Вы здесь

Предложения и цитаты со словом "западнорусский"

Предложения в которых упоминается "западнорусский"

Однако в западнорусских землях, где памятников культуры было больше, русская культура страдала не только от войн и стихийных бедствий.
Причины участия литовских дружин в походах западнорусских князей, в частности минских и полоцких, вызывают споры исследователей-историков.
Перед глазами был пример западнорусских княжеств, для которых последствия объединения имели положительный характер.
После этого мы встречаем в западнорусских летописях известия о таких поступках козаков, которые, конечно, не могли снискать им любви остального народонаселения.
В основе западнорусского казачества, как и восточного, лежала обязательная военная служба всего пограничного населения, нельзя даже сказать «служба», потому что с этим словом связывается представление о некотором принуждении сверху, а здесь, на окраине степи, откуда ежегодно появлялись татары, человеку естественно было быть военным: безоружный человек здесь жить не мог.
Король впервые согласился на государственном уровне признать высшие церковные должности (вплоть до киевского митрополита) в не принявшей унию части православной церкви на западнорусских землях, в связи с чем были объявлены новые выборы на архиерейские кафедры.
Впрочем, и другой источник образования, без латинского языка, с помощью греко-славянских школ, куда, как и в западнорусские земли, приглашались бы греческие учителя с благословения восточных патриархов, не приносил немедленных плодов.
Продолжить работу по присоединению западнорусских земель предстояло его наследнику.
Написан он был на западнорусском или, как считают минские исследователи, на белорусском языке.
Происходило это благодаря кризису, переживавшемуся западнорусской живописью, очень выгодному для неё.
Мы видели уже, что во второй половине XVI века западнорусская церковь находилась далеко не в завидном положении.
Но если государство становилось во враждебные отношения к западнорусской церкви, отказывалось её поддерживать, то этим самым вызывало к деятельности начало общественное.
Но какие же средства имело западнорусское общество к обнаружению этого влияния, какие силы были в нём, какие соединения сил, союзы?
Итак, сначала посредством аристократии, потом особенно посредством братств, западнорусское общество боролось за свою веру и народность, против могущественных врагов, поддерживаемых государством: посредством аристократии и братств русское общество имело влияние на дела церковные.
Чтоб иметь понятие о состоянии западнорусской иерархии в описываемое время, взглянем на состояние значительнейших здесь епархий.
Так совершилась уния, или, лучше сказать, разделение западнорусской церкви на православную и униатскую.
Но это тяжкое положение, борьба с господствующею церковию, борьба с врагом, сильным не одними материальными средствами, возбудили нравственные силы западнорусского населения.
Вместе с полонизацией литовской знати шло закабаление западнорусского крестьянства.
Окатоличившиеся землевладельцы вместе с агрессивным католическим клиром усиленно размножают на западнорусских землях костёлы и кляшторы (монастыри).
Мелкая западнорусская шляхта вознаграждается за переход в латинство чинами и должностями, разнообразными возможностями кормиться от населения.
Благородное сословие западнорусского края быстро размывалось за счёт огромного числа разночинного сброда, пришедшего с запада.
Унию заключили епископы, поддержали некоторые православные князья, но большинство западнорусского народа унию отвергло категорически.
Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились, встретились и перепутались, превратились в неотложные вопросы и требовали решения, не соблюдая своей исторической очереди, и над всеми ними как общий ключ к их решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине, или брать уроки у чужих?
Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились.
Литовский князь продолжил подчинение западнорусских и южнопрусских земель.
Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха (что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях).
Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди (в западнорусских регионах).
Судя по аналогии западнорусских явлений, эти последние (путники) должны занимать весьма невидное место на иерархической лестнице.
Западнорусское государство решало стоящие перед ним проблемы такими путями, что и днём сегодняшним кажутся невероятными.
На западнорусских землях религиозное переплетение было невероятным (и даже главенствующая религия часто менялась): православие, католицизм, униатство, а ещё кальвинизм, протестантизм... Надо отдать должное, известный религиозный плюрализм всегда имел здесь место, однако новое вероисповедание к наследству книжному от прежнего хозяина относилось, мягко говоря, без должного уважения.
Эту судьбу разделило рано или поздно большинство западнорусских княжеств.
Западнорусские земли монгольское нашествие миновало, но и они страдали от междоусобиц собственных князей, набегов литовцев, татар, поляков, походов крестоносцев и галицко-волынских князей.
Могли ли западнорусские земли, находясь в состоянии глубокой феодальной раздробленности, помышлять о покорении литовцев?
Дробление на уделы, бесконечные войны из?за соседней деревушки или городка привели к тому, что западнорусские земли оказались на краю гибели.
Врагов было предостаточно — они кольцом смыкались вокруг разобщённых западнорусских земель.
Из этого можно сделать вывод, что западнорусские княжества были заинтересованы в объединении под патронажем литовских князей.
Это выражение распахивать деревню указывает нам на первоначальное значение деревни и на отношение её к селу: слово деревня происходит от дерево и потому означает место, только недавно освобождённое от леса, расчищенное для пашни; этому представлению соответствует уже известное нам западнорусское выражение: сырой корень, сесть на сыром корню.
Литовская знать будет теперь полонизироваться, шаг за шагом получая сомнительные дары в виде шляхетский привилегий, западнорусское крестьянство всё более закабаляться.
Мелкая западнорусская шляхта вознаграждалась за переход в латинство чинами и должностями, разнообразными возможностями кормиться от населения.
Получалось, что российское правительство, приняв западнорусский край, легализовало результаты того насилия, которое вершилось здесь польскими властями на протяжении нескольких веков.
Однако сохранившиеся храмы расположены с точностью до наоборот: 2/3 — в великорусских землях и только 1/3 — в западнорусских.
Ни одной древней иконы не дошло до нас из западнорусских земель, как не дошло и ни одной древней книги с миниатюрами.
Татаро-монгольские набеги на западнорусские земли происходили в 1258, 1275, 1277, 1287, 1315, 1325, 1338 гг.
Почему западнорусские и литовские земли в середине XIII в.
Рост экономической и военной силы русских феодалов, их непрерывная борьба за лидерство, политические амбиции привели к тому, что объединительной силой в западнорусских княжествах выступили великие князья литовские.
Почему объединялись западнорусские (белорусские) и литовские земли, а государство имело не белорусское, а литовское название?
Последний проводник политики централизма, преодолевая сепаратизм местных князей, силой оружия ликвидировал систему удельного наследственного княжения, институт княжения заменил институтом наместничества — назначения в западнорусские княжества представителей центральной власти преимущественно литовского происхождения.
Оно предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими подписантами право на сохранение православной обрядности.