющим проходимцам, криминалитету использовать органы власти для разворовывания госбюджета, получения крупных взяток, решения своих бизнесовых проблем; для расправы с теми, кто может препятствовать их преступной деятельности; для превращения органов власти в «крышу», защищающую их от наказания по закону. Историческая практика свидетельствует, что для борьбы с преступниками, превратившими власть в свою вотчину, демократические и правовые методы борьбы не годятся. А к более радикальным действиям народ не готов.

Появление на планете стран социализма вселило в сердца трудящихся надежду, что наконец-то к власти пришел трудовой народ, который сможет изменить вектор исторического развития в сторону прогресса. Несколько десятилетий казалось, что для таких надежд есть основания. Но прошло время…В европейских странах социализм был уничтожен силами контрреволюции. Оказалось, что управлять государством не так уж и просто. Ленин В. считал, что для строительства социализма достаточно большевикам прийти к власти. В СССР сложилась административно-командная система управления. Партия большевиков, руководствуясь благородными целями, присвоила себе право управлять государством. Ей были подконтрольны кабинет министров и парламент. Партия контролировала назначение кадров сверху донизу. Огромная страна всегда испытывала кадровый голод. Да и профессиональные данные многих назначенцев оставляли желать лучшего. Например, Ельцин Б. и Горбачев М., разрушители СССР, были в свое время первыми секретарями обкомов партии. Именно представители власти несут ответственность за разрушение страны. Именно они оказались неспособными ни для управления страной, ее экономикой, ни защитить народ в ходе «холодной» войны.

Наверное, у народа были люди, способные управлять страной более эффективно. Но заформализованная партийным аппаратом система отбора кадров не позволила выявить и привлечь к работе таких людей.

Т.е. – обладание властью совсем не означает, что люди, входящие в органы власти, смогут эффективно пользоваться властными полномочиями. Поэтому у народа должно быть право заменить любого избранника или чиновника в любое время более достойным работником.

Наиболее общие тенденции исторического процесса

Естественно-исторический процесс кроме законов имеет тенденции – процессы, которые не имеют яркой выраженности законов, но, тем не мене, достаточно значимы.

Одной из таких тенденций является смена общественно-экономических формаций. Это суждение требует некоторых пояснений.

В теории марксизма смену общественно-экономических формаций принято рассматривать как закономерность. На смену первобытнообщинному строю приходит рабовладельческий. Его сменяет феодализм. Следующая формация – капитализм, который должен быть заменен коммунизмом. Кроме коммунизма все прочие формации – реальность. Такую череду в смене формаций было принято привязывать к каждой отдельно взятой стране. Если мы внимательно присмотримся к естественно-историческому процессу, то заметим: такая смена формаций, действительно, происходит, только не в каждой отдельно взятой стране, а на планете. Хотя есть страны, история которых отличается именно такой последовательностью. Отличаются страны и процессом смены формаций. Есть страны, в которых новые производственные отношения зарождаются в недрах старых производственных отношений. Такой процесс характерен для развитых европейских государств. Есть страны, в которых новые более совершенные отношения появляются в результате социального рефлекса подражания. Есть народы, совершившие «исторический прыжок», миновав какую-то формацию, очутившись в более высокой формации. Такое произошло с некоторыми национальностями, которые помимо своей воли из первобытнообщинного строя или феодализма попали в социалистический СССР. Разные страны шли к социализму разными путями. Китай – путем крестьянской гражданской войны. Куба – путем вооруженного восстания народа. Вьетнам – путем антиколониальной войны. И т. д. И характер социализма в разных странах – разный.

Все эти разности зависят от разных факторов, среди которых значим фактор лидера, возглавляющего политическую силу, совершающую коренные преобразования общества.

Поэтому есть основание рассматривать смену формаций, как одну из тенденций исторического процесса, как одну из форм движения общества по пути совершенствования.

Глобализация капитализма, появление Мировой закулисы, влияющей на жизнь земной цивилизации, существенно негативно повлияли на формационный процесс. Практически стали тормозом для естественно-исторического процесса. Сможет ли земная цивилизация выдержать такое влияние? Сможет ли преодолеть его? – сегодня сказать об этом трудно. А значит – трудно предсказывать судьбу формационного процесса. Ясно одно: движение человечества к социализму и коммунизму, о чем говорит марксизм, находится под большим вопросом. Мировые антипрогрессивные силы, обладая колоссальными финансовыми, военными, политическими и информационными ресурсами, делают все возможное для утверждения на планете своей власти.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить: особенностью формационного процесса является значительное усиление социальных сил, препятствующих историческому и социальному прогрессу, стающих угрозой существованию земной цивилизации.


