Вы здесь

Значение слова "прана"

Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.

Йоги считают, что прана с каждым вдохом наполняет праническое тело человека (или животного) по системе мельчайших каналов — нади; Кшурика-упанишада и Хатха-йога-прадипика называют 72 тысяч нади; Прапанчасара-тантра и Горакша-Паддхати — 300 тысяч; Шива-самхита — 350 тысяч. Нади, переплетаясь образуют многочисленные энергетические центры — чакры. Выделяют десять главных нади, три из которых считаются наиболее важными: ида, пингала и сушумна. Эти три канала (нади), по представлениям йогов, располагаются непосредственно вдоль позвоночника и играют важную роль в жизни человека, также они соединяют шесть главных чакр (от муладхары до аджни). Нужно заметить, что Сушумна пролегает от муладхары до сахасрары и является каналом для огня кундалини.

В тибетской медицине используется одновременно два понятия — и прана, и ци.

Карл Густав Юнг, анализируя начавшийся в XIX веке широкомасштабный импорт экзотических религиозных систем Востока на Запад, отмечал связанные с этим проблемы:

Источник: Wipedia.org

прана

1. (в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике) представление о жизненной энергии, жизнь

Источник: Wiktionary.org

  • Таким образом, пранаяма — это не дыхание, но управление той мускульной силой, которая двигает лёгкие; эта же мускульная сила, проходящая через нервы к мускулам и от них к лёгким и заставляющая последние двигаться известным образом, и есть прана, которой мы должны управлять в практике пранаямы.
  • Тот, кто подчинил себе прану, подчинил своё тело и все существующие в мире тела, потому что прана есть обобщённое проявление силы.
  • Этот двигатель есть прана, наиболее осязательное проявление которой есть дыхание.
  • Техники, которые позволят вам лучше управлять своей жизнью, это медитации и контроль дыхания — прана или хара, как называют его в восточных культурах.
  • Третья фаза практики — возрастающая саттва, осуществляемая посредством спокойной и сосредоточенной медитации, в которой забывают о теле, а прана отдыхает.