Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "психолингвистика"

Предложения в которых упоминается "психолингвистика"

Применительно к истории формирования синонимии и истории лексических заимствований вопрос о таком смыслоразличении (пусть и малозначимый для лингвистики, но существенный для психолингвистики и социолингвистики) состоит в том, какие идеологические факторы мотивируют возможность контекстуальных предпочтений одних слов другим.
Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.
Об этом — всё-таки чуть позже, пока же сообщу, что феномен энкодов имеет прямое отношение к психолингвистике — науке о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.
Психолингвистика возникла в 50-х годах прошлого века как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат традиционной лингвистики и психологии.
Недаром же существует особая наука — психолингвистика, которая помогает в том числе выбрать для анализа крупицы нужной информации из найденных материалов.
Специальная педагогика и её предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Включает в себя исследования, проводимые в таких областях как эпистемология, когнитивная психология, лингвистика, психолингвистика, психофизиология, нейробиология и компьютерная наука.
Детская логопсихология тесно связана с рядом наук: с общей, социальной, возрастной, педагогической и специальной психологией; нейропсихологией, психолингвистикой, логопедией.
Психолингвистика, раскрывая вопросы онтогенеза речевой функции и своеобразия протекания процессов речевосприятия и речепорождения в целом, позволяет выделить специфику усвоения системы языка, своеобразие взаимоотношения языка и сознания, мышления и речи, особенности продуцирования и понимания речи детьми с различными речевыми нарушениями.
Одной из значимых для логопсихологии научных дисциплин является психолингвистика.
Анализ процессов речепроизводства представлен в современной психолингвистике несколькими подходами: стохастическими моделями, моделями непосредственных составляющих, моделью трансформационной грамматики, когнитивными моделями и отечественной психолингвистической теорией порождения речи.
Предложенная им схема продуцирования речи (от мотива, порождающего мысль, к оформлению мысли, опосредствованию её во внутреннем слове, в значениях внешних слов и непосредственно во внешней речи) в общем виде присутствует во всех описываемых в рамках отечественной психолингвистики моделях.
Понимание категории «смысл» в психолингвистике во многом раскрывается через противопоставление с категорией «значение».
Второй значимой для психолингвистики проблемой является проблема восприятия речи, которая как и порождение, имеет уровневый характер и фазную структуру и является сложной перцептивной, мыслительной и мнемонической деятельностью.
Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, а также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.
Пособий по курсу психолингвистики практически нет.
Такое понимание психолингвистики и других «пограничных» областей (назовём среди них социолингвистику, этнолингвистику, психогенетику и многие другие) было связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях — в частности.
Какие конкретные объекты или конкретные события изучает психолингвистика?
Различные направления в психолингвистике рассматривают её объект, т. е.
То есть объектом психолингвистики, как бы его ни понимать, всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций.
Предмет психолингвистики. Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении её полувековой истории.
Фресс считает, что «психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык» (Fraisse, 1963, p. 5).
Автор настоящей книги в 1968 году дал одновременно два различных определения психолингвистики.
Второе было дано, так сказать, «на вырост»: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования» (там же, с. 110).
По этим определениям можно проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики.
Таким образом, если попытаться дать современное определение предмета психолингвистики, то оно будет следующим.
Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.
Психолингвистика как психологическая наука.
Приведённое только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе её развития органически входит в систему психологических наук.
Отсюда категориальное и понятийное единство психолингвистики и других областей психологии.
Та или иная трактовка личности также непосредственно отражается в психолингвистике.
Но особенно существенно, что через одно из своих основных понятий — понятие значения — психолингвистика самым непосредственным образом связана с проблематикой психического отражения и, в частности, с концепцией образа мира.
Наиболее тесно психолингвистика как психологическая наука связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией.
Далее, поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности тоже входит в объём психолингвистики, психолингвистика самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией).
Соответственно и психолингвистика всё больше превращается в «психосемантику» в широком смысле слова.
Итак, ясно, что психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой).
Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики.
Психолингвистика как раз и возникла из этого «естественного допущения».
Главная особенность психолингвистики первого поколения, роднящая её с другими ответвлениями бихевиоризма — это её реактивный характер.
При этом психолингвистика первого поколения — не теория речевых действий или поступков, а теория речевого приспособления к среде, теория речи как орудия установления равновесия — внутреннего равновесия человека или равновесия в системе «человек — среда».
Второй особенностью психолингвистики первого поколения является её атомизм.
Наконец, для психолингвистики первого поколения характерен индивидуализм: это теория речевого поведения индивида, вырванного не только из общества, но даже из реального процесса общения, который сведён здесь к простейшей схеме передачи информации от говорящего к слушающему.
Первую попытку внедриться в психолингвистику он сделал в известной книге «Аспекты теории синтаксиса» (1965), где вводится понятие глубинной структуры, определяющей семантическую интерпретацию синтаксической конструкции предложения и соответствующей «ядерной конструкции» первого варианта его теории.
Важнейшее отличие психолингвистики второго поколения по сравнению с осгудовской заключалось в том, что был преодолён атомизм этой последней.
Более того — психолингвистика второго поколения принципиально антипсихологична: претендуя на роль психологической, а не только лингвистической теории, она в сущности сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.
Два других недостатка осгудовской психолингвистики остались непреодоленными.
Однако в силе остаётся подход к психолингвистике с позиций «психологической реальности» языковых единиц и структур, т. е.
Поэтому на этом «диссидентском» направлении в психолингвистике её развитие остановиться никак не могло.