Тенденция увеличения количества промышленных предприятий влечет за собой увеличение работников физического труда, возможность удовлетворять все новые потребности, сокращение работников сельского хозяйства, увеличение количества городов, рост городского населения, развитие градостроительства, загрязнение внешней среды, которое, в свою очередь, ведет к изменению земного климата. Уже сегодня фиксируется тенденция повышения температуры земной атмосферы, таяние ледников, что неизбежно ведет к планетарной катастрофе.

На примере этой цепочки процессов видно, как они тесно связаны между собой, как один процесс продуцирует другой, как формируется сложная система систем, которую представляет собой общество. Эта цепочка взаимосвязанных процессов, являясь лишь небольшой толикой системы объекта управления, демонстрирует, какие высокие требования должны предъявляться интеллекту представителей власти. Какой громадный ущерб обществу наносится управленцами, чей интеллект не отвечает таким высоким требованиям. Для того, чтобы управлять самолетом, пилоты проходят курс обучения и жесткий отбор по соответствию психики условиям труда. Для того, чтобы стать политиком, т. е. управляющим социальными процессами, никакой подготовки не нужно. Было бы достаточно денег. Как трудятся управленцы, не имеющие квалификации или имеющие пороки в виде корыстолюбия, угодничества, взяточничества, игнорирующие требования конституций и законов, – это чувствует народ на своей шкуре.

На этом примере хорошо просматривается противоречие между интересами общества и личности. Один предприниматель построил завод, который совсем немного загрязнял окружающую среду. Второй предприниматель расширил производство, а значит – увеличил ущерб окружающей среде. Третий предприниматель…и т. д. Каждый из предпринимателей совсем немного ухудшал среду нашего обитания. Но таких предпринимателей оказалось много. Количество перешло в качество. Возникла угроза земной цивилизации. Еще во второй половине ХХ века ученые предупреждали о такой угрозе. Их мнение было услышано власть придержащими. В 1997 году был подписан межгосударственный Киотский протокол, предусматривающий ограничение промышленных выбросов, загрязняющих атмосферу. Выполнение этого соглашения требовало создания очистительных систем, сокращение предприятий, загрязняющих атмосферу. Т. е. – требовало дополнительных затрат. А значит – сокращение прибыли. Интересы человечества требовали ущемления интересов собственника. А по закону частная собственность священна и неприкосновенна. И нашла коса на камень…


Тенденцией является рост народонаселения. Казалось бы, это хорошо. Но этот рост происходит на фоне недостаточного уровня духовной и общей культуры, в странах перенаселенных, где мало земель для ведения сельского хозяйства, а значит – недостаток продуктов питания. Ежегодно сотни тысяч людей умирают от голода и отсутствия квалифицированной медицинской помощи. Очевидно, в таких условиях рождается много детей с патологией в сферах соматики и психики. Пополнение человечества такими людьми – это движение к самоуничтожению.

В то же время рождаемость в развитых странах заметно снижается. Чем выше образованность людей, тем меньше в семьях детей. Часто такие семьи ограничиваются одним ребенком. В буржуазных странах падает социальная ценность семьи. Растет количество разводов. В некоторых странах разводы составляют до 50 % от заключенных браков.

Свою лепту в процесс рождаемости вносит так называемая сексуальная революция. Межполовые отношения между мужчинами и женщинами не окультуриваются, что предполагает социальный прогресс, а наоборот – разврат становится нормой.


Тенденцией исторического процесса являются войны. Большей частью – захватнические, жестокие. «Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн, в которых погибло более 3,5 миллиарда человек. И нет никаких реальных оснований думать, что вскоре что-то изменится». [125,3] Наиболее развитые станы Европы имели до недавнего времени громадные колонии во всех частях света. Колонии – территории, захваченные вооруженной силой. Колонии – страны, в которых развитие было задержано на столетия. В ряде стран Америки население было или полностью уничтожено, или загнано в резервации.

Кровавым вошел в историю ХХ век. Две мировые войны и «холодная» война забрали десятки миллионов человеческих жизней. Достижения в науке и технике активно используются в разработке новых видов вооружений.

В начале XXI века на земном шаре скопилось такое количество разных видов оружия, включая водородное, ядерное, лазерное, геофизическое, бактериологическое, которого достаточно несколько раз уничтожить жизнь на Земле. Если учесть, что правителями могут стать люди агрессивные, с неуравновешенной психикой, понятным становится тот риск, которому подвергает себя человечество, располагая таким смертоносным запасом. Приказ сбросить атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г., когда война практически шла к завершению и в этом не было никакой необходимости, отдал президент США Трумен, человек верующий (баптист). В обстановке, когда широкое распространение получил терроризм, колоссальный арсенал смертоносной силы является условием, представляющим большой соблазн для врагов человечества.

