Вы здесь

Предложения со словосочетанием "бить челом"

Предложения в которых упоминается "бить челом"

Переяславцы били челом и обещали быть под рукою великого государя навеки неотступно.
Старшина била челом, чтоб об этом на раде не говорить, иначе нечего ждать прекращения междоусобия.
Атаманы и козаки беспрестанно нам бьют челом и докучают о денежном жалованье, о своих и конских кормах, а нам их пожаловать нечем и кормов давать нечего.
С. М. Соловьев, История России с древнейших времен. Том 9
Государь и мать его нам говорили: вы нам били челом и говорили, что все люди пришли в чувство, от воровства отстали, так вы нам били челом и говорили ложно.
С. М. Соловьев, История России с древнейших времен. Том 9
Если представитель боярского рода считал своё назначение «невместным», он бил челом великому князю, отказываясь исполнять обязанности.
Все они отказались от самостоятельности и били челом принять их на московскую службу.
Существовало выражение: бить челом «сковороткою рыбки».
Нищ есмь, стар, скорбен, убог, и увечен, и мизерен; приказных дел нести не могу, бью челом об отставке.
Поехали: архиереи, архимандриты, вельможи, князья, бояре, окольничие, дворяне, приказные люди, гости, купцы и мещане — бить челом государю и плакаться.
Кадр едва ли не плакал, бил челом в пол и тысячу раз клялся, что исправится.
Новгородцы с своей стороны присылали к митрополиту с просьбою, чтоб бил челом за них великому князю и дал для их послов опасные грамоты.
Свекровь передавала приносы невестке с наказом бить челом и кланяться матери за желанное добро.
Потом стольник спросил о здоровье генеральную старшину, и те били челом на государской милости.
Во втором случае власть признавала, что претензии челобитчика «в отечестве» не обоснованы, он бьёт челом «сверх своей меры».
А на которого он старца бьёт челом, и ты бы тому старцу жить у него не велел.
Бояре же, придя, били челом братии великого князя.
Но тот легат и прочие, которые с ним, послы начали бить челом князю, чтобы пожаловал, смиловался над ним, доколе обменяется сообщениями с венецианским дожем.
После сего же и о пойманных новгородцах били челом так же, как и владыко.
После сего в то же утро пришли к великому князю ударить челом на жалование, да о том били челом, чтобы пожаловал, велел с боярами поговорить.
И коли не по пригожести их нам бьёте челом, и нам как вас пожаловать?
После сего владыка, и посадники, и зажиточные били челом великому князю о приставе, чтобы пожаловал, велел проводить их из города.
А посадники и зажиточные также били челом, чтоб государь смиловался, да били челом, чтоб государь пожаловал, велел с боярами говорить.
И владыка и те, кто с ним были, били челом, чтоб князь великий поволил ехать в город да опять приехать по тому же охранению.
А владыка со всеми своими посадниками, и зажиточными, и чёрными били челом.
И они били челом, чтоб бояре целовали к ним, князь великий и то им отмолвил.
И они ещё о том били челом, чтоб наместнику своему велел целовать, которому у них быть, он же и того не учинил.
И они ещё били челом о покровительственной грамоте, и князь великий и того не дал им.
Января в 12 день в понедельник пришёл владыка к великому князю, а с ним вышесказанные посадники и зажиточные, а били челом, чтоб им с боярами говорить.
А с вышгорода начали бить челом воеводам великого князя, чтоб они пожаловали, в полон их не брали, а откуп бы с них взяли, сколько они могут.
И я бил челом султану, чтобы мне позволил идти ради милостыни на церковное строение в христианские государства, — и султан меня отпустил.
Бояре заметили митрополиту, что если он начнёт бить челом государю, то государь пожалует ему взамен той земли иную.
При этом многие козаки били челом посланнику, чтоб он для имени царского величества отпросил у них этого молодца от казни, потому что он виноват без хитрости, неумышленьем, сопьяна.
С. М. Соловьев, История России с древнейших времен. Том 9
Эта «передняя» была заветною мечтою очень многих родовитых и заслуженных людей, которые нередко били челом государю, униженно моля его за их и родительские службишки наградить их — дозволить быть в «передней».
В этот же день многие новгородские жалобники и всякие люди, даже из ближних новгородских мест, пришли бить челом великому князю: одни просить приставов, чтобы не быть грабленными от воинов великого князя, другие с жалобами на свою братию новгородцев, каждый о своём управлении.
Верная жена, дом — полная чаша, подрастающий сын и бьющие челом подданные, которые только что не молятся на своего благодетеля... Какая шальная муха укусила уездного царя?
