В самом деле беззвучные «чужие» слова, ощущаемые внутри, можно рассматривать как галлюцинацию или иллюзию того ощущения, которое сопровождает внутренний образ слова (parole interne), а ложное ощущение говорения можно рассматривать как иллюзию мышечного чувства, локализирующуюся в области мускулов, участвующих в произношении слов.
Вы здесь
- Описание сплошной, проходящей как будто сквозь каждый атом тела судороги — «болезненного беспокойства, нестерпимого нарастания мышечного чувства, когда приходится то и дело переменять положение своих конечностей» («Память, говори»).
- Сеченов, который ввёл понятие о «телесном мышечном чувстве».
- В области мышечного чувства тоже могут быть обманы.
- Любые энергоинформационные поражения можно распознать с помощью мышечного чувства.
- Слух, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, кожно-тактильная рецепция, а также зрение составляют в пении теснейшее и неразрывное функциональное единство, обеспечивающее эффективное управление певческим процессом по принципу обратных регулирующих связей.
- Таким образом, резонансное пение (резонансная техника пения) — это пение с максимально эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата с целью получения максимального эффекта силы, полётности и эстетических качеств голоса при минимальных физических усилиях, что достигается певцом под контролем вибрационной чувствительности как индикатора резонанса (во взаимодействии со слухом и мышечным чувством) и правильно организованным диафрагматическим певческим дыханием.
- Весь этот комплекс органов чувств — слух, мышечное чувство, вибрационное, чувство давления и зрение — является физиологической основой вокального слуха певца и педагога, о чём я подробно писал ещё в книге «Вокальный слух и голос» (1965).