Оправданными могут быть только справедливые, освободительные войны. Но большинство войн – захватнические, продиктованные страстью наживы, непомерными амбициями правителей, агрессивной идеологией. Так в США большие и малые войны являются проявлением концепции их внешней политики. Военные базы США размещены на всех материках. США используют армию для вмешательства в жизнь многих стран, для физического уничтожения неугодных им правителей и политических режимов. Это превращает США в тормоз развития земной цивилизации.

«Постоянная война становится важнейшим фактором деловой, политической, социальной жизни не только для России, не только для Украины, но для Европы и США». [157, 4]

Противостоять этой реальной угрозе жизни на Земле должно массовое народное движение за мир во всем мире, против малых и больших войн.


В сфере общественного сознания тенденцией является крупномасштабное течение субъективизма, эклектики, неадекватного, ошибочного, иллюзорного понимания реальности. Оно проявляется в различных религиях, реакционных социальных и политических течениях (фашизм, исламский фундаментализм, сионизм, анархизм, суеверия, правый национализм и т. п.) Это – негативная составляющая субъективного фактора.

Позитивной составляющей субъективного фактора является тенденция объективного познания мира и человека, развитие науки, произведения литературы и искусства, выполненные в духе реализма; прогрессивные средства массовой информации. всесторонне и гармонически развитые люди, реализация на практике принципов справедливости, гуманизма, подлинной демократии.


В сфере социальной тенденцией является борьба за подлинную демократию, освобождение от классового, колониального гнета, акции протеста, социальные движения – антивоенные, за равноправие, революции и т. п. Далеко не всегда эти акции приводят к успеху. Но именно в них заложен потенциал прогрессивного развития.


К тенденциям следует отнести наличие в обществе преступности. Она существует с древнейших времен. С развитием общества развивается и преступность. Раньше были криминалы-одиночки (воры, грабители, разбойники) или банды. Это люди достаточно сообразительные в своем деле и жестокие. С развитием цивилизации идет процесс социализации и интеллектуализации преступного мира. Появляется мафия – одна из форм организованной преступности, когда ее лидеры идут в бизнес, в политику, получают покровителей в правоохранительных органах, превращают правоохранительные органы в свою вотчину, подчиняют своему влиянию экономические, производственные, финансовые, государственные структуры. Сегодня мафия через коррумпированных госчиновников получила доступ к госбюджету, откуда бесследно исчезают миллионы и миллиарды долларов. Сегодня мафиози – это люди с высшим образованием, разных профессий, знающие экономику, банковское дело; использующие новейшие достижения науки и техники в преступных целях.

Мафия вышла за пределы границ отдельных государств, образовав межгосударственные сообщества. Лидеры мафиозных группировок могут быть уважаемыми людьми в обществе, членами местных органов управления и депутатами парламентов.

В XXI веке, как и в средневековье, существует морское пиратство.

Преступниками становятся люди в силу особенностей своей психики или в силу социальных обстоятельств (безработица, низкая зарплата, социальная незащищенность и т. п.).

Феномен преступности крупномасштабно проявил себя во время распада СССР. Он разрушил надежды политиков преобразовать общество на демократических началах. Политизация преступности, ее безграничная алчность, разгул убийств, рэкет на государственном уровне – все это вдруг стало явью, не предусмотренной политиками-демократами. Именно эти горе политики выпустили из бутылки джина мафии. Именно они несут ответственность за то, что и сегодня до половины экономики находится в тени и миллиарды вывозятся в офшоры.

Еще недавно партийная пропаганда много говорила о необходимости борьбы с буржуазией, против эксплуатации человека человеком. И оказалась совершенно не готовой для борьбы с криминалократией, безжалостно растоптавшей мысль о том, что «человек – это звучит гордо».

Криминалократия – это очень серьезный тормоз для социального прогресса, для борьбы с которым общество оказалось совершенно не готово. На историческую сцену вышли не мелкие воришки и жулики, как еще недавно представлялся криминальный мир, а организованные преступные группировки, прибирающие к рукам государственную власть.


