По всей стране в то же время возникало казачество: когда украинские и донские казаки пришли из своих степей вслед за первым искателем престола, внезапно их наличный состав удвоился, даже утроился огромным наплывом казаков внутренних — бродяг, разбойников, людей, лишённых покровительства закона, всякого происхождения и общественного положения, разорившихся землевладельцев, беглых или промышляющих воровством крестьян, — всех тех, кто давно уже объявил войну господствующему порядку да и вообще всякого рода порядку.
Вы здесь
- Любопытно, что многие историки, отвергая теорию происхождения запорожского кошевого казачества от беглых крестьян, указывают на то, что казаки пришли на места своих дислокаций из южных территорий.
- Эти последние черты носят на себе характер, кажется, позднейшего происхождения; явились они, по всей вероятности, не раньше времён казачества, когда для южно-русского народа всё «панское», «немецкое» внушало какое-то чисто физиологическое отвращение и имя «пана» стало синонимом чёрта.
- По крайней мере, стоит попробовать по-новому взглянуть на происхождение именно этой ветви казачества.
- Идеалом казачества была полная личная свобода, не стесняемое землевладение, выборное управление, самосуд, полное равенство всех, пренебрежение к преимуществам происхождения и взаимная защита.
- Быть может, мы, ответив на этот вопрос, продвинемся в разрешении основного вопроса, о происхождении казачества.
- Вопрос происхождения казачества по-прежнему остаётся открытым.
- Но прежде чем приступить к этому объяснению, которое тесно связано с вопросом о происхождении казачества, мы здесь приведём мнения по этому предмету некоторых историков, а мнения эти, как увидят читатели, иногда доходят до крайней нелепости, если не сказать — до смешного.