Он «бьёт челом о своём согрешении» пред собором иерархов, кается пред ними с обещанием исправиться и ищет прощения, затем зовёт к исправлению и примирению бояр и прочих правителей.
Они приходили туда, били челом великому государю в службу и «приказывались» ему со своими княжествами; великий же государь их жаловал, в службу принимал, а потом, получив от них их волости, как политическое владение, жаловал князей их же волостями «в вотчину», то есть передавал им их волости в потомственное частное обладание.
Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Даже и тогда, как началась война с литовцами (1562) и счастие видимо благоприятствовало русским, митрополит хотя отвечал литовским вельможам, снова обратившимся к нему с прежними просьбами: «Мы люди церковные, и нам до тех дел дела нет», но присовокупил: «Мы били челом государю, и он нашего челобитья не презрил, послал на литовских послов опасную грамоту».
Однакоже сие разумеется токмо о таких делах, которые не великой важности и до дворцовой службы касаются или иным каким рассуждением дворцовому ведению и вершению подлежать могут, а в прочих тяжебных, как о наследстве движимого или недвижимого имения или тому подобных делах в надлежащем месте те дворцовые служители бить челом и суда искать имеют.
Ведь в литературе давно уже утвердилась мысль о том, что к поискам иноземного кандидата на русский престол обратились от разочарования и неверия в отечественных кандидатов: вот, дескать, опять «туземцы» отправились бить челом «иноземцам», поскольку видели в них лучшую альтернативу.
Такие случаи бывали нередко: челобитчик, считая того, с кем местничался, бесспорно ниже себя многими местами, бил челом прямо на высшего родича своего противника, которого полагал последним к себе, т.
Иногда, наоборот, ответчик, считая унизительным для себя бить челом самому и уверенный в своей высоте пред противником, посылал вместо себя бить челом или отвечать младшего родича.
Чтоб объяснить себе явление, мы должны припомнить, что грамоты, которыми волостям давалось право управляться своими выборными властями, назывались откупными; волость известною суммою, вносимою в казну, откупалась от наместников и волостелей; правительство давало ей право откупаться вследствие её просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.
Если на одного холопа объявят притязания два хозяина, положат на одного холопа две полные или две докладные, то холоп присуждается тому, чья полная или докладная будет старше, причём деньги, заплаченные новым господином, пропали; кроме того, последний должен заплатить старому господину за убытки, если холоп ушёл от него покравши; второй господин ведается с своим знахарем (человеком, представившим ему холопа за вольного) сам, и если станет бить челом на знахаря, то дать ему на него суд.
Иногда игумен какого-нибудь монастыря бил челом царю, что он уже стар и чтоб царь пожаловал, устроил на его место такого-то старца; иногда вся братия просила царя о назначении им в игумены такого-то старца.
Если на которых-нибудь духовных пастырей, на архимандритов и игуменов великих честных монастырей станут бить челом жалобщики об управах, то святители за ними недельщиков своих не посылают и на поруку их не дают, а посылают к ним свои грамоты именные, за своими печатями, с теми жалобщиками, чтоб с ними управились; а по жалобщиках брать поруки, чтоб им явиться на срок, если не управятся; сроки в посыльных грамотах архимандритам и игуменам назначать по жалованным и уставным царским грамотам, исключая духовных дел; жалобщики должны отдавать посыльные грамоты архимандритам и игуменам перед братиею на соборе; если архимандриты и игумены не управятся с жалобщиками, то пусть присылают к ответу слуг своих вместо себя, а захотят сами ехать к ответу-в том их воля.
Только после этого несчастия осаждёнными овладело уныние; обнаружилось разногласие: одни хотели бить челом государю, но другие не соглашались, начали искать воды, нашли один смрадный поток и довольствовались им, хотя от гнилой воды заболевали, пухли и умирали.
Только после этого несчастия осаждёнными овладело уныние; обнаружилось разногласие: одни хотели бить челом государю, но другие не соглашались, начали искать воды, нашли один смрадный поток и довольствовались им до самого взятия города, хотя от гнилой воды заболевали, пухли и умирали.
Поднесли царское жалованье, гетман опять бил челом и говорил: «Великая, преславная и неизреченная ко мне великих государей царей милость, и за такую милость, жалованье и призренье десятократно и стократно бью челом и впредь служить, всякого добра хотеть, против всякого неприятеля работать неотступно не только до крови, но и до смерти не забуду, как служил отцу и брату их государскому».