К тенденциям следует отнести влияние международного сионизма на исторический процесс сегодня. Сионизм – это еврейский буржуазный национализм, в основе которого лежит иудаизм, претендующий на мировое господство, представляющий собой силу теневой политики. Он упорно расширяет сферу своего влияния, камуфлируясь под различные политические партии, оказывая влияние на правительства. Сионизм был одним из участников «холодной» войны, разрушившей СССР и содружество социалистических государств. Считая себя представителями высшей привилегированной расы, сионисты с пренебрежением относятся к представителям других наций (гои – неполноценные люди), стимулируют процессы, ведущие к сокращению численности других народов цивилизованными методами. Так, подконтрольные сионистам международные банки дают государствам кредиты, оговаривая при этом определенные условия. Например: повышение тарифов на коммунальные услуги населению, повышение пенсионного возраста и т. п. Т. е. со стороны это выглядит, как естественный процесс вымирания населения. За руку такого преступника не поймаешь. В этом – цинизм идеологии сионизма.


Национализм – одна из тенденций исторического процесса, явление очень противоречивое. С одной стороны – это форма защиты интересов нации, ее идентичности, исторической неповторимости, ее языка, культуры. С другой стороны, в мировоззрении и идеологии национализма хорошо прослеживается склонность к преувеличению значимости своей нации и недооценка, а то и унизительное отношение к другим нациям. Крайними формами национализма являются фашизм и сионизм. Германский фашизм пришел к власти демократическим путем и, уже обладая всей полнотой власти, установил в стране свою диктатуру. А во внешней политике, стремясь к мировому господству и милитаризовав экономику, вел войны за покорение других стран и физическое уничтожение целых народов. Фашистские концентрационные лагеря с газовыми камерами и печами по сжиганию трупов – это было рационально организованное производство смерти для миллионов евреев, славян и других народов. Хребет немецкому фашизму был сломлен Советской Армией в ходе Второй мировой войны.

Национализм, как деструктивную силу, использовали организаторы «холодной» войны для разрушения СССР и содружества социалистических государств, для уничтожения в них ростков социализма. Придя к власти после контрреволюционных переворотов, на волне ярого антикоммунизма, националисты проявили свою полную несостоятельность в деле управления процессом государственного строительства, насильно навязывая народам свою идеологию, игнорируя нормы права, унижая достоинство других наций и политических партий. В Украине политическая бездарность националистов привела к экономической разрухе и политическому хаосу, чем воспользовались представители преступного мира, установившие под демагогические разговоры о демократии – криминалократию. Сегодня украинские националисты, придя к власти после Евромайдана 2013–2014 гг., критикуя власть предшественников – криминалократов, совершенно не чувствуют своей вины в том, что произошло; не в состоянии дать объективную оценку самим себе, своим делам.

Национализм, как политическая и духовная ценность, возможно, может быть оправдан в борьбе за независимость колониальных и зависимых стран. Но национализм при социализме – это антипрогрессивная, антидемократическая сила. К сожалению, национализм пользуется поддержкой части населения, что свидетельствует о том, что народ тоже может ошибаться; что мировоззрение и идеология не являются простым отпечатком экономических отношений, как утверждает марксизм, а представляет собой довольно стойкое образование в духовной сфере исторического процесса.

Как правило, национализм имеет религиозную составляющую. Для него характерны: субъективизм, ложь, демагогия, мнимая разумность, антидемократизм, ложное понимание своих дел и их возможных последствий. Волны национализма время от времени накрывают земную цивилизацию, свидетельствуя о том, что мировоззрения и идеологии нельзя навязывать административно-командным путем, что прогрессивные изменения в духовной сфере исторического процесса происходят крайне медленно, отставая от развития науки; что духовная сфера эклектична, что людям крайне трудно отличать истину от заблуждения.

К тенденциям в политической сфере следует отнести создание партий. Партия как объединение наиболее активных представителей класса, социального слоя, работников различных профессий, объединений по интересам и т. п. – дело естественное. В какой-то мере партии отражают и разномыслие. Партии – активные субъекты избирательных кампаний.

В ХХI веке партий в государстве может быть до нескольких десятков. Конечно, избирателям сложно разбираться в такой массе программ. Поэтому реальное влияние на массы имеют обычно 5–7 партий.

В последнее время создание новых партий стало доходным делом. Партиями торгуют, как товаром. Их приобретают с целью влияния на избирательную кампанию. В таком случае о серьезности таких документов, как программа и устав партии, говорить не приходится.

В самой возможности появления партий для купли-продажи проявляется несовершенство людей и тенденция к правонарушениям.


Обозначилась тенденция движения человечества к самоуничтожению. За этим стоит неумение людей осознавать, понимать интересы общества, неумение гармонизировать эти интересы. Помимо этого, в ходе развития земной цивилизации появилась международная сила, препятствующая прогрессивному развитию общества – так называемая Мировая закулиса. Это – объединение сверхбогатых людей, стремящихся установить свою власть на планете. Одной из задач, которые поставила перед собой эта группа, является уничтожение больше чем на половину жителей нашей планеты.

