Прозрачные и тающие в пространстве лессировки, «полёты кисти», музыкальные ритмы, лирические мелодии, полифоническая полнота красочного строя — это все ходовые метафоры художественной критики и лексикона самих художников, когда те хотят высказаться на тему необъяснимых энергий живописного шедевра.
Присутствіе идеаловъ, в?рность неизм?ннымъ, элементарнымъ треобваніямъ искусства, художественное творчество пресл?дуются во вс?хъ областяхъ духовной д?ятельности, какъ н?что въ высшей степени враждебное какимъ-то новымъ требованіемъ времени: таланты унижаются съ мстительною злобою и на м?сто ихъ возвеличивается посредственность, охотно подчиняющаяся требованіямъ газетной моды и руководству нев?жественной критики — литературной, музыкальной и художественной.
Академическая музыкальная наука и критика касаются, как правило, лишь наиболее общих и значительных аспектов бытования «лёгкого» жанра, не вдаваясь в детали развития всевозможных течений.
Было три одноактных спектакля, из них два первых были ниже всякой критики, третий, собрание раввинов, что-то вроде музыкальной комедии на еврейские мелодии, производил гораздо лучшее впечатление, однако я не понимал сюжета и был так утомлён тем, что случилось за день, и бесконечными антрактами, что временами засыпал35.