Вы здесь

  • В этой замене одного общего неопределённого факта многими точными заключается настоящий прогресс положительных наук: «вся их работа и весь их успех за 300 лет заключается в преобразовании крупных масс, которые усматривает внешний опыт, в точный и обстоятельный каталог фактов, каждый день далее разлагаемых и размножающихся».
  • Позитивистическое направление теории познания отрицает возможность метафизики; на неё должно будто бы смотреть как на большое историческое заблуждение человеческого духа; положительные науки и теория познания будто бы исчерпывают собою круг познаваемого.
  • Было время, и оно лежит ещё не так далеко позади нас, когда было широко распространено воззрение, будто философия есть вещь, пережившая самое себя, что место её будто бы заступили положительные науки.
  • Однако в самом широком своём значении (как логическая непрерывность, как чистое изначало) принцип систематического единства не связан границами какой-нибудь отдельной области положительной науки; он является тем последним источником, которым питается объективное знание вообще.
  • И каковы доказательства, приводимые им в пользу того, что указанные выше систематические мотивы относятся не только к области отвлечённого философского умозрения, но проникают также конкретную проблематику положительных наук, словом, что их философское значение представляет лишь оборотную сторону, необходимый коррелят их научного значения?
  • Как, с одной стороны, систематическое единство знания неосуществимо вне ориентирования на науке, так, с другой стороны, и внутренняя структура положительной науки требует для своего завершения логического объединения всех отраслей знания в единстве философской системы.
  • Если схематику мира выводить не из головы, а только при помощи головы из действительного мира, если принципы бытия выводить из того, что есть, — то для этого нам нужна не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нём происходит; то, что получается в результате такой работы, также не есть философия, а положительная наука.
  • Увы, страшное идеологическое, действующее на сознание и формирующее поведенческую мотивацию, оружие продолжает использоваться для профанации как положительных наук, так и настоящей (правильной) политики, под которой следует понимать государственную деятельность с вполне определёнными целями и действиями, направленными на развитие производства, которое, в свою очередь может иметь лишь единственную достойную цель: повышение жизненного уровня членов, индивидуумов государства, т.