Несовершенство людей и сознательное их истребление – путь к самоуничтожению.

К этому следует добавить все возрастающую тенденцию войны, колоссальный рост ее объема и появление в управлении государствами людей, не обладающих для этого ни достаточной компетентностью, ни достаточным уровнем духовной культуры.

Общество пока не осознало этой угрозы и поэтому целенаправленных противодействий ей не выработало. Дизраэли как-то заметил: «…врожденный инстинкт мешает людям видеть грозящую опасность». [104,17]


Тенденции революций, контрреволюций и эволюций. Любое общество не стоит на месте. Оно развивается, изменяется. Эти изменения могут быть незначительными, незаметными для людей. Или такими, которым люди не придают особого значения, воспринимая их, как нечто само собой разумеющееся. Такие, внешне – стабильные, общества могут существовать столетиями. Но время идет. Появляются люди, которые остро чувствуют необходимость изменений. Их мнение распространяется в обществе. Появляются группы людей, объединенные пониманием необходимости перемен и представляющих, как это нужно сделать. Начинается борьба за претворение в жизнь понимания необходимости социальных перемен.

В разных обществах она протекает по-разному. Может появиться правитель, понимающий необходимость изменений и что-то делающий для этого. Может появиться лидер повстанцев, увлекающий за собой солидарных с ним граждан. Может появиться в парламенте влиятельная фракция, которая может воздействовать на жизнь общества путем принятия необходимых законов.

Но могут всколыхнуться народные массы, доведенные до отчаяния тяжелой жизнью. При наличии людей, которые могут возглавить народ, при наличии у них умения организовать восставший народ, народное движение может перерасти в революцию, которая сметает существующую власть и устанавливает власть свою.

В любом случае изменение социально-политических и экономических отношений проходят в остром противоборстве нового со старым. И приход к власти новых политических сил не означает прекращения этой борьбы. Противоположности – сторонники новых и сторонники старых отношений – остаются. Но меняется расстановка сил и формы такой борьбы. Такое противоборство может выходить за рамки одного государства, приобретать международный характер.

Поскольку революционные изменения происходят в отдельных странах, а в большинстве других стран продолжают сохраняться прежние отношения, постольку контрреволюционные силы находят поддержку за рубежом и приобретают международный характер.

В этом – корень расхождений во взглядах Маркса К. и Ленина В. Маркс К. считал, что пролетарская революция должна быть акцией международной, поскольку капитализм стал международным явлением. Для достижения этой цели создавались Интернационалы. Ленин В. считал, что победа пролетарской революции возможна в отдельной стране. Конечно, Ленин В. хорошо понимал международный характер капитализма. И все же, похоже, недооценил его агрессивной силы, которая явила себя в первые годы советской власти, продолжала оставаться угрозой социализма на протяжении существования СССР, и остается по сей день препятствием историческому прогрессу.

Третьим путем пошли социал-демократы – выходцы из марксистского движения. Они избрали путь реформ в условиях капиталистических отношений. Они не построили социализма, но им удалось кое-чего достичь в социально-экономической сфере.

Очевидно, в борьбе за утверждение новых социально-экономических и политических отношений в отдельной стране, революционерам следует понимать, что они неизбежно столкнуться с противодействием международных антипрогрессивных сил – носителей старых отношений, которых в своей массе намного больше, чем сил революционных.

Свое понимание революции у сионистов. Их перманентная революция, сторонником которой был Троцкий Л., предусматривает захват власти в отдельной стране, в которой создается плацдарм для революционной войны по утверждению своей власти в других странах. И еще одна особенность. Сионисты считают, что их люди должны быть по обе стороны баррикад: кто бы ни проиграл борьбу – они в любом случае в выигрыше.

И революция, и контрреволюция имеют свои организации, своих финансистов, своих сторонников, свой пропагандистский аппарат, свою прессу и т. п. Это две антагонистические силы, которые находятся в состоянии постоянной вражды, которая сопровождается многочисленными жертвами. У каждой из сторон – своя логика, свои ценности, которые они отстаивают присущими им средствами, руководствуясь своим пониманием реальности.

Революцией принято считать такую смену власти, которая приводит к устойчивым положительным изменениям. Контрреволюцией – возврат к старым порядкам. Вот почему есть все основания считать развал СССР – контрреволюцией, победившей в ходе семидесятилетней борьбы. А события в России в октябре 1917 г. – революцией, поскольку она привела к довольно стойким прогрессивным изменениям. Хотя сама революция привела к многочисленным жертвам, а власть, установленная ею, допустила много ошибок.

