Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "индоиранский"

Предложения в которых упоминается "индоиранский"

Но в древнеирландском и гэльском языках, в двух италийских диалектах этот звук является гортанным, в то время как в других греческих диалектах происходит его лабиализация только перед о, а перед еи i он превращается в t. Эти особенности не вписываются в фундаментальные классификации, они просто присутствуют в первом случае в индоиранских и греческом языках, а в другом — в италийском, кельтском и греческом языках.
Опять-таки в индоиранских и греческом языках имеется большое число сходных слов, которые не встречаются в других индоевропейских языках.
С другой стороны, во всех европейских языках, как группы кентум, так и группы сатем, можно найти большое число слов, которые не встречаются в индоиранских языках.
Однако в именах их правителей встречаются элементы, напоминающие имена индоиранских божеств — ?uria? (бог солнца (Сурья); сравните с санскр.
Эти правители имели явно арийские имена — ?utarna, Du?ratta, Artatama — и поклонялись индоиранским божествам.
Конечно, они ближе всего к санскриту, чем к любому из иранских диалектов, которые позднее составили западную ветвь индоиранской семьи языков.
Имена индийских божеств и числительные восходят к периоду этой индоиранской общности, то есть появились ещё до её распада и до того, как произошли фонетические изменения, характерные для иранского языка, — переход звуков s — h, ?u — sp.
Но самое удивительное заключается в том, что индоевропейские подобия в языке хеттов находят не только в индоиранских языках, но и в языках группы кентум, особенно во фригийском, греческом и латинском.
Доля истины, лежащей в основе этой теории, заключается в реальности существования периода индоиранского единства, в пользу которого мы уже приводили ряд доказательств и который должным образом объясняет всё только что отмеченные явления.
Эти изменения в обычаях должны были последовать за распадом индоиранского единства.
Можно предположить, что простиравшаяся между ними горная местность была занята народом, который тысячу лет спустя стал известен как иранцы, выделившись из первоначальной индоиранской общности, смешавшись с неиндоевропейскими малоазийскими и туранскими племенами.
Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье, куда входят также германские, италийские (романские), кельтские, индоиранские, греческий, армянский, албанский, а также распространённые в древности анатолийские, фракийские, иллирийские и тохарские языки.
Время от времени упоминается некая «индоиранская общность», которая почему-то говорила на «балтославянском праязыке».
И далее: «В языкознании арийскими называются индоиранские языки».
Это нетрудно видеть даже из лексики индоиранских народов, характеризующей пространство и стороны света.
То есть индоевропейский язык переносят на некий этнос, который говорил на «арийском языке», только затем разделившемся на индоиранскую и индоевропейскую группы.
Мнение справочной литературы на этот счет гласит следующее: «в древнейших памятниках индоиранских народов эти народы называют себя арии, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов» (БСЭ).
Верно ли увязывать термин «арийцы» только с народами индоиранской группы?
Своё утверждение они обосновывают тем образом, что из индоевропейских языков армянский ближе всего греческому, фракийскому, отчасти фригийскому и, далее, индоиранским, но весьма далёк от хетто-лувийского.
Но сегодня уже большинство учёных пришло к выводу, что слагалась индоиранская (арийская) общность где-то в русских степях в третьем — начале второго тысячелетия до нашей эры.
Язык русов-индоевропейцев (проторусский) есть праязык, на основе которого образовалась семья индоевропейских языков — хетто-лувийских, кельтских, романских, германских, славянских, индоиранских.
Получается, что не индоиранские языки, а арийский, т. е.
Татуировка применялась некоторыми азиатскими народностями (пикты), индоиранскими (сарматы и скифы), хамитскими (древние египтяне), семитскими (ассирийцы), а также индоевропейскими (кельты, илиры и траки).
Имя «сербы» представляет собой самоназвание индоиранского или индоевропейского происхождения, что указывает на эпоху зарождения индоевропейцев.
Местные хурриты объединили силы с индоиранскими кастами воинов и образовали два мощных царства, достигшие наивысшего расцвета в XV и XIV веках до нашей эры.
Обычно исследователи видят в названии «анты» тюркское или индоиранское обозначение союза племён славянского происхождения.
Исторические корни славян уходят в те времена, когда славяне выделялись из общей семьи индоевропейских, индоиранских (арийских) народов.
Отсюда и (глоттохронологическое) сходство арийских языков с современным русским, санскритом, персидским и другими иранскими и индоиранскими языками.
Соприкоснувшись с индоиранскими племенами, они переняли от них использование лёгких боевых колесниц, дававших им военное преимущество.
Кузьмина также отмечает, что в индоиранской мифологии водоплавающая птица выступала олицетворением и спутницей богини-матери, связанной с водой, которая часто изображалась в виде «мирового дерева» с сидящими на нём птицами, а пара уток была в фольклоре всех индоевропейских народов символом супружеской любви.
Это проявление устойчивой и хорошо известной индоиранской религиозной традиции.
Ограничимся рядом примеров, заимствованных из этнически близкой скифам среды индоиранских народов.
Горы считаются местом обитания богов и в индоиранской (в частности, скифской) мифологии -LSB- Бонгард-Левин, Грантовский 1974: 46 -RSB-.
Такую близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности, мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины.
Происхождение этнонима парфян неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: персы, пуштуны — от индоиран.
Недаром же на индоиранских языках понятие «мир» (свет, вселенная) до сих пор тождественно понятию «луг».
По запискам, оставленным современниками, «хакасы» или «казаки» принадлежали к индоиранской расе.