Предложения в которых упоминается "западничество"
И я не думаю, чтобы моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания её особенностей и нужд.
Можно согласиться с тезисом: и западничество, и славянофильство содержали элементы утопизма, однако он их отнюдь не сближал — его направленность в обоих течениях была различна.
Если утопизм западничества сводился к трансляции западноевропейских ценностей, которые сами по себе должны были разрешить все отечественные проблемы, то славянофильский был направлен прежде всего на поиски альтернатив западному пути развития.
Российская историография переполнена опытами диалектического синтезирования славянофильства и западничества, неизбежно сводящими оба течения к двум разновидностям одного и того же западничества.
Обычно делается упор на историко-политические, «злободневные» мотивы возникновения славянофильства и западничества.
Впрочем, в этом с ними готовы солидаризироваться и некоторые представители российского западничества.
Возросший в последнее время интерес россиян к своим национальным истокам — явление вполне объяснимое, учитывая последствия недавнего массового отравления «пролетарским интернационализмом», а потом повальным «демократическим» западничеством.
Обрела идеологию западничества, подкрепляющую и оправдывающую эгоистичные выгоды и амбиции.
Но царь его не осудил, а наоборот, обласкал — поскольку сам уже был заражён «просвещённым» западничеством.
Относительно западничества это очевидно.
Необходимо, правда, со всей решительностью оговорить, что духовное наследие всех подлинных значительных писателей и мыслителей, так или иначе принадлежащих к западничеству или славянофильству, всегда было заведомо шире и глубже самих этих тенденций.
Западничество основано, в конечном счёте, на убеждении, что русская культура — это, в сущности, одна из западноевропейских культур, только очень сильно отставшая от своих сестёр: вся её задача сводится к тому, чтобы в ускоренном развитии догнать и, в идеале, перегнать этих сестёр.
И западничество если и предполагало всемирное значение русской культуры, то только в её присоединении к этому (уже совершенному) подвигу; со своей стороны, славянофильство (как тенденция) видело цель в создании — рядом, наряду с романским и германским — ещё одного (пусть даже глубоко самобытного) культурного мира — славянского, с русской культурой во главе.
С точки зрения западничества и славянофильства оказываются, в сущности, как бы ненужными, бессмысленными целые столетия истории русской культуры: для западничества — время с конца XV до конца XVII века; для славянофильства — последующее время.
Причём отождествить «прогрессивное» с либерализмом и западничеством.
Киношная среда в то время уже почти насквозь была пропитана западничеством, и в этой среде реакция на фильм, воспевающий патриотизм и любовь к родине, могла быть только одна — ненависть.
Григорьев, неопределённый мечтатель и художественный мистик, одною своею стороною даже соприкасавшийся с западничеством.
Должен вам признаться, что я не разделяю не только западничества, но в равной мере и славянофильства.
Зрелое национальное самосознание будет у нас преодолением славянофильства и западничества, которые были связаны с нашим несовершеннолетием.
Какой же смысл доказывать наличие исторических корней современного российского западничества, если эти корни выкорчеваны?
На рубеже же XVII — XVIII столетий проникновение западничества уже в новой форме протестантства напрямую вело к секуляризации русской культуры и развитию не просто иной веры (католицизма и протестантства), но и появлению атеизма и борьбе с русским православием.
Причём одной из серьёзных угроз становятся западничество интеллигенции и бюрократизация русской жизни.
Выход из состояния «молчания» потенциально имел своим следствием возможный отказ и от самой традиции, во всяком случае, он зачастую выглядел как её попирание, как западничество.
Тема славянофильства и западничества неизбывная в нашей культуре.
Прежде всего нам придётся сказать о некоторых клише, сложившихся в дореволюционной и развившихся в советской историографии, которые заметно повлияли как на науку, так и на обыденные представления о западничестве и славянофильстве.
Таким образом, обозначив основные штампы и заблуждения, сложившиеся в отечественной историографии славянофильства и западничества как идейных течений просвещения, пойдём дальше.
Причину живучести и распространённости западничества в отечественной культуре он видит в том, что в наше просвещение вошли не отдельные факты западноевропейской культуры, но целые фрагменты и неоспоримо принимаемые догмы.
Западничество приходится признать характерным и исключительным феноменом русского сознания.
Шафаревича, западничество по своей сути означает признание духовной зависимости.
Но если вторые на этом основании делают вывод в пользу замещения общества государством и создания им управляемых общественных организаций, то первые рассматривают такое историческое наследство как главную проблему российского либерального западничества.
Было бы неточно отождествлять эти полюса с западничеством и славянофильством, как это может показаться при поверхностном взгляде.
Указанная мыслительная структура была характерна и для различных тенденций и оттенков западничества, которое отнюдь не было примитивным призывом к копированию западных социальных форм.
Это, несомненно, самая устойчивая из идеологем русского западничества.
Эта логика вела к социалистическим убеждениям, противостоящим как сталинизму, так и либеральному западничеству.
Дело в том, что излишне эмоциональное отрицание западничества может заманить человека в ту же ловушку, в которую как раз и попали российские западники, рьяно отрицая не только значение восточных культур, но даже и значение собственной.
Евразийство сегодня противопоставляется западничеству и главный вопрос состоит в том, чтобы заменить это противопоставление на вежливо-корректную отстранённость.
Евразийство очевидно нельзя понимать как антитезис западничества, оно должно быть синтезом и оно является синтезом.
Антитезисом западничества может быть только некое восточничество.
Западничество, впрочем как и некое возможное восточничество, принадлежит к антицивилизационным и антисистемным доктринам.
История русского самосознания XIX века полна распрей славянофильства и западничества.
Но окончательно станет зрелым и мужественным наше национальное самосознание лишь тогда, когда прекратится эта вековая распря, преодолеется раскол славянофильства и западничества, принимавших столь разнообразные формы, и вечная правда славянофильства вместе с вечной правдой западничества войдёт органически в наше национальное бытие.
Этот мистицизм был на русской почве столь же поверхностным западничеством, как и вольтерианство XVIII века.
Другой факт александровской эпохи, вообще очень знаменательной и значительной, оказал определяющее влияние на всю историю нашего самосознания XIX века, углубил русскую душу, заставил призадуматься, стряхнул поверхностное западничество нашего барства.
Большевизм, убив славянофильство, не дойдя до западничества, бултыхался в самодержавной луже, пока сам не был предан своими же клевретами.
В славянофильстве была своя правда, которую всегда хорошо было противопоставлять западничеству.
И в западничестве был партикуляризм и провинциализм, не было вселенского духа.
Цензура первоначально отнеслась к «Капиталу» как к «строго научному, тяжёлому и малодоступному» экономическому трактату, выражающему идеи западничества с экономическим акцентом.
Достаточно вспомнить противостояния западничества и славянофильства, революционной демократии и религиозной философии.