Очевидно, можно спорить, относить ли революции и контрреволюции к законам исторического процесса или к тенденциям. Если под законом понимать «внутреннюю существенную и устойчивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченные изменения» [158, 142], то «революцию» и тем более – «контрреволюцию» – трудно втиснуть в такое определение, поскольку в них – много случайного, субъективистского, внешнего, неустойчивого. К этому нужно добавить, что в разных странах и революция, и контрреволюция имеют свои особенности, своих лидеров со своими уровнями объективного понимания реальности и своими организаторскими способностями; что они делаются не по учебнику; что являются сложным, комплексным, динамичным проявлением взаимодействия многих факторов.

Исходя из всего этого революция и контрреволюция все же ближе к тенденциям, чем к законам.

У этих терминов (и соответствующих им процессов) есть еще одна особенность: их взаимоотношения не укладываются в двоичную систему диалектики, поскольку есть еще один термин, тесно связанный с этой парой, – эволюция. Революция не обязательно вооруженная борьба, захват власти. К стойким позитивным изменениям общество может идти путем эволюционным. Для этого требуется, чтобы в обществе была устойчивой реальностью последовательная демократия, чтобы и у представителей власти, и у народа были достаточно высокие уровни духовной культуры. Ведь демократией пользуются не только прогрессивные силы, но и реакционные.

Таким образом, реально существуют три взаимосвязанных между собой социально-политических процесса: революция, контрреволюция и эволюция. У революции и эволюции имеются тенденции прогрессивного развития. У контрреволюции ярко выражена тенденция консервативности, противодействия новому, прогрессивному.

Революция – это сравнительно быстрый переход от старого к новому. У эволюции этот процесс во времени очень растянут. Революция приводит к власти новые политические силы сразу. При эволюции в условиях демократии противостояние прогрессивных и консервативных сил растянуты на длительное время. Революция, как правило, влечет за собой гибель многих людей. Эволюция обходится без жертв. Какой путь лучше? Это решают лидеры. Марксисты Ленин В. и Плеханов Г. разошлись принципиально по этому вопросу. Так же, как разошлись в первой половине ХХ века коммунисты и социал-демократы, хотя и те, и те вышли из марксизма. В XXI веке это различие между ними сглаживается. Коммунисты тоже склоняются к эволюции. Хотя по целям движения программы коммунистов и социал-демократов различны.

Некоторые противоречия естественно-исторического процесса

В обществе существует много противоположностей, связанных между собой определенными отношениями. Это могут быть отношения позитивного взаимного влияния. Но могут быть и отношения напряженности, борьбы. Второй тип отношений и есть противоречия. Противоположности могут быть естественными (мужчина и женщина, родители и дети). Но могут быть продуктами сознания, психики (различные мировоззрения, идеологии, духовные ценности, межклассовые отношения, межрелигиозные, межэтнические и т. п.)

Наличие противоречия свидетельствует о том, что между противоположностями имеются напряженные отношения, которые мешают нормальному функционированию, как этих противоположностей, так и общества в целом.

Снятие такой напряженности (разрешение противоречия) возможно только при условии, что представители противоположностей верно понимают оппонентов и суть ситуации и готовы поступить так, чтобы снять противоречие. Но дело в том, что само противоречие появляется потому, что одна из сторон, или обе стороны, не способны быть объективными в оценке ситуации. А значит – противоречие углубляется, становится антагонистическим и теперь уже может быть разрешено только путем ожесточенной борьбы.

Само наличие противоречий – свидетельство несовершенства людей.

Несколько примеров противоречий.


Противоречие между обществом и человеком. Общество и человек представляют собой сложную систему систем, в которой каждая из сторон имеют свои функции и свои взаимные обязанности. Так должно быть. Такова природа этих отношений между этими противоположностями. Реальность далека от этого должного. Если есть безработные, если миллионы людей живут за чертой бедности, если люди с невысоким уровнем дохода не могут получить медицинскую помощь, если граждане гибнут в войне, если падает рождаемость и растет смертность и т. п. – значит, общество в лице власти не выполняет своих обязательств перед человеком. Наличие криминалитета, правонарушений, тунеядцев – свидетельство того, что есть люди, пренебрегающие нормами Конституции и законов. Противоречие существует тысячи лет, но и сегодня оно очень далеко от разрешения. Потому что и у представителей власти, и у части граждан уровень духовной культуры не соответствует требованиям гармонизации отношений сторон.


Противоречие между потребностями общества и интересами правящего класса. Казалось бы, власть должна выражать интересы общества. Это настолько естественно и очевидно, что не может вызывать никаких сомнений. Но исторически отношения меду властью, выражающей интересы правящего класса, и обществом сложились совсем не так. Со времен рабовладельческого общества и по нынешний капитализм в форме глобализма – власть принадлежала и принадлежит поныне классу людей богатых. Поэтому власть выражает их интересы, ущемляя при этом интересы общества, интересы трудового народа, чьи условия материальной жизни очень ограничены.

Формы проявления этого противоречия разнообразны. Это и эксплуатация людей труда, и захватнические войны, и безработица, и высокие цены, и денежный избирательный ценз, и ограниченная возможность получения медицинской помощи людьми бедными, и низкие зарплаты, и низкопробные художественные фильмы и т. д. и т. п.

К примеру, зачем обществу США война во Вьетнаме или Ираке, где гибнут американские воины и жители Вьетнама и Ирака? Зачем обществу фильмы, пропагандирующие жестокость, разврат, ложь, обман, безнравственность и т. п.? Почему в буржуазных странах до сих пор нет полного политического равенства между всеми гражданами? И т. д. Обществу это, действительно, не нужно. Более того: это наносит прямой ущерб обществу. Но все это нужно правящему классу, выражает его интересы.

Как видим, противоречие между потребностями общества и интересами правящего класса необходимо правящему классу богачей, выражает его интересы, поддерживается его усилиями.

Трудящиеся, борясь за свои интересы, тем самым пытаются снять это противоречие. Кое-чего им удалось достичь. Но в целом противоречие остается, вызывая социальную напряженность, конфликты, раскалывая общество. Похоже, в ближайшей перспективе изменений к лучшему ожидать не приходится.


Противоречие между красивой социальной идеей и возможностью осуществить эту идею на практике. Тяжелая материальная жизнь малообеспеченных слоев населения, трудового народа всегда была причиной мечтаний о лучшей жизни, об обществе социальной справедливости, об обществе свободном, в котором равенство и братство являются реальностью.

Такие идеи, взгляды, чаяния, мечты, ожидания, надежды принято называть утопическим социализмом. Т. е. – есть реальная потребность изменить жизнь людей к лучшему; у какой-то части населения есть желание это сделать; предпринимались даже попытки это сделать; но противоречие остается до сих пор; и возможность его разрешения пока что не просматривается.

Под лозунгом «Свободы, равенства, братства» прошла французская революция конца XVIII века. Но трудовой люд не получил ни свободы, ни равенства, ни братства. На смену богачам-феодалам пришли богачи-капиталисты. На смену обезглавленному королю пришел обычный гражданин, объявивший себя императором. У людей труда надежды на нормальную жизнь сменились горьким разочарованием. Трудовой народ не смирился с этим. В XIX веке Европу сотрясают революции, бунты, забастовки, революционные войны.

В средине XIX века появляется теория марксизма, которая пытается научно объяснить необходимость перемен к лучшему в обществе. В Германии представители социал-демократической партии (сторонники марксизма) проходят в парламент. В России в 1917 г. партия большевиков (марксисты) приходит к власти и начинает строить социализм – общество, которое, по замыслу, должно соответствовать обществу социальной справедливости. Образуется даже союз социалистических республик – объединение 15 государств – СССР.

Социал-демократам в некоторых странах Европы удалось несколько улучшить материальную жизнь трудящихся, но при этом остались и богачи, и эксплуатация человека человеком. Ростки социализма в СССР были уничтожены в ходе «холодной» войны в конце ХХ века.

Противоречие между красивой социальной идеей и возможностью осуществить ее на практике – остается. Остается потому, что люди несовершенны. Потому, что познание законов, по которым развивается общество, оказалось делом более сложным, чем предполагали и считают по сегодняшний день марксисты. Потому, что появилась еще в XVIII веке, а ныне окрепла, международная антипрогрессивная сила – так называемая Мировая закулиса (комитет 300). Потому, что даже некоторое улучшение материальной жизни трудящихся оказалось достаточным, чтоб они отказались от борьбы за утверждение мечты о лучшей жизни. Потому, что мечта об обществе социальной справедливости до сих пор не имеет достаточно прочного научного обоснования. Т. е. – остается утопией, иллюзией. А значит – противоречие сохраняется.

После распада СССР в ее бывших республиках идет активный поиск ответов на вопросы – «Кто виноват?» и «Что делать?» Многие люди пишут теории, в которых высказывают свое видение прошлого, настоящего и будущего народа. Предлагаются проекты движения к будущему. Это – еще одна форма проявления разномыслия. Большинство таких проектов по своему содержанию далеки от последовательной объективности, научности, многофакторности. Отмечены печатью утопизма, мистики, фантазии, иллюзий. Но поиск продолжается, поскольку сохраняется противоречие.


Противоречие между мужчиной и женщиной. Отношения между мужчиной и женщиной, как физиологическими противоположностями, могут складываться по-разному. При высоком уровне духовной культуры обеих сторон эти отношения могут быть дружескими, взаимно уважительными, доброжелательными. Высшим уровнем таких отношений является взаимная любовь – чувство, представляющее собой сложную совокупность физиологического влечения и духовных ценностей. Прочная семья может быть показателем такого чувства. Именно такие отношения между мужчиной и женщиной стимулируют и личное, и социальное прогрессивное развитие.

Но таким чувством отличается только часть населения. У очень многих мужчин и женщин отношения антагонистические, в основе которых лежит особенность физиологии мужчин (для них половой акт не имеет физиологических последствий, так называемый мужской эгоизм) и несовершенство людей, недостаточный уровень их духовной культуры, отсутствие потребности в интеллектуальном развитии, эгоизм, неспособность мужчин поставить себя на место женщин, элементарная половая распущенность. Конечно, есть и женщины с негативными качествами психики, которые вносят свою долю в межполовые конфликты.

Межличностные конфликты оканчиваются ссорами, оскорблениями, изменами, насилием, разводами, даже убийствами.

Но у противоречия между мужчинами и женщинами есть и широкий социальный аспект. В мусульманских странах существуют гаремы – много женщин, принадлежащих одному мужчине. Конечно, позволить себе содержать гарем могут только состоятельные люди. Тяжелое материальное положение заставляет женщин заниматься проституцией. Есть страны, в которых официально действую дома терпимости. Женщин могут ущемлять в оплате за труд. В среднем заработная плата женщин примерно на 23 % меньше, чем у мужчин. Хотя XXI век отмечен высоким уровнем образования и культуры, и в нем есть место сексуальному рабству, сексуальным домогательствам начальников по отношению к сотрудницам.

Давно существует феминистическое движение. Есть даже праздники, посвященные женщинам. Но до полного равенства мужчин и женщин в социальном отношении еще далеко. Наличие этого противоречия является серьезным тормозом и социального, и индивидуального прогресса.


Противоречие между декларируемой демократией и реальными социально-политическими отношениями между гражданами. Многие страны считают себя демократическими. Какие-то нормы демократии прописаны даже в Конституциях, отражены в законах. Проявлением демократии считаются избирательные кампании. Но все это – иллюзии демократии.

Подлинная демократия предполагает полное социальное и политическое равенство всех граждан. Такое равенство представляет реальную угрозу правящему классу. Открыто это признать правящий класс не может. Поэтому активно используется демагогия для защиты своих интересов, для оправдания реальных псевдодемократических отношений. И народные массы верят, что в их странах действительно существует демократия, позволяющая им проводить акции протеста, всякие митинги, шествия и т. п.

Взять, к примеру, США, которые рекламируются как самое демократическое общество. Это – откровенная демагогия. Не может в демократическом обществе существовать антагонизм между богатыми и бедными, безработица, разные уровни материальной жизни, резервации для коренного населения. Не может демократическое общество вести несправедливые войны, поощрять сепаратизм, контрреволюции, размещать свои военные базы во всех уголках планеты, содержать армию, намного превышающую необходимость обороны.

Реально общества – пленники иллюзий о демократии. И это является серьезным тормозом и для социального, и для индивидуального прогресса. Таким образом, борьба за подлинную, последовательную демократию является необходимым условием для социального и индивидуального прогресса.


Противоречие между несовершенством людей и потребностью общества в социальной справедливости. У каждого человека есть право жить в обществе социальной справедливости и есть обязанность самому быть справедливым. Такое право и такая обязанность являются жизненно важной потребностью и общества, и человека. Но это право, и эта обязанность не являются чем-то, данным свыше, какой-то неведомой силой. Это право и эта обязанность могут стать реальностью только как продукт деятельности людей, каждого отдельного человека. Но качествами, необходимыми для такой деятельности, обладает лишь часть населения. А большинство – или сами творят несправедливость, или являются жертвами такой несправедливости. Жертвами, не готовыми к борьбе за свои права. Жертвами, которые возмущаются несправедливостью, но которые не могут эти возмущения превратить в реальные протестные действия.

Конец ознакомительного